Урок окружающего мира "Из книжной сокровищницы Древней Руси».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цель:
-формировать представление о возникновении славянской азбуки,о появлении письменности на Руси;
Задачи:
-формирование учебно-познавательных компетенций: дать представление о летописях как исторических документах, проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;
- формирование информационных компетенций: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
-развитие коммуникативных способностей учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах ;
-речь учащихся, воссоздающее воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_okruzh_4_klass.docx | 50.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру.
Тема урока «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
Тип урока: комбинированный урок
Цель: -формировать представление о возникновении славянской азбуки,
о появлении письменности на Руси;
Задачи:-формирование учебно-познавательных компетенций: дать представление о летописях как исторических документах, проверка
умений самостоятельно конструировать свои знания
- формирование информационных компетенций: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы,
обобщать;
-развитие коммуникативных способностей учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах
речь учащихся, воссоздающее воображение;
Оборудование: - компьютер, медиапроектор, экран, презентация учителя «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;
- карточки, листы с тестами для учащихся, алфавит, поощрительные жетоны;
- учебник «Мир вокруг нас», 4 класс,А.А. Плешаков.
Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий.
Формы организации: групповая (работа в парах), индивидуальная, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, эвристический, практический, контроля и самоконтроля.
Ожидаемый результат: все учащиеся должны получить представление о возникновении славянской азбуки, возникновении письменности
на Руси; уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.
Этапы работы | Предполагаемая деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | Методическое обоснование | ||||
1. | Организационный момент | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу. «Вот опять звенит звонок - Приглашает на урок. Начинаем мы опять По истории шагать» | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | Подготовка учащихся к данному уроку Цель: проверка готовности учащихся к уроку и настрой на работу. Метод: чтение литературного произведения (стихотворения) Критерии: - время, затраченное на организацию работы; - готовность учащихся; - время включения ребенка в учебную деятельность; | |||
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу | Проверка домашнего задания: - сейчас мы проверим с вами, что вы узнали о городах 10-11 веков Киеве и Новгороде.
4 человека работают с карточками Карточка 1. Расскажите, что такое кремль. Карточка 2. Что вам известно о занятиях новгородцев? Карточка 3. Какие великолепные сооружения украшали Древний Киев? Карточка 4. В чем важность открытия берестяных грамот?
Тест (Приложение 2) Раздача тестов. Объяснение правил выполнения теста. Выполнение, взаимопроверка и взаимооценка. (Ключ: а б б б в а в б а в) 10 – «5» 8-9 – «4» 6-7 – «3»
А) Новгородец ииноземный купец. Б) Новгородец и житель другого города. Давайте послушаем ребят, оценим их ответ, добавим, что еще можно рассказать о Древнем Новгороде. | 4 человека работают с карточками Работа с тестом взаимопроверка Ключ: а б б б в а в б а в инсценировка Оценивание уч-ся выступающих | Дидактические задачи: - выявить осуществление выполнения домашнего задания; - обнаружить пробелы; - углубить знания по данной теме Цель: проверить у учащихся сформированность представлений о городах 10-11 веков Киеве и Новгороде. Методы:
Критерии оценивания ответов учащихся:количество правильных ответов. (Ключ: а б б б в а в б а в). 10 – «5» 8-9 – «4» 6-7 – «3». Чередование форм работы (индивидуальная, группами, общее обсуждение). Критерии оценивания инсценировки: Полнота изложения материала, погружение в «эпоху», сценическое мастерство, выразительность, доступность, соответствие материала данной теме. | |||
3. | Подготовка к восприятию нового материала. (Сообщение темы и постановка цели урока.) | Сообщение темы (слайд 1) Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси». - На прошлом уроке мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения. (Слайд 2,3): Задачи урока: нахождение ответов на поставленные вопросы. | Самостоятельное целеполагание | Цель урока: формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси Осуществление личностно - ориентированного подхода к обучению через целеполагание. Задача для учащихся: нахождение ответов на поставленные вопросы. | |||
