Конспект урока по окружающему миру "Умей предупреждать болезни"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Материал относится к уроку окружающего мира для 3 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umey_predupredit_bolezni.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Цель: создать условия для ознакомления с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; обучения учащихся бережному отношению к своему здоровью; привития навыков здорового образа жизни; обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Организм человека».

Оборудование: плакаты «Закаливание организма»; схема-опора;
карточки для работы в группах.

Раздаточный материал: карточки с заданиями  для работы в группах; картинки с изображением продуктов питания.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

– Доброе утро. Давайте сегодня учебный день начнём с зарядки.

II. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, а для чего мы делаем зарядку? (Чтобы быть здоровым.)

Утренняя гимнастика – одно из важнейших и ценных средств оздоровления организма. Во время ночного сна снижается работоспособность сердца, дыхательной, нервной и других систем организма, так как в связи с отсутствием трудовой, физической нагрузок отдельные органы переключаются на более экономную работу.

Таким образом, задачей утренней гимнастики является разбудить организм, активизировать деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем, ускорить достижение оптимальной работоспособности.

– Все без исключения, дети и взрослые, хотят как можно дольше оставаться здоровыми, красивыми и энергичными

– Что же делать, как же остаться здоровым?

– Отгадайте загадки:

•  По небу ходит

  Маляр без кистей.

  Краской коричневой

  Красит людей.

                    (Солнце.)

•  В морях и реках обитает,

  Но часто по небу летает.

  А как наскучит ей летать,

  На землю падает опять.

                                    (Вода.)

•  Через нос проходит в грудь

  И обратный держит путь.

  Он невидимый, и все же

  Без него мы жить не можем.

                                         (Воздух.)

– Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

– Верно. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Почему так говорят?

– Сегодня на уроке я предлагаю вам порассуждать над темой «Умей предупреждать болезни» и в конце урока ответить на вопрос: здоровье – это дар или труд?      

III. Повторение изученного материала.

– Какие же условия необходимы для жизни человечества на Земле?

 Чистый воздух        •  Мир и дружба между народами

•  Чистая вода        •  Здоровый образ жизни

•  Чистая почва        

– За сотни лет учеными накоплено много знаний об организме человека. Эти знания помогают людям предупреждать и побеждать многие болезни, увеличивать продолжительность жизни. Мы тоже получили знания об организме человека. Сейчас мы повторим и вспомним все, что узнали по этой теме.

1. Фронтальный опрос.

– Наш организм состоит из различных органов. Какие системы органов различают у человека?

1. Эти органы помогают человеку ориентироваться в окружающем мире? Сколько органов? Какие? (Органы чувств. Их 5. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.)

2. Эта система создает организму опору и позволяет человеку двигаться. (Опорно-двигательная.) Из чего состоит опорно-двигательная система? (Скелет и мышцы.)

3. Органы этой системы снабжают организм человека энергией и строительным материалом. (Органы пищеварения.)

4. Эти органы обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ. (Органы дыхания.)

5. Эта система обеспечивает движение крови в организме. (Кровеносная.)

6. Эта система управляет всем организмом. (Нервная.)

2. Работа с карточками.

У учащихся пять карточек с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5.

– А сейчас вы должны поднять карточку с номером ответа:

1 – кожа; 2 – нервы; 3 – кровь; 4 – мышцы; 5 – зубы.

•  Беленькие ниточки тянутся к мозгу от всех точек тела. Окончания этих ниток лежат в глазах, ушах, в носу, на языке, спрятаны в коже и во всех внутренних органах. (Нервы.)

•  Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает, носить ее можно хоть сто лет. (Кожа.)

•  Самые твердые части твоего организма. Поменять старые на новые человек может только один раз в жизни! (Зубы.)

•  Сколько у человека зубов? (32.)

•  Когда мальчик садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и 10 минут. Сначала подопрет голову одной рукой, потом другой и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.

Спина ли у него была слабая, или еще что-то? (Мышцы.) Почему у этого мальчика слабые мышцы? (Потому что он не вырабатывал правильной осанки.)

Карточки с номером ответа:

1 – сердце; 2 – почки; 3 – желудок; 4 – позвоночник; 5 – нос.

•  Это плотный мускулистый мешок размером немногим больше кулака. Этот «мешок» все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. (Сердце.) Что случится, если оно остановится?

