Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир.
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: Культура XIX века.
Класс: 4 «Б».
Цель: познакомить обучающихся с основными культурными достижениями XIX века, с именами выдающихся деятелей культуры.
Задачи:
- образовательные: познакомить с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века; познакомиться с творчеством литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода;
- развивающие: повышать уровень познавательных способностей, развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;
- воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру.
Планируемые результаты:
Личностные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения; формировать способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия; формировать у учащихся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность; формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: учебник Окружающий мир Е. В. Саплина, А. И. Саплин 4 класс 2 часть, тест, презентация.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Надежда Юрьевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. - Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Л: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, формирование и развитие познавательных интересов, развитие математической речи. |
| - Ребята, какие изменения произошли в науке, технике, моде в XIX веке? - Да, ребята, действительно. В XIX веке произошли большие изменения в науке, технике и моде. - Ребята, сейчас мы выполним тест на проверку ваших знаний. У вас на столах карточки, напишите фамилию и имя. Вам нужно решить тест. 1. Благодаря какому ученому в госпиталях и на поле боя впервые появились сёстры-милосердия? А) Н.И. Пирогов Б) П.Н. Яблочков В) К.А. Тимирязев 2. Какой вид современного транспорта напоминает КОНКА? А) Автобус Б) Трамвай В) Троллейбус 3. Где в 1879 году были установлены первые электрические фонари? А) в Петербурге Б) в Париже В) в Москве 4. С каким событием связаны братья Люмьер? А) Появление радио Б) Появление электричества В) Появление кино 5. Первыми создателями чего были отец и сын Черепановы? А) самолетов Б) автомобилей В) паровозов 6. Кто из ученых посвятил свою жизнь изучению мира растений? А) Н.И. Пирогов Б) А.Греков В) К.А. Тимирязев 7. Что было любимым лакомством знати на балах и вечерах в XIX веке? А) блины Б) мороженое В) пироги 8. Самая нарядная мужская одежда на протяжении всего XIX века? А) сюртук Б) пальто В) фрак 9. Кто впервые применяет наркоз в боевых условиях? А) К.А. Тимирязев Б) П.Н. Яблочков В) Н.И. Пирогов 10. Какие два больших города связала железная дорога в 1851 году? А) Петербург и Москву Б) Петербург и Владивосток В) Москву и Владивосток - Ребята, давайте проверим как вы выполнили данное задание. Обменяйтесь тестом с соседом по парте, сверив ответы с ответами на доске. - Если нет ошибок, то поставьте отметку 5, если есть 1-2 ошибки – поставьте отметку 4, если есть 3 или более 3 ошибок – поставьте отметку 3. - Ребята, поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. - Хорошо, молодцы! Отложите карточки на край стола. | - XIX век по праву называют веком «промышленной революции», электричества и железных дорог. Изобретение электрических ламп, радио, телефона, двигателя и многие другие открытия перевернули в то время жизнь людей. На протяжении всего XIX века фрак и сюртук считались самой нарядной мужской одеждой. Самыми распространенными мужскими головными уборами считались цилиндр, боливар (широкая шляпа). Также в моду вошли перчатки, трости, часы на цепочке, очки и лорнеты. Выполняют самостоятельно тест на карточках. Выполняют самостоятельно тест на карточках. Выполняют самостоятельно тест на карточках. Взаимопроверка. 1. А 2. Б 3. А 4. В 5. В 6. В 7. Б 8. В 9. В 10. А | Р: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. П: формировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, в рабочей тетради, сравнивать, анализировать. К: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждение других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами. |
| - Ребята, на слайде вы видите разбросанные слова, давайте попробуем составить тему нашего урока. XIX культура века - Правильно, тема нашего урока «Культура XIX века». - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? - Целью нашего урока будет познакомиться с основными культурными достижениями XIX века, с именами выдающихся деятелей культуры. | - Тема нашего урока «Культура XIX века». Познакомиться с культурой XIX века. | К: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждение других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами. |
(Вопросы к картине: Что изображено на картине? Кто изображен на картине? Что делают люди, изображенные на картине? Во что они одеты? Какие предметы быта можно увидеть на этой картине? Как художник передает настроение героев картины? Какие использует краски? И т. д.) | - Ребята, для лучшего изучения нового материала я предлагаю вам выполнить работу в группах (по рядам). Первый ряд будет работать с материалом учебника на стр. 88 – 89 «Литература»; второй ряд будет работать с материалом учебника на стр. 89 – 92 «Живопись»; третий ряд будет работать с материалом учебника на стр. 92 – 93 «Музыка». 1 ряд: Литература (стр. 88 – 89). 2 ряд: Живопись (стр. 89 – 92). 