Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру.2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.docx | 86.55 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана рабочая программа по окружающему миру:
- Конституция Российской Федерации
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования» (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён и введён в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785)» ( с изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. №253;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253";
- приказ Минобрнауки РФ от 29 апреля 2015 г.№450 «О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 3 марта 2011 г. № 19993) (далее –СанПин2.4.2.2821-10);
- примерная образовательная программа начального общего образования
http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/poop_noo_reestr.docx
- Авторская программа Н. Ф. Виноградовой. Окружающий мир Класс:1–4 классы /.М: Вентана-Граф, 2013.
В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой изменения не внесены.
Обучение окружающему миру направлено на достижение следующих целей:
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
- Общая характеристика учебного предмета
При реализации данной рабочей программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.
Обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
При обучении учащихся по данной рабочей программе используются следующие общие формы обучения:
индивидуальная (консультации);
групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
- Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 часов в год по 2 часа в неделю.
В том числе на проведение:
- Экскурсий -4 ч.
- Проектной деятельности-3 ч.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов:
1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
5)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
метапредметных результатов:
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий;
6)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
7)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
8)умение работать в материальной и информационной среде.
предметных результатов:
1)понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2)сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3)осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
4)освоение доступных способов изучения природы и общества;
5)развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6. Содержание учебного предмета
Введение. Что нас окружает. (1 ч) Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.) и живая природа (животные, растения, люди), предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (14 ч.) Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что дает природа человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой «я», каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники – органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Физическая культура. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Здоровье и осторожность. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством), Помощь человеку, попавшему в беду. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живёт рядом с тобой. (6 ч.) Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена, отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье, любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление заботливого и внимательного отношения к пожилым, старым, больным людям маленьким детям.. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья – одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику, жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия – твоя Родина (13 ч.) Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает любовь. Флаг, герб России.
Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающих его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится? Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва – столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург – Северная столица России. Достопримечательности Санкт – Петербурга.
Конституция –главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере 2-3 народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне – предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V – IХ веках. Первые русские князья: Рюрих, Олег, Игорь; княжна Ольга. Занятии славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенность быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы – жители Земли.(9 ч.) Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение – живые существа.
Природные сообщества (23 ч.) Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные,; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года..
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов. Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь Луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга ( с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек (2 ч.) Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Русский фольклор о природе.
Экскурсии. В лес, поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда ( с учетом места окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, учреждение культуры и быта ( с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы,; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Раздел, количество часов | Тема | Виды деятельности обучающихся |
1 | Введение-1 ч. | Что окружает человека | «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия. |
2 | Кто ты такой-14 ч. | Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Что природа даёт человеку при рождении. Можно ли изменить себя. Твоё здоровье. Наши помощники-органы чувств. Значение режима дня. Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. | Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях. |
3 | Кто живёт рядом с тобой-6 ч. | Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена, отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье, любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление заботливого и внимательного отношения к пожилым, старым, больным людям маленьким детям.. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья – одноклассники. Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику, жесты. Ссоры: как их предупредить. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор. | Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. |
4 | Россия-твоя Родина-13 ч. | Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает любовь. Флаг, герб России. Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающих его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится? Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист). Города России. Москва – столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург – Северная столица России. Достопримечательности Санкт – Петербурга. Конституция –главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере 2-3 народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне – предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V – IХ веках. Первые русские князья: Рюрих, Олег, Игорь; княжна Ольга. Занятии славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенность быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». | Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина». Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ», называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России. |
5 | Мы-жители Земли-9 ч. | Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы. Животное и растение – живые существа. | Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа |
6 | Природные сообщества-23 ч. | Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные,; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года.. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов. Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов. Жизнь Луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга ( с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. | Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Различать понятия: сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ, кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения опасные для человека растения. Описывать сезонный труд в саду и огороде. Различать плодовые и ягодные культуры. |
7 | Природа и человек-2 ч. | Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. | Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи, посвящённых природе.Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа обеспечена следующим методическим комплектом.
- Программа «Окружающий мир 1-4 классы» Москва . Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г.
- Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях, Н. Ф. Виноградова Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г.
- Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях Н. Ф. Виноградова Москва . Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г
- Технологические карты уроков по учебнику Н. Ф. Виноградовой Волгоград «Учитель», 2014г.