4. Б) 5 6 | Изучение нового учебного материала. А) Возникновение славянской письменности Физминутка – упражнения для снятия утомления с мышц туловища Продолжение работы над темой урока | Изучение нового учебного материала: 1. Кто создал на Руси славянскую письменность? (поиск ответа на вопрос) - Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги Впрочем, давайте начнем по порядку. Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст (слайд 4,5). Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка» - Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим) Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла - Кириллицей. -Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору? (прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа») -Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.) -Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий) Сообщение учителя, составление слов Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. (слайд 6) Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них. Составьте слово «баба», используя старославянские буквыПроверка по образцу (Слайд 8). -Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв). Эта азбука называлась глаголица. (Слайд 9-11). Известно, что слово глагол С помощью глаголицы можно было записать устную речь. В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. - 863 год – какой век? В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности Упражнения для снятия утомления с мышц туловища 2. На чём и чем писали в Древней Руси? -Рассказ учителя. В Древней Руси создавались летописи. - Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам.(Славянское слово «лето» -переводится год) Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина» (Слайд 13). В конце 11веке - начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– « Повесть временных лет». (Слайд 14). О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть» (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство». ) (Слайд 15). Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки. - Работа с учебником. (стр. 56-57). (Слайд 16). Сейчас вы сами прочитаете статью в учебнике стр.56-57 , Найдете ответ на следующие вопросы: 1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики) 2.Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые) 3.Что такое киноварь? (краска оранже-красного цвета) Охра? (Краска желтого цвета) 4. Какими были книги в Древней Руси? (Слайды 17-19).(Описание книги учащимися) Чтение статьи, ответы на вопросы. Цель: Проверить понимание прочитанного, умение выделять главное. | Чтение текста Ответы на внутритекстовые и послетекстовые вопросы | Методы обучения:
Форма изложения учебного материала – урок – практическая работа Проблемная ситуация Поисковая деятельность Нахождение ответа на первый вопрос: «Кто создал на Руси славянскую письменность?» | |||
Б) В) Г) | Знакомство с двумя вариантами славянской азбуки Физ. минутка Продолжение работы над темой урока | Сообщение учителя, творческое задание. Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. (Слайд 6). Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них. Составьте слово «баба», используя старославянские буквыПроверка по образцу (Слайд 8). - Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв). Эта азбука называлась глаголица. (Слайд 9-11). Известно, что слово глагол переводится как «слово», «речь». С помощью глаголицы можно было записать устную речь. В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. - 863 год – к какому веку относится? В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт Упражнения для снятия утомления с мышц туловища | Слушают учителя и просматривают слайды. Составление слова Проблемный вопрос Проводит ученик | Цель: - познакомить с 2 вариантами славянской азбуки Задача: - Сформировать у уч-ся представление о славянской азбуке, учить различать кириллицу и глаголицу - учить анализировать, выделять главное Творческая работа Цель: снятие утомления с мышц туловища | |||
- На чём и чем писали в Древней Руси? - Рассказ учителя. В Древней Руси создавались летописи. - Что такое летопись? Летопись - описание событий по годам. (Славянское слово «лето» - переводится год) Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина» (Слайд 13). В конце 11веке - начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– «Повесть временных лет». (Слайд 14). О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть» (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство». ) (Слайд 15). Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки. - сообщения детей (из истории возникновения книг) - Работа с учебником (стр. 56-57). (Слайд 16). Сейчас вы сами прочитайте статью в учебнике стр.56-57, слабые ученики отвечают на вопросы по тексту: 1. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики) 2.Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые) 3.Что такое киноварь? (краска оранжево-красного цвета) Охра? (Краска желтого цвета) 4. Какими были книги в Древней Руси? Подумай (задание для сильных учеников): 1. О развитии, каких ремесел и искусств может рассказать древнерусская книга? 2. Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги? 3. Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни? (стр. 58) | - сообщение детей (Из истории возникновения книг) Вступают в самостоятельную исследовательскую деятельность. Работа в парах | Задачи: - знакомство с понятием «летопись», « летописец» - дать представление об истории появления письменности у древних славян - знакомство с историей появления первых славянских книг Формы и методы достижения поставленных задач: - изложение материала - использование ТСО - самостоятельная работа с книгой - устный самоконтроль Цели: проверка понимания прочитанного, умения выделять главное задания на сравнение и анализ ранее полученной информации, активизация мыслительной деятельности. Формы деятельности: Работа в парах. Критерии усвоения материала: понимание прочитанного и точность воспроизведения материала, использование полученных знаний на более высоком уровне | |||||
7. | Закрепление учебного материала | VI. Закрепление материала. Блиц – опрос (соревнование между рядами). (Проверка усвоения изученного материала)(Слайд 20).
