Рабочая программа по окружающему миру, 1-4 классы, УМК "Начальная школа 21 века
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Автор учебника: Виноградова Н.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchiy_miru_po_vinogradovoy_n.f.doc | 590.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-САД № 7» ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметная область: обществознание и естествознание (окружающий мир)
Учебный предмет: окружающий мир
1-4 классы
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностные результаты представлены двумя группами.
Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) составлять тексты в устной и письменной форме, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Результаты освоения 1 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- установке на здоровый образ жизни;
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- уважительному отношению к иному мнению;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- пониманию необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «Родина», «природа», «семья».
- правилам индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания;
- умению ориентироваться в мире профессий и мотивации к творческому труду.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- работать по предложенному учителем плану;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место;
- принимать общие цели изучения темы;
- понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно работать с учебником, как источником информации;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- отвечать и задавать вопросы;
- участвовать в диалоге с учителем и одноклассником; внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чем он говорит;
- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы.
- участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- слушать и понимать речь других;
- работать в группе, выполняя различные роли (лидера, исполнителя, критика);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2-3 слайда.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся: | Обучающиеся получат возможность научиться: |
|
|
Результаты освоения 2 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
∙ оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
∙ самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
∙ В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- установке на здоровый образ жизни;
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- уважительному отношению к иному мнению;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг уважительному отношению к своему народу, к своей Родине;
- внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- правилам индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- определять план выполнения заданий под руководством учителя;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
- оценивать выполненные задания по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении»;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
∙ делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким признакам; находить закономерности;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;
- определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
- наблюдать и делать простые выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в других источниках: словарях, энциклопедиях;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне нескольких предложений или небольшого текста);
- читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное.
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- слушать и понимать речь других;
- работать в группе, выполняя различные роли (лидера, исполнителя, критика);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых и самостоятельно по теме проекта, оформлять 6-7 слайдов.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся: | Обучающиеся получит возможность научиться: |
|
|
Результаты освоения 3 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- установке на здоровый образ жизни;
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- уважительному отношению к иному мнению;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость»;
- уважительному отношению к своему народу, к своей Родине, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- правилам индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем и самостоятельно;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою версию, предлагать способ её проверки;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу по изучению материала;
- получать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
- самостоятельно находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- уважительно относиться к позиции одноклассников, пытаться договариваться;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- уметь договариваться: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
Обучающиеся научатся: | Обучающиеся получит возможность научиться: |
|
|
Результаты освоения 4 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
∙ оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
∙ объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие;
- осознавать себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности);
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д;
- осознавать своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов России;
Обучающиеся получат возможность научиться:
∙ самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; правилам индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
∙ самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
∙ совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
∙ составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
∙ работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
∙ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы товарищей, исходя из имеющихся критериев.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою версию, предлагать способ её проверки;
- самостоятельно определять успешность выполнения своей работы и работы товарищей, исходя из имеющихся критериев;
- понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
∙ ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
∙ отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
∙ добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
∙ перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
∙ перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
∙ преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- самостоятельно готовить презентацию из 9-10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы; озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления;
- принимать точку зрения другого.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- уважительно относиться к позиции товарищей, пытаться договариваться.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся: | Обучающиеся получит возможность научиться: |
|
|
В результате изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентации, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ - средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать! сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения предмета выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (66 ч)
Введение. Этот удивительный мир (1 ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы - школьники (2ч)
Ты - первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, аккуратность.
Твоё здоровье (6ч)
Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния. Солнце, воздух, вода - факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.
Я и другие люди (3 ч)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Труд людей (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Родная природа (31 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы). Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пишу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Семья (2 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Наша Родина. Родной край (15 ч)
Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города, профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Экскурсии
Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учётом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учётом местных особенностей).
Практические работы
Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом.
2 класс (68 ч)
Введение. Что окружает человека (1 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (14 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники - органы чувств. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя. ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Кто живёт рядом с тобой (6 ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению - правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия - твоя Родина (13 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.
