Конспект урока по окружающему миру "Борьба Руси с западными завоевателями", 4 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Борьба Руси с западными завоевателями", 4 класс, УМК "ПНШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (4 класс)
Тема: Борьба русских земель с западными завоевателями. Ледовое побоище.
Цель:
Знакомство обучающихся с историческим событием 1242 года, с личностью А. Невского.
Задачи:
- Познакомить с ходом и значением битвы на Чудском озере; качествах великого князя Александра Невского;
- Формировать умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучаются;
- Воспитывать любовь, гордость за свою Родину, уважение к прошлому своей страны.
Оборудование: электронная презентация, толковый словарь Ожегова, листочки для вычислений даты события, таблицы для заполнения.
Ход урока.
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой урока.
(Слайд 1.)
- Каждый год весной природа оживает. И мы удивляемся, как у нее, получается, опять цвести и благоухать. Мы тоже часть природы, а значит, и у нас все получится. Начнем наш урок.
(Слайд 2.)
У России богатая история. Нам есть кем гордиться. И наш урок будет посвящен выдающейся личности.
Слайд № 3 – ребус (Александр)
- Отгадайте ребус и вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить.
Слайд № 4
- Предположите, о каком Александре пойдет речь.
- Сегодня мы посвятим урок великому русскому полководцу А. Невскому
Слайд № 5
- Посмотрите на его портрет.
- Что можете рассказать о князе Александре Невском?
3 . Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация)
Несмотря на то, что жил князь Александр Ярославич несколько столетий назад, его жизнь, его деятельность актуальны для нас и сегодня. Разве имеют срок давности такие качества, как любовь к Родине, к ближнему, как готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия Отчизны?
Потрудился Александр для Русской земли.
Слайд № 6
Мужественно и победоносно сражался он со шведами на реке Неве в 1240 году. Именно после этой битвы стали называть Александра Ярославича – Невским.
- Сегодня мы поговорим еще об одной битве.
Слайд № 7
5 апреля мы будем отмечать 775летие со дня победы Александра Невского в «Ледовом побоище»
- Вычислите, в каком году была эта битва (2017 – 775 = 1242 год)
Слайд № 8
- В каком веке произошло данное событие? (1242 год – 13 век)
Целеполагание.
(Слайд № 9).
-На какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?
С кем была эта битва?
Где произошло сражение?
Как протекал ход битвы?
Кто победил в этой битве?
( Слайд № 10 - карта)
- Рассмотрите карту. Какие территории Руси были свободны от монголо-татарского ига?
Более независимой от монголо-татар была Новгородская земля. Центром этой земли был Новгород. Княжил здесь Александр Невский. Богаты тогда были Новгородские земли.
- Дошел ли до Новгорода хан Батый? (не дошел) Значит, не испытала новгородская земля татарского разорения.
- Предположите, прельщали ли завоевателей богатые новгородские земли? Откуда могли напасть завоеватели?
5. Изучение новой темы.
( Слайд № 11)
Двух лет не прошло после победы Александра Невского на реке Неве над шведами, как явился с запада, с берегов Балтийского моря новый враг: рыцари Ливонского ордена – немецкие рыцари-крестоносцы!
Слайд № 12
Искусные воины-монахи хотели подчинить русских, которых называли варварами, заставить их работать на себя. Им казалось, что покорить русских будет нетрудно. Ведь ливонские рыцари непобедимы и завоевали уже многие земли!
( Слайд № 13)
- Рассмотрите иллюстрации. Во что были одеты и как вооружены рыцари – крестоносцы?
(Одеты крестоносцы были в железные доспехи,
У коней на груди были латы, сбруя на них железная. И каждый конник покрыт был белой попоной от головы рыцаря до хвоста лошади. Черные кресты на лошадиной попоне и на шлеме рыцаря придавали им жуткий вид. Крестоносцы вооружены были огромными острыми копьями и мечами.)
(Слайд № 14)
- Давайте сравним одежду и вооружение воинов 13 века.
Рассмотрите иллюстрации воинов и дополните таблицу (Работа в парах)
После выполнения работы проводится проверка.
- Что записали в колонке слева?
( Слайд № 15) - таблица
Русские воины | Крестоносцы Крестоносцы | дополнительные сведения |
ОДЕЖДА | ||
(кольчуга шлем латы) | железные доспехи латы шлем с забралом плащи с крестами | доспехи – воинское снаряжение (шлем, латы) латы – в старину: металлические доспехи, броня, защищающая от стрел, копий, мечей забрало – часть шлема, опускаемая на лицо для защиты от ударов |
ВООРУЖЕНИЕ | ||
(мечи, копье, луки, щиты, боевые топоры) | мечи, копье, щиты, | щит – предмет старинного ручного оружия для предохранения от ударов) |
- Есть ли что-то общее в одежде русского воина и рыцаря-крестоносца?