3 ряд: Музыка (стр. 92 – 93). - Ребята, откройте учебники. - Ребята, у вас на столах лежат карточки с текстом, в котором пропущены слова. Пользуясь страницами учебника, познакомьтесь с содержанием и заполните пропуски в тексте. - Ребята, давайте проверим какие рассказы у вас получились. - Хорошо, молодцы! - Итак, ребята, 1 группа нам читала свой рассказ о литературе в XIX веке. Из него мы узнали, что славу и гордость русской литературы XIX века составили имена таких писателей и поэтов, как А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов и др. Также, настоящим событием стало появление многотомного труда Н. М. Карамзина «История Государства Российского». Николай Михайлович Карамзин «открыл» для российских читателей древнюю историю. - Итак, почему первую половину XIX века называют «золотым веком» русской литературы? - Кого называли современники «последним русским летописцем и первым историком»? - Вторая группа читала нам свой рассказ о живописи в XIX веке. Отсюда мы узнали о таких художниках, как Алексей Венецианов и Павел Федотов. - Ребята, на слайде вы видите картину Алексея Венецианова «Гумно». Внимательно рассмотрите картину и опишите ее. (На переднем плане мы видим…, слева, справа, на заднем плане…) - Ребята, какие еще вы знаете (видели) картины А. Венецианова? - Давайте рассмотрим с вами картину Павла Федотова «Сватовство майора». Опишем ее. - Ребята, какие еще вы знаете (видели) картины П. Федотова? - Ребята, вы когда-нибудь были в музее? - Как нужно вести себя в музее? Правила поведения в музее
- Ребята, следующая картина, которую мы с вами рассмотрим, называется «В 1812 году». Ее автором является Илларион Прянишников. - Ребята, какое событие легло в основу этого полотна? - Кто еще как думает? - Верно. - Третья группа нам читала нам свой рассказ о музыке в XIX веке. Что мы узнали из этого рассказа? (XIX век – это время расцвета русского музыкального искусства. В 1836 году композитор М. И. Глинка пишет оперу «Жизнь за царя». Позже он пишет новую оперу, ее основой становится поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». В 1866 году в Москве была открыта консерватория. Одним из ее первых профессоров стал композитор Петр Ильич Чайковский. Его известными операми являются «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»). - Хорошо! А теперь все встали, проведем физкультминутку. Видишь, бабочка летает, - Присаживайтесь. | Выполняют данное задание. Русская литература XIX века получает всеобщее название благодаря таким писателям, как А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов и др. Н. М. Карамзина. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Спящий пастушок» и др. «Свежий кавалер», «Холера» и др. Изгнание французов из России. | Р: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. П: формировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, в рабочей тетради, сравнивать, анализировать. К: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждение других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами. Л: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, формирование и развитие познавательных интересов, развитие математической речи. Р: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. П: формировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, в рабочей тетради, сравнивать, анализировать. К: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждение других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами. |
V. Первичное закрепление. | - Ребята, сейчас предлагаю вам просмотреть видеофрагмент из оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». - В каком году М. И. Глинка написал оперу «Жизнь за царя»? - В чем заключается сюжет данной оперы?
- Далее я вам расскажу о книгоиздателе Иване Дмитриевиче Сытине. Внимание на экран. - Слушайте внимательно, после чего вы ответите на некоторые вопросы. Вопросы: - Назовите годы жизни И. Д. Сытина. - Где родился И. Д. Сытин? - Какие энциклопедии издавал И. Д. Сытин? - Как называлась газета, которую стал издавать И. Д. Сытин в 1897 году? - Хорошо, молодцы! | Просматривают видеоролик. 1836 год. Крестьянин Иван Сусанин во время войны с поляками вызвался быть проводником вражеского отряда. Он завел врагов в глухой лес, сам погиб, но не дал чужеземцам пройти. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. 5 февраля 1851 г. – 23 ноября 1934 г. И. Д Сытин родился в селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. «Военная энциклопедия», «Народная энциклопедия научных и прикладных знаний», «Детская энциклопедия». Газета «Русское слово». | Р: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. П: формировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, в рабочей тетради, сравнивать, анализировать. К: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждение других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами. |
VI. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин). | -Итак, ребята, наш урок подошел к концу. - Ребята, какова была тема нашего урока? Цель? - Что было интересно на уроке? - Что у вас получилось лучше всего? - В чем возникли затруднения? - Ребята, как бы вы оценили свою деятельность на уроке? - Если у вас на уроке все получалось, поднимите зеленый смайлик, если были трудности – желтый смайлик. - Хорошо, ребята! | Отвечают на вопросы. | Л: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
VII. Домашнее задание. | - Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание (стр. 88 – 93 пересказ). | ||
VIII. Организованное окончание урока. | -А теперь все встали. Спасибо за урок! Все свободны! | Все встали и ушли на перемену. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс
Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия на карте" (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных умений, связанных с чтением карты, формирования умений правильно показы...