Открытый урок "Водные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Тема: «Водные богатства»
Учебный предмет: окружающий мир
Ф.И.О. учителя: Плотникова Римма Эдуардовна
Класс: 2 «в»
УМК: «Школа России»
Автор программы учебника: А.А. Плешаков, 2019 г., стр. 82 - 85.
Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника «Путешествия»
Методы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыка), игровой (отгадывание загадок, помощь Муравьишке), проблемно-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная парная, групповая.
Оборудование:
1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение,
2019 г.
2.А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2019 г.
3. Глобус.
4. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodnye_bogatstva.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Водные богатства»
Учебный предмет: окружающий мир
Ф.И.О. учителя: Плотникова Римма Эдуардовна
Класс: 2 «в»
УМК: «Школа России»
Автор программы учебника: А.А. Плешаков, 2019 г., стр. 82 - 85.
Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника «Путешествия»
Методы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыка), игровой (отгадывание загадок, помощь Муравьишке), проблемно-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная парная, групповая.
Оборудование:
1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение,
2019 г.
2.А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2019 г.
3. Глобус.
4. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Цель: познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов.
Задачи:
1. Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.
2. Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.
3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Формировать понятие река и её части.
2. Формировать понятия значимости рек в жизни.
Метапредметные:
Регулятивные.
1. Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.
2. Планировать свои действия.
3. Контролировать и оценивать свою работу.
Коммуникативные.
1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
2. Оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль.
Познавательные.
1. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.
Личностные.
1. Формирование положительных отношений к учению.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слайд 1.
- На одной планете дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы,
Травку не топтали, рек не загрязняли!
Все старательно с умом берегли свой общий дом
Под названием Земля, где живем и ты, и я!
- Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего дня.
- Мы продолжаем изучать раздел, который называется «Путешествия» Слайд 2 и сегодня будем дальше путешествовать по планете. Но продолжить путешествие мы сможем только в том случае, если вы докажите, что не утратили знания, полученные в предыдущем путешествии. Давайте это проверим.
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания Слайд 4-14
Мудрая Черепаха и Муравьишка–Вопросик приготовили для нас электронный тест.
Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности: уровень А – базовый, уровень В – средней сложности, уровень С – повышенной сложности. Задания уровней А и В предполагают один верный ответ, в заданиях уровня С может быть как один, так и несколько правильных ответов.
Рекомендации по оцениванию результатов:
Каждое верно выполненное задание
уровня А оценивается в 1 балл,
уровня В – в 2 балла,
уровня С – в 3 балла.
80 – 100% - оценка «5»;
60 – 80% - оценка «4»;
40 – 60% - оценка «3»;
0 - 40% - оценка «2».
Проверка работы и самооценка. Выполним задания в электронном приложении Результаты отражаются в таблице.
3. Постановка учебной задачи
Звучит мелодия. Слайд 15
Чтение сказки учителем «Про Капельку»
(на доске прикреплена тучка с Капельками)
- Ребята, начать урок я хочу со сказки .
В большой Тучке жила маленькая Капелька. Было у нее много подружек, которые постоянно куда-то улетали. Как Капелька не просила их рассказать, куда они отправляются путешествовать, всегда в ответ слышала, что еще слишком маленькая. Однажды после таких слов Капелька заплакала и спросила у Тучки: « Тучка, все мои подружки куда-то улетают, расскажи куда?» «Ладно, отпущу и ты всё узнаешь сама. Только обещай, что больше не будешь плакать». Собрались дождевые капли и Тучка отпустила нашу Капельку. Капелька стремительно полетела вниз. Ей было немного страшно, но очень интересно. Во время своего полета она успела поздороваться с рыженьким Солнышком, познакомиться с другими капельками и увидеть много интересного… А вот, что увидела наша путешественница, узнаете, отгадав загадки:
Загадки о водоёмах: Работа на доске.
