Открытый урок по окружающему миру "Охрана растений" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Самарина Нина Ивановна

Открытый урок по окружающему миру "Охрана растений" 3 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.9 МБ
Файл конспект38.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОБУ « Нужъяльская основная общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл Охрана растений Выполнила: Самарина Нина Ивановна.

Слайд 4

Тест по теме «Размножение и развитие растений. 1.Что привлекает насекомых в цветках? А) лепестки Б) нектар 2. Желтовато-коричневые крупинки в цветках – это: А)пыльца Б) сок 3. Когда насекомое садится на цветок, то… А)пыльца пристаёт к его телу Б) пыльца падает на землю

Слайд 5

4 . Опыление растений с помощью насекомых происходит, потому что… А) насекомые садятся на цветки Б)насекомые переносят пыльцу с одних цветков на другие 5. Какие из растений опыляются ветром? А) яблони, вишни, сливы Б) дуб, берёза, орешник

Слайд 6

6) Если опыления не произойдет, то… А)плодов и семян у растений не будет Б) плоды будут мелкие 7) Когда растение прорастает, то сначала из семени появляется А) корешок Б) стебелек

Слайд 7

На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны, И не будет красоты .

Слайд 8

Значение растений для человека . растения кислород лекарство древесина пища бумага

Слайд 9

Значение растений для животных . растения кислород лекарство убежище пища

Слайд 10

Хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. На месте леса люди строят завод или роют карьер. Много растений при этом погибает.

Слайд 11

Охрана растений. Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. Красная книга предупреждает , какие растения находятся в опасности. Она призывает беречь и защищать редкие, исчезающие виды растений .

Слайд 12

Растения Красной книги.

Слайд 13

Плоды сон-травы умеют ползать, зарываться в землю и летать. Это позволяют ему делать волоски вокруг плода. Сон - трава.

Слайд 14

Цветок купальницы никогда не раскрывает бутон, похожий на шар. Так он защищает свою пыльцу от сырости. А насекомые попадают в бутон через маленькое отверстие. Кроме нектара там они находят себе убежище от холода, ветра и дождя. Купальница.

Слайд 15

По цветам кувшинки можно определять время. Цветок открывает свой бутон в восьмом часу утра, а закрывает – около пяти-шести часов вечера. Кувшинка.

Слайд 16

У водяного ореха небольшая розетка ромбовидных листьев. Они держатся на поверхности благодаря вздутым черешкам, которые выполняют роль своеобразных поплавков. Водяной орех.

Слайд 17

Ландыш-очень красивое растение, но его плоды ядовиты. Ландыш.

Слайд 18

Ятрышник по-другому называют «кукушкины слёзки». В основном растут во влажной почве. Ятрышник.

Слайд 19

Цветы появляются сразу из-под снега ранней весной и живут совсем недолго (не более месяца). Подснежник.

Слайд 20

Плоды — ярко-красные овальные сочные костянки размером с косточку вишни с шаровидными блестящими семенами. Все части растения, особенно плоды, содержат остро-жгучий ядовитый сок. Волчье лыко.

Слайд 21

У фиалки отсутствуют стебли, а перистые листья находятся на коротких черешках. Над листьями возвышаются цветоносы. Фиалка надрезанная.

Слайд 22

Лекарственные растения. Богатство природы- лекарственные растения .

Слайд 23

Собирать лекарственные растения нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Лучше заготавливать те растения, которые часто встречаются.

Слайд 24

Работа по учебнику. 1.Откройте учебник на стр.84. 2.Прочитайте текст «Правила друзей природы» .

Слайд 25

Правила друзей природы. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты из тез растений, которые выращены человеком. В лесу будем ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.

Слайд 27

Ботанический сад

Слайд 28

1 мая 2012 года посадили деревья вдоль дороги



Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

  • показать значимость растений в жизни человека;
  • формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;
  • закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;
  • обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
  • развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения;
  • оценивать поступки людей по отношению к природе;
  • формулировать правила друзей природы;
  • анализировать, делать выводы.  

Личностные планируемые результаты (ЛР):

- проявлять интерес к новому содержанию занятия;

  -оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей;

Метапредметные планируемые результаты (МПР):

 -регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

- познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;

- коммуникативные: осуществлять взаимопроверку выполненной работы.

Предметные планируемые результаты (ПР):

-объяснять, почему необходимо охранять растения; формулировать правила поведения в природе

Методы и методические приемы:

беседа, рассказ учителя, использование художественных текстов (стихотворений), экологическая игра, экологические знаки, тестирование учащихся, проблемные ситуации.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор; экологические знаки об охране растений;
  • для игры - набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого учащегося;

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, пожалуйста. Поздоровайтесь.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

- Я желаю вам хорошего настроения . Я уверена, что у нас всё получится. Садитесь.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку “Пять”.

  1. Повторение пройденного материала.

На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал.

1) Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей  - ни одной! Почему?  ( Оценивание ответа)

2) Что значит, что плоды путешествуют?

3)Купили  в магазине в пакетах семена, например, огурцов, томатов. Почему же прямо в пакетах они не прорастают?

4) Игра «А или  Б » (Оценивание)

5)Физминутка. 

Утром бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась.

Раз-росой она умылась,

Два-изящно покружилась,

Три-тихонечко присела,

На четыре улетела.

3. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

Рассказ учителя о красоте своего края – малой родины, о красоте растений, О значении растений для человека и животных.

