Окружающий мир "Свойства воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
План урока
Тема урока | «Воздух. Свойства воздуха» | |
Цель урока | Формирование у учащихся научного представления о воздухе и его свойствах; развитие умения исследовать. | |
Планируемые образовательные результаты | Предметные : 1. определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, 2. знать значение воздуха для живого, физические свойства воздуха, необходимость охраны воздуха от загрязнения; 3. уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воздух, называя его существенные признаки; 4. экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха. | |
Метапредметные: Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение); - извлечение необходимой информации из увиденного; - осознание и самостоятельное построение речевого высказывания; - выдвижение предположений и их обоснование; - самостоятельное выдвижение способов решения проблемы. Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: - использование последовательных действий, контроль выполненной работы; - осознание уровня и качества усвоенного. | ||
Основные понятия | Воздух Прозрачный, невидимый Поддерживает горение, сжимается, занимает пространство Воздух необходим всему живому. Газ | |
Трудовые действия учителя | ||
Учебно – методическое обеспечение (средства, оборудование) | Для учителя:
| Для обучающихся:
|
Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя 1.Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. | Деятельность учителя: - Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!» - Как понимаете эти слова? - Сегодня на уроке вас ждет множество открытий. Им дышат звери, птицы, люди, Без него мы огня не добудем, Без него нет жизни нигде - Даже тем, кто живёт в воде.... (Воздух) Какая тема нашего урока? Воздух, его свойства. Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе. - Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания детей) Вывод: Знаете вы много, но не всё. Поэтому сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория ? - Как проверить, правы ли мы? А вы будете учёными-исследователями. Обратить внимание на орфографию. - Кто такой исследователь? - Проверим, правы ли мы? (Толковый словарь.) Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств. А ещё мы должны показать результат свой работы на конференции, поэтому мы составим кластер. | Деятельность обучающихся: Открытие новых знаний. Будем стараться узнать новое. Декодирование информации(загадка) Основной вывод-без воздуха нельзя жить Поиск информации (работа со словарем) Место, в котором проводятся научные опыты. Найдем определение в толковом словаре. Исследователи. Человек, который изучает разные предметы и вещества. Ищут определения в словаре. |
3.Выявление места и Причины затруднения. Постановка проблемы. | - Итак, что такое воздух? Мы его не видим, но он есть везде Давайте проведём первый эксперимент: Наполним полиэтиленовый пакет воздухом, завяжем и попробуем его осторожно смять. - Легко ли он сжимается? Что произойдет если развязать пакет и выпустить немного воздуха? -Пакет можно сжать. Вывод: В пакете находился воздух и поэтому мы не могли его смять, а когда выпустили воздух, то пакет сжался. Так что же такое воздух? Воздух – это смесь газов. Заполняем часть кластера Воздух – смесь газов Рассмотрим схему. Какие газы входят в состав воздуха? Какого газа больше всего? Лишь два века назад ученые узнали, что воздух смесь газов: Азота –78% Кислорода – 21 % Углекислого газа – 1 % Перед тем, как начнём исследования, проведём физминутку | Поиск информации («Да-Нетки») Ответы детей (Нет! Да! – ПОЧЕМУ?) Органы чувств. вкус запах. |
ФИЗМИНУТКА | Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Руки вниз, на пояс, вверх, Убегаем мы от всех (бег на месте) Побежим скорее в класс Там послушаем рассказ. (Уч-ся садятся) | |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний. | - Наметим план наших действий. - Как же мы будем исследовать воздух? Разделимся на 3 лаборатории. (Каждой группе даётся задание на карточках) | 1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом и его свойствами. 2. Сделаем выводы. |
