Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №8»
г. Назарово Красноярского края
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
тел.: 8(39155)7-00-60, 7-10-04, 7-01-31, 7-00-16, 7-04-10; факс: 8(39155)7-00-60
E-mail: school8nazarovo@gmail.com
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2018 / 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы:
Тюленева Лариса Владимировна
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам: начального общего образования»;
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241;
Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей№8» ;
Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «Лицей№8»;
Календарного учебного графика МАОУ «Лицей № 8» на учебный год;
Программы учебного предмета «Окружающий мир» автор Н.Ф. Виноградова (УМК «Начальная школа XXI века»)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей № 8» г. Назарово
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1 КЛАСС
Личностные универсальные учебные действия:
- проявляет интерес к учебному предмету;
- соблюдает основные моральные нормы поведения;
- относится положительно к школе и учебной деятельности;
- имеет представления о причинах успеха в учёбе;
- проявляет этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простыхситуаий.
Раздел | Содержание | Количество часов | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | |||
Человек и природа | Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России | 44 | Различает объекты живой и неживой природы. Приводит примеры. Различает объекты природы и предметы, сделанные человеком. Различает времена года и их особенности. Различает и называет основные части растений. Использует иллюстративный определитель животных. Измеряет температуру своего тела Выделяет существенные признаки объектов природы Устанавливает связь между живой и неживой природой | Регулятивные универсальные учебные действия: - планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей под контролем учителя; - соблюдает технику безопасности и гигиенические правила; - принимает и сохраняет учебную задачу; - учитывает выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - принимает установленные правила в планировании и контроле способа решения; - самостоятельно находит несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; - адекватно воспринимает оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами; - принимает роль в учебном сотрудничестве; - выполняет учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Познавательные универсальные учебные действия: - осуществляет логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществляет логическое действие синтез; - осуществляет логическое действие сравнение по заданным или самостоятельно выбранным критериям; - осуществляет логическое действие классификация по заданным или самостоятельно выбранным критериям; - осуществляет логическое действие обобщение; - устанавливает причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; - участвует в разных формах работы в классе; -пользуется знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строит сообщения в устной форме; - находить в тексте ответ на заданный вопрос;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- задает вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; - строить монологическое высказывание;
|
Человек и общество | Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе. Знакомство с помещениями в школе. Предназначение помещений. Знакомство с правилами поведения в школе, экскурсия по школе Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе Обязанности в семье. Занятия семьи в свободное время. Профессии людей. Труд людей в разные времена года. Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос | 13 | Определяет родственные связи в семье. Называет правила общения со сверстниками в школе. Узнаёт государственную символику Российской Федерации. Различает прошлое, настоящее и будущее. Понимает необходимость здорового образа жизни. Выделяет признаки сезонного труда людей. Понимает назначение органов чувств для познания окружающего мира Находит на карте мира Российскую Федерацию. На карте России- Москву. Оценивает характер взаимоотношений в семье, обществе. | |
Правила безопасной жизни. | Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться | 9 | Выполняет правила личной гигиены Называет номера телефонов экстренной помощи. Соблюдает правила организации учебного труда дома и в школе. Перечисляет правила оказания первой помощи при травмах. Называет правила безопасного поведения на дорогах. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 КЛАСС
Личностные универсальные учебные действия:
- выполняет действия направленные на положительное отношение к предмету;
- понимает причины успеха/неуспеха в учебе;
- понимает нравственное содержание поступков окружающих людей;
- проявляет интерес к познанию окружающего мира;
-имеетпредставление о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
- проводит самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Раздел | Содержание | Кол – во часов | Планируемые результаты | |
предметные | метапредметные | |||
