Развивающие и дидактические игры по краеведению, направленных на формирование знаний о родном городе.
учебно-методический материал

Объектом исследования дидактических игр по краеведению выступает процесс расширения знаний у младших школьников о родном городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_po_kraevedeniyu.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие и дидактические игры по краеведению, 

направленных на формирование знаний о родном городе.

Развивающие и дидактические игры по краеведению, являясь простым и близким младшему школьнику способу познания окружающей действительности, являются наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями и навыками.  Дидактическая игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует. В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Объектом исследования дидактических игр по краеведению выступает процесс расширения знаний у младших школьников о родном городе.

Цели:

  • формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;
  • осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; воспитание гражданственности и патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала.


                             Игра «Географическая матрешка» 

Цель игры: Дать понятие о районе, городе, крае, стране, континенте, планете и их взаимном расположении.

Материал: фигурка человека, разноцветные кружочки разного размера с надписью «Мой дом», «город Новосибирск», «Дзержинский район», «Новосибирская область», «Россия», «Материк Евразия», «Планета Земля» и условными изображениями континента.
 Перед ребятами ставится вопрос, а как вы понимаете выражения «малая родина», «где родился, там и пригодился». После обсуждения, педагог предлагает детям поработать с картой , на которой дети находят наше государство, город и т.д. По завершению беседы, для закрепления знаний детей можно предложить вместе собрать «географическую матрешку». Сначала дети вместе  рассматривают разноцветные круги, надписи и рисунки-метки на них. Затем раскладывают круги в порядке убывания, сопровождая рассказом: например, «Мы живем на планете Земля, на самом большом материке Евразия, на котором находится наша страна Россия, в Новосибирской области, в городе Новосибирске, в Дзерджинском районе– моя малая Родина, где я живу вместе со своей семьей».
В процессе работы с материалом ребенок узнает и закрепляет новые понятия – страна и материк, край, город и район.

Дидактическая игра «Дом, в котором я живу или хотел бы жить»

Игра знакомит ребят с произведениями русского деревянного зодчества на примере памятников архитектуры города Новосибирска.

На основе фотографий и иллюстраций дети рассматривают фасады и интерьеры старых домов. Раскрывается понятие «Мой дом – моя крепость». Дети сравнивают современное жилье с жилищем людей прошлых времен.

Иллюстративный материал учитель представляет в процессе рассказа.  

Творческая работа-рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

Игра-сообщение «Путешествие по улицам города Новосибирска»

Цель: учащиеся знакомятся с названием улиц города, их историей, расположением домов, историческими объектами, мемориальными досками.

Учащиеся берут любимую улицу, находят о ней материал и представляют ее.

Игровое упражнение «Найди отличия»

 Цель: развивать умение сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходство и отличия;

развивать мышление и речь учащихся;

закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.

Ход игры

Педагог предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались; как и где работали жители города; во что играли дети; вид старинных и современных улиц и тд.

Игровое упражнение «Доскажи»

Цель: формировать умение быстро запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Новосибирска.

 Примеры фраз для продолжения:

 До 1926 наш город назывался…

Мой город стоит на реке…

Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая являлась центром…

Обь - одна из самых … рек в России.  

Игровое упражнение «Знатоки Новосибирска»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о памятниках города, развивать зрительное внимание, память и воображение.

Материал: разрезные картинки с изображением памятников города Новосибирска, фишки.

Ход игры

Учащиеся делятся на команды.  По фрагменту открытки, фотографии нужно узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.

Игровое упражнение «Узнай по описанию»

 Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Новосибирска, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Ход игры

 Учащимся предлагается послушать короткие рассказы о достопримечательностях города Новосибирска, отгадать и назвать их.

Игровое упражнение «Где находится памятник?»

Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

 Материал: карта-схема города Новосибирска, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.

Ход игры

Педагог предлагает посмотреть на открытку с видом памятника, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

Игровое упражнение «Загадки города Новосибирска»

Цель: в ходе отгадывания загадок закреплять знания о достопримечательностях города, развивать память, воображение, фантазию.

 Материал: карта-схема города Новосибирска, флажки для обозначения памятных мест, фишки.

Ход игры:

Педагог загадывает загадку о памятном месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города и обозначают его флажком.

«История родного города» (игра-лото)

Цепь: закрепить у детей представление об истории родного города.

Материалы: игровые поля (6 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.

Ход игры.

Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием обьекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как педагог, так и ребёнок.

Литература:

1.Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие в 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение,1987.

3. Чутко Н.Я. Игра и учебная деятельность детей. // Начальная школа +/- , 2001 №4.

4. Зубарь С.В. Моя помощница – игра. // Начальная школа, 2003 №2

5. Игры – обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. –

М.: Новая школа, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра на этапе закрепления и повторения знаний на уроках русского языка"

Содержание:1. Игра как вид деятельности.2. Словесные игры.3. Богатство языка в играх....

«Дидактическая игра на этапе закрепления и повторения знаний на уроках русского языка»

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозмож...

Дидактическая игра как средство формирования у учащихся младших классов экологических знаний.

Дидактическая игра имеет и глубокое воспитательное влияние. Она способствует формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть. согласовать свои интересы с интересами коллекти...

Выступление на ШМО "Дидактическая игра и её роль в формировании коммуникативных УУД на уроках математики"

Коротко о использовании дидактических игр в  формирования коммуникативных УУД  на уроках математики в начальной школе....

Классный час. День Знаний. Мой родной город

Классный час для учащихся 2 класса посвящён началу учебного года. Содержит материал для освещения темы "Мой родной город - Ступино" и "Миру - мир!"....

Методические и практические рекомендации по дидактическим играм по предмету «Развивающие игры» для детей с нарушением интеллекта

Одним из эффективных методов обучения умственно отсталых детей и приёмов работы на уроках «Развивающие игры» является дидактическая игра. Игра действует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка...

Дидактические игры в парах как метод формирования коммуникативных учебных действий.

Формирование коммуникативных навыков у учащихся - одно из основных направлений логопедической работы. Для этого можно привлекать детей к работе в парах....