•  Благодаря рессорам машина не дребезжит на ухабах дороги. Такая рессора есть и в нашем организме. Сколько бы ты ни бегал и ни прыгал, как бы ни носился во время игры, твой мозг не испытывает тряски. Он лишь покачивается. Благодаря чему? (Позвоночнику.) Какой мозг защищен позвоночником? (Спинной.)

•  Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он  одновременно  и  фильтр,  и  печка,  и  сторожевой  пост.  (Нос.) Почему нос – фильтр? печка? сторожевой пост?

•  Это главное отделение твоей «внутренней кухни». (Желудок.)

3. Узнай орган на картинке.

– Все системы органов вы знаете хорошо, а вот узнаете ли вы органы по внешнему виду? Под каким номером находится мозг? кишечник? легкие? сердце? желудок? печень? Какие из этих органов входят в одну систему?

4. Работа со схемой.

– А что же нужно делать, чтобы наш организм работал слаженно, то есть что нужно делать, чтобы не болеть?

В помощь вам схема:

Физкультминутка
(под музыку)

Одолела нас дремота,        Все ребята дружно встали

Шевельнуться неохота.        И на месте зашагали.

Ну-ка, делайте со мною        На носочках потянулись.

Упражнение такое:        Как пружинки, мы присели,

Вверх, вниз, потянись,         А потом тихонько сели.

Окончательно проснись.        

IV. Изучение нового материала.

1. Как нужно беречь свое здоровье. Беседа.

– Давайте вспомним, что в первую очередь мы должны делать, чтобы быть сильными и крепкими, чтобы не болеть? (Тепло одеваться, есть много витаминов, делать зарядку.)

Вот представьте, на улице светит весеннее солнышко, а вы вышли гулять в шубе и меховой шапке. Набегались, запарились, забежали в школу и попили из фонтанчика холодной воды или просто расстегнули на улице свою шубу. Вас тут же обдуло прохладным весенним ветерком.

– Итак, как нужно одеваться, чтобы не простудиться? (По погоде.)

 Скажите, с какими продуктами наш организм больше всего получает витаминов? (Со свежими фруктами и овощами.)

 А что нам делать зимой и весной, когда уже мало фруктов? (Использовать в пищу витамины в таблетках и драже, пить соки и т. д.)

– Многие из вас знают веселую песенку:

Ни мороз мне не страшен, ни жара.

Удивляются даже доктора,

Почему я не болею,

Почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора.

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водою из-под крана

Обливаюсь я каждый день…

                                    (М. Львовский, А. Кронгауз.)

Этот мальчик закаливает себя. Но успешным закаливание может быть только при соблюдении определенных правил.

2. Закаливание организма. Работа по учебнику (с. 147).

– Прочитайте текст учебника.

– Как же можно закалить свой организм? С помощью чего проводится закаливание? (Воздух.)

Открывается первый прямоугольник. Или можно вписать в него слово «воздух».

– Что нужно делать, чтобы воздух закалил организм? (Делать зарядку при открытой форточке, играть на свежем воздухе.)

– Что еще способствует закаливанию организма? (Вода.)

Открывается второй прямоугольник. Или можно вписать в него слово «вода».

– Назовите мероприятия по закаливанию организма водой.

– Что еще способствует закаливанию организма? (Солнце.)

Открывается третий прямоугольник. Или можно вписать в него слово «солнце».

 Посмотрите на доску. Прочитайте ещё раз предложение, написанное на плакате:

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

– Как мы можем укреплять свой организм? (Закаливанием.)

 Правильно, закаливание помогает нашему организму без труда переносить ветер, дождь и холод.

Как вы думаете, когда проще всего начинать закаливание и где? (Летом, купаясь на речке, в море, пруду.)

– Правильно, летом, отдыхая на пляже, вы закаливаетесь, сами того не ведая. Причем на открытом воздухе вы закаливаетесь с помощью не только водных, но и воздушных и солнечных процедур. Солнце тоже хорошо закаливает наш организм. Под воздействием солнечных лучей в нашей коже образуется вещество, которое не только окрашивает ее в коричневый цвет, но и является своеобразной кладовой витаминов.

– А если вы решили закаливаться зимой, можно ли начинать закаливание с обливания ледяной водой? (Нет, можно заболеть.)

– Назовите мероприятия по закаливанию организма солнцем.