1.Кругом вода, а с питьём беда (море)
(Море)
- Правильно ребята, Капелька увидела море. Красивым было море, огромным, но Капелька решила продолжить своё путешествие…и увидела она…
2.Посреди поля
Лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро)
(Озеро)
- Верно, озеро! Обрадовалась Капелька, вода чистая, голубая. Заметила своих подружек- Капелек в озере. Они весело играли, но нашей Капельке захотелось ещё продолжить своё путешествие…
2. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море. (река)
- Да, дети, это река. Понравилась река Капельке. Она продолжила свое путешествие….
3.Он могучий и огромный,
Много в нём морей глубоких.
Глубже и огромней лужи
На земле не обнаружить.
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный ... . (океан)
- Познакомилась Капелька с океаном, и продолжила свой путь….
4.Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной
Ледяной поит водой. (Родник)
- Весело и задорно порезвилась Капелька с ручейком и продолжила свое путешествие…
6.Сверху ряска,
А наступить – вязко.
Не пройдёшь, не проплывёшь –
Обойдёшь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. (Болото)
-Долго путешествовала капелька ей интересно стало:
- Как одним словом назвать море, реку, озеро, океан, родник? (Водоёмы)
- Богата наша планета водоёмами?
3. Формулировка темы урока
-Кто может назвать тему урока?
- Все эти водоёмы, которые увидела Капелька, называются…как? (слайд16 тема) (Водные богатства)
Постановка целей и задач урока
- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке и чему научимся?
(Узнаем, что составляет водные богатства нашей планеты.
задачи урока) Научимся рассказывать по схеме о частях реки.
Будем учиться замечать и ценить красоту природы.
Ребята,
- Что у меня в руках и у вас на партах (Глобус)
- Что такое глобус? (Модель Земли)
- Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём? (Синий, коричневый, жёлтый, зелёный)
- Оттенков какого цвета больше всего? Почему? (Синего. На планете Земля - вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%)
4. Изучение новой темы (решение учебной задачи)
- На какие 2 группы можно разделить водоёмы?
- Итак, болото, море, река, океан, родник как можно назвать их одним словом? Какие это водоёмы? (естественные)
Работа в личных дневниках
- В любом путешествии принято вести личный дневник. В нём вы будете записывать важную информацию. У каждого из вас на парте есть дневник. Откройте его найдите с. 51 задание 1, тему урока «Водные богатства». Запишите в таблице, какие водные богатства нашей планеты имеют естественное происхождение
Естественные водоёмы – реки, озёра, моря, океаны.
- Какие еще бывают водоёмы? (создал человек - искусственные)
- Какие водоёмы относятся к искусственным?
- А это мы узнаем, работая по группам.
Работа по группам
Ребятам каждой группы даётся текст с искусственным водоёмом (водохранилище, пруд, канал). Они работают с ним, потом рассказывают по плану (1.Название. 2.Для чего человек создал)
Рассказы детей
Подведение итога. На слайде текст, с пропущенными словами. Надо вставить.
1.Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди построили запруду. И на этом месте появился _____пруд________. Теперь в нем разводят рыбу и водоплавающую птицу. А еще небольшие их делают для украшения сада или участка около домов, с небольшими фонтанчиками, водопадами и украшают их водяными растениями.
2.Между двумя реками люди прорыли углубление (длинную яму) и пустили по нему воду. Так появился ____канал_________. Теперь из одной реки можно проплыть на теплоходе в другую, сократив путь и использовать воду для полива полей.
3.Люди перегородили реку большой плотиной в том месте, где были высокие берега. Получилась большая и глубокая яма, которая постепенно заполнилась водой. Так появилось _____водохранилище_____, воду из которого люди используют для нужд народного хозяйства.