(Стоил очень дорого. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте)
| Соревнование между рядами | Цель: проверка усвоения изученного материала Формы и методы урока - фронтальный контроль - соревновательная деятельность - поощрение | |||
8 | Итог урока | Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. 1. Кто создал на Руси славянскую письменность? 2. На чем и чем писали на Руси? Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке. Славянскую письменность создали X и Y. (Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий) На Руси писали на ? и ?, используя для этого ? и ?. (На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писало и перья.) (Слайд 21) Словесная оценка детей (рефлексия). | Оценка проделанной работы (самооценка и взаимооценка) | Цель: Подведение итогов урока, оценка деятельности, рефлексия. Творческий перенос знаний в новые условия (выполнение творческого упражнения) Формы и методы: - упражнение - поощрение Критерии оценивания: - активность работы во время учебного процесса - полнота, правильность и качество ответа | |||
9 | Задание на дом | Домашнее задание (Слайд 22) 1. Прочитать текст на стр. 55-58, проверить свои знания по вопросам параграфа «Проверь себя!» 2. Попробовать изобразить страницу рукописной книги, используя те же приемы, что и древнерусские мастера (возможна работа в парах, группах) АРГУМЕНТИРОВАННАЯ ЗАЩИТА РАБОТ 3. Для любознательных: сообщение на тему «Как рождается книга в наши дни». Молодцы! Хорошо поработали. Спасибо за урок! (Слайд 23) | Запись домашнего задания | Цель: применение знаний в новых условиях Формы и методы: - использование ТСО - индивидуальная работа с учебной и дополнительной литературой Дифференцированное задание с учетом индивидуальных особенностей учащихся |
Использованная литература:
1. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. «Мир вокруг нас» (учебник, 4 кл., 3 ч.)//М.:Просвещение, 2007.
2. О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» (4 кл.). М.: «ВАКО», 2006.
3. Т. А. Соловьёва, Е. И, Рогалёва. Исторические темы курса «Окружающий мир» (4 кл.). Деятельностный развивающий подход.
М.: «ВАКО», 2006.
4. Е. М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир» (4 кл.). М.: «Экзамен», 2007.
5. Сеть «Интернет».
Приложение 1
Карточка 1.
Расскажите, что такое кремль.
Карточка 2.
В чем важность открытия берестяных грамот?
Карточка 3.
Какие великолепные сооружения украшали Древний Киев?
Карточка 4.
Что тебе известно о занятиях новгородцев?
Приложение 2
Тест «Страна городов»
1.Из какого материала было построено большинство домов и городов Древней Руси?
А) Из дерева
Б) Из камня
В) Из кирпича
2.Как назывался центр древнего русского города?
А) Площадь
Б) Кремль
В) Собор
3.Какое название дали соборам, возведённым центре Древнего Новгорода и Древнего Киева?
А) Архангельский
Б) Софийский
В) Успенский
4. Как называлось собрание всех горожан в Новгороде
А) Дума
Б) Вече
В) Рада
5. На берегах, какой реки возник Великий Новгород?
А) Днепра
Б) Волги
В) Волхов
6. Как называли знатного боярина, управлявшего Великим Новгород?
А) Посадник
Б) Князь
В) Дружинник
7. На чём писали грамотные новгородцы?
а) На бумаге
Б) На глиняных дощечках
В) На бересте
8. Чем писали новгородцы?
А) Ручкой
Б) Гусиным пером
В) Заострённой палочкой
9. В какое время в летописях встречается первое упоминание Москвы?
А) В 12 веке
Б) В 13 веке
В) В 14 веке
10. Назови имя князя основавшего Москву?
А) Владимир Красное Солнышко
Б) Святослав
В) Юрий Долгорукий
Приложение 3
1. Из глубины веков, из древней страны Ассирии дошли до нас книги,написанные тростниковыми
палочками на глиняных плитках, которые потом
обжигали в печах, как горшки.
2. В Китае изготавливали китайские книжки-дощечки. А в Египетском царстве книги делали из папируса - речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них и писали. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка. После чтения свиток сворачивали в трубку и
прятали в особый футляр.
3. Как сейчас книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент.
Лист пергамента сгибали пополам, и получались страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли
тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать.
4.Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом – бумагой. Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу да еще украсить ее рисунками не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали
в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не ук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."
Главной целью урока было познакомить с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...
Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси
Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из книжной сокровищницы Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...
Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)
Учитель на уроке подводит учащихся к пониманию необходимости возникновения образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует представления о возникновении славянс...
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)
Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...
Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...
Презентация к уроку по окружающему миру по теме:" Из книжной сокровищницы Древней Руси" 4 класс.
Презентация по окружающему миру по теме:" Из книжной сокровищницы Древней Руси" для 4 класса....
Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...