- В чем тогда отличие?
- Какой вывод можно сделать (Русские воины были одеты в более удобную одежду. Доспехи были легкими и удобными, а шлем без забрала не мешал смотреть по сторонам и давал воину возможность полного обзора события)
Демонстрация шлема рыцаря-крестоносца
- Впереди нас ждет большая работа, поэтому необходимо отдохнуть.
Слайд № 16
Физминутка: ( звучит спокойная музыка)
- Встаньте, протяните руки вверх, к солнцу. Почувствуйте, как солнышко своим весенним теплом согревает ладони. Поделитесь этим теплом друг с другом – возьмитесь за руки. Чувствуете, вы стали сильнее, увереннее и мудрее, потому что вы вместе, рядом рука друга, готового прийти на помощь.
6. Изучение новой темы. Работа с картой
- Продолжим нашу работу.
( Слайд № 17 - схема сражения)
Александр Невский не зря славился мудростью. Сумел он обернуть против рыцарей их же собственную силу. 5 апреля 1242 года состоялась решающая битва на Чудском озере, покрытом льдом и снегом.
- Подумайте, почему Александр Невский решил встретить немецких рыцарей на льду озера, обратите внимание на дату битвы.
(дети делают предположение, что князь надеялся, что тонкий лед не выдержит тяжелого рыцаря)
( Слайд № 18)
- Послушайте, что рассказывают историки об этом сражении. (анимация)
( Слайд № 19)
Смело встретили псов-рыцарей новгородцы. Долго длился бой. Пусть не было у русских длинных рыцарских мечей, но были храбрые сердца и сила богатырская, которыми всегда славилась Русь. По шлемам рыцарей, по сбруям лошадей секли мечи, ломались копья. Кровью покрыт был лед Чудского озера. На кровавом снегу валялись флаги рыцарей - крестоносцев.
( Слайд № 20) – отрывок из фильма
( Слайд № 21)
Это было действительно Ледовое побоище.
- Кто сможет объяснить, почему «ледовое»? «побоище»?
( Слайд № 22)
«Побоище» суффикс «ищ» указывает на что-то большое, многочисленное (полчище, домище)
- Обратитесь к толковому словарю. Что обозначает данное слово? (побоище – битва с большим количеством жертв)
- Подберите синонимы к слову «побоище» (битва, сражение)
Обобщение: ( Слайд № 23)
- Прочитайте пословицу «Не числом бьют, а уменьем». Подходит ли она к сражению Александра Невского на Чудском озере? Ответ обоснуйте.
- В чем проявилось полководческое искусство Александра
Невского?
- Какие знания об окружающем мире помогли Александру
Невскому одержать победу? Как он сумел обернуть против рыцарей их же собственную силу? (Весной тает лед на реках.)
- Какие слова Александра Невского стали для русских людей настоящим заветом на всю нашу историю?
( Слайд № 24)
- Благодаря полководческому таланту Александра Невского Русь отстояла свою территорию и веру.
- Прочитайте отрывок из статьи на стр. 56 со слов «… Мы гордимся…»
- Какие чувства вызвали у вас эти строки? (гордость, волнение)
- Какие качества, которыми обладал Александр Невский, вы бы хотели воспитать в себе? (честь, мужество, доблесть, храбрость, любовь к Родине)
(Слайд № 25)
- В годы Великой Отечественной войны орденом Александра Невского награждали офицеров, прославившихся в боях.
- Вы сегодня хорошо поработали и тоже заслужили награды - грамоты Александра Невского.
( Слайд № 26)
Итог: Ледовое побоище навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
( Слайд № 27)
(звучит музыка, на фоне музыки читаю стихотворение)
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна.
И подымай, бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И может, от одной твоей руки
Зависит все, что будущим зовется.
Дополнительно: слайды № 28-32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс
Подробный конспект урока + самоанализ урока....
Технологическая карта и конспект урока по Окружающему миру "Борьба с иноземными захватчиками в 13 веке.Александр Невский" УМК "Планета знаний" ФГОС
Технологическая карта урока...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок
Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока воспитание бережного отношения к воде, знаний правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...
Конспект урока по окружающему миру "Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва" 4 класс УМК Гармония
Объединение Руси вокруг Москвы.Куликовская битва(Как объединяли и освобождали Русь) Задачи урока:сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против ордынского владычества...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 2 урок.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...