Человек и природа | Введение. Что тебя окружает Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди; предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое и будущее Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные: березняк, осинник и др. леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные и ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы-обитатели леса , их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёме. Охрана водоёмов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения) лекарственные растения луга. Использование луга человеком. Правила поведения на лугу. Охрана растений и животных луга. Жизнь поля. Какие бывают поля. Разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. жизнь поля. Жизнь сада и огорода. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных Мы жители Земли. Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля- планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы. Бактерии. Грибы. Животные и растения –живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений. Природа и человек. Природа как источник пищи и здоровья, различных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли. Экскурсии Лесопарк, луг, водоём. Практическая работа. Свойства воды | 35 ч | - Устанавливает связь между живой и неживой природой; - характеризует Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник; - определяет причины смены на Земле дня и ночи, смены времён года - сравнивает внешность разных людей: выделяет черты сходства и различия. - различает этажи леса - называет особенности каждого этажа; - узнаёт в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край); - различает понятия (без термина): сообщество, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения; - составляет небольшое описание на тему «Лес-сообщество» - моделирует на примере цепи питания жизнь леса; - конструирует в игровых ситуациях правила безопасного поведения в лесу; - отличает водоём как сообщество от других сообществ; - характеризует его особенности; -различает состояния воды; -проводит несложные опыты; - отличает водоём от реки; - описывает представителей животного и растительного мира; - приводит примеры лекарственных растений луга; - узнаёт опасные для человека растения; - отличает сообщества; - приводит примеры культур; - «читает » информацию, представленную в виде схемы; - описывает сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям) -различает плодовые и ягодные культуры; - кратко характеризует Солнечную систему; - называет отличия Земли от других планет Солнечной системы; - называет царства природы; - описывает признаки животного и растения как живого существа; - определяет принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям; - составляет небольшой рассказ о роли природы в жизни человека; - приводит примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. - приводит примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности); - устанавливает связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); - использует их для объяснения - сравнивает объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; - воспроизводит опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдает технику безопасности. - ориентируется в понятиях: «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»; - ориентируется в понятиях: «Солнечная система», «сообщество».
различает животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); - оценивает характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах | Регулятивные универсальные учебные действия: - организует свою учебную деятельность под руководством учителя; - соблюдает технику безопасности и гигиенические правила; - планирует и оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки под руководством учителя; - понимает смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике; - выполняет дифференцированные задания. Познавательные универсальные учебные действия -осуществляет логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществляет логическое действие синтез; - осуществляет логическое действие сравнение по заданным или самостоятельно выбранным критериям; - осуществляет логическое действие классификация по заданным или самостоятельно выбранным критериям; - осуществляет логическое действие обобщении; устанавливает причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; - строит простые умозаключения по аналогии; - осуществляет поиск дополнительной информации; - соотносит различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности, схематические изображения с содержанием заданий; - выбирает из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя. Коммуникативные универсальные учебные действия: - строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; - формулирует точку зрения; - аргументирует свою точку зрения (в коммуникативной ситуации); - задает вопросы для получения необходимых сведений; - контролирует свои действия в коллективной работе; - проявляет инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ; - ведёт диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению. |
Человек и общество | Кто ты такой Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что даёт природа человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники –органы чувств. Ты и твоё здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье надо беречь. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл огонь. Кто живёт рядом с тобой Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность взаимопомощь, внимательность , доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению, правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор. Россия - твоя Родина. Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край- частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые создаёт человек в процессе труда. Хлеб-главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии людей, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист). Города России. Москва-столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург - северная столица России. Достопримечательности. Санкт-Петербурга . Конституция главный закон России. Права детей России. Россия - многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, язык) на примере двух-трёх народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне-предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в 5-9веках. Первые русские князья :Рюрик, Олег, Игорь; княгиня Ольга. Занятия славян. Первые сельскохозяйственные труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Экскурсии в музей, на предприятия, в учреждения культуры и быта. Практические работы. Составление семейного древа. | 27 ч | - Понимает назначение органов чувств для познания окружающего мира; - различает источники информации об окружающем мире; - находит на карте мира Российскую Федерацию. На карте России, Москву; - находит факты, относящиеся к образу жизни, обычаям своих предков; - использует дополнительные источники информации; - осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - фиксирует информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. | |
