Урок Окружающего мира во 2 классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: «Зачем человек трудится?»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мунзафарова Юлия Александровна

Цель: Создать условия для формирования представлений о профессиях, понимания значения труда в жизни людей; способствовать развитию словарного запаса; помочь детям ответить на вопрос: зачем человек трудится?;  воспитывать любовь к Родине, к труду и людям труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok1.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Окружающего мира во 2  классе

УМК «Начальная школа 21 века»

Подготовила и провела: учитель    начальных классов МБОУ № 28

                                                Гончаренко Юлия Александровна.

Тема: «Зачем человек трудится?»

Цель: Создать условия для формирования представлений о профессиях, понимания значения труда в жизни людей; способствовать развитию словарного запаса; помочь детям ответить на вопрос: зачем человек трудится?;  воспитывать любовь к Родине, к труду и людям труда.

 Предметные: ученики научатся понимать значение труда в жизни людей, различать особенности людей разных профессии, приводить примеры различных профессий.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – иметь представление о профессиях, понимать значение труда в жизни людей; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов.

Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, работать в парах и группах.

Личностные: смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: презентация, рисунки, изображающие профессии людей, карточки с заданиями.

Средства обучения: Учебник Н.В. Виноградовой «Окружающий мир»,  презентация (проектор), рисунки, изображающие профессии людей, наглядные изображения, выставка книг, карточки с заданиями. 

I. Мотивация к учебной деятельности

 Рада приветствовать вас, но у  нас еще на уроке присутствуют гости: это ваши родители и учителя нашей школы. Повернемся к гостям,  поприветствуем гостей кивком головы.

Приветствие учителя:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Прошу всех садится.

II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Выходит ученик в рабочем комбинезоне, на нем фартук, кепка, нарукавники.

Знаю это точно:

Говорят, всегда,

Что без меня не вытащишь

И рыбку из пруда.

Я и терпение все проблемы перетрут.

Позвольте представиться?

Учитель обращается: «Простите уважаемый! А, может быть, ребята уже сами догадались, кто вы?»

Дети: Труд!

Ученик – Труд обращается к ученикам: «Какие вы пословицы обо мне знаете?»

Уважаемый труд, ребята знают много пословиц о тебе и сейчас это покажут:

СЛАЙД 2

   Закончите пословицы

   Не лежи на печи - ….

   Семь раз отмерь,……

   Без труда …

   Долог день до вечера, коли…

Слова для справок:  будешь есть калачи, один раз отрежь, не вытащишь рыбку из пруда, делать не чего.

 Объясните, что означает пословица - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда?

-- А что же объединяет все эти пословицы?

 Дети: Все эти пословицы о труде.

 Так о чём мы будем говорить сегодня  на уроке?

-- Совершенно верно, на уроке мы сегодня поведём разговор о труде, о людях труда, а самое главное,  мы должны ответить на вопрос: зачем люди трудятся?!

На доске появляется тема урока. СЛАЙД 3

- Вспомните, как в  сказках герои за одну ночь возводили дворцы, плели ковры, выполняли самые трудные задания («Царевна-лягушка», «Крошечка Хаврошечка», «Вовка в тридевятом царстве»)

Как они это делали? (С помощью волшебства, волшебных заклинаний, волшебных предметов)

В презентации иллюстрации к этим сказкам СЛАЙД 4

- а в жизни, возможно, использовать подобные волшебные средства? Как люди научились обходится без волшебства? (предположения учеников)

Учитель:

 - Научились трудиться, выполнять разные работы руками.

Инсценировка рассказа Е. Пермяка "Для чего нужны руки?"

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука: — А для чего, Петенька, людям руки нужны? — Чтобы в мячик играть, — ответил Петя. —А еще для чего? — спросил дед.

— Чтобы ложку держать. — А еще? — Чтобы кошку гладить. — А еще? — Чтобы камешки в речку бросать… Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

--Ребята, как вы понимаете фразу: «рабочие руки, на которых,  вся жизнь, весь белый свет держится.

(потому что эти рабочие руки создают все, что нас окружает)

С самого раннего детства вы видите, как все взрослые вокруг вас работают. Зачем люди трудятся? Давайте выясним сейчас.

  Работа по учебнику.

 Откройте учебник на стр.135.

Нашим знакомым Даше и Егору задали вопрос: «Зачем люди трудятся?», а то, что они ответили, мы сейчас прочитаем.

Читают два ученика.

--Как вы считаете, правы ли дети?

  Работа по схеме

Рассмотрите на стр. 136 схему. СЛАЙД 5  

Скажите, что нужно человеку чтобы жить? (воздух, вода, еда, одежда, жилье).

Посмотрите на рисунок  №1 СЛАЙД 6 на схеме и ответьте на вопрос, что дает человеку труд?