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье, труде. отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественных произведениях с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить события с его датой;
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия от других планет;;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе –повествовании(рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система» «сообщество», «деревья», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
- разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
- коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
- гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
- предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
- живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
В соответствии с требованиями стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Оценка достижений планируемых метапредметных результатов складывается на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности.
Во 2 классе вводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений стандарта - формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Оценка устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника.
Оценка «5»
- уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного;
- отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
- не более одного недочета;
- логичность и полнота изложения.
Оценка «4»
- уровень выполнения требований выше удовлетворительного;
- использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;
- самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения
- наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;
- не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
- незначительные нарушения логики изложения материала;
- использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
- отдельные неточности в изложении материала.
Оценка «3»
- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе;
- не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
- не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу;
- отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
Оценка «2»
- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного;
- наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
- более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;
- нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создаёт предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания разных уровней сложности. При оценивании теста считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он дал не менее 75% правильных ответов.
Уровневая шкала | Процентная бальная шкала | ||
Низкий | Выполнены отдельные задания. | 0-60% менее 17 баллов | Оценка «2» |
Средний | Выполнены все задания, с незначительными погрешностями. | 60-77% 18-22 балла | Оценка «3» |
77-90% 23-26 баллов | Оценка «4» | ||
Высокий | Все предложенные задания выполнены верно. | 90-100% 27-30 баллов | Оценка «5» |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
№ | Раздел | Тема урока | Сроки | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности | Материальнотехническая база, ЭОРы | Формы организации образовательного процесса | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||
1 четверть-18 ч. | |||||||||
1. | Введение 1 ч. | Что окружает человека. | 2.09 | Называние объектов «живой», «неживой» природы. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Различать и называть объекты «живой», «неживой» природы | Презентация «Живая и неживая природа» | Вводный урок |
2. | Кто ты такой-14 ч. | Я, ты, он, она... Все мы люди… | 4.09 | Рассказ о себе, составление словесного портрета. | Освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | Владеть способами организации, планирования различных видов | Презентация «Рассказываю о себе» | Урок изучения нового материала. |
3-4 | Наши помощники – органы чувств. | 9.09 11.09 | Называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)». | Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Называть органы чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)». Проводить наблюдения, делать выводы. | Презентация «Органы чувств» | Комбинированный урок. | |
5-6 | Поговорим о Здоровье. | 16.09 18.09 | Понимание и воспроизведение нескольких правил здорового образа жизни; составление режима дня. Сравнение понятий: «здоровье», «болезнь». | Готовность и способность к саморазвитию и самообучению. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Понимать и воспроизводить несколько правил здорового образа жизни; составлять режим дня. Сравнивать понятия: «здоровье», «болезнь | Презентация «В здоровом теле-здоровый дух» | Урок-исследование | |
7-8 | Режим дня. Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных». | 23.09 25.09 | Понимание и воспроизведение правила организации труда и отдыха; правила посадки при письме, чтении, во время слушания. Понимание, что такое режим дня, и практическое выполнение его. | Способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Понимать и воспроизводить правила организации труда и отдыха; правила посадки при письме, чтении, во время слушан. | Презентация «Режим дня» | Урок-практикум. | |
9-10 | Физическая культура. | 30.09 2.10 | Понимание значения понятие «физическая культура». Понимание роли физической культуры для здоровья человека. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Понимать значение понятие «физическая культура. Владеть методами представления полученной информации | Презентация «Физическая культура и закаливание» | Урок применения знаний на практике. | |
11 | Почему нужно правильно питаться. | 7.10 | Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. | Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства ). | Понимать и воспроизводить основные правила здорового питания | Презентация «Питание и здоровье» | Урок-проект. | |
12 | Здоровье и питание. | 9.10 | Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Умение объяснить понятие «рациональное питание (разумное питание)». | Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | Использовать информации для решения учебных и практических задач. | Таблицы | Урок-диалог. | |
