Формирование естественнонаучной грамотности
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Разработка системы заданий для обучающихся - основа для новых методик формирования функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie.docx | 293.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организм человека. Зубы».
Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний. Контекст задания близок к проблемной ситуации, возникающей в повседневной жизни. Ситуация требует осознанного выбора поведения.
4 класс
Задание.
После посещения стоматолога Маша рассказала одноклассникам о том, как сохранить зубы крепкими и здоровыми. Подруга Таня ответила, что эти правила знает и всегда выполняет их. Маша решила проверить, всё ли правильно делает Таня.
- Прочитай текст «Для чего человеку нужны зубы?» и ты узнаешь, что Маша узнала о значении зубов для здоровья человека.
Зубы выполняют важную работу – они измельчают пищу. У взрослого человека в ротовой полости 32 зуба: 16 зубов на верхней челюсти, 16 зубов на нижней челюсти. Впереди находятся 8 резцов (по 4 зуба на каждой челюсти). Ими можно перегрызть морковку или откусить яблоко. За ними 4 крепких клыка. Они помогают откусить что-то твёрдое или вязкое. А далее располагаются коренные зубы. Их задача — измельчать и перетирать пищу.
Задание 1. Запиши в правом столбце таблицы, какую работу выполняют разные виды
зубов.
Виды зубов | Роль зубов в ротовой полости |
1. Резцы | |
2. Клыки | |
3. Коренные зубы |
Номер вопроса | 1 |
Компетенция | Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов |
Тип знания | Процедурное знание |
Контекст | Здоровье; личностный |
Познавательный уровень | Средний |
Формат вопроса | С заполнением таблицы |
- Прочитай текст. Изучи строение зубов по схеме, и ты узнаешь какие структуры зуба узнала Маша.
Зубы — самые твёрдые части нашего организма. Сверху зуб покрыт эмалью: твёрдым, гладким, блестящим веществом.
Под эмалью скрывается дентин – основное вещество, из которого состоит зуб. Ещё глубже располагается пульпа – мягкая ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами. Через сосуды в зуб попадают питательные вещества и микроэлементы. Хотя зуб выглядит полированным камешком, но он живой и требует питания. А благодаря нервам зубы достаточно чувствительны.
У всех зубов есть корни, уходящие глубоко в кость челюсти. Эти корни закрепляют зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.
Каждый зуб расположен в зубной ячейке – специальном углублении в челюсти. В эту ячейку уходят корни.
Основание зуба со всех сторон окружено десной.
Задание 2. Исходя из этих данных, заполни пропуски в предложениях и выполни
задание 6.
Номер вопроса | 2 |
Компетенция | Научное объяснение явлений |
Тип знания | Содержательное знание: живые системы |
Контекст | Здоровье; личностный |
Познавательный уровень | Средний |
Формат вопроса | С дополнением недостающих данных |
- Девочки изучили медицинские исследования и составили правила ухода за зубами. Определи, у кого из них зубы будут крепкими и здоровыми.
Задание 3. Отметь имя девочки, которая составила правила ухода за зубами верно.
___ Таня а) Чистить зубы один раз в день: утром. (После еды в трещинах остаётся
пища. Остатки пищи гниют, зубы разрушаются и начинают болеть).
б) Не ковырять в зубах металлическими предметами. (От этого на зубах
могут образоваться трещины. В аптеках продаются специальные
зубочистки).
в) Сразу после холодной пищи не брать горячую пищу и наоборот. (От этого
на зубах могут образоваться трещины).
___ Маша а) Чистить зубы не менее двух раз в день: утром и вечером после еды не менее
трёх минут. (После еды в трещинах остаётся пища. Остатки пищи гниют,
зубы разрушаются и начинают болеть).
б) Не ковырять в зубах металлическими предметами. (От этого на зубах могут
образоваться трещины. В аптеках продаются специальные зубочистки).
в) Сразу после холодной пищи не брать горячую пищу и наоборот. (От этого
на зубах могут образоваться трещины).
Номер вопроса | 3 |
Компетенция | Понимание особенностей естественнонаучного исследования |
Тип знания | Процедурное знание |
Контекст | Окружающая среда, здоровье; личностный |
Познавательный уровень | Средний |
Формат вопроса | С выбором ответа |
Ответы:
Задание 1.
Виды зубов | Роль зубов в ротовой полости |
1. Резцы | Перегрызть или откусить |
2. Клыки | Откусить |
3. Коренные зубы | Измельчать и перетирать пищу. |
Задание 2.
1. Белая часть зуба называется коронкой.
2. Остальная часть зуба спрятана в десне.
3. Корень прочно удерживает зуб в челюсти.
4. Эмаль очень твёрдая и защищает зуб.
5. В пульпе находятся кровеносные сосуды и нервы.
6. Закрасьте дентин жёлтым, а пульпу красным цветом.
Задание 3
Маша а) Чистить зубы не менее двух раз в день: утром и вечером после еды не менее
трёх минут. (После еды в трещинах остаётся пища. Остатки пищи гниют,
зубы разрушаются и начинают болеть).
б) Не ковырять в зубах металлическими предметами. (От этого на зубах могут
образоваться трещины. В аптеках продаются специальные зубочистки).
в) Сразу после холодной пищи не брать горячую пищу и наоборот. (От этого
на зубах могут образоваться трещины).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные приемы, используемые на уроках окружающего мира для формирования естественнонаучной грамотности
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материалаПовышение познавательной мотивацииОбучение навыкам успешного общ...
Опыт работы по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников в образовательной деятельности
Текст выступления на межмуниципальном семинаре-практикуме для учителей северо-западного образовательного округа Курганской области....
"Эффективные приёмы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе"
Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной...
Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.
Подход к естественнонаучному образованию младших школьников в современных условиях. Пути сотрудничества с педагогами дополительного образования для более продуктивной работы с обучающимися. Мето...
доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».
Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...
Методы и приемы формирования естественнонаучной грамотности
laquo;Методы, приёмы формирования естественнонаучной грамотности»...
Задания на формирование естественнонаучной грамотности
Естественно-научная грамотность — это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естес...