   Давайте сверим свои ответы с подписями под схемой №1

  • Труд даёт человеку всё необходимое для жизни (жилище, одежду, пищу, предметы быта).

--А теперь рассматриваем рисунок №2. СЛАЙД 7 И скажите, что создает человек своим трудом? А теперь сверим свой ответ с подписью № 2.

  • Трудом создаются книги, произведения искусства, памятники и т.д.

Рассмотрим рисунок под номером 3.СЛАЙД 8.  Ответьте мне на вопрос, что появляется в результате труда человека? Сверим наш ответ с подписью №3

  • В результате труда появляются (заводы, фабрики, компьютеры, машины, станки).

 Рассматриваем четвертый рисунок СЛАЙД 9 и ответим на вопрос: Что позволяет людям труд? Ответ на этот вопрос вы найдете в подписи номер 4. (читают).

  • Труд позволяет людям сохранить и увеличить богатства природы, вывести новые сорта растений, новые породы животных и уберечь их от вымирания.

Рассмотрим рисунок № 5 СЛАЙД 10. Какими становятся люди¸ когда они трудятся? Ответ на этот вопрос мы найдем в подписи № 5.

  • В процессе труда люди общаются друг с другом, становятся более умными, получают удовольствие от труда.

Итак, еще раз давайте перечислим, что создает человек своим трудом?

-А что, из всего этого перечисленного является необходимым и важным для нас? (Все, что создает человек своим трудом, необходимо и важно для нас). Можем ли мы ответить теперь на вопрос. зачем человек трудится? Человек трудится, чтобы создавать все необходимое, важное для жизни.

--Ребята, важное, необходимое в жизни ценится людьми. То что, ценит человек, называется ценностями.

--Еще раз посмотрите на рисунок - схему и назовите ценности, которые создал человек своим трудом. Все, что нас окружает - это ценности созданные трудом. Так зачем люди трудятся? Чтобы создавать ценности.

--А теперь мы поработаем в парах: У вас на партах находится схема «Зачем человек трудится?», но она пустая. Вам, дети, необходимо в каждое окошечко положить подходящие ответы с подписями.  В работе вам поможет схема из учебника.

-Проверка. А теперь проверьте сами, правильно ли вы справились.

--Поднимите руки, кто справился с заданием? СЛАЙД 11

--Ребята, еще раз скажите мне, кто создал все, что нас окружает? (люди)

 --А что бы произошло если бы люди перестали трудится? Ответ на это вопрос мы получим, посмотрев мультфильм.

Мультфильм СЛАЙД 12

--Так, что бы произошло, если бы родители и все взрослые перестали трудиться?

-Дети, закройте глаза и представьте чтобы произошло в нашем городе если бы никто не вышел на работу?

--Так скажите, должен ли человек обязательно трудится?

-- Может ли человек прожить без труда?

СЛАЙД 13     Человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.

-- Как окружающие относятся к людям труда?

-- Таких людей знают и уважают. Тех людей, которые наиболее отличились в труде, поощряют премиями, грамотами, а особо отличившихся орденами и медалями. Закрыть учебник.

III. Первичное осмысление и закрепление:

Учитель:

       Предлагаю Вам я тему,

       Хоть немного знаем все мы:

       Книги, чашки, стол и дом

       Создал человек трудом

       Вот о тех, кто создает,

       Строит, учит иль поет,

       Мы сейчас поговорим,

       Им рассказ свой посвятим.

Скажите для того чтобы каждый человек смог обеспечить себя одеждой, едой, жильем и другими благами, что нужно делать?(нужно работать). Что нужно сделать для того, чтобы найти хорошую, нужную, любимую работу? (нужно получить образование, профессию) А что же такое профессия? Но прежде, чем ответим на этот вопрос мы немножко отдохнем, физкультминутку проведем. И она будет связана с профессиями:

Физкультминутка:

Мы в профессии играли –

Вмиг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас –

Быстро едет второй класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз – кирпич, и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора!

 

Учитель: Так что же такое профессия? (это труд. который люди выбирают на всю жизнь) Давайте обратимся к Толковому словарю СЛАЙД 14. Профессии –основное занятие человека, его трудовая деятельность  В этом словаре собраны все слова русского языка, составил его Сергей Иванович Ожегов. Если вам какое-то слово будет не понятно, то его можно найти в этом словаре.

А теперь мы с вами отгадаем загадки и узнаем, какие существуют профессии?

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он ... (артист)

Защищать в суде всех рад

        Наш умелый ... (Адвокат)

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт ... (Банкир)

От вирусов злобных компьютер наш чист:

        Программы и файлы спас ... (Программист)

Сочинять законы рад

В Думе нашей ... (Депутат)

               За сметану, хлеб и сыр

          В кассе чек пробьёт ...(Кассир.)