Москва - столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург - северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-IX веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Родной край - частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек
создаёт в процессе труда. Хлеб - главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Мы - граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция - главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия - многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.
Мы - жители Земли (9 ч)
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля - планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение - живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.
Природные сообщества (23 ч)
Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек (2 ч)
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Экскурсии
В лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учётом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта
(с учётом местных условий).
Практические работы
Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа.
Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
3 класс (68 ч)
Земля - наш общий дом (7 ч)
Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории. Солнечная система. Солнце - звезда. Земля - планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха.
Человек изучает Землю (3 ч)
Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Царства природы (27 ч)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные - царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные - живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. Как человек одомашнил животных.
Растения - царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения - живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Наша Родина: от Руси до России (11 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Как люди жили в старину (12 ч)
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство - основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.
Как трудились в старину (7 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.) Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов Появление фабрик и заводов.
Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир) Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, авто строения). Освоение космоса.
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Повторение (1 ч)
Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии
В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство) в учреждения культуры.
Опыты
Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы
Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради) Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
4 класс (68 ч)
Человек - живое существо (организм) (17 ч)
Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие Сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце - главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения - почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Твоё здоровье (13 ч)
Человек и его здоровье. Знание своего организма - условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Практические работы
Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Человек — часть природы (2 ч)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Человек среди людей (4 ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках - качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Родная страна: от края до края (13 ч)
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей). Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно - Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий. Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда И культуры народов).
Человек - творец культурных ценностей (10 ч)
Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров. Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин - «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К.С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Человек - защитник своего Отечества (5 ч)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских люки с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии В биологический (краеведческий), художественный музей.