Правила безопасной жизни | Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. Гигиены и закаливания. Определение времени по часам ( арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог)обморожении, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём и электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Правила безопасного поведения в природе в разное время года. Практические работы. Составления режима дня будней и выходных. Первая помощь при порезах, ожогах, ударах. | 6 ч | - Соблюдает правила организации учебного труда дома и в школе; - перечисляет правила оказания первой помощи при травмах; - называет правила безопасного поведения на дорогах; - составляет режим дня; - составляет таблицы «Продукты питания», Правила закаливания, Правила здорового образа жизни. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС
Личностные универсальные учебные действия:
- учитывает нормы взаимопомощи как основание построения межличностных отношений;
- проявляет интерес к познанию окружающего мира;
-различает этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- оценивает одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;;
- выражает самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- проявляет чувство сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
Раздел | Содержание | Кол – во часов | Планируемые результаты | |
предметные | метапредметные | |||
Человек и природа | Солнечная система. Условия жизни на Земле. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Ориентирование на местности. Компас. Погода. Формы земной поверхности. Водоёмы, их разнообразие Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Полезные ископаемые. Почва. Растения, их разнообразие. Грибы. Животные, их разнообразие. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы. Влияние человека на природные сообщества. Человек — часть природы. ти). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. | 38 | - называет условия жизни на Земле; - приводит примеры природных и искусственных тел; - называет планеты Солнечной системы; - называет и сравнивает царства природы; - определяет историческое время; - сравнивает: год, век, столетие; - соотносит события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем); - характеризует планеты Солнечной системы; - характеризует свойства воды, воздуха. - проводит опыты (под руководством учителя) свойства и состояния воды, свойства воздуха; - объясняет причину смены дня и ночи вращением Земли; - фиксирует с помощью условных знаков основные признаки погоды; - работает с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с поставленной учебной задачей); - конструирует объекты (план классной комнаты, школьный двор и др.) - знакомится с компасом. - определяет погоду и её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер); - наблюдает за погодой своего края; - понимает определение, что значит «читать» карту; - составляет памятку «Правила поведения на природе»; - называет и графически воспроизводит несколько условных обозначений плана и карты; - ориентируется на местности по компасу | Регулятивные универсальные учебные действия: -принимает и сохраняет учебную задачу;
самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом Познавательные универсальные учебные действия: -пользуется знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строит сообщения в устной форме; - находит в тексте ответ на заданный вопрос; - ориентируется на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
-воспринимает смысл познавательного текста; -осуществляет синтез как составление целого из частей;
-проводит аналогии между изучаемым материалом и собственным
Коммуникативные универсальные учебные действия:
|
Человек и общество | Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности . Правила взаимоотношений совзрослыми, сверстниками. Значение труда в жизни человека и общества. Президент Российской Федерации — глава государства. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. | 30 | - определяет историческое прошлое страны по ленте времени; - характеризует особенности быта, труда россиянина в разные исторические эпохи - различает ремёсла и их результаты — продукты; - различает названия российского государства в разные исторические времена - осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - записывает, фиксирует информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. | |
Правила безопасной жизни | Режим дня школьника. Физическая культура. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. | - характеризует функции разных систем органов; - конструирует ситуации, раскрывающие правила охраны здоровья; - характеризует правила поведения во время болезни; - сравнивает организм человека и животного; - высказывает предположения и оценивает уровень физического развития; - составляет режима дня - составляет таблицы «Продукты питания», « Правила закаливания», «Работа с фотографиями», « Правила здорового образа жизни»; - составляет план безопасного поведения при пожаре; - выполняет практическую работу «Правила оказания первой медицинской помощи»; - составляет памятки «Признаки ядовитых растений» |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 КЛАСС
Личностные универсальные учебные действия:
-высказывает адекватные суждения о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. Способность к оценке своей учебной деятельности;
- стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
- выделяет нравственное содержание поступков на основе моральных норм.
- понимает нравственное содержание поступков окружающих людей
- выражает интерес к различным способам решения учебной задачи.
- осознаёт свою этническую принадлежность
- осознаёт свою гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России.