Ребята продолжают заполнять таблицу, водные богатства нашей планеты созданы искусственно (Искусственные водоёмы– каналы, пруды, водохранилища)
5. Физминутка. «А рыбы в море плавают вот так»
- А какие водоёмы Ставропольского края вы знаете? (Ребятам ранее было дано задание найти сообщение о водоёмах Ставропольского края) Приложение 1
(ответы детей – исследовательская работа)
- Посмотрите, сколько различных водоёмов. Но среди такого огромного количества воды человек беспокоится о её нехватке! Воды одного только Тихого океана хватит для нужд человечества на многие годы! Почему человек обеспокоен?
(Дети могут возразить, что в океанах и морях вода солёная, для нужд человека она не пригодна. Человеку необходима пресная вода.)
- А как вы понимаете пословицу: «Не всякая водица для питья годится» (предположения детей)
- Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода не пригодна для питья. В морской воде содержится 35г соли на стакан воды. Это примерно с размер спичечного коробка. Кроме соли, в такой воде растворён йод и различные примеси.
Проведение опыта (сможем ли мы пить морскую воду. Чистая вода и солёная вода, приближенная к морской)
- Всякая пресная вода безопасна для здоровья человека? И почему мы перешли на употребление бутилированной воды?
- Расскажите, каким образом человек, не задумываясь, загрязняет воды рек и озёр, морей и океанов. (Сточные воды сливаются чаще всего даже без предварительной очистки, разбрасывают мусор)
- Самое удивительное, что очистить отходы не составляет труда - есть прекрасные технологии для этого. Но утилизация стоит денег! Поэтому, скажем, не слишком богатые страны считают строительство заводов по переработке отходов непозволительной роскошью.
Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите и сохранении этих богатств.(слайд– обращение Путина)
-Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно.
Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы.
Свой вклад должен внести каждый, от Президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать участие в экологических мероприятиях.
- Что можем для этого делать мы? (не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу)
Выражения, связанные с водой
- В русском языке много образованных выражений, связанных с водой. Например, “как в воду кануть” – бесследно исчезнуть; ”как в воду опущенный”- имеющий унылый вид и т.д.
Соедините выражения со значениями.
1. Хранить молчание (Набрать в рот воды).
2. Угадал, правильно предсказал (Как в воду глядел)
3. О полном сходстве. (Как две капли воды)
4. Ничем не проймёшь, все нипочём. (Как с гуся воды)
5. Много времени пришло. (Много воды утекло)
- Вспомните, что вы уже знаете о реках и морях? Сегодня мы об этом поговорим.
- Послушайте стихотворение и попробуйте сказать: как образуются реки?
В день весенний и погожий
Два шумливых ручейка
Лезут под ноги прохожим:
« Где река? Где река?
Мы бежим издалека».
Отвечает им народ:
« Дальше, милые, вперёд».
Разговаривая звонко,
Мчатся дальше вперегонки…
Вдруг пред ними водоём,
Отразилось солнце в нём.
Подбегают к водоёму
Два весёлых ручейка,
Говорит один другому:
« Это вовсе не река.
Попадёшь сюда на горе,
Не увидишь сине море-
Здесь стоячая вода,
Мне не хочется сюда».
Оба в сторону метнулись
И…нечаянно столкнулись,
И слились в один ручей.
Стал он больше и бойчей.
И опять бегут вперёд.
Вправо, влево, поворот…
Вдруг навстречу выбегает
Ручеёк из-под ворот.
« Где река? Где река?»-
Слышен голос ручейка.
« Сами ищем, сами ищем,
Не нашли ещё пока.
Слейся с нами- так втроём
Мы её быстрей найдём».
Вместе наши ручейки
Мчатся к берегу реки,
Трое- все в одном потоке,
Словно давние дружки.
« Разыскали, пострелята»,-
Улыбается река.
И нырнули вглубь куда-то
Три весёлых ручейка.
И другие мчатся с кручи,
Чтобы стать рекой могучей.
- Как же образуется река?
- Предлагаю вам открыть учебник на с. 83, рассмотреть схему и прочитать о частях реки.
Самостоятельное чтение текста учебника.