Практические работы
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство (4 ч)
Россия - наша Родина. Русский язык - государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символ государства.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
В период адаптации проводится курс «Введение в школьную жизнь». Из содержания курса по предмету "Окружающий мир" выделено 2 часа из раздела "Мы - школьники".
№ п/п | Раздел учебного предмета | Количество часов |
1 класс | ||
1 | Введение. Этот удивительный мир. | 1 час |
2 | Мы — школьники. | 2 часа |
3 | Твоё здоровье. | 6 часов |
4 | Я и другие люди. | 3 часа |
5 | Труд людей. | 6 часов |
6 | Родная природа. | 31 час |
7 | Семья. | 2 часа |
8 | Наша Родина. Родной край. | 15 часов |
Итого: | 66 часов | |
2 класс | ||
1 | Введение. Что окружает человека. | 1 час |
2 | Кто ты такой. | 14 часов |
3 | Кто живёт рядом с тобой. | 6 часов |
4 | Россия — твоя Родина. | 13 часов |
5 | Мы — жители Земли. | 9 часов |
6 | Природные сообщества. | 23 часа |
7 | Природа и человек. | 2 часа |
Итого: | 68 часов | |
3 класс | ||
1 | Земля – наш общий дом | 7 часов |
2 | Человек изучает Землю | 3 часа |
3 | Царства природы. | 27 часов |
4 | Наша Родина: от Руси до России. | 11 часов |
5 | Как люди жили в старину. | 12 часов |
6 | Как трудились в старину. | 7 часов |
7 | Повторение. | 1 час |
Итого: | 68 часов | |
4 класс | ||
1 | Человек — живое существо (организм). | 17 часов |
2 | Твоё здоровье. | 13 часов |
3 | Человек — часть природы. | 2 часа |
4 | Человек среди людей. | 4 часа |
5 | Родная страна: от края до края. | 13 часов |
6 | Человек — творец культурных ценностей. | 10 часов |
7 | Человек — защитник своего Отечества. | 5 часов |
8 | Гражданин и государство. | 4 часа |
Итого: |
|
1 класс – 66 часов
№ п/п | Название раздела/ темы | Кол-во часов | Примечание |
Введение. Этот удивительный мир (1 час) | |||
1 | Введение в школьную жизнь. Учимся работать вместе. Нас окружает удивительный мир. | 1 | |
Мы - школьники (2 часа) | |||
2 | Введение в школьную жизнь. Работаем вместе. Давай познакомимся. | 1 | |
3 | Введение в школьную жизнь. Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога. Мы – школьники. | 1 | |
Родная природа (3 часа) | |||
4 | Введение в школьную жизнь. Праздник «Посвящение в ученики». Сентябрь – первый месяц осени. | 1 | |
5 | Что нам осень подарила. | 1 | |
6 | Грибная пора. | 1 | |
Семья (2 часа) | |||
7 | Семья. | 1 | |
8 | Любимые занятия. | 1 | |
Труд людей (2 часа) | |||
9 | Как из зерна получилась булка. | 1 | |
10 | Человек и домашние животные. | 1 | |
Родная природа (2 часа) | |||
11 | «Октябрь уж наступил …» | 1 | |
12 | Явления природы. | 1 | |
Наша Родина. Родной край (2 часа) | |||
13 | Где ты живешь? | 1 | |
14 | Правила поведения на дорогах. | 1 | |
Труд людей (2 часа) | |||
15 | Ты и вещи. | 1 | |
16 | Кто работает ночью. | 1 | |
Твое здоровье (4 часа) | |||
17 | Твои помощники - органы чувств. | 1 | |
18 | Правила гигиены. | 1 | |
19 | О режиме дня. | 1 | |
20 | Урок в спортивном зале. | 1 | |
Родная природа (5 часов) | |||
21 | Ноябрь - зиме родной брат. | 1 | |
22 | Ноябрь - зиме родной брат. | 1 | |
23 | Дикие животные. | 1 | |
24 | Звери – млекопитающие. | 1 | |
25 | Что мы знаем о птицах. | 1 | |
Наша Родина. Родной край (4 часа) | |||
26 | Родной край. Введение. Наш край – ХМАО. Главный город края (столица). Герб, флаг Югры. | 1 | |
27 | Дом, в котором ты живешь. Югра - единая семья народов. | 1 | |
28 | Зачем люди трудятся? | 1 | |
29 | Зачем люди трудятся? Основные занятия народов ханты и манси, лесных ненцев. Трудовое воспитание в югорской семье. | 1 | |
Родная природа (2 часа) | |||
30 | В декабре, в декабре… | 1 | |
31 | Какая бывает вода? | 1 | |
Я и другие люди (3 часа) | |||
32 | О дружбе. | 1 | |
33 | Идем в гости. | 1 | |
34 | С Новым годом! | 1 | |
Родная природа (5 часов) | |||
35 | Январь – году начало, зиме – середина. | 1 | |
36 | Январь – году начало, зиме – середина. | 1 | |
