Конспект урока по окружающему миру.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Господинова Екатерина Игоревна

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: Семейный бюджет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

имени Героя Советского Союза Ф. Т. Жарова г. Шатуры»

Городского округа Шатура

Конспект урока по окружающему миру.

Тема "Семейный бюджет".

Класс: 3.

Составитель:

Господинова Е.И.,

учитель начальных классов

2021 год

Класс: 3.  

УМК: Школа России

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Семейный бюджет»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок 10  в изучении раздела «Чему учит экономика».

Цель урока: познакомить учащихся и создать условия для усвоения понятия «семейный бюджет».

Задачи:
1) Способствовать формированию у детей первоначального понятия о семейном бюджете. Способствовать закреплению понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.

2) Способствовать овладению практическими навыками, распределять семейный бюджет.

3) Способствовать воспитанию бережного экономного отношения к семейному бюджету.

4) Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.

Тип урока:

Урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова и Рабочая тетрадь к учебнику.

Используемая методическая литература:  Методические рекомендации для учителя к учебнику “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова.

Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.

Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

 Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

План урока

  1. Орг. Момент. Мотивация  Слайд  1

Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры. «Добрый день». Мне очень хочется пожелать вам доброго дня, всем и каждому. Я буду говорить слова «Добрый день» и назову кого-то из нашего класса, а те , кого я назову, помашут мне рукой, это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие.

Попробуем?

- Добрый день девчонкам!

- Добрый день мальчишкам!

-Добрый день всем, кто сегодня у нас в гостях!

- Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!

- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!

На сегодняшнем уроке окружающего мира вы узнаете много нового, а о чём пойдёт речь, попробуйте догадаться, прочитав слова немецкого писателя Бертольда  Авербаха.

 Эпиграф урока   Слайд 2

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».                         

Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

II Актуализация опорных знаний  

- Сегодня мы будем работать по группам, 3 группы-3 семьи.( Ивановых. Кузнецовы. Смирновы.  Так как наш разговор пойдет сегодня о деньгах, то за правильный ответ, семья будет получать наши символические школьные деньги- шустрики.

Семья состоит из 6 человек: бабушки, дедушки – пенсионеров, мамы, папы, сына – студента и дочери – школьницы.

Распределите роли. Прикрепите бейджики.

- В каждой семье существует этикет общения. Вспомним эти правила.

Правила.  Слайд 3

1Семья должна быть дружной.

2. При принятии решения учитываются мнения каждого члена семьи.

3. Все вопросы решаются с учётом большинства голосов.

4. В семье при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.

- Проведем блиц – опрос. Я буду задавать вопросы, а любой член семьи, который знает ответ, поднимает руку. За правильный ответ  семья получает  оплату..

Блиц – опрос

- Что такое бюджет? (План в котором учитываются денежные доходы и расходы за определённый период)

Толковый словарь Даля. Бюджет М. — 1. Смета денежных доходов и расходов государства, предприятия или учреждения на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. //  

Слайд 4

- Как понимаете слово доходы? расходы?

Слайд 5

- Из чего складываются доходы государства? (Налоги граждан и организаций) (Налог – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства)

- На что идут расходы?  

 (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия.)

- Необходимо ли планировать распределение доходов государства? Для чего?

(Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику)

III Изучение нового материала

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Вы замечали, ребята, что нередко бывает так: одни люди работают, получают приличный доход, а денег им не хватает до зарплаты? А другие и получают меньше, но всегда при деньгах?

- Ответ очень прост: те, кому не хватает до зарплаты, не умеют управлять своими деньгами. Иначе говоря, не умеют планировать свой бюджет.

    -Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи?

-А почему вы так думаете? Из чего складывается семейный бюджет? (В каждой семье есть доходы и расходы) слайд 6

- Cформулируйте  тему нашего сегодняшнего урока (Семейный бюджет)  

- Какую учебную задачу вы сегодня перед собой ставите?  

(научимся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы).   Слайд 7

  • Эти знания пригодятся вам в будущем?
  • - Семейный бюджет – это план регулирования семейных доходов и расходов. Это интересно! Слово «бюджет» произошло от старофранцузского слова «бугетт» и означает «кошелёк, сумка, кожаный мешок». Бюджет помогает семье правильно рассчитать свои финансовые возможности и не оказаться «в долгах как в шелках».

Сейчас мы с вами встретимся с нашими любимыми героями м/ф «Зима в Простоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос:  Почему Матроскин поссорился с Шариком?

Слайд 8(Видеофрагмент.)