Раздел | Содержание | Кол-во часов | Планируемые результаты | |
предметные | метапредметные | |||
Человек и природа Человек — живое существо (организм) Твоё здоровье Правила безопасной жизни и здорового образа жизни Человек — часть природы Человек среди людей Человек — творец культурных ценностей . Основы духовно-нравственной культуры народов России Человек и общество Человек — защитник своего Отечества Гражданин и государство | Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи Культура в разные исторические времена Человек — воин. Героические страницы истории Режим дня школьника. Физическая культура. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Россия — наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Искусство в религиозной культуре. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие. Любовь и уважение к Отечеству. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности . Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Значение труда в жизни человека и общества. Президент Российской Федерации — глава государства. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. | 38 18 12 | - описывает природные объекты и предметы, созданные человеком; - сравнивает объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; - использует географическую карту и план для описания природных объектов; - называет материки и океаны, находит их на глобусе и карте; - объясняет причину смены времён года вращением Земли; - проверяет достоверность народных примет о погоде; - выделяет особенности поверхности родного края; - различает океан, море, река, озеро, пруд; - характеризует водоёмы родного края; - определяет основные свойства воздуха- смесь газов; - определяет значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека; - характеризует круговорот воды в природе; - различает полезные ископаемые; - называет полезные ископаемые родного края; - определяет состав и значение почвы; - определяет роль растений в природе и жизни людей; - узнаёт растения родного края; - выделяет особенности питания разных животных; - приводит примеры животных своего края; - называет природные сообщества родного края; - сравнивает природные зоны России; - определяет влияние человека на природу изучаемых зон, охрану природы; - приводит примеры заповедников, национальных парков, устанавливать их роль в охране природы; - использует знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; - использует при проведении практических работ инструменты ИКТ, готовит небольшие презентации. - понимает ценность здоровья и здорового образа жизни; - перечисляет правила оказания первой помощи при травмах; - называет правила безопасного поведения в природе; - составляет таблицы «Продукты питания», Правила закаливания, Правила здорового образа жизни; - составляет план поведения при пожаре; - выполняет практическую работу «Правила оказания первой медицинской помощи»; - составляет памятку «Признаки ядовитых растений» - различает названия российского государства в разные исторические времена; - осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - записывает, фиксирует информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. - называет основные средства связи; - описывает проявления богатства внутреннего мира человека и созидательной деятельности на благо общества; - называет народы, населяющие Россию; - перечисляет государственные праздники; - узнаёт выдающиеся памятники истории и культуры России; - называет страны и народы мира. - называет имена выдающихся российских государственных деятелей и связанные с ними события | Регулятивные универсальные учебные действия - планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; - оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки; - осуществляет самостоятельно контроль учебной деятельности; - сохраняет учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи; - вносит необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - ставит самостоятельно учебные задачи; - определяет наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. Познавательные универсальные учебные действия - пользуется знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; - строит сообщения в устной форме; - находит в тексте ответ на заданный вопрос; - ориентируется на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