37 | Хвойные деревья. Твоё отношение к природе. Красная книга Югры. | 1 | |
38 | Жизнь птиц. Разнообразный мир животных Югры. Птицы. | 1 | |
39 | Жизнь птиц. | 1 | |
Наша Родина. Родной край (5 часов) | |||
40 | Наша страна – Россия. | 1 | |
41 | Наша страна – Россия. | 1 | |
42 | Богата природа России. Красота окружающей природы, растения края (деревья, кустарники, травы). Экскурсия в лес (по усмотрению учителя). | 1 | |
43 | Богата природа России. Красота окружающей природы, растения края (деревья, кустарники, травы). Экскурсия в лес (по усмотрению учителя). | 1 | |
44 | Мы – россияне. Традиционные одежда, кухня народов Югры. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
Родная природа (5 часов) | |||
45 | Февраль – месяц метелей и вьюг. | 1 | |
46 | Звери – млекопитающие. Разнообразный мир животных Югры. Звери. | 1 | |
47 | Звери – млекопитающие. | 1 | |
48 | Наш уголок природы. Животные уголка природы | 1 | |
49 | Наш уголок природы. Растения уголка природы. Взаимосвязь животного и растительного мира Югры. | 1 | |
Наша Родина. Родной край (4 часа) | |||
50 | Мы – граждане России. | 1 | |
51 | Правила поведения.. | 1 | |
52 | 23 февраля – День защитника Отечества. | 1 | |
53 | 8 марта – праздник всех женщин. | 1 | |
Родная природа (2 часа) | |||
54 | Март – капельник. | 1 | |
55 | Птицы и звери весной. | 1 | |
Твое здоровье (2 часа) | |||
56 | Если хочешь быть здоров. | 1 | |
57 | Здоровая пища. | 1 | |
Родная природа (2 часа) | |||
58 | Апрель – водолей. Жизнь насекомых весной. Разнообразный мир животных Югры. Насекомые. | 1 | |
59 | Промежуточный контроль. Комплексная контрольная работа. | 1 | |
Труд людей (2 часа) | |||
60 | Анализ ошибок, допущенных в итоговой комплексной работе. Весенние работы. Кто работает на транспорте. | 1 | |
61 | День космонавтики. | 1 | |
Родная природа (5 часов) | |||
62 | Май весну завершает. | 1 | |
63 | Жизнь земноводных весной. | 1 | |
64 | Животное – живое существо. | 1 | |
65 | Природе нужны все! Значение природы для человека, его влияние на природу Югры. Итоговый тест. | 1 | |
66 | Обобщающий урок. Ты – пешеход. | 1 | |
ИТОГО: 66 часов |
2 класс – 68 часов
№ п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов | Примечание |
Что окружает человека (1 час) | |||
1 | Что тебя окружает. | 1 | |
Кто ты такой (14 часов) | |||
2 | Я, ты, он, она... Все мы люди… | 1 | |
3 | Наши помощники – органы чувств. | 1 | |
4 | Наши помощники – органы чувств. | 1 | |
5 | Поговорим о здоровье. | 1 | |
6 | Поговорим о здоровье. | 1 | |
7 | Режим дня. | 1 | |
8 | Режим дня. | 1 | |
9 | Физическая культура. | 1 | |
10 | Закаляться может каждый. | 1 | |
11 | Почему нужно правильно питаться. | 1 | |
12 | О витаминах. | 1 | |
13 | Почему нужно быть осторожным. | 1 | |
14 | Чтобы избежать неприятностей. | 1 | |
15 | Можно ли изменить себя. | 1 | |
Кто живёт рядом с тобой (6 часов) | |||
16 | Что такое семья. Загадки, пословицы, поговорки Югорского народа. | 1 | |
17 | Труд в семье. | 1 | |
18 | Чем семья занимается в свободное время. | 1 | |
19 | Какие бывают правила. | 1 | |
20 | О дружбе. Сказки и легенды Югры. | 1 | |
21 | Жесты и мимика. | ||
Россия — твоя Родина (13 часов) | |||
22 | Родина – что это значит? | 1 | |
23 | Из истории нашей Родины. | 1 | |
24 | Как Русь начиналась. | 1 | |
25 | Москва – столица России. | 1 | |
26 | Как Москва строилась. | 1 | |
27 | Города России. | 1 | |
28 | Родной край – частица Родины. Экскурсия в краеведческий музей. Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь. Экскурсия в парк (по усмотрению учителя). | 1 | |
29 | Зачем человек трудится? | 1 | |
30 | О занятиях наших предков. | 1 | |
31 | Все профессии нужны… | 1 | |
32 | Мы – граждане России. Жилище народов Севера. Основные виды жилищ. Чум – жилище кочевых народов Югры. | 1 | |
33 | Мы – граждане России. Югорская семья. Домашняя утварь – искусное мастерство северян. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
34 | Россия – многонациональная страна. Игры и игрушки детей Югры. | 1 | |
Мы — жители Земли (9 часов) | |||
35 | Твоё первое знакомство со звёздами. | 1 | |
36 | Солнечная система. | 1 | |
37 | Чем Земля отличается от других планет. | 1 | |
