Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа с КТП по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okm_4_klass.docx | 49.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено:
На заседании МО
Протокол № ____
От «___» ______2020 г.
__________________
Согласовано:
Зам.директора по УВР
«___»________2020 г.
Утверждено:
Директор МОУ СОШ «Перспектива»
«___»________2020г.
Рабочая программа по окружающему миру
(предметная область – обществознание и естествознание)
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы «Перспектива»
Московской области
учителя начальных классов
_________________, 4 класс
(базовый уровень в соответствии с ФГОС НОО)
2020 – 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на базе программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цели и задачи курса
Цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
- формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения
и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности
в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
- моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные:
Обучающийся научится:
- понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- проводить несложные астрономические наблюдения;
- изготавливать модели планет и созвездий;
- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
- давать краткую характеристику своего края;
- различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой при-
роды;
- давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
- выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
- приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
- читать историческую карту;
- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям
прошлого, сохранившимся до наших дней;
- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- раскрывать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС (68 Ч)
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Земля и человечество | 9 |
2 | Природа России | 11 |
3 | Родной край – часть большой страны | 14 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 |
5 | Страницы истории России | 20 |
6 | Современная Россия | 9 |
Итого | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Земля и человечество (9 часов) | ||||
1 | Мир глазами астронома | 1 | ||
2 | Планеты Солнечной системы | 1 | ||
3 | Звёздное небо - великая книга Природы | 1 | ||
4 | Мир глазами географа | 1 | ||
5 | Мир глазами историка | 1 | ||
6 | Когда и где? | 1 | ||
7 | Мир глазами эколога | 1 | ||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | ||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | ||
Природа России (11 часов) | ||||
10 | Проверка и оценка своих достижений по разделу "Земля и человечество". Равнины и горы России | 1 | ||
11 | Моря, озёра и реки России | 1 | ||
12 | Природные зоны России | 1 | ||
13 | Зона арктических пустынь | 1 | ||
14 | Тундра | 1 | ||
15 | Леса России | 1 | ||
16 | Лес и человек | 1 | ||
17 | Зона степей | 1 | ||
18 | Пустыни | 1 | ||
19 | У Чёрного моря | 1 | ||
20 | Проверка и оценка своих достижений | 1 | ||
Родной край – часть большой страны (14 часов) | ||||
21 | Наш край | 1 | ||
22 | Поверхность нашего края | 1 | ||
23 | Поверхность нашего края | 1 | ||
24 | Водные богатства нашего края | 1 | ||
25 | Наши подземные богатства | 1 | ||
26 | Земля-кормилица | 1 | ||
27 | Экскурсия в лес и на луг | 1 | ||
28 | Жизнь леса | 1 | ||
29 | Жизнь луга | 1 | ||
30 | Жизнь в пресных водах. Экскурсия к водоёму | 1 | ||
31 | Растениеводство в нашем крае Животноводство в нашем крае | 1 | ||
32 | Проверка и оценка своих достижений по разделу "Родной край - часть большой страны". Презентация проектов | 1 | ||
Страницы всемирной истории (5 часов) | ||||
33 | Начало истории человечества | 1 | ||
34 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | ||
35 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | ||
36 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | ||
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | ||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | ||
Страницы истории России (20 часов) | ||||
40 | Проверка и оценка своих достижений по разделу "Страницы всемирной истории". Жизнь древних славян | 1 | ||
41 | Во времена Древней Руси | 1 | ||
42 | Страна городов | 1 | ||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | ||
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | ||
45 | Русь расправляет крылья | 1 | ||
46 | Куликовская битва | 1 | ||
47 | Иван Третий | 1 | ||
48 | Мастера печатных дел | 1 | ||
49 | Патриоты России | 1 | ||
50 | Пётр Великий | 1 | ||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | ||
52 | Екатерина Великая | 1 | ||
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | ||
54 | Страницы истории 19 века | 1 | ||
55 | Россия вступает в 20 век | 1 | ||
56 | Страницы истории 1920-1930-х годов | 1 | ||
57 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 1 | ||
58 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 1 | ||
59 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | ||
Современная Россия (9 часов) | ||||
60 | Проверка и оценка своих достижений по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека | 1 | ||
61 | Мы – граждане России | 1 | ||
62 | Славные символы России | 1 | ||
63 | Такие разные праздники | 1 | ||
64 | Путешествие по России | 1 | ||
65 | Путешествие по России | 1 | ||
66 | Путешествие по России | 1 | ||
67 | Проверка и оценка своих достижений за второе полугодие | 1 | ||
68 | Презентация проектов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для УМК «Школа России»
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" для 2 класса ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру (1-4). "Школа России"
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи изучения предмета, учебно-тематический план, календарною-тематический план с указанием планируемых результатов....
Рабочая программа по окружающему миру к УМК "Школа России"
Данный материал содержит в себе пояснительную записку, содержание тем, ценностные ориентиры, тематическое планирование, планируемые результаты обучения в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 2класса . "Школа России"
Эта программа предназначена для работы во 2классе по окружающему миру....
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "школа России" для 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 2 класса...