-воспринимает смысл познавательного текста; -осуществляет синтез как составление целого из частей;
-проводит аналогии между изучаемым материалом и собственным
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осуществляет взаимоконтроль |
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 1 класс
№ урока | Дата | Тема |
1 | Ведение. Этот удивительный мир Что такое окружающий мир. Урок экскурсия | |
2 | Давай познакомимся. Экскурсия по школе | |
3 | Мы - школьники. | |
4 | Сентябрь – первый месяц осени. | |
5 | Что нам осень подарила .Экскурсия в парк | |
6 | Грибная пора | |
7 | Твоя семья | |
8 | Урок–игра. Любимые занятия. | |
9 | Как из зерна булка получилась | |
10 | Человек и домашние животные | |
11 | Родная природа Октябрь уж наступил | |
12 | Явления природы | |
13 | Наша родина. Родной край. Где ты живешь? | |
14 | Урок-игра Правила поведения на дороге | |
15 | Ты и вещи. | |
16 | Кто работает ночью | |
17 | Твое здоровье Твои помощники- органы чувств | |
18 | Правила гигиены | |
19 | О режиме дня. | |
20 | Урок в спортивном зале | |
21 | Ноябрь–зиме родной брат | |
22 | Дикие животные | |
23 | Звери–млекопитающие | |
24 | Что мы знаем о птицах | |
25 | Родной край | |
26 | Дом, в котором ты живёшь | |
27 | Зачем люди трудятся | |
28 | В декабре, в декабре все деревья в серебре | |
29 | Какой бывает вода? | |
30 | О дружбе | |
31 | Идём в гости. Урок- игра | |
32 | С наступающим Новым годом! | |
33 | Январь – году начало, зиме–середина. | |
34 | Хвойные деревья. | |
35 -36 | Жизнь птиц | |
37 -38 | Наша Родина. Наша страна–Россия. | |
39 – 40 | Богата природа России. Леса России. Луга России. | |
41 | Мы – россияне | |
42 | Февраль–месяц метелей и вьюг | |
43- 44 | Звери–млекопитающие | |
45 – 46 | Наш уголок природы. | |
47 | Наша Родина. Мы–граждане России | |
48 | Правила поведения. | |
49 | 23 февраля – День защитника отечества. | |
50 | 8 марта – праздник всех женщин. | |
51 | Март–капельник | |
52 | Птицы и звери весной. | |
53 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | |
54 | День космонавтики | |
55 | Здоровая пища. | |
56 | Какое бывает настроение. | |
57 | Апрель–водолей | |
58 | Жизнь насекомых весной | |
59 | Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте. | |
60 | Май весну завершает. | |
61 | Жизнь земноводных весной. | |
62 | Животное–живое существо. Природе нужны все! | |
63 | Промежуточная аттестация. | |
64 | Ты – пешеход (Экскурсия по городу). | |
65-66 | Животные и растения родного края. |
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс
№ урока | Дата | Тема урока | |
По плану | По факту | ||
1 | 03.09. | Окружающий нас мир. Что тебя окружает? | |
2 | 06.09. | Я, ты, он, она… Все мы люди. | |
3 - 4 | 10.09. 13.09. | Наши помощники - органы чувств. Практическая работа. | |
5 | 17.09. | Поговорим о здоровье. Здоровье – наше богатство. | |
6 | 20.09. | Будь заботлив! Если в доме больной. | |
7 | 24.09. | Режим дня. Составление режима дня для будней и выходного дня. Практическая работа | |
8 | 27.09. | Поговорим о часах. | |
9 | 01.10. | Физическая культура. Правила закаливания. | |
10 | 04.10. | Почему нужно правильно питаться. | |
11 | 08.10. | О витаминах. | |
12 | 11.10. | Умеем ли мы есть? | |
13 | 15.10. | Как управляют движением. | |
14 | 18.10. | Чтобы избежать неприятностей. | |
15 | 22.10. | Можно ли изменить себя Проверочная работа. | |
16 | 25.10. | Семья – коллектив близких друзей. Составление семейного древа. Практическая работа. | |
17 | 05.11. | Кто занимается домашним хозяйством. Чем семья занимается в свободное время. | |
18 | 08.11. | Какие бывают правила | |
19 | 12.11. | О дружбе. | |
20 | 15.11. | Могут ли обидеть жесты и мимика | |
21 | 19.11. | Родина -что это значит? | |
22 | 22.11. | Прошлое, настоящее, будущее. | |
23 | 26.11. | Как Русь начиналась. | |
24 | 29.11. | Москва – столица России. | |