Иногда бывает так: попадется нам на глаза редкий цветок – спешим побыстрей сорвать его. Отправимся дальше своей дорогой, а навстречу – ещё один цветок, и, кажется, красивее прежнего. Давай и его сорвём… А тот, первый, можно, пожалуй, и выбросить: он и неказист, и не смотрится вроде, и чем мог очаровать – непонятно… Вспомните большие охапки лесных и луговых цветов, которые везут в автобусах и электричках, когда возвращаются в город с природы. И не букеты уже оказываются в руках у них, а измятые веники, и не в цветочные вазы уготован им путь, а в ящики для мусора. Хотели принести в дом красоту, а на деле ограбили природу.

Чтобы этого с нами не случилось мы, и поговорим сегодня об охране растений.

      - Какие цели и задачи мы поставим перед собой на урок?

- На уроке мы будем учиться объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения;оценивать поступки людей по отношению к природе;формулировать правила друзей природы

4. Изучение нового материала.

- Какова же роль растений в жизни человека?(Ответы детей)

Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, материал для мебели и т.д. Всего перечислить просто невозможно.

Велико значение растительного покрова и как источника кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Зелёные растения выделяют в атмосферу огромное количество кислорода. Чтобы получить некоторое представление о масштабах этого процесса, достаточно привести такой пример. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем взрослым людям.

- Какое значение имеют растения для животных?(Ответы детей)

- Какое значение имеют растения для человека?(Ответы детей)

- Прочитайте текст на странице 84-85 и найдите ответ на вопрос: Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими? (Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения)

- Посмотрите, как хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений.

- Как вы понимаете выражение “охранять растения”? (Охранять растения – это значит бережно к ним относиться)

- Какие же меры принимают люди для того, чтобы сохранить удивительный мир природы? В нашем Медведевском районе существует заповедник. Послушаем, что расскажет нам о нём ваш одноклассник.

Госуда́рственный приро́дный запове́дник «Больша́я Кокша́га»

основан 14 марта 1993 года. Площадь заповедника - 21428 гектаров Он расположен на территориях Килемарского и Медведевского  районов. Река Большая Кокшага, давшая название заповеднику, — его основная водная артерия. С высоты птичьего полёта территория заповедника «Большая Кокшага» кажется бесконечным зелёным ковром.

 В заповеднике растёт  больше 700 видов растений.  Сегодня заповедник «Большая Кокшага» с полным правом можно назвать жемчужиной Марийского края. 

 (Сообщение учащегося)

- В Москве существует Ботанический сад. (Слайд)Узнаем о нём из учебника. Прочитаем статью на стр. 86. (Чтение статьи)

- Какова основная задача учёных этого сада? (Разведение редких растений)

- Ребята, а что может сделать каждый из нас для сохранения растений? (Ответы детей)

- Ребята одной из школ придумали правила поведения природы и обозначили их знаками. Догадайтесь, о чём говорят эти знаки? (Ответы детей) (Слайды).

5. Закрепление нового материала.

- Чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях предлагаю вам игру «Экологический светофор».(Слайд)

Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы? (Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает)

-  Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “Красный свет – природе вред!”; “Жёлтый – осторожно!”; “Свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”(Слайд)

       Я буду зачитывать текст, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1ситуация. Маша  хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с ромашками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала, как укладывать и перевязывать цветы, но у Маши ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Ромашки быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Маша закрепила концы венка, и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы, и пошли обедать.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

2 ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” - радостно подумал Валера.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” - задумались они, - “можно ли здесь кататься?”

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

4 ситуация. Из –за хозяйственной деятельности людей дорога к реке Ошла стала непроходимой. Вот – вот прямо посреди дороги образуется овраг. Местные жители деревни Яныкайсола решили посадить по обеим сторонам дороги  деревья. Это было 1 мая 2012 года. Вот такими они стали сейчас.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

5 ситуация. В мае 2010 года учащиеся начальных классов приняли участие в детском экологическом движении «Зеленая планета» И неожиданно для себя стали лауреатами акции «Букет для Победителя» республиканского историко-экологического марафона. Чем же так смогли сельские ребята удивить жюри? Конечно же, яркими живыми цветами, выращенными  на подоконниках с особой любовью младшими школьниками.

Ребята 4 и 2 класса осенью 2010 года посадили в горшки 60 отростков королевской герани. В классе была такая атмосфера, при которой цветы росли не по дням, а по часам. И когда растения уже хорошо сформировались и расцвели, тогда вырученные деньги купить цветочные горшки, поддоны, столик для цветов. И даже на оставшиеся деньги сумели сделать косметический ремонт в классе. Увидев плода своего труда, детям захотелось выращивать цветов еще больше.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

     6. Итог урока.

-  В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. Люди создали “Красную книгу Флоры”. Красный цвет книги – сигнал опасности. “Красная книга” - это забота о том, чтобы не оскудело волшебное царство Флоры, чтобы не меркла, а расцветала и крепла земная краса. В “Красной книге” рядом с описанием видов растений говорится о грозящей им опасности. “Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти” - словно наказ людям. “Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой”.

- Подвести итог всему сказанному мне хочется, отрывком из стихотворения:

Давайте пройдемся медленно по лугу,
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(Слайд)

7. Домашнее задание.

- Прочитать в учебнике статью «Охрана растений» стр. 84 - 86. Попробуйте придумать своё правило поведения в природе  и обозначить его знаком для составления книжки-малышки «Охрана растений»

8. Рефлексия.

- А теперь оцените свою работу на уроке, заполнив небольшую анкету. Подчеркните ответ, соответствующий вашей работе на уроке.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев

открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс "Арктик чуллеклэр зонасы". А..Плешаков...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...