Урок Окружающего мира во 2 классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: «Зачем человек трудится?»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цель: Создать условия для формирования представлений о профессиях, понимания значения труда в жизни людей; способствовать развитию словарного запаса; помочь детям ответить на вопрос: зачем человек трудится?; воспитывать любовь к Родине, к труду и людям труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok1.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Окружающего мира во 2 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Подготовила и провела: учитель начальных классов МБОУ № 28
Гончаренко Юлия Александровна.
Тема: «Зачем человек трудится?»
Цель: Создать условия для формирования представлений о профессиях, понимания значения труда в жизни людей; способствовать развитию словарного запаса; помочь детям ответить на вопрос: зачем человек трудится?; воспитывать любовь к Родине, к труду и людям труда.
Предметные: ученики научатся понимать значение труда в жизни людей, различать особенности людей разных профессии, приводить примеры различных профессий.
Метапредметные:
Регулятивные: осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.
Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – иметь представление о профессиях, понимать значение труда в жизни людей; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов.
Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, работать в парах и группах.
Личностные: смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: презентация, рисунки, изображающие профессии людей, карточки с заданиями.
Средства обучения: Учебник Н.В. Виноградовой «Окружающий мир», презентация (проектор), рисунки, изображающие профессии людей, наглядные изображения, выставка книг, карточки с заданиями.
I. Мотивация к учебной деятельности
Рада приветствовать вас, но у нас еще на уроке присутствуют гости: это ваши родители и учителя нашей школы. Повернемся к гостям, поприветствуем гостей кивком головы.
Приветствие учителя:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
Прошу всех садится.
II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Выходит ученик в рабочем комбинезоне, на нем фартук, кепка, нарукавники.
Знаю это точно:
Говорят, всегда,
Что без меня не вытащишь
И рыбку из пруда.
Я и терпение все проблемы перетрут.
Позвольте представиться?
Учитель обращается: «Простите уважаемый! А, может быть, ребята уже сами догадались, кто вы?»
Дети: Труд!
Ученик – Труд обращается к ученикам: «Какие вы пословицы обо мне знаете?»
Уважаемый труд, ребята знают много пословиц о тебе и сейчас это покажут:
СЛАЙД 2
Закончите пословицы
Не лежи на печи - ….
Семь раз отмерь,……
Без труда …
Долог день до вечера, коли…
Слова для справок: будешь есть калачи, один раз отрежь, не вытащишь рыбку из пруда, делать не чего.
Объясните, что означает пословица - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда?
-- А что же объединяет все эти пословицы?
Дети: Все эти пословицы о труде.
Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-- Совершенно верно, на уроке мы сегодня поведём разговор о труде, о людях труда, а самое главное, мы должны ответить на вопрос: зачем люди трудятся?!
На доске появляется тема урока. СЛАЙД 3
- Вспомните, как в сказках герои за одну ночь возводили дворцы, плели ковры, выполняли самые трудные задания («Царевна-лягушка», «Крошечка Хаврошечка», «Вовка в тридевятом царстве»)
Как они это делали? (С помощью волшебства, волшебных заклинаний, волшебных предметов)
В презентации иллюстрации к этим сказкам СЛАЙД 4
- а в жизни, возможно, использовать подобные волшебные средства? Как люди научились обходится без волшебства? (предположения учеников)
Учитель:
- Научились трудиться, выполнять разные работы руками.
Инсценировка рассказа Е. Пермяка "Для чего нужны руки?"
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука: — А для чего, Петенька, людям руки нужны? — Чтобы в мячик играть, — ответил Петя. —А еще для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать. — А еще? — Чтобы кошку гладить. — А еще? — Чтобы камешки в речку бросать… Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
--Ребята, как вы понимаете фразу: «рабочие руки, на которых, вся жизнь, весь белый свет держится.
(потому что эти рабочие руки создают все, что нас окружает)
С самого раннего детства вы видите, как все взрослые вокруг вас работают. Зачем люди трудятся? Давайте выясним сейчас.
Работа по учебнику.
Откройте учебник на стр.135.
Нашим знакомым Даше и Егору задали вопрос: «Зачем люди трудятся?», а то, что они ответили, мы сейчас прочитаем.
Читают два ученика.
--Как вы считаете, правы ли дети?
Работа по схеме
Рассмотрите на стр. 136 схему. СЛАЙД 5
Скажите, что нужно человеку чтобы жить? (воздух, вода, еда, одежда, жилье).
Посмотрите на рисунок №1 СЛАЙД 6 на схеме и ответьте на вопрос, что дает человеку труд?