25 | 03.12. | Города России. | |
26 | 06.12. | Родной край – частица Родины. | |
27 | 10.12. | Как трудятся россияне. Зачем человек трудится? | |
28 | 13.12. | О занятиях наших предков | |
29 | 17.12. | Все профессии нужны… | |
30 | 20.12. | Контрольная работа | |
31 | 24.12. | Мы – граждане России. | |
32 | 27.12. | Россия – многонациональная страна | |
33 | 10.01. | Мы – жители Земли. | |
34 | 14.01. | Солнечная система | |
35 | 17.01. | Чем Земля отличается от других планет? | |
36 | 21.01. | Глобус – модель Земли | |
37 | 24.01. | Царства природы. Бактерии | |
38 | 28.01. | Грибы. | |
39 | 31.01. | Какие животные обитают на Земле. | |
40 | 04.02. | Разнообразие растений. | |
41 | 07.02. | Условия роста и развития растения. | |
42 | 11.02. | Природные сообщества. Среда обитания – что это такое. | |
43 | 14.02. | Лес и его обитатели. | |
44 | 18.02. | Деревья леса. | |
45 | 21.02. | Кустарники леса. | |
46 | 25.02. | Травянистые растения леса. Лесная аптека. | |
47 | 28.02. | Животные леса. | |
48 | 03.03. | Птицы – лесные жители. | |
49 | 06.03. | Пресмыкающиеся – обитатели леса. | |
50 | 10.03. | Насекомые леса. | |
51 | 13.03. | Проверочная работа. | |
52 | 17.03. | Что мы знаем о воде | |
53 | 20.03. | Свойства воды. Практическая работа. | |
54 | 31.03. | Какие бывают водоёмы Болото – естественный водоём. | |
55 | 03.04. | Что такое река. Обитатели пресных вод. | |
56 | 07.04. | Птицы – жители водоёма. | |
57 | 10.04. | Водоплавающие – жители водоёма. | |
58 | 14.04. | Растения пресных водоёмов. | |
59 | 17.04. | Обитатели солёных водоёмов. | |
60 | 21.04. | Луг и его обитатели. Экскурсия на луг. | |
61 | 24.04. | Растения луга. Лекарственные растения. | |
62 | 28.04. | Животные луга. | |
63 | 08.05. | Поле и его обитатели. Что такое поле. Зерновые культуры | |
64 | 12.05. | Растения поля. Животные поля. | |
65 | 19.05. | Промежуточная аттестация. | |
66 | 22.05. | Сад и его обитатели. Растения сада. | |
67 | 26.05. | Человек – часть природы. | |
68 | 29.05. | Животные – друзья человека. |
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 3 класс
№ урока | Дата | Тема | |
По плану | По факту | ||
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с учебником и тетрадью. Где и когда ты живёшь. | |
2 | 3 | Историческое время. | |
3 | 8 | Природные тела и природные явления. Солнце- тело неживой природы. | |
4 | 10 | Земля - планета Солнечной системы. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи. | |
5 | 15 | Земля - планета жизни. Солнце- источник тепла и света. Опыт. Распространение тепла от источника. | |
6 | 17 | Вода - условие жизни на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни растений. | |
7 | 22 | Воздух - условие жизни на Земле. Опыт. Горение. Проверочная работа | |
8 | 24 | Изображение Земли. | |
9 – 10 | 29.09. 1.10. | План и карта. Практическая работа. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). | |
11 | 6.10. | Бактерии. | |
12 | 8.10. | Грибы. | |
13 | 13.10. | Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия в природные сообщества. | |
14 | 15.10. | Разнообразие растений на земле. | |
15 | 20.10. | Растение - живой организм. Практическая работа. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Опыт. «Содержание воды в листе». | |
16 | 22.10. | Размножение растений. | |
17 | 27.10. | Распространение плодов и семян. | |
18 | 5.11. | Человек и растения: дикорастущие и культурные. Проверочная работа Как возникло земледелие. Хлеб - всему голова. | |
19 | 10. | Красная книга России. | |
20 | 12. | Животные - часть природы. Роль животных в природе | |
21 | 17. | Разнообразие животных. | |
22 | 19. | Животное – живой организм. | |
23 | 24. | Как животные приспосабливаются к условиям жизни | |
24 | 26.11. | Беспозвоночные животные. Разнообразие насекомых. | |
25 | 1.12. | Позвоночные животные. Рыбы. | |
26 | 3.12 | Земноводные (амфибии). Пресмыкающиеся (рептилии) | |
27 | 8.12 | Контрольная работа за 1 полугодие | |
28 | 10.12 | Птицы. | |
29 | 15.12 | Млекопитающие (звери) | |
30 | 17.12 | Природное сообщество. Проверочная работа | |