38 | Глобус – модель Земли. | 1 | |
39 | Царства природы. Бактерии. | 1 | |
40 | Грибы. | 1 | |
41 | Какие животные обитают на Земле. | 1 | |
42 | Разнообразие растений. Красная книга родного края. | 1 | |
43 | Условия роста и развития растений. | 1 | |
Природные сообщества (23 часа) | |||
44 | Среда обитания – что это такое. Влияние деятельности человека на растения и животных Югры этих сообществ. Необходимость бережного отношения к ним и рационального их использования. | 1 | |
45 | Лес и его обитатели. Экскурсия. Природные сообщества края: лес, растения, животные леса. | 1 | |
46 | Деревья леса. | 1 | |
47 | Кустарники леса. | 1 | |
48 | Травянистые растения леса. | 1 | |
49 | Лесная аптека. | 1 | |
50 | Животные леса. | 1 | |
51 | Птицы – лесные жители. | 1 | |
52 | Пресмыкающиеся – обитатели леса. | 1 | |
53 | Насекомые леса. | 1 | |
54 | Если ты пришёл в лес… | 1 | |
55 | Что мы знаем о воде. | 1 | |
56 | Путешествие капельки. | 1 | |
57 | Какие бывают водоёмы. Болото – естественный водоём. | 1 | |
58 | Что такое река. | 1 | |
59 | Обитатели пресных водоёмов. Животные и растения. | 1 | |
60 | Обитатели пресных водоёмов. Животные и растения. | 1 | |
61 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа. | 1 | |
62 | Обитатели солёных водоёмов. | 1 | |
63 | Растения и животные луга. Природные сообщества края: луг, болото. Разнообразие условий жизни, приспособление организмов к различным условиям среды. | 1 | |
64 | Растения и животные луга. | 1 | |
65 | Растения и животные поля. | 1 | |
66 | Растения и животные сада. | 1 | |
Природа и человек (2 часа) | |||
67 | Человек – часть природы. | 1 | |
68 | Человек – часть природы. Будем беречь нашу Землю. Обобщающий урок. | 1 |
3 класс – 68 часов
№ п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов | Примечание |
Земля – наш общий дом (7 часов) | |||
1 | Где и когда ты живёшь. Счёт лет в истории. Герб твоего города, его описание, форма; цвета, используемые на щитах. Что означают фигуры на гербе. | 1 | |
2 | Природные тела и природные явления. Природные и искусственные тела. Экскурсия в природу. | 1 | |
3 | Солнце - звезда. Планета Земля – шар. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи. | 1 | |
4 | Значение Солнца для жизни на Земле. Опыт. Распространение тепла от его источника. | 1 | |
5 | Водная оболочка Земли. Опыт. Роль света и воды в жизни растений. | 1 | |
6 | Воздушная оболочка Земли. Опыт. Горение. | 1 | |
7 | Проверочная работа «Солнечная система». | 1 | |
Человек изучает Землю (3 часа) | |||
8 | Географическая карта. Практическая работа с картой. | 1 | |
9 | Зачем нам нужен план. Чтобы не заблудиться в лесу. | 1 | |
10 | Зачем нам нужен план. Чтобы не заблудиться в лесу. | 1 | |
Царства природы (27 часов) | |||
11 | Бактерии. | 1 | |
12 | Грибы. | 1 | |
13 | Если бы на Земле не было растений…Растения родного края. Экскурсия "Растения родного края" Ягоды нашего края. | 1 | |
14 | Разнообразие мира растений (флоры). | 1 | |
15 | Разнообразие мира растений (флоры). Проверочный тест. | 1 | |
16 | Растения прекрасные, но опасные. | 1 | |
17 | Растения – живые существа (организмы) Многообразие природы Югры. Растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники. | 1 | |
18 | Органы растения. Практическая работа. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Опыт «Содержание воды в листе». | 1 | |
19 | Размножение растений. | 1 | |
20 | Растения дикорастущие и культурные. Проект «Хлеб – всему голова». | 1 | |
21 | Проверочная работа по теме «Растения». | ||
22 | Красная книга России. Роль заповедника Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва». | 1 | |
23 | Роль животных в природе. Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные; приспособленность к условиям жизни Севера. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
24 | Разнообразие мира животных (фауны.) | 1 | |
25 | Беспозвоночные животные. | 1 | |
26 | Позвоночные животные. Рыбы. Рыбье царство Югры. | 1 | |
27 | Земноводные (амфибии). Пресмыкающиеся (рептилии). | 1 | |
28 | Позвоночные животные. Птицы. | 1 | |
29 | Млекопитающие. Звери. | 1 | |