Давайте сверим свои ответы с подписями под схемой №1
- Труд даёт человеку всё необходимое для жизни (жилище, одежду, пищу, предметы быта).
--А теперь рассматриваем рисунок №2. СЛАЙД 7 И скажите, что создает человек своим трудом? А теперь сверим свой ответ с подписью № 2.
- Трудом создаются книги, произведения искусства, памятники и т.д.
Рассмотрим рисунок под номером 3.СЛАЙД 8. Ответьте мне на вопрос, что появляется в результате труда человека? Сверим наш ответ с подписью №3
- В результате труда появляются (заводы, фабрики, компьютеры, машины, станки).
Рассматриваем четвертый рисунок СЛАЙД 9 и ответим на вопрос: Что позволяет людям труд? Ответ на этот вопрос вы найдете в подписи номер 4. (читают).
- Труд позволяет людям сохранить и увеличить богатства природы, вывести новые сорта растений, новые породы животных и уберечь их от вымирания.
Рассмотрим рисунок № 5 СЛАЙД 10. Какими становятся люди¸ когда они трудятся? Ответ на этот вопрос мы найдем в подписи № 5.
- В процессе труда люди общаются друг с другом, становятся более умными, получают удовольствие от труда.
Итак, еще раз давайте перечислим, что создает человек своим трудом?
-А что, из всего этого перечисленного является необходимым и важным для нас? (Все, что создает человек своим трудом, необходимо и важно для нас). Можем ли мы ответить теперь на вопрос. зачем человек трудится? Человек трудится, чтобы создавать все необходимое, важное для жизни.
--Ребята, важное, необходимое в жизни ценится людьми. То что, ценит человек, называется ценностями.
--Еще раз посмотрите на рисунок - схему и назовите ценности, которые создал человек своим трудом. Все, что нас окружает - это ценности созданные трудом. Так зачем люди трудятся? Чтобы создавать ценности.
--А теперь мы поработаем в парах: У вас на партах находится схема «Зачем человек трудится?», но она пустая. Вам, дети, необходимо в каждое окошечко положить подходящие ответы с подписями. В работе вам поможет схема из учебника.
-Проверка. А теперь проверьте сами, правильно ли вы справились.
--Поднимите руки, кто справился с заданием? СЛАЙД 11
--Ребята, еще раз скажите мне, кто создал все, что нас окружает? (люди)
--А что бы произошло если бы люди перестали трудится? Ответ на это вопрос мы получим, посмотрев мультфильм.
Мультфильм СЛАЙД 12
--Так, что бы произошло, если бы родители и все взрослые перестали трудиться?
-Дети, закройте глаза и представьте чтобы произошло в нашем городе если бы никто не вышел на работу?
--Так скажите, должен ли человек обязательно трудится?
-- Может ли человек прожить без труда?
СЛАЙД 13 Человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.
-- Как окружающие относятся к людям труда?
-- Таких людей знают и уважают. Тех людей, которые наиболее отличились в труде, поощряют премиями, грамотами, а особо отличившихся орденами и медалями. Закрыть учебник.
III. Первичное осмысление и закрепление:
Учитель:
Предлагаю Вам я тему,
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом
Вот о тех, кто создает,
Строит, учит иль поет,
Мы сейчас поговорим,
Им рассказ свой посвятим.
Скажите для того чтобы каждый человек смог обеспечить себя одеждой, едой, жильем и другими благами, что нужно делать?(нужно работать). Что нужно сделать для того, чтобы найти хорошую, нужную, любимую работу? (нужно получить образование, профессию) А что же такое профессия? Но прежде, чем ответим на этот вопрос мы немножко отдохнем, физкультминутку проведем. И она будет связана с профессиями:
Физкультминутка:
Мы в профессии играли –
Вмиг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас –
Быстро едет второй класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз – кирпич, и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора!
Учитель: Так что же такое профессия? (это труд. который люди выбирают на всю жизнь) Давайте обратимся к Толковому словарю СЛАЙД 14. Профессии –основное занятие человека, его трудовая деятельность В этом словаре собраны все слова русского языка, составил его Сергей Иванович Ожегов. Если вам какое-то слово будет не понятно, то его можно найти в этом словаре.
А теперь мы с вами отгадаем загадки и узнаем, какие существуют профессии?
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он ... (артист)
Защищать в суде всех рад
Наш умелый ... (Адвокат)
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт ... (Банкир)
От вирусов злобных компьютер наш чист:
Программы и файлы спас ... (Программист)
Сочинять законы рад
В Думе нашей ... (Депутат)
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт ...(Кассир.)
Высока, стройна, как ель,
В платье модном топ-... (Модель)
Молодцы отгадали загадки, но это крошечная часть существующих на земле профессий. И мы продолжаем знакомиться с профессиями.