31 | 22.12 | Человек и животные. Почему люди приручили диких животных. | |
32 | 24.12 | Заповедники | |
33 | 12.01. | Наша Родина от Руси до России. Древняя Русь .Восточно-славянские племена. Практическая работа (лента времени) | |
34 | 14.01 | Древнерусское государство. Великие русские князья. | |
35 | 19.01 | Древнерусское государство. Великие русские князья. | |
36 | 21.01 | Как Москва стала столицей. Иван Грозный. | |
37 | 26.01 | Пётр первый- Великий император. | |
38 | 28.01 | Санкт - Петербург- новая столица России. | |
39 | 2.02. | Екатерина вторая Великая. | |
40 | 4.02 | Император Николай второй. | |
41 | 9.02 | Советская Россия. | |
42 | 11.02 | Проверочная работа | |
43 | 16.02 | Из истории имён. | |
44 | 18.02 | Как выглядели наши предки | |
45 | 25.02. | Как в старину трудились наши предки. | |
46 | 2.03 | Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки. | |
47 | 4.03 | Какие предметы окружали русских людей. | |
48 | 9.03 | Какие предметы окружали русских людей. | |
49 | 11.03 | Русская трапеза. | |
50 | 16.03 | Во что верили наши предки. | |
51 | 18.03 | Проверочная работа | |
52 | 30.03. | Принятие христианства на Руси. | |
53 | 1.04. | Христианские праздники | |
54 | 6.04 | Как трудились в старину. Что создалось трудом крестьянина. | |
55 | 8.04 | Как трудились крестьянские дети. | |
56 | 13.04 | Труд крепостных крестьян. Что такое ремесло. | |
57 | 15.04 | Игрушечных дел мастера. | |
58 | 20.04 | Маленькие мастера. | |
59 | 22.04 | О гончарном ремесле. О труде ткачей и прях. | |
60 | 27.04 | Русские оружейники. | |
61 | 29.04. | Промежуточная аттестация. | |
62 | 4.05. | Первые российские мануфактуры | |
63 | 6.05 | Железные дороги. | |
64 | 11.05 | Первые пароходы и пароходство в России. | |
65 | 13.50 | Автомобилестроение в России. | |
66 | 18.05 | Самолётостроение в России. | |
67-68 | 20.05. 25.05. | Время космических полётов. |
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир 4 класс
№ урока | Дата | Тема | |
По плану | По факту | ||
1 | 1.09. | Как устроен организм человека. Нервная система человека. | |
2 | 3.09. | Двигательная система человека. | |
3 | 8.09. | Пищеварительная система человека. | |
4 | 10.09. | Береги зубы с детства | |
5 | 15.09. | Дыхательная система человека. | |
6 | 17.09. | Кровеносная система человека. | |
7 | 22.09. | Как организм удаляет ненужные ему вещества. Обобщение. | |
8 | 24.09. | Как человек воспринимает окружающий мир. Кожа. Орган осязания. | |
9 | 29.09. | Зрение. Слух. | |
10 | 1.10. | Обоняние. Органы вкуса | |
11 | 6.10. | Осязание. Проверочная работа. | |
12 | 8.10. | Мир чувств. Что такое эмоции. От эмоций - к чувствам. | |
13 | 13.10. | Обрати внимание на внимание. | |
14 | 15.10. | Помни о памяти. Как развивать свою память. | |
15 | 20.10. | Правила здоровой жизни. Режим. | |
16 | 22.10. | Правила здоровой жизни. Питание. Закаливание. | |
17 | 27.10. | Поговорим о вредных привычках. Проверочная работа | |
18 | 29.10. | Поговорим о вредных привычках. | |
19 | 10.11. | Когда дом становится опасным. Огонь-друг и враг человека. | |
20 | 12.11. | Когда дом становится опасным. Работаем с компьютером. | |
21 | 17.11. | Какие особенности подстерегают на дороге. Помощь при травмах. Правила поведения на улицах и на дороге | |
22 | 19.11. | Какие особенности подстерегают на дороге. Помощь при травмах. Правила поведения на улицах и на дороге | |
23 | 24.11. | Если случится беда… | |
24 | 26.11. | Чем человек отличается от животных. | |
25 | 1.12. | От рождения до старости. Счастливая пора детства. Что необходимо для роста развития человека. | |
26 | 3.12. | Почему пожилым людям нужно помогать. | |
27 | 8.12. | Поговорим о доброте. Справедливость. | |
28 | 10.12. | Почему человек должен трудиться. | |
29 | 15.12. | Можно ли воспитать в себе смелость. | |
30 | 17.12. | Контрольная работа. | |
31 | 22.12. | Умеешь ли ты общаться. Правила общения. Правила общения с незнакомыми людьми. | |
32 | 24.12. | Природные зоны России. Арктика. Тундра. | |
33 | 12.01. | Тайга. | |
34 | 14.01. | Смешанные леса. | |
