Технологическая карта по Окружающему миру 2 класс "Водные богатства" Плешаков Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Новохатка Ирина Владимировна

Технологическая карта содержит конспект урока и разноуровневые задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

ФИО (полностью)

Новохатка Ирина Владимировна

Место работы

 МОУ – СОШ №17 г.о. Клин

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

2 класс

Тема урока

«Водные богатства» ( 4 в разделе «Путешествия»)

Предметная программа и её автор

 УМК «Школа России» Плешаков А.А.

Цель (и)  урока

Формирование новых представлений и понятий, ценностных отношений к ним

Тип урока

Урок изучения нового материала

Модель организации УПД учащихся

АРМ учителя, класса

Необходимое оборудование

Учебник «Окружающий мир», 2 класс (2 часть) А.А. Плешаков, рабочая тетрадь  окружающему , 2 часть, физическая карта России, глобус, проектор, экран, презентация, карточки с понятиями для работы в группе, карточки с разноуровневыми заданиями.

Структура и ход  урока

См. таблицу №2

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР

гиперссылка

Время

(в мин.)

1

I. Адаптационный этап.

1. Адаптация учащихся к деятельности на уроке

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

1 мин

2 мин

2. Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границы

Договаривают предложения

Рассматривают карту и глобус. Отвечают на вопросы.

Организует  фронтальную работу. Читает предложения, не договаривая.

-Равнины, которые имеют ровную поверхность…

-У горы, у холма он бывает крутой и пологий…

-Возвышенности на равнинах…

- Ровные или почти ровные участки земной поверхности…

-Горы, расположенные рядами…

-Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или …

-Равнины, имеющие на поверхности возвышенности …

 - Эти чудо – великаны

  Носят каменные кафтаны.

  Белые шапки на макушках

  До облаков достают верхушкой…

- Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами…

- Самая высокая часть холма или горы…

Демонстрирует физическую карту. Задает вопрос

-Каким цветом на карте обозначаются формы земной поверхности?

Демонстрирует глобус.

-Какой цвет преобладает на модели Земли?

Слайд 1

2

II. Основной этап.

1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта

Слушают стихотворение. Отвечают на вопрос.

Высказывают свои предположения о предстоящей теме урока, целях и задачах.

Слушают, разгадывают загадки.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах. Осуществляют анализ и классификацию объектов.

Выполняют движения

Читает стихотворение

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета  должна называться  «Вода»?

-Почему поэт предложил переименовать планету?

-О каких богатствах пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока, цель, задачи.

Загадывает загадки:

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

Кругом вода,

А с питьём беда. (Море)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит. (Река)

Задает вопрос:

-Назовите отгадки одним словом. (водоемы)

-Какие еще водоемы вы знаете?

Демонстрирует презентацию.

 

Организует  работу в парах.

-Разделите объекты на две группы. Объясните, почему?

( Естественные водоемы -водоемы, которые созданы природой без участия человека; искусственные водоемы – водоемы, которые создал человек.)

Проводит физ. минутку(Игра на внимание «Собери части реки»

«Исток» - руки вверх, «Притоки» - в стороны, «Устье» - вниз)

Слайд 2-4

Слайд 5-12

7 мин

1 мин

2 мин

1 мин

13 мин

2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос

Высказывают предположения. Делают вывод, что озеро- водоем со стоячей водой; река – постоянный водоток.

Рассматривают схему в учебнике, называют части реки.

Читают текст учебника с.83

Отвечают на вопросы

Выполняют задания в рабочей тетради с.51-53. Выполняют взаимопроверку в парах

Задает проблемный вопрос.

-Чем река отличается от озера?

Организует работу по учебнику с.83 «Части реки»

Демонстрирует схему.

Организует работу с текстом учебника. Задает вопросы:

-Что называют истоком реки?

-Как называется место , где река впадает в другую реку, озеро или море?

-Что такое русло реки?

Организует работу в рабочей тетради. Поясняет задания, выполняемые учениками. Осуществляет индивидуальный контроль.

Слайд 13

3

III. Творческий этап.

1. Первичное  закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения

Работают в паре. Находят крупнейшие реки и озера страны.

Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт и знания, полученные на уроках окружающего мира.

Организует работу в парах по физической карте России. Предлагает найти крупнейшие реки, озера.

Организует беседу по вопросам:

-Какое значение имеют водоёмы?

-Нужно ли охранять водоёмы?

-Как взрослые и дети должны охранять водоёмы?

-Какой вред водоёмам наносят заводы?

 15 мин

3 мин

2. Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий

Работают индивидуально по самостоятельно выбранным карточкам.

Вступают в беседу с учителем.

Оценивают свою работу на уроке в соответствии с целью и задачами.

Слушают и запоминают домашнее задание

Организует работу по карточкам с разноуровневыми  заданиями.

Проводит беседу по вопросам:

-Что составляет водные богатства нашей планеты?

-Из каких частей состоит река?

Проводит рефлексию

Закончи предложение:

 Сегодня на уроке…

Я узнал…

Мне было интересно…

Я задумался…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Объясняет домашнее задание

Учебник с. 82-85

Творческое задание: подготовить сообщение об истории названия водоемов МО (по желанию)

Формируемые понятия

Содержание понятий

Водоемы

Место скопления или хранения воды.

Естественные водоемы

Водоемы, которые созданы природой без участия человека.

Искусственные водоемы

Водоемы, которые создал  человек.

Озеро

Природный водоем со стоячей водой.

Река

Водоем с постоянным водотоком.