  Высока, стройна, как ель,

  В платье модном топ-... (Модель)

Молодцы отгадали загадки, но это крошечная часть существующих на земле профессий. И мы продолжаем знакомиться с профессиями.

Работа в группах:

- Я предлагаю вам поработать в группах. Задача каждой группы: подобрать названия профессий, которые помогают нам получить:

1 группа – еду    2 группа – жилье           3 группа – одежду        

(детям даются карточки с названиями профессий - всем одинаковые: каменщик, швея, повар, портной, сантехник, садовод, доярка, маляр, модельер).

- И так, какие профессии вы выбрали?

1-й ряд,  которые помогают нам получить еду

2-й ряд получить жилье

3-й ряд получить одежду

Еда:

Повар

Садовод

Доярка

Жилье:

Каменщик

Сантехник

Маляр

Одежда:

Швея

Портной

Модельер

 Выходят, к доске, прикрепляют карточки с изображением профессий.

Учитель: Профессий на земле много. Их насчитывается около 40 тысяч. Со многими из них мы не знакомы. Их так много, что перечислить все невозможно.

Из каких источников мы узнаем о профессиях?

- Из книг (демонстрируется выставка из книг «Все работы хороши» - библиотекарь);

- Из кинофильмов, телепередач;

- Из рассказов взрослых и родителей.

СЛАЙД 15  Профессии моих родителей

Давайте послушаем сообщения ребят об интересных профессиях их родителей.

В нашем классе много родителей, среди них есть представители различных профессий. Дома вы подготовили сообщения о профессиях своих родителей. Давайте послушаем о том, кем, где и как они трудятся.

Ученик 1, 2,3

Сообщение (презентация) детей «Профессии моих родителей»

Рассказы родителей о своей профессии (2-3 человека)

План сообщения детей «Профессии моих родителей»

  • Профессия моего папы (мамы)_____________________________________
  • Папа (мама) трудится ______________________________________ (где?)
  • Папа (Мама) выполняет следующую работу _____________________________________________________________
  • Профессия папы (мамы) важна, потому что_______________________

План рассказ (для родителей)

  • Моя профессия ____________________________________
  • Я тружусь _________________________________________
  • Я выполняю ______________________________________
  • Моя профессия важна, потому что________________________________

IV. Итоги урока.

-  Молодцы дети, все хорошо подготовились, но остальные сообщения о профессиях родителей мы послушаем на следующем уроке.

Мы послушали сообщения о профессиях, как вы думаете, какая из этих профессиях самая важная?

 Отвечают: Все профессии нужны, все профессии важны.

-Ваши родители успешно трудятся!

--А какой ваш главный труд?

-- Зачем вы ходите в школу, зачем учитесь?

Ученик 1

За все, что сделано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час –

И мы трудиться будем.

Ученик 2

Профессий много на земле

И каждая важна.

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь жизнь у нас одна.

Учитель.

Профессий много разных есть,

И все нам их не перечесть.

Кем хотите стать, вы, дети?

Поскорее нам ответьте!

- Я предлагаю нарядить нашу елочку. Как она называется? Гирлянда вам подскажет (все профессии нужны, все профессии важны) А игрушками на елочке будут фигурки, отображающие ваши будущие профессии.

Дети выходят к доске, называют профессию, и прикрепляют к елочке фигурку.

--Я желаю вам дети хорошо учиться, чтобы осуществить свою мечту и жизнь посвятить любимому труду!

Ученица.

Основа жизни -труд! Всегда!

И радость к нам приходит от труда.

И светятся от вдохновенья лица,

Когда работа дружная вершится.

Вот и завершается наш урок.

 V. Рефлексия   СЛАЙД 16

На уроке я узнал (а) ….

Мне было интересно узнать ….

-Ребята, как каждый из вас оценивает свою работу на уроке, вы укажете в карточках, которые у вас находятся на столе.

Обобщение. Подведение итогов

-Спасибо всем за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с ФГОС, содержание оформлено в виде технологической карты....

презентация к 4 уроку окружающего мира для 1 класса Вахрушев по теме"Зачем нам нужен жизненный опыт"

презентация к  4 уроку окружающего мира для 1 класса Вахрушев по теме"Зачем нам нужен жизненный опыт"...

"Содержание работы с рубрикой «Картинная галерея» на уроках окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века»

В статье делюсь опытом работы с рубрикой " Картинная галерея" на уроках окружающего мира во 2-4 классах  по УМК " Начальная школа XXI века". Рассказываю не только  о приемах  работы , н...

Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века". "В декабре, в декабре"

Методическая разработка урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века" по ФГОС НОО....

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа XXI века" (4-й класс) Тема «Дыхательная система»

Конспект урока по окружающему миру "Начальная школа XXI века" (4-й класс)  с использованием карточек образовательной платформы Учи.руТема «Дыхательная сис...