Этап
| Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивноеоборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | ф Словесные: беседа | Приветствует учащихся; Проверяет готовность учащихся к уроку; - Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста. | Приветствуют учителя; Показывают готовность к уроку;
| М: личностное включение в учебную деятельность (Р) |
|
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф,И Словесные: учебный диалог | Учитель организует фронтальный опрос с целью актуализации знаний. Ставит проблемную ситуацию. - Ребята, давайте проверим ваши знания по теме прошлого урока. Я буду задавать вопросы, если вы знаете ответ, то подымайте руку. 1. Что такое государственный бюджет?
2. Как называются деньги, которые в него поступают? 3. Как называются деньги, которые тратят? 4. Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? 5. На что государство расходует деньги?
6. Зачем нужен в каждом государстве бюджет? - А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? | Участвуют диалоге. Решают проблемную ситуацию.
- Это план доходов и расходов государства. - Доходы. - Расходы.
- Налоги. - На образование, здравоохранение, содержание армии, полиции, науки и культуры, охрану природы и другие цели. - Чтобы вести хозяйство страны, планировать, вести экономику. - Семейный. | М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса (Р); Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
| Ф Словесные: подводящий диалог
| Подведение к теме, постановке цели, составлению плана. - Какая же сегодня тема урока? - Какую цель мы можем поставить? Чему бы вы хотели научиться в ходе нашего урока?
- Давайте составим план нашего урока. Дополните предложения. - Узнать, что такое … Для чего…семейный бюджет? Как … бюджет семьи? - Верно. | Рассуждая подходят к теме, цели и плану. - Семейный бюджет. - Узнать, что такое семейный бюджет, для чего он нужен, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи. - Узнать, что такое семейный бюджет? - Для чего нужен семейный бюджет? - Как ведётся бюджет семьи? | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
| Учебная презентация |
«Открытие» нового знания
| Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Г Словесные: беседа; Практические: упражнение | «Открытие» нового знания. - Как вы думаете, из чего складывается бюджет? - Сейчас я разделю вас на группы по 4 человека. - Ваша группа – это отдельная семья. Распределите роли (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок-студент, ребёнок школьник), придумайте фамилию вашей семье. Пенсия – 13000 рублей Зарплата – 30000 рублей Стипендия – 2000 рублей - На уроке мы должны заполнить таблицу и разобраться из чего состоят доходы в семейном бюджете и расходы. Доходы | Расходы |
|
| Итого: | Итого: |
- Что такое доход семьи?
- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? Обсудите со своей семьёй какие у вас источники дохода и впишите их. В зависимости от состава семьи сосчитайте ваши доходы. - Ребята, а куда тратятся деньги из семейного бюджета? - Что это? - У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Лекарства –3000 рублей Одежда – 1500 рублей Интернет – 1500 рублей Игрушки – 1000 рублей Книги – 1500 рублей Транспорт– 3000рублей Платежи и налоги – 6000 рублей Бытовая химия – 1500 рублей | Продукты – 6000 рублей Домашние животные – 3000 рублей Кино – 1500 рублей Поход в боулинг – 25000 рублей Туристическая поездка – 6000 рублей Музыкальная (спортивная) школа – 3000 рублей |
- Так, на что расходуется семейный бюджет? Внесите это. Итак, сосчитайте ваш расход и доход. Давайте подведём баланс. Из цифры доходов вычтите цифру расходов. Остались ли у вас деньги? Если остались, то это экономия бюджета. А если нет, то это дефицит бюджета. - Кто хочет рассказать о бюджете вашей семьи? - Ребята, а если образовался дефицит бюджета, что нужно сделать? - На чём можно экономить? - Если появилась экономия бюджета что можно сделать? - Существуют ли виды доходов, которые не запланированные? - Существуют ли виды расходов, которые нельзя запланировать? - Прочитайте текст на стр. 77. О каких видах доходов вы узнали?
- Что такое прибыль? Как вы понимаете? - Что такое гонорар? Объясните. - Что такое процент по вкладу, банковский процент? | «Открывают» новые знания. - Из доходов и расходов. Разделяются на группы, выбирают роли.
- Сумма, заработанная членами семьи за месяц. - Зарплата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений.
- На продукты, транспорт, развлечения. - Расходы.
Считают свой бюджет.
Составляют рассказы, выступают. - Экономить. - Беречь воду, электричество, доедать пищу, не выбрасывать её. - Положить деньги в банк, получать банковские проценты. - Лотерея, выигрыш.
- Болезнь.
- Это выручка от продажи, прибыль от работы фирмы, гонорар, процент по вкладу. Объясняют понимание терминов. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); | Учебная презентация, карточки
Учебник |
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Практические: выполнение физических упражнений | Учитель организует динамическую паузу. - Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Выполняют упражнения. | М: умение соотносить свои действия с действиями учителя |
|
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | И, Ф Практические: выполнение заданий Словесные: беседа, | Организация работы в рабочей тетради. - А теперь поработаем в рабочих тетрадях. Найдите упражнение 2 на стр. 48. Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу. Соедините стрелками из чего складывается доход в вашей семье. - Покажите стрелками расход семьи. Где стрелок получилось больше? Какой вывод можно сделать? - Что произойдёт, если расходы превысят доходы? | Работают в рабочих тетрадях. - Нужно просчитывать семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходы.
Делают вывод.
- Не будет хватать денег. | П: уметь работать с открытым знанием; | Рабочая тетрадь |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И, Ф Практические: Наглядные: проверка по эталону | Самостоятельная работа. - Впиши слова. Семейный бюджет – это соотношение ___________ и ____________ семьи. Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать _____________. Для этого составляется ___________________. Он для того, чтобы правильно вести__________________. (бюджет, домашнее хозяйство, доходов, план доходов и расходов, расходов) - Обменяйтесь карточками, проверьте друг друга по эталону. | Проведение самостоятельной работы. - Семейный бюджет – это соотношение доходов и расходов семьи. Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать бюджет. Для этого составляется план доходов и расходов. Он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. | М: уметь проводить самоанализ; П: знание о том, что такое бюджет и как он составляется
| Карточки, учебная презентация |
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Ф Словесные: учебный диалог Практический: упражнение | Закрепление изученного материала. - У меня есть небольшой кроссворд для вас. Попробуем разгадать его вместе. 1. Деньги, которые тратят на те или иные нужды. 2. Стоимость одной вещи. 3. Правила, законы ведения хозяйства это –… 4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает … сумка.
- Какое ключевое слово получилось? Домашнее задание. - Рабочая тетрадь: стр. 48 №1, стр. 50 №5. | Закрепляют то, что узнали в течение урока.
- Семья. Записывают домашнее задание. | П: уметь составлять диалог М: контроль, коррекция, оценка (Р) | Учебная презентация |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф, И Словесные: беседа, анализ | Подведение итогов. Организация рефлексии. - Какая была тема нашего урока? - Что мы должны были сегодня узнать?
- Достигли мы поставленной цели на уроке? Продолжите фразу: – Было интересно узнать, что … – Меня удивило … – Было трудно… - Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок! | Оценивают свою работу на уроке. - Семейный бюджет. - Что такое семейный бюджет, для чего он нужен. - Да. Продолжают фразы. | М: рефлексия способов и условий действия (П);
| Учебная презентация |