Слайд 9 

- Почему же Матроскин поссорился с Шариком (израсходовал деньги на не нужный товар)

  • А как вы думаете, почему он это сделал? (Не знал как распределить правильно деньги.)
  • Так вот сегодня мы с вами тоже поучимся распределять семейный бюджет, что бы не оказаться на месте Шарика.
  • А как вы думаете жадный был Матроскин или экономный? (прочти в карточке подсказку объяснения слов «жадный», и «экономный».

Карточка подсказка:

Дефицит-превышение расходов бюджета над доходами.

Экономия – бережливое ведение хозяйства;

Жадный –стремящийся получить побольше, но не желающий делиться тем, что имеет.

Экономный – бережливо расходующий что-либо.

IV."Открытие" нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов.

– Вспомним  деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход). Слайд 10

- Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто?

  Обсудите это в своих группах (зарплата, пенсия, стипендия, пособие по уходу за ребенком, прибыль, гонорар, проценты)

- И так, какие же доходы поступят в вашу семью?

   (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).

- Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).

- Если один из членов семьи студент. (Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).        

- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. (То она будет получать пособие деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).

-  С этими видами доходов нам всё понятно, но  в некоторых семьях имеются еще некоторые виды доходов.  Что это за виды доходов? За что их получают? А это вы можете узнать самостоятельно прочитав информацию на стр.77 учебника п. 1. (самостоятельная работа по учебнику)

-Если папа  писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – гонорар

-Если папа предприниматель, то он будет получать прибыль от работы фирмы, магазина

-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму – проценты

Физминутка Ваши семьи живут на одной улице. Вы соседи. Вы дружные соседи? Желаете сходить к друг другу в гости? Можете сходить в гости, поинтересоваться жизнью своих соседей, просто погулять по улице.

– Значит деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).  

- А которые тратятся (расходуются)? (Расход).

- Откройте рабочую тетрадь стр.48, зад. 2.

 Покажите стрелками доходы и расходы семьи. (работают в группах)

- Проверим из чего складываются доходы?

Слайд 11

-  На что может расходоваться семейный бюджет?

- Кто выполнил без ошибок? Получайте шустрик.

Задача

- Однажды в одной семье брат с сестрой пришли к родителям и попросили новый велосипед и новую куклу.

– Как вы думаете, что ответили им родители? (Ответы)
– Что сначала нужно сделать, чтобы узнать смогут ли родители сделать эти покупки.

(Посчитать доходы и расходы семьи.)

Слайд 12

Я вам раздаю карточки №2, на которых записаны товары и услуги,  которые  надо оплатить вашей семьи на 1 месяц. Выберите нужное и  рядом поставьте галочки. (проставляют галочки)

-  Запишите  источники доходов вашей семьи в первую графу. (записывают)

Доходы

Товар или услуга

Расходы

Лекарства

Продукты

Одежда

Обувь

Бытовая химия

Транспор

Велосипед

Книги

Компьютер

Игрушки

Платежи и налоги

Диски с мультфильмами

Посещение цирка

Туристическая поездка, отпуск

Поход в кино

Мороженное, конфеты

Фрукты

Всего:

Всего:

- А теперь я вам дам карточку№3  с ценами и вы проставьте суммы рядом с галочками, выбранных товаров и  услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.  (проставляют)

Товар или услуга

Цена шустр.

Лекарства

2

Продукты

50

Одежда

10

Обувь

5

Бытовая химия

1

Транспорт

1

Велосипед

20

Книги

1

Компьютер

40

Игрушки

1

Платежи за квартиру

20

Диски с мультфильмами

3

Посещение цирка, театра

5

Туристическая поездка, отпуск

80

Поход в кино

2

Мороженное, конфеты

5

Фрукты

1

- А теперь посчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. (Дети считают на калькуляторе) Запишите в нижней строчке расходов.

- Но я вас забыла предупредить, что общий доход вашей семьи в месяц составляет 100 шустриков. Запишите в нижней строчке доходов.

- У кого сумма расходов больше этой цифры?

- У кого сумма расходов меньше?

Слайд13   И так если:

Доходы < Расходы (недостаток денег )(Дефицит бюджета).

Доходы > Расходы  (останутся лишние, что с ними можно сделать? Отложить)  (Накопления).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения). 

- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? Значение этих слов вы найдете в словарике (Карточке подсказке)

Если текущие расходы равны доходам, то семья живёт по средствам.