Пруд

Относительно небольшой искусственный водоем,  созданный для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы…

Канал

Искусственная река, созданная человеком.

Исток

Начало реки.

Русло

Углубление,  по которому течет река.

Устье

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

Берег

Правый, левый.

Притоки

Реки и ручьи, которые впадают в реку и отдают свою воду.

Задания фактологического уровня

1.Закрась кружок с верным  ответом на вопрос. Что не относится к естественным водоемам?

 

                   река                            водохранилище

                   океан                          озеро

                   пруд                            болото

2.  Определи, о каком водоеме идет речь.

            Это естественный водоем. Он не имеет истока и устья. Его можно обойти кругом. Водная гладь его удивительно красива.

3.Продолжи предложение.

   

            К водным богатствам нашей планеты относятся…

4. Догадайся, что пропущено в описании, впиши недостающие слова.

             Когда – то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили запруду, и на этом месте появился___________. Теперь в нем разводят рыбу.

             Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось ____________. Сейчас из него берут воду для города.

              Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился__________. Теперь из одной реки на теплоходе можно проплыть в другую.

5. Подпиши на схеме части реки.

                                                                                  https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a302b6c0f7d8/771673_1.png

Задания описательного уровня

  1. Дай характеристику реки Волга  по плану:

      1)исток

      2) устье

      3)левые притоки

      4)правые притоки

  1. Правильно ли перечислены части реки? Если нет, то исправь ошибки (вычеркни или допиши):

Исток, подошва, устье, русло, левый приток, вершина, правый приток, правый берег, левый склон.

  1. Подчеркни красным карандашом естественные водоемы, а зеленым карандашом искусственные водоемы.

             Водохранилище, озеро, река, пруд, море, океан, канал, болото, ручей.

  1. Пользуясь таблицей, запиши названия рек в порядке увеличения их длины.

Название реки

Длина, км

Амур

4400

Волга

3530

Дон

1870

Енисей

4090

Индигирка

1726

Иртыш

4248

Колыма

2129

Печора

1810

Урал

2428

Яна

1490

  1. Пользуясь таблицей, запиши названия озер в порядке уменьшения их глубины.

Название озера

Глубина, м

Байкал

1620

Ильмень

7

Имандра

67

Каспийское море

1026

Кроноцкое

128

Ладожское

230

Онежское

127

Таймыр

26

Телецкое

325

Ханка

11

Задания доказательного уровня

  1. Ученики получили задание обозначить на схеме место, где река впадает в другой водоем. Сравни схемы. Определи, кто из ребят правильно выполнил задание. Обоснуй свой выбор.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a302b6c0f7d8/771673_1.pngУ Сони вот такая схема                                https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a302b6c0f7d8/771673_1.png

Исток                                                                                                                                                       устье                        У Ларисы – вот такая схема    

      https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/12/s_5a302b6c0f7d8/771673_1.png   

      приток                                                  У Вити – вот такая схема

     

  1. Второклассники должны были рассмотреть несколько карт и сделать вывод: куда не может впадать река. Вот какие выводы сделали дети.

                  Митя сказал, что река не может впадать в море.

                  Валя ответила, что река не может впадать в озеро.

                  Юля сказала, что река не может впадать в пруд.

Кто из ребят грамотно провел исследование? Обоснуй свой ответ.

  1. Распредели фотографии в группы. Обоснуй свой выбор.

http://ww.zapilili.ru/pic/1/7/11/12/1/1698260-R3L8T8D-880-5647392847566.jpg       http://cdn.n1.ru/cache/realty/photo/aa008285db323f58b7bb52446241fcd0_140_105_cp.jpg     https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bb/%D0%9E%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE_%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB_-_Baikal_Lake.jpg/200px-%D0%9E%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE_%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB_-_Baikal_Lake.jpg    http://himki.net.ru/files/thumb/cx200x300_0.5/7/78/789af7f20c9998f5a0f4fc9177fa5c030e3a78a2.jpg     

https://i1.wallbox.ru/wallpapers/small/201223/priroda-d15a5fdb85d3.jpg       https://pp.userapi.com/c846217/v846217020/70465/Nw6DrBAbt90.jpg

  1. Однажды папа сказал Тане, что вода в реке не заканчивается. Так ли это?

  1. Докажи, что реки, моря, озера -  богатства нашей планеты и нуждаются в защите.

Задание творческого уровня

Рассмотри фотографии.

http://bionews.al/wp-content/uploads/2017/12/ndotja-e-mjedisit-100x70.jpg    http://xn----itbakdalgarrxoaff.xn--p1ai/upload_modules/cache/image/3225.jpg    http://gtrk-omsk.ru/upload/resize_cache/iblock/e54/180_150_1/12.jpg    http://y.delfi.lv/thumb/185245/5249065_uda7gO.jpeg     http://www.vodainfo.com/img/nor/6133/chine_muddywater1.jpg     http://www.da-voda.com/images/cms/data/ozerki_coastline.jpg     https://i.mycdn.me/image?id=866284359423&t=35&plc=WEB&tkn=*SVbmvYPF1bjMSOre45YKlb_lNh4

Придумай  знаки на тему «Правила поведения на водоемах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"

Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс (УМК Школа России) «Дикие и домашние животные»

Дать представление о диких и домашних животных, отработать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних....

Технологическая карта урока окружающего мира «Водные богатства» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Водные богатства» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Семейный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс, А.А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у обучающихся базовых представлений о бюджете семьи.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира «Водные богатства». (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Водные богатства».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у детей первоначальных представлений  о водных богатствах нашей планетыЗадачи уро...