35 | 19.01. | Степь. | |
36 | 21.01. | Пустыня. Влажные субтропики. | |
37 | 26.01. | Проверочная работа. Почвы России. | |
38 | 28.01. | Рельеф России. | |
39 | 2.02. | Как возводили города. | |
40 | 4.02. | Названия улиц. | |
41 | 9.02. | Россия и её соседи. Япония. Китай. Особенности природы, экономики, культуры стран-соседей России. | |
42 | 11.02. | Россия и её соседи. Финляндия и Дания. Особенности природы, экономики, культуры стран-соседей России. | |
43 | 16.02. | Из истории письменности. | |
44 | 18.02. | Образование - часть культуры общества. О первых школах и книгах. | |
45 | 25.02. | Образование - часть культуры общества. Чему и как учились в России при Петре 1. Предметы, которые изучались в начальной школе. | |
46 | 2.03. | Русское искусство до 18 века. Художественные ремёсла. Икона. | |
47 | 4.03. | Русское искусство до 18 века. Музыка. Театр. | |
48 | 9.03. | Искусство России 18 века. Архитектура. | |
49 | 11.03. | Искусство России 18 века. Живопись. Театр. | |
50 | 16.03. | Золотой век русской культуры 19 века. Поэты и писатели 19 века. | |
51 | 18.03. | Золотой век русской культуры 19 века. Поэты и писатели 19 века. | |
52 | 30.03. | Золотой век русской культуры 19 века. Композиторы 19 века. | |
53 | 1.04. | Золотой век русской культуры 19 века. Художники 19 века. Проверочная работа | |
54 | 6.04. | Искусство России 20 века. Писатели и художники. | |
55 | 8.04. | Искусство России 20 века. Композиторы и архитекторы. | |
56 | 13.04. | Всероссийская проверочная работа | |
57 | 15.04. | Искусство России 20 века. Наиболее значительные достижения отечественного искусства. Проект | |
58 | 20.04. | Героические страницы истории нашей Родины. Борьба с половцами. | |
59 | 22.04. | Героические страницы истории нашей Родины. Битва на Чудском озере. | |
60 | 27.04. | Героические страницы истории нашей Родины. Куликовская битва. Проверочная работа | |
61 | 29.04. | Героические страницы истории нашей Родины. Отечественная война 1812 года. | |
62 | 4.05. | Героические страницы истории нашей Родины. Великая отечественная война 1941-1945 года. | |
63 | 11.05. | Героические страницы истории нашей Родины. Великая отечественная война 1941-1945 года. Проверочная работа | |
64 | 13.05. | Промежуточная аттестация. | |
65 | 18.05. | Мы живём в Российском государстве. Наше государство - РФ | |
66 | 20.05. | Мы живём в Российском государстве. Права и обязанности. | |
67 | 25.05. | Символы государства | |
68 | 27.05. | Время космических полётов. |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1 Учебно-методический комплект:
Учебник 1 - 4 класс, для учащихся образовательных учреждений: в 2 частях. Ч1.2\ Н.Ф.Виноградова,- 3-е изд. переработанное.-М.: Вентана-Граф,2012-) Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Тетрадь 1 - 4 класс, для учащихся образовательных учреждений: в 2 частях. Ч1.2\ Н.Ф.Виноградова, - 3-е изд. переработанное.-М.: Вентана-Граф, Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Тетрадь для контрольных работ 2 - 4 класс, для учащихся образовательных учреждений: в 2 частях. Ч1.2\ Н.Ф.Виноградова, - 3-е изд. переработанное.-М.: Вентана-Граф, Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Н.Ф. Виноградова. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 - 4 класс. М.: Вентана-Граф,2012-) Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с темами «Природа», «История», «Человек и его здоровье», предусмотренными программой для 3 класса, а также музыкальное сопровождение.
В конце каждой главы учебника, в рубриках «Вопросы и задания», «Проверьте себя» даны задания, которые также могут быть примерами работ, позволяющих проверить, насколько второклассник может оперировать полученными знаниями и умениями.
2. Специфическое оборудование:
- наглядные пособия:
а) натуральные: гербарии, чучела;
б) изобразительные:
- муляжи плодов, животных;
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайды, диафильмы;
- самодельные наглядные пособия;
- интерактивная доска;
- компьютерные и информационно – коммуникативные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...