30 | Животные – живой организм. Проверочная работа за 2 четверть. | 1 | |
31 | Животные – живой организм. | 1 | |
32 | Как животные приспосабливаются к условиям жизни. | 1 | |
33 | Природные сообщества. | 1 | |
34 | Почему люди приручали животных. | 1 | |
35 | Заповедники. Музей родного города. Ценность музеев для потомков, исторических находок, бережное их сохранение. | 1 | |
36 | О заповедниках ХМАО-Югры. Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры. Мансийская легенда о происхождении нефти. | 1 | |
37 | Проверочная работа «Царства природы». | 1 | |
Наша Родина: от Руси до России (11 часов) | |||
38 | Древнерусское государство. Географические названия – свидетельства прошлого Югры. История в названии улиц и площадей твоего города. Происхождение названия города, в котором ты живешь. | 1 | |
39 | Первые русские князья. | 1 | |
40 | Московская Русь. | 1 | |
41 | Российская Империя. Пётр 1 Великий. | 1 | |
42 | Российская Империя Екатерина II Великая. | 1 | |
43 | Российская Империя Император Николай II. | 1 | |
44 | СССР. Российская Федерация. Современные архитектурные памятники югорского края. | 1 | |
45 | Из истории имён Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры. Происхождение отдельных имен и фамилий. | 1 | |
46 | Проверочная работа «История Руси и России». | 1 | |
47 | Какими людьми были славяне. Как выглядели наши предки. | 1 | |
48 | Как трудились и защищали Родину наши предки. | 1 | |
Как люди жили в старину (12 часов) | |||
49 | Какие предметы окружали людей в старину. Использование песка и глины края. Драгоценные полезные ископаемые. | 1 | |
50 | Какие предметы окружали людей в старину. | 1 | |
51 | Какие предметы окружали людей в старину. Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО. Экскурсия в музей. | 1 | |
52 | Верования языческой Руси. | 1 | |
53 | Принятие Христианства на Руси. | 1 | |
54 | Проверочная работа «Жизнь и быт славян». | 1 | |
55 | Что создавалось трудом крестьян. | 1 | |
56 | Труд крепостных крестьян. | 1 | |
57 | Что создавалось трудом ремесленника. | 1 | |
58 | О гончарном ремесле. | 1 | |
59 | Игрушки делать тоже ремесло. | 1 | |
60 | О труде ткачей. | 1 | |
Как трудились в старину (7 часов) | |||
61 | Русские оружейники. | 1 | |
62 | О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. | 1 | |
63 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа. | 1 | |
64 | О первых железных дорогах. | 1 | |
65 | Первые пароходы. | 1 | |
66 | Автомобилестроение в России. | 1 | |
67 | О самолёте и аэростате. Тест «Человек в разные исторические времена». | 1 | |
Повторение (1 час) | |||
68 | Время космических полётов. Обобщающий урок. | 1 |
4 класс – 68 часов
№ п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов | Примечание |
Человек – живое существо (организм) (17 часов) | |||
1 | Организм человека. Нервная система. | 1 | |
2 | Организм человека. Нервная система. | 1 | |
3 | Двигательная система организма. | 1 | |
4 | Пищеварительная система. | 1 | |
5 | Пищеварительная система. | 1 | |
6 | Дыхательная система. | 1 | |
7 | Кровеносная система. Практическая работа №1 «Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок» | 1 | |
8 | Как организм удаляет ненужные ему вещества. | 1 | |
9 | Кожа. Проверочная тестовая работа по теме « Строение организма человека» | 1 | |
10 | Как человек воспринимает окружающий мир. | 1 | |
11 | Как человек воспринимает окружающий мир. | 1 | |
12 | Как человек воспринимает окружающий мир. Грибы – часть живой природы Югры. | 1 | |
13 | Как человек воспринимает окружающий мир. | 1 | |
14 | Мир чувств. | 1 | |
15 | Внимание. | 1 | |
16 | Память. | 1 | |
17 | Контрольная работа по теме «Системы органов человека». | 1 | |
Ты и твое здоровье (13 часов) | |||
18 | Режим дня. | 1 | |
19 | Режим дня. Значение водоемов нашего края, их охрана. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
20 | Правила закаливания. Водоемы нашего края: реки, озера, ручьи. | 1 | |
21 | Можно ли снять усталость? | 1 | |
22 | Поговорим о вредных привычках. | 1 | |
23 | Поговорим о вредных привычках. Проверочная работа по теме «Твое здоровье» | 1 | |
24 | Когда дом становится опасным. | 1 | |