Работа в группах:
- Я предлагаю вам поработать в группах. Задача каждой группы: подобрать названия профессий, которые помогают нам получить:
1 группа – еду 2 группа – жилье 3 группа – одежду
(детям даются карточки с названиями профессий - всем одинаковые: каменщик, швея, повар, портной, сантехник, садовод, доярка, маляр, модельер).
- И так, какие профессии вы выбрали?
1-й ряд, которые помогают нам получить еду
2-й ряд получить жилье
3-й ряд получить одежду
Еда: Повар Садовод Доярка | Жилье: Каменщик Сантехник Маляр | Одежда: Швея Портной Модельер |
Выходят, к доске, прикрепляют карточки с изображением профессий.
Учитель: Профессий на земле много. Их насчитывается около 40 тысяч. Со многими из них мы не знакомы. Их так много, что перечислить все невозможно.
Из каких источников мы узнаем о профессиях?
- Из книг (демонстрируется выставка из книг «Все работы хороши» - библиотекарь);
- Из кинофильмов, телепередач;
- Из рассказов взрослых и родителей.
СЛАЙД 15 Профессии моих родителей
Давайте послушаем сообщения ребят об интересных профессиях их родителей.
В нашем классе много родителей, среди них есть представители различных профессий. Дома вы подготовили сообщения о профессиях своих родителей. Давайте послушаем о том, кем, где и как они трудятся.
Ученик 1, 2,3
Сообщение (презентация) детей «Профессии моих родителей»
Рассказы родителей о своей профессии (2-3 человека)
План сообщения детей «Профессии моих родителей»
- Профессия моего папы (мамы)_____________________________________
- Папа (мама) трудится ______________________________________ (где?)
- Папа (Мама) выполняет следующую работу _____________________________________________________________
- Профессия папы (мамы) важна, потому что_______________________
План рассказ (для родителей)
- Моя профессия ____________________________________
- Я тружусь _________________________________________
- Я выполняю ______________________________________
- Моя профессия важна, потому что________________________________
IV. Итоги урока.
- Молодцы дети, все хорошо подготовились, но остальные сообщения о профессиях родителей мы послушаем на следующем уроке.
Мы послушали сообщения о профессиях, как вы думаете, какая из этих профессиях самая важная?
Отвечают: Все профессии нужны, все профессии важны.
-Ваши родители успешно трудятся!
--А какой ваш главный труд?
-- Зачем вы ходите в школу, зачем учитесь?
Ученик 1
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
Ученик 2
Профессий много на земле
И каждая важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь жизнь у нас одна.
Учитель.
Профессий много разных есть,
И все нам их не перечесть.
Кем хотите стать, вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
- Я предлагаю нарядить нашу елочку. Как она называется? Гирлянда вам подскажет (все профессии нужны, все профессии важны) А игрушками на елочке будут фигурки, отображающие ваши будущие профессии.
Дети выходят к доске, называют профессию, и прикрепляют к елочке фигурку.
--Я желаю вам дети хорошо учиться, чтобы осуществить свою мечту и жизнь посвятить любимому труду!
Ученица.
Основа жизни -труд! Всегда!
И радость к нам приходит от труда.
И светятся от вдохновенья лица,
Когда работа дружная вершится.
Вот и завершается наш урок.
V. Рефлексия СЛАЙД 16
На уроке я узнал (а) ….
Мне было интересно узнать ….
-Ребята, как каждый из вас оценивает свою работу на уроке, вы укажете в карточках, которые у вас находятся на столе.
Обобщение. Подведение итогов
-Спасибо всем за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 2 класс "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с ФГОС, содержание оформлено в виде технологической карты....
презентация к 4 уроку окружающего мира для 1 класса Вахрушев по теме"Зачем нам нужен жизненный опыт"
презентация к 4 уроку окружающего мира для 1 класса Вахрушев по теме"Зачем нам нужен жизненный опыт"...
"Содержание работы с рубрикой «Картинная галерея» на уроках окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века»
В статье делюсь опытом работы с рубрикой " Картинная галерея" на уроках окружающего мира во 2-4 классах по УМК " Начальная школа XXI века". Рассказываю не только о приемах работы , н...
рабочая программа по окружающему миру первый класс Начальная школа века
рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века". "В декабре, в декабре"
Методическая разработка урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века" по ФГОС НОО....
Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа XXI века" (4-й класс) Тема «Дыхательная система»
Конспект урока по окружающему миру "Начальная школа XXI века" (4-й класс) с использованием карточек образовательной платформы Учи.руТема «Дыхательная сис...