5.Реализация проекта. Практическая часть. Цель: определить свойства воздуха. | Работа в группах. 1 лаборатория работает над первым свойством воздуха- бесцветность, прозрачность. Оборудование-пустая пробирка, стакан с водой Инструкция по проведению опыта. Есть ли что-нибудь в пробирке? Потопите пробирку в стакане с водой. Что вы увидели? Так что же находилось в пробирке? Почему мы ничего не видим? О каком свойстве воздуха это говорит? (Заполняют свою часть кластера) 2 лаборатория работает над вторым свойством воздуха – легче воды У вас на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.) - Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.) (Заполняют свою часть кластера) 3 лаборатория работает над третьим свойством воздуха – сжимаемость и упругость. Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем и упруг) 4 лаборатория работает над свойством - запах. - Как вы думаете, воздух имеет запах? Давайте проверим. Пусть один исследователь закроет глаза и понюхает воздух. Второй откроет банку, где лежит кусочек лимона и даст понюхать первому. Чем сейчас пахнет? Сделайте вывод (Без запаха.) (Заполняют свою часть кластера)
Зажигаю 2 свечи. Создаю проблемную ситуацию. -Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт? Ответы детей. Вывод (воздух поддерживает горение) (Заполняем часть кластера) | Поиск информации-наблюдение, сравнение, описание. Ребята разбиваются на 3 рабочие группы. Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Пробирка кажется пустой, но если её потопить в стакане, то будут выделятся пузырьки воздуха Вывод: воздух бесцветный и прозрачный Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Пузырьки воздуха всплывают на поверхность воды Вывод: воздух легче воды Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Надули шарик воздухом. При сжимании шарик меняет форму, когда его не сжимаешь, он принимает первоначальную форму Вывод: воздух сжимаем и упруг. Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Воздух в пустой банке ничем не пахнет, воздух в банке с лимоном имеет запах лимона Вывод: воздух не имеет запаха. Дети наблюдают за опытом, рассуждают, делают вывод. Рассуждения. Свеча, которая находится под стаканом, потухла, а вторая (без стакана) горит. Почему? В стакан не поступает воздух. Вывод: воздух поддерживает горение |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Итак, теперь давайте подведем итог наших исследований . - Какое вещество было объектом нашего исследования? - Какими свойствами оно обладает? Свойства воздуха. | Заполняют таблицу в рабочей тетради. Перекодировка информации (составление сводной таблицы) |
- В начале урока вы сказали, что жизнь без воздуха невозможна. Давайте проведём ещё один опыт: Закройте ладошками рот и нос. - Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на с.48 «Воздух должен быть чистым!» - Подумайте, что ещё нового вы из нее узнали? РАБОТА В ПАРАХ - Даю каждой паре конверт. Вы должны выбрать, что может явиться источником загрязнения воздуха: (-выхлопные газы автомобилей - животные - выбросы из труб заводов - рыбы - деревья - сжигание мусора - лесные пожары -птицы) Проверка задания по образцу. - Какой вывод сделаем? | Ответы детей. Ответы детей. Вывод. Воздух – самое необходимое всему живому на Земле, поэтому его нужно охранять от загрязнений | |
7. Рефлексия Учебной деятельности. 8. Домашнее задание | - Какой момент урока вам больше всего запомнился? - Где нам могут пригодиться новые знания? - - Оцените свои знания на конец урока На столах у вас воздушные шарики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На интерактивной доске показаны все 3 вида выражения лиц.) - За что себя можете похвалить I вариант: С50.Проверь себя II вариант: составь синквейн «Воздух» Воздух Прозрачный, невидимый Поддерживает горение, сжимается, занимает пространство Воздух необходим всему живому. Газ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"
Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...
Конспект урока по окружающему миру:"Воздух" 2 класс. Программа "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса с презентацией...
Приложение к уроку по окружающему миру "Воздух"
Содержание приложения можно включить в урок...
Презентация к уроку окружающего мира Воздух вокруг нас 3 класс
Значение воздуха для жизни. Состав воздуха...
тест по окружающему миру Воздух
3 класс пнш...
урок окружающего мира "Воздух"
Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.Тема: «Воздух и его свойства воздуха».Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской де...