25 | Когда дом становится опасным. | 1 | |
26 | Улица полна неожиданностей. | 1 | |
27 | Улица полна неожиданностей. | 1 | |
28 | Если случилась беда. Роль реки в жизни коренных народов Югры. | 1 | |
29 | Если случилась беда. Лес – легкие Югры. Бережное использование лесных богатств края. | 1 | |
30 | Контрольная работа за 2 четверть. | 1 | |
Человек - часть природы (2 часа) | |||
31 | Чем человек отличается от животных. | 1 | |
32 | От рождения до старости. | 1 | |
Человек среди людей (4 часа) | |||
33 | Поговорим о доброте. | 1 | |
34 | Что такое справедливость. | 1 | |
35 | О смелости. | 1 | |
36 | Умеешь ли ты общаться? | 1 | |
Родная страна от края до края (13 часов) | |||
37 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Наш край на карте Родины. | 1 | |
38 | Тундра. Разнообразие птиц Югры. Священные птицы: гусь, гагара, кулик, орел и другие. | 1 | |
39 | Тайга. Взаимосвязь растительного и животного мира Югры. | 1 | |
40 | Зона смешанных лесов. Картины природы в лесной зоне Югры. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
41 | Степи. | 1 | |
42 | Пустыни. | 1 | |
43 | Почвы России. Проверочная работа по теме «Природные зоны России» | 1 | |
44 | Рельеф России. Загадки и тайны югорских болот. | 1 | |
45 | Как возникали и строились города. Ханты-Мансийск – столица края – город на семи холмах. Формы поверхности, характерные для нашего края. | 1 | |
46 | Россия и ее соседи. Япония. | 1 | |
47 | Россия и ее соседи. Китай. | 1 | |
48 | Россия и ее соседи. Королевство Дания. | 1 | |
49 | Контрольная работа за 3 четверть. | 1 | |
Человек - творец культурных ценностей (10 часов) | |||
50 | Из истории письменности. Культура общества. | 1 | |
51 | Образование - часть культуры. О первых школах и книгах. | 1 | |
52 | Чему и как учились в России при Петре 1. М. Ломоносов. | 1 | |
53 | Русское искусство до 18 века. | 1 | |
54 | Музыка в Древней Руси. | 1 | |
55 | Искусство России 18 века. Проверочная работа «Образование – часть культуры» | 1 | |
56 | Искусство России18 века. Живопись. | 1 | |
57 | Золотой век русской культуры - 19 век. | 1 | |
58 | Композиторы и художники 19 века. Тест «Золотой век русской культуры – 19 век» | 1 | |
59 | Искусство России20 века. Архитектура. | 1 | |
Человек – защитник своего Отечества ( 5 часов) | |||
60 | Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. | 1 | |
61 | Куликовская битва. | 1 | |
62 | Отечественная война 1812 года. | 1 | |
63 | Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Формирование национального округа Югры. Округ в годы Великой Отечественной войны. | 1 | |
64 | Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. | 1 | |
Гражданин и государство (4 часа) | |||
65 | Права и обязанности гражданина. | 1 | |
66 | Итоговая контрольная работа за год. | 1 | |
67 | Гражданин и государство. | 1 | |
68 | Символы государства: гимн, герб, флаг. Наша земля сегодня. Открытие нефти и газа. Повторение изученного. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»....
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа разработана на основе УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф. Виноградовой и в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 4 года обучения. В нее включены следующие разделы: п...
Рабочая программа по окружающему миру. 1 - 4 класс. "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по окружающему миру....
Рабочая программа по окружающему миру 1- 4 классы (Начальная школа XXI века)
Рабочая программа по окружающему миру 1- 4 классы (Начальная школа XXI века)...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса. УМК "Школа XXI века"
Рабочая программа составлена на основе ФГОС в соответствии с программой УМК "Школа 21 века"...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса.Начальная школа 21 века.
Данная программа по окружающему миру составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (основного общего образования, среднего (полного) общего...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1-4 класс Начальная школа 21 века
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области требованиями Примерной...