13 | Умеешь ли ты есть? | 14.10 | Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Осознание, что такое гигиена и культура питания. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Уметь объяснять понятие «рациональное питание (разумное питание)». | Картинки | Урок-проект. | |
14. | Почему нужно быть осторожным. | 16.10 | Понимание и называние некоторых мер предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. Умение определять некоторые опасные предметы, объекты. | Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Понимать и называть некоторые меры предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. | Презентация «Почему нужно быть осторожным» | Урок-практикум. | |
15. | Здоровье и осторожность. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах». | 21.10 | Понимание, когда солнце друг, а когда недруг. Умение оказать первую помощь при ожогах, порезах, ударах. | Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Понимать, когда солнце друг, а когда недруг. Умение оказать первую помощь при ожогах, порезах, ударах | Картинки | Комбинированный урок. | |
16. | Кто живёт рядом с тобой?-6 ч. | Что такое семья? Практическая работа «Составление семейного «древа». | 23.10 | Осознание понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умение составить рассказ о своей семье. | Воспитание любви к своей семье. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ. | Осознавать понятия «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». | Презентация «Что такое семья» | Урок вхождения в новую тему. |
17. | Труд в семье. Как семья отдыхает? | 28.10 | Понимание понятий «помощь», «обязанность», их различия. Осознание понятия «традиции». Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Воспитание любви к своей семье. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | Уметь составлять рассказ о своей семье | Картинки | Урок-проект. | |
18. | Твои друзья – взрослые и дети. 2 четверть-14 ч. | 30.10 | Знание понятие «правило», виды правил, основные правила поведения. | Воспитание гуманного отношения к людям. Использование информации для решения учебных и практических задач. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции | Таблицы | Урок-праздник. | |
19. | О правилах поведения. | 13.11 | Знание правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. | Использование информации для решения учебных и практических задач. Принятие норм нравственного поведения в обществе. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национал, вероисповедания. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Знать понятие «правило», виды правил, основные правила поведения | Презентация «О правилах поведения в обществе» | Урок-проект. | |
20. | О дружбе. | 18.11 | Понимать, кто такой друг, что такое дружба. Умение подобрать пословицу и поговорку о дружбе. | Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | Знать правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице. | Картинки Таблицы | Урок-диалог. | |
21. | О дружбе. Настроение. | 20.11 | Понимание понятий: «мимика», «жесты». Узнавание настроения друг друга по мимике. | Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Понимать и принимать нормы нравственного поведения в обществе. | Картинки Таблицы | Урок-практикум. | |
22. | Россия-твоя Родина-13 ч. | Родина – что это значит? | 25.11 | Понимание, что такое Родина. Составление небольшого рассказа по теме. | Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Владеть рассуждением, описанием, повествованием | Презентация «Наша Родина –Россия» | Урок-исследование. |
23. | Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась | 27.11 | Понимание, что предками русских людей были славяне. Осознание некоторых особенностей образа жизни древних славян. Понимание, кто такие первые русские князья. Поиск информации, оценивание ее. | Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Осознавать некоторые особенности образа жизни древних славян | Презентация «От Руси-к России» | Урок-экскурсия. | |
24. | Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия в художественный музей. | 2.12 | Называние основных занятий древних славян. Сравнение, соотнесение информации с имеющимися знаниями. | Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры. Понимание особой роли России в мировой истории. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Понимать особую роль России в мировой истории. | Презентация «В историческом музее» | Урок-путешествие. | |
25-26 | Москва-столица России. | 4.12 9.12 | Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории становления Москвы. Составление небольшого рассказа об основателе Москвы – Юрии Долгоруком. | Понимание особой роли России в мировой истории. Воспитание чувства гордости за национальные достижения. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.. | Понимать и воспроизводить некоторые факты из истории становления Москвы. | Презентация «Москва-столица России» | Урок-экскурсия | |
27 | Города России. | 11.12 | Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории возникновения Владимира и Великого Новгорода. Составление небольшого рассказа по теме. | Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Презентация «Золотое кольцо России» | Урок -проект | |
28 | Родной край – частица Родины. | 16.12 | Знание некоторых исторических мест и памятников родного города. Соотнесение информации с имеющимися знаниями. | Формирование основ российской гражданской идентичности. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Соотносить информации с имеющимися знаниями | Презентация «Моя малая Родина» | Урок погружения в тему. | |
29. | Как трудятся россияне? | 18.12 | Понимание значения труда. Составление небольшого рассказа по теме. | Понимание роли человека в обществе. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой. | Соотносить информации с имеющимися знаниями | Презентация «Я –гражданин России» | Урок-исследование. | |
30. | Хлеб – главное богатство России. Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда. | 23.12 | Понимание значения хлеба в жизни человека; важности труда земледельца. Составление небольшого рассказа по теме. | Воспитание уважительного отношения к своей стране. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать инф. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Называть профессии людей, работающих на хлебозаводе. | Иллюстрации | Урок-игра. | |
31. | Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждение быта. | 25.12. | Осознание значения труда в жизни человека. Умение составлять небольшой рассказ по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Соотносить информации с имеющимися знаниями | Иллюстрации Таблицы | Урок закрепления и систематизации знаний | |
32. | Мы – граждане России. Народы России. Виртуальная экскурсия в музей народов России. | 30.12 | Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны – Российская Федерация. Знание несколько национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме. | Формирование основ российской гражданской идентичности. Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать инф. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Соотносить информации с имеющимися знаниями | Презентация «Права ребёнка» | Урок-исследование. | |
3 четверть-20 ч. | |||||||||
33 | Мы – граждане России. Народы России. Виртуальная экскурсия в музей народов России. | 13.01 | Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны – Российская Федерация. Знание несколько национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме. | Формирование основ российской гражданской идентичности. Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать инф | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Урок-исследование | ||
34 | Россия-многонациональная страна | 15.01 | Проявлять навыки сотрудничества в разных ситуациях, находить выход из спорных ситуаций | Контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Имеют представление о многонациональном составе РФ. | Знакомство с некоторыми обычаями и традициями народов нашей страны. | Формировать понимание особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры. | Презентация «Россия-многонациональная страна» | Урок-исследование | |
35-36. | Мы –жители Земли-9 ч. | Твоё первое знакомство со звёздами. | 20.01 22.01 | Понимание понятия «Солнечная система». Умение назвать несколько признаков отличия Земли от других планет. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Понимать понятия «Солнечная система | Презентация «Твоё первое знакомство со звёздами» | Урок вхождения в новую тему. |
37. | Чем Земля отличается от других планет? | 27.01 | Воспроизведение. Названий планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Воспроизводить названия планет Солнечной системы, условия жизни на Земле. | Презентация «Небесные тела» | Урок-исследование | |
38 | Глобус – модель Земли. | 29.01 | Осознание, что глобус является моделью Земли. Умение находить несколько географических объектов на глобусе. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Составление небольшого рассказа по теме. | Модель глобуса | Урок-исследование | |
39 | Царства живой природы. Бактерии. | 3.02 | Понимание, что в природе есть большие разделы – царства. Умение называть некоторые из царств природы. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Понимать ценности любой жизни. | Презентация «В некотором царстве» | Урок-проект | |
40 | Грибы. | 5.02 | Понимание, как устроен гриб. Умение называть несколько съедобных и несъедобных грибов. | Умение сотрудничать в группе, в паре. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Распознавать съедобные и несъедобные грибы. | Презентация «Грибы» | Урок-исследование | |
41. | Жизнь животных. Какие животные живут на Земле. | 10.02 | Называние царств живой природы. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | Называть и узнавать животных, с которыми можно встретиться в лесу | Презентация «Царство животных» | Урок-диалог. | |
42 | Жизнь растений. Какие бывают растения. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (редкие растения нашей местности). | 12.02 | Осознание разнообразия растительного мира. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Распознавать растения: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. | Гербарии Муляжи Иллюстрации | Урок изучения нового материала | |
43. | Органы растения и их значение для его жизни. Практическая работа с гербариями (части растений). | 17.02 | Называние частей растения. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в группе, в паре. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Сравнивать части растений | Презентация «Органы растений» | Урок-исследование. | |
44 | Природные сообщества-23 ч. | Среда обитания-что это такое | 19.02 | Различать природные сообщества, познакомиться с понятием «пищевая цепь» | Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; делать выводы на основе обобщения знаний | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Устанавливать причинно-следственные связи | Презентация «Природные сообщества» | Урок-исследование |
45. | Лес и его обита тели . | 24.02 | Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в группе, в паре. Формирование основ экологической культуры. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности | Называть особенности каждого этажа. | Презентация «Лес» | Урок-экскурсия | |
46. | Деревья леса. | 26.02 | Понимание, что такое «паспорт» дерева. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Знать, что такое «паспорт» дерева и его особенности | Карточки Таблицы | Урок-исследование. | |
47. | Кустарники леса. | 2.03 | Осознание того, что второй ярус леса – кустарники. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Иметь представление о втором ярусе леса (кустарниках) | Презентация «Кустарники леса» | Урок-наблюдение. | |
48. | Травянистые растения леса. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами. | 4.03 | Понимание, что такое травянистые растения. | Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой жизни. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Распознавать некоторые лекарственные растения и названия съедобных грибов | Гербарии Муляжи | Урок применения знаний на практике. | |
49. | Лесная аптека. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения леса). | 9.03 | Называние некоторых лекарственных растений и съедобных грибов. | Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Распознавать некоторые лекарственные растения и названия съедобных грибов | Гербарии Муляжи | Урок-игра. | |
50-51. | Животные леса. | 11.03 16.03 | Воспроизведение названий некоторых хищных животных и знание некоторых их повадок. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | Воспроизводить названия некоторых хищных животных и знание некоторых их повадок. | Презентация «Животные леса» | Урок-загадка. | |
52. | Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса. | 18.03 | Воспроизведение названий нескольких лесных птиц, их голосов, некоторых особенностей поведения. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Воспроизводить названия некоторых птиц ,знание некоторых их повадок | Презентация «Птицы леса» | Урок-вопрос | |
4 четверть-16 ч. | |||||||||
53. | Насекомые леса. | 30.03 | Называние и узнавание нескольких насекомых, особенности внешнего вида, повадки. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Составление небольшого рассказа по теме | Презентация «Насекомые леса» | Урок-исследование. | |
54. | Мы пришли в лес. Экскурсия. | 1.04 | Понимание и воспроизведение нескольких правил поведения в лесу. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Устанавливать причинно-следственные связи | Карточки Таблицы | Урок-экскурсия. | |
55 | Что мы знаем о воде. Путешествие капельки. | 6.04 | Осознание и понимание, что в природе существуют три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Понимание, что такое круговорот воды в природе. | Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. | Презентация «Вода» | Урок-сказка. | |
56. | Свойства воды. | 8.04 | Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния. | Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. | Проводить несложные опыты по определению свойства воды. | Вода. колбы, таблицы, схемы | Урок-исследование. | |
57. | Водоёмы и их обитатели. Рыбы – обитатели пресных вод. | 13.04 | Узнавание и назыв нескольких обитателей водоёмов (рыбы), знание некот. особенностей их образа жизни. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Отличать водоём как сообщество от других сообществ | Презентация «Водоёмы» | Урок-проект. | |
58. | Водоплавающие –жители водоёма. Экскурсия на водоем. | 15.04 | Узнавание и называние нескольких обитателей пресных водоёмов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира пресного водоема. | Понимание ценности любой жизни. | Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). | Характеризовать особенности водоёма. | Презентация «Обитатели водоёмов» | Урок-экскурсия. | |
59. | Болото – естественный водоём. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения водоема). | 20.04 | Узнавание и называние нескольких обитателей болота, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира болот. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Отличать болото как сообщество от других сообществ | Презентация «Жизнь пресного водоёма» | Урок-исследование. | |
60 | Растения пресных водоёмов | 22.04 | Узнавание и называние нескольких видов растений болота, знание некоторых особенностей их жизни. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Определять различные виды растений пресных водоёмов | Презентация «Растения водоёма» | Урок-исследование | |
61 | Обитатели солёных водоёмов | 27.04 | Называть обитателей, живущих в солёных водоёмах | Проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций | Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Характеризовать объекты окружающего мира | Презентация «Обитатели солёных водоёмов» | Урок-исследование | |
62-63. | Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения луга). | 29.04 4.05 | Узнавание и называние нескольких обитателей луга, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира луга. | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Описывать представителей растительного и животного мира луга. | Презентация «Луг и его обитатели» | Комбинированный урок. | |
64-65. | Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения поля). | 6.05 11.05 | Узнавание и называние нескольких обитателей поля, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть неск. представителей животного и растит. мира поля. | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них. | Отличать поле как сообщество от других сообществ. | Презентация «Культурные растения» | Комбинированный урок. | |
66 | Растения и животные сада. Виртуальная экскурсия в сад. Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения сада). | 13.05 | Узнавание и называние нескольких обитателей сада, знание некоторых особенностей их образа жизни. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира сада. | Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры. | Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. | Описывать сезонный труд в саду и огороде. | Презентация «Растения сада» | Комбинированный урок. | |
67. | Природа и человек-2 ч. | Человек-часть природы | 18.05 | Узнавание и называние нескольких представителей Красной книги. Составление небольшого рассказа по теме. | Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры. | Владение рассуждением, описанием, повествованием. | Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека | Иллюстрации Таблицы Схемы | Урок – защита проектов. |
68. | Будем беречь нашу Землю. | 20.05 | Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе. | Формирование основ экологической культуры. | Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, ) | Приводить примеры произведений живописи, посвящённых природе. | Иллюстрации Рисунки Таблицы | Урок-праздник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...
рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы
рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...