Но если каждый месяц тратить все деньги, то на большую покупку никогда не накопить. Для таких случаев в бюджете есть особая строка, которая называется «Накопления» или «Сбережения». Семья может копить деньги на какую-то крупную покупку, например на бытовую технику. Конечно, её можно приобрести и в кредит, но тогда она обойдётся дороже, потому что за кредит банк берёт дополнительную плату.

Статья «Накопления» (или «Сбережения») в бюджете должна быть обязательно. Даже если деньги не откладываются на что-то конкретное.

Расходы на подарки для родных и друзей относятся к переменным расходам. Обычно такую статью называют «Разное».

Предусмотреть всё заранее невозможно, поэтому надо, чтобы в бюджете была статья «Непредвиденные расходы». Ведь могут срочно понадобиться деньги на лекарства или неотложный ремонт. Если средства из статьи непредвиденных расходов за месяц потрачены не были (или были потрачены не полностью), то эти деньги перейдут в ваши накопления или сбережения.

– Какой вариант бюджета лучший для семьи?
–Если это экономия, что можно сделать в этом случае? (отложим сбережения)

– Если это дефицит? (нужно на чем-то сэкономить)

– На чём мы можем сэкономить? 

Вывод: чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

Планируемые расходы не должны превышать доходы семьи, иначе образуются долги.

– И так, что мы сейчас составили?

(План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)

–План доходов и расходов т.е. семейный бюджет  должен быть в каждой семье.

– А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство.)  

– А теперь вы можете сказать, в каком случае родители смогут купить детям подарки? (когда у родителей Д. больше Р)

- У нас сегодня уже появился небольшой опыт составления бюджета, а скажите ребята, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие?

Ученики.(выигрыш в лотерее, премия на работе, подарок на день рождение) Слайд 14

Учитель.- а непредвиденные расходы?

Ученики. (поломка бытовой техники, машины, тяжелая болезнь и т. Д ) 

Слайд 15

- Могут ли в этих случаях пригодиться сэкономленные средства?

IV Самостоятельная работа.

- А  сейчас вы поработаете в своей семье и выберете из предложенных вариантов верные утверждения – советы по экономии семейного бюджета.

Возьмите карточку№4.

                        Совет.  

  1. Планируй семейный бюджет исходя

         из доходов.

  1. экономить электроэнергию.
  2. Просите у родителей новую игрушку

к каждому празднику.

  1. Бережно относиться к своим вещам.
  2. Чаще пользоваться услугами такси.
  3. Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону.
  4. Напоминать родителям о своевременной уплате за налоги и коммунальные услуги.

-Какие же советы вы можете дать по экономии семейного бюджета.

–Замечательные ваши советы , надо помнить, что  доходы семейного бюджета должны быть больше расходов.

Итог урока

- Вспомним, чему должны мы были научиться на уроке? Какие  цели вы перед собой ставили?  

- Что такое семейный бюджет? Слайд 16

-  Для чего же нужен семейный бюджет?

Ученики. Для того чтобы вести правильно домашнее хозяйство.

- У меня тоже есть семья, дайте мне совет. Как мне сэкономить деньги, чтобы купить новый компьютер?

-Пригодится ли вам это в жизни? (Ученики. Мы станем взрослыми и должны уметь экономно расходовать свои доходы и сейчас, чтобы знать, как мы можем принять участие в доходах и расходах своей семьи. Для того чтобы уметь экономно расходовать свои доходы)

-Так, какой же вывод мы сделали?

Соедините стрелками верные ответы.

МУДРОСТЬ                         Правильное распределение бюджета

ИСКУССТВО                     Семейный бюджет

(Верно. Мудрость - это бюджет, а искусство -правильное его распределение).

Обобщение. Для того, чтобы семья не испытывала экономических затруднений, нужен план доходов и расходов семейного бюджета и вы тоже можете принимать участие в составление этого плана.

Вывод: А, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужно планировать семейный бюджет так, чтобы расходы не превышали доходы.

VI. Рефлексия   Слайд 17

Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите смайликов и дорисуйте их в соответствии  (Доволен своей работой на уроке,  всё понятно;  работал неплохо, но есть вопросы; мне было трудно, надо работать ещё)

Зажмите руку в кулак и …

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто хорошо работал – средний, …… (а помогут узнать ваши смайлики)

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

VIII. Домашнее задание

Составить с родителями план семейного бюджета на месяц.

- Вы хорошо потрудились, и каждая семья заработала шустриков. У кого-то их чуть больше, у кого-то чуть меньше. Желаю вам, что бы вы всегда стремились работать лучше, от этого будут зависеть ваши доходы ну и конечно ваша жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...