Первое правило: закаливание следует проводить систематически.

Другое правило: постепенность. Вставайте рано, всегда в одно и то же время. Вы уже стоите на коврике. Форточка открыта. После зарядки приступайте к водным процедурам. Начинать следует с простого – обтирания как более доступного способа закаливания во все времена года. Сама процедура несложна: намочили полотенце или губку и за 1–2 минуты растерли руки, затем грудь, шею, спину, живот и ноги. После быстро вытерлись насухо. Постепенно снижая температуру воды. Через месяц можно перейти к более сильной процедуре – обливанию или душу. Начальная температура воды 30–35 градусов. Затем постепенно ее понижают.

Очень сильное закаливающее средство – контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной. При этом начинают с минимальной разницы температур, постепенно доводя ее до максимальной.

Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться, чаще проветривать комнату, не укрываться на ночь слишком тепло.

Занимайтесь легкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках, на лыжах – и ваши мускулы будут упруги и крепки.

Летом старайтесь больше быть на свежем воздухе – в лесу, у реки. Играйте в мяч и другие подвижные игры. Ходите в походы. Помните: солнце, воздух и вода – самые верные наши друзья.

V. Применение и углубление знаний.

Работа в группах.

Задания группам:  

1-я группа  «Спортивные консультанты».

– Дописать правила закаливания:

1. Закаливание проводится с помощью ________________,________________ и __________.

2. Делай зарядку при ___________________форточке.

3. Больше _____________ и чаще играй на ___________________________.

4. Начинать закаливание водой надо с _________________________душа.

5. После водных процедур нужно_________________________________________________.

6. Перед сном полезно обмывать__________________________________________________.

7. Принимая солнечные ванны, надевай на голову____________________________, чередуй несколько минут _______________________________, несколько минут ____________________.

2-я группа– «Консультанты-диетологи».

– Какие питательные вещества необходимы организму?

– Выберите из продуктов полезные и составьте из них меню на завтрак, обед и ужин:

картофель фри        булочка

запеканка          котлеты

сладкие газированные напитки         чай

картофельные чипсы        суп

сладкие батончики         салат

сосиски, сардельки, вареная колбаса        какао

жирные сорта мяса, особенно в жареном виде        рыба

«Доширак»        компот

молоко        пюре

каша        

Завтрак _________________________________________________

Обед ___________________________________________________

Ужин ___________________________________________________

(Завтрак – каша, компот, булочка.

Обед – салат, суп, пюре, котлета, чай.

Ужин – запеканка, какао.)

3-я группа– «Хранители времени».

– Нужен ли режим дня? Как распределить время с пользой для здоровья?

– Выберите правильные советы. Неправильные советы зачеркните.

Режим дня:

•  Утром делать зарядку.

•  Вовремя ложиться спать.

•  Полдня играть в компьютер.

•  Кушать в одно и то же время.

•  Кушать 3–5 раз в сутки.

•  Завтрак можно пропустить.

•  Кушать 3 раза в сутки.

•  Чередовать умственный труд и физический.

•  Долго сидеть перед телевизором.

•  Делать уроки поздно вечером.

•  Сразу после обеда бежать на футбол.

•  После занятий обязательно отдыхать.

•  Ежедневно гулять на свежем воздухе.

•  Обязательно умываться и чистить зубы 2 раза в день.

– Вот мы с вами поработали. Пришло время подводить итоги. Здоровье – это дар или труд? (Ответы учащихся.)

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Чем мы занимались на уроке?

– Закончить сегодня урок я хочу высказываниями мудрецов.

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет».

– Прислушайтесь к словам мудрецов и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках!

Домашнее задание: составить памятку «Здоровье в твоих руках».

Литература:

  1. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты 3 класс – М. : Просвещение, 2018
  2. Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьёва А.Е. Окружающий мир Методические рекомендации 3 класс. М. : Просвещение, 2012
  3. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ" 3 класс по учебнику А.А. Плешакова Окружающий мир

тип данного урока -изучение нового материала.На данном уроке можно использовать и дополнительный материал....

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что умеет компьютер?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Умей предупреждать болезни"

Урок окружающего мира в 3 классе Тема урока: Умей предупреждать болезни.Цель урока: познакомить с закаливанием организма.Планируемые результаты: обучающиеся научатся закаливать организм, предупреждать...