6. Первичное закрепление
Работа по схеме «Части реки». (СЛАЙД)
- Как называют начало реки?
- Что такое устье реки?
- Что такое русло реки?
- Как определить левый и правый берега?
- Что такое притоки?
- Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?
- Как вы думаете, почему текут реки?
Ответы детей:
Это ручейки, ручьи, весной вода бежит в реку, когда тает снег, идут дожди.
Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.
- Каждая река имеет своё название. Какие реки вы знаете?
- Какая река протекает в нашей станице?
- Что вы знаете о происхождении названия реки?
7. Обобщение и закрепление (практическая работа)
Заполнение схемы «Части реки» Выполнение в тетради задания 2 на с.51.
8.Рефлексия. Итог урока
- Наш урок подошёл к концу. Так в чём же богатство воды ? (Нужно бережно относиться к водоёмам. Не загрязнять их. Чистой воды на Земле осталось очень мало. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдется.)
Чтение подготовленным учеником стихотворения «Берегите воду»
Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
- Ребята, Капелька закончила свое путешествие. Вам нужно оценить наше путешествие на уроке. Возьмите капельку, соответствующую вашему настроению и прикрепите ее к тучке.
- Я рада, что у вас сегодня многое получилось. Согласно со многими оценками, которые вы себе дали. Спасибо за работу.
9. Домашнее задание
Учебник: с.82-85,тетрадь: с.52, з.4, с.53, з.6
Приложение 1
Сообщение
- Истоки главных рек Ставрополья в трех географических точках: в высокогорье начинаются Кубань и Терек, в хребтах предгорий - Кума и на Ставропольской возвышенности - Егорлык и Калаус. Ставропольская возвышенность является водоразделом рек, несущих свои воды в Азовское и Каспийское моря.
Сообщение
- Наибольшее количество озер Ставрополья расположено в Манычской долине. В долине Калауса наиболее привлекательны озера Бешпагирское, Донско-Балковское, Сергиевское, Северно-Калиновское, Лушниковское. Долина Егорлыка начинается озером Сенгилеевским, севернее лежат озера Птичье, Соленое. В предгорье, в районе Кавказских Минеральных Вод, широко известны Тамбуканское Большое, Тамбуканское Малое, Лысогорское Северное, Лысогорское Южное. Известны они, прежде всего, своими лечебными грязями.
Сообщение
- Искусственные водоемы: водохранилища Егорлыкское, Новотроицкое, Отказненское, Пролетарское, Чограйское, множество прудов и каналов.
Ставрополье не входит в состав озерных территорий России, но, тем не менее, в крае насчитывается около 40 мелких и крупных озер. Это в основном озера-лиманы и карстовые озера.
Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру. Тема "Богатства природы" УМК "Школа 2100"
Предлагаю вашему вниманию конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Богатства природы" УМК "Школа 2100" 1 класс. Презентация разбита на 4 части, так как насыщена фотографиями. Дополнительн...
Открытый урок "Водные богатства"
Конспект урока 2 класс...
Презентация к открытому уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства" УМК "Школа России"
Презентация разработана к открытому уроку по теме "Наши подземные богатства" УМК "Школа России". Презентация содержит краеведческих материал о полезных ископаемых Воронежской облас...
Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства"
Урок окружающего мира разработан по УМК "Школа России" на основе краеведческого материала Воронежской области...
Открытый урок по теме: «Водные богатства»
Данный урок выбран согласно календарно-тематическому плану с использованием УМК «Школа России» во 2 классе.Тема урока: «Водные богатства».Тип урока: открытие нового знания.Форм...
"Хлеб-наше богатство" - открытый урок по окружающему миру во 2 классе
Цели урока:I. УчебныеОрганизовывать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о культурных растениях.Содействовать осознанию ценности изучаемого материала.Создавать условия для развития умения фор...
Открытый урок по окружающему миру "Водные богатства нашего края"
https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/10/20/vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx...