открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Славные символы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Екатерина Петровна Киселенко

Тема:  Славные символы России

Цель: формировать представление о государственных сим­волах.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познаватель­ную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять из­вестное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотруд­ничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Славные символы России

Цель: формировать представление о государственных символах.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа в группах

—  Мы сегодня поработаем в группах. Какие правила (законы) нужно соблюдать, работая в группе? (Ответы учеников.)

-  Сформулируйте три вопроса по домашнему заданию для других групп.

2. Работа в парах

—  Давайте проверим друг у друга выполнение задания 5 на с. 62 рабочей тетради. (/. Дом Правительства Российской Федерации. 2. Здание Государственной думы.)

—  О каких делах Президента вы узнали из программы новостей?

—  Какой закон вы предлагаете принять Государственной думе?

III. Самоопределение к деятельности

(На доске изображения флага и герба России.)

—  Посмотрите на доску. Что это? (Флаг и герб России.) Это государственные символы России.

—  Какой символ России вы еще знаете? (Государственный Гимн России.)

—  Сформулируйте тему урока. (Символы России.)

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Расширить знания по этой теме.)

—  Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать в группах, парах, узнавать новую информацию из учебника и других источников, выполнять задания из тетради, рассуждать, слушать друг друга и т. д.)

—  Что вы уже знаете по этой теме? (Высказывания детей.)

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме или вспомнить? Сформулируйте свои вопросы.

IV. Открытие нового знания

Работа в группах

—  Продолжаем работу в группах. Но сначала надо выяснить, что же такое символ. (Условный знак, обозначение.)

Символ передает суть предмета или события, является его смысловым отражением. Отсюда — символика любого государства есть воплощение его истории и отражение его настоящего, выражение патриотизма его граждан и обозначение этого государства на международной арене, зрительный и музыкальный образ конкретного государства. Вот почему отношение к государственной символике — это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры. Проявление неуважение к символам своего государства означает неуважение и к себе самому. А кто же будет уважать человека, который сам себя не уважает? Так никто не будет уважать и государство, граждане которого пренебрежительно относятся к его символике, т. е. сами себя не уважают.

Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны, знаете, как выглядит герб, флаг, слышали гимн России. В любом современном государстве основные его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.

(Каждая группа выбирает один из символов России и подробнее с ним знакомится. Результаты работы следует представить всему классу.)

V. Первичное закрепление Сообщения учащихся

(Выступления групп.)

Герб. Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе», что значит «наследство». Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели также дворянские роды и отдельные лица.

Гербы появились очень давно. Их изображали на монетах, медалях и печатях древних государств и городов. Так, гербом шумерских государств, существовавших более 4 тыс. лет назад, был орел с львиной головой, гербом Древнего Египта - змея, Персии — орел, Армении — лев, увенчанный короной, Афин — сова, Коринфа — крылатый конь, острова Родос — роза. На шлеме Александра Македонского был изображен морской конек. Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет - символ красоты и величия, зеленый - изобилия, красный - мужества и храбрости.

Вот герб Москвы: на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазоревом плаще. Привстав в стременах, он вонзает длинное копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Этот герб появился после битвы московского князя Дмитрия с ордынскими полчищами на Куликовом поле. Он показывает в условной форме и знаменитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.

Этот герб чеканили и на монетах. Некоторые историки считают, что такие монеты Московского княжества могли по всаднику с копьем называться «копейными деньгами», а позже — просто копейками. Впрочем, есть и другие мнения о происхождении слова «копейка».

Позже, при Иване III, Москва становится центром Русского государства. Иван III женится на племяннице византийского императора. Вскоре Византия — центр Восточной Римской империи — гибнет под ударами завоевателей - турок. И тогда Иван III выбирает в качестве своего герба изображение византийского двуглавого орла. В гербе Византии две головы орла показывали два центра Римской империи: восточный (Византию) и западный (Рим). В гербе Московии (так тогда называлась Россия) двуглавый орел стал означать, что Москва пришла на смену Византии, сделалась «третьим Римом». Но на груди орла появляется щит с рисунком воинственного всадника — неизменный герб Москвы.

В различные исторические периоды герб несколько видоизменялся. Менялись лишь отдельные детали: появлялись скипетр, держава и короны (знаки императорской власти), а также цепь ордена Андрея Первозванного и гербы присоединенных к России земель. В XVIII в. были установлены цвета герба — черный орел на желтом фоне, всадник на красном поле.

У Советского Союза был другой герб, но сейчас Россия возвращается к своим прежним символам.

Флаг. Самые первые флаги были военные. Появились они тогда же, когда появились большие армии и возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется - свой или вражеский.

У древних римлян флагов еще не было. Но у воинских подразделений Древнего Рима — легионов были свои значки, изображающие орлов на высоком древке, под которыми крепились таблички с названиями легионов. Зато у древних кочевников скифов были уже настоящие флаги. Их шили в виде длинного мешка, изображающего дракона с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру мешок раздувался, и вид получался очень впечатляющий.

Но надутые флаги все же редкость. Обычный флаг бывает в виде прямоугольного полотнища. Уже в начале Средних веков в Европе каждый рыцарь, не говоря уже о баронах, графах и другой знати, имел свой герб, который изображал на щите и на флаге, прикрепленном к копью.

Флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины, вертикальных, горизонтальных, реже диагональных (косых). Синий, белый, красный — самые распространенные цвета государственных флагов. Из государств - членов ООН более 30 стран имеют флаги, составленные этими тремя цветами. Флаг нашего государства, России, — бело-сине-красный горизонтальный. А флаг Франции — сине-бело-красный вертикальный.

Каждый цвет имеет свое символическое истолкование, хотя в разных случаях оно различно. Желтый (золотой) чаще всего обозначает богатство страны, зеленый — плодородие ее полей, красный - героизм народа или кровь, пролитую в борьбе за свободу.

Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к ее флагу — ведь под ним совершено так много подвигов. В бою знамя воинской части оберегают как самую большую ценность; если враг сумеет захватить знамя, часть расформировывается, как опозоренная.

Трехцветный флаг России учрежден первым российским императором Петром Великим. Петр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе, и многое заимствовал у нее, в том числе выбирает флаг, изменив лишь порядок цветов (голландский флаг красно-бело-синий). Придавал ли он сам цветам флага какое-либо символическое значение, мы не знаем, но в ту эпоху эти цвета чаще всего трактовались как выражение трех основных сословий общества; белый обозначал духовенство, синий — служилое дворянство, красный — трудовой народ. Позднее эти цвета стали истолковывать по-другому: белый считался выражением чистоты устремлений, синий обозначает волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Гимн. Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» — восхваление, торжественная песнь. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев. В Древней Греции, например, слагали гимны богам и героям мифов (миф — по-гречески «предание», «сказание»). Известным создателем гимнов был древнегреческий поэт Гомер. Например, Гомер славит бога огня и кузнечного дела Гефеста за то, что он научил людей многим ремеслам:

Муза, Гефеста воспой,

Знаменитого разумом хитрым!

Вместе с Афиною он светлоокою

Славным ремеслам

Смертных людей на земле обучил...

Долгое время гимном России служила мелодия полонеза «Гром победы, раздавайся!». В 20-е гг. XIX в. композитор князь А.В. Львов и поэт В.А. Жуковский написали новый гимн — «Боже, царя храни!». Он исполнялся в России до февраля 1917 г. Во времена революции 1905—1907 гг. рабочие на баррикадах пели «Марсельезу», которую еще в 1875 г. революционер П.Л. Лавров перевел на русский язык:

Отречемся от старого мира,

Отряхнем его прах с наших ног.

Нам не надо златого кумира,

Ненавистен нам царский чертог...

После Октябрьской революции 1917 г. в России государственным гимном стал «Интернационал». Текст песни написан во Франции рабочим поэтом Э. Потье в 1871 г., а музыка — композитором П. Дегейтером в 1888 г. В русском переводе «Интернационал» был опубликован в первом номере газеты «Искра», но только слова его припева, а полностью был напечатан в 1902 г. в Лондоне. «Интернационал» звал всех трудящихся к объединению в борьбе за справедливость на земле.

«Интернационал» был государственным гимном страны до 1944 г. В декабре 1943 г. был утвержден новый гимн СССР. Его впервые исполнили по радио в ночь на 1 января 1944 г. По результатам конкурса утвердили вариант поэтов СВ. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана на музыку композитора А.В. Александрова. В 1977 г. текст гимна был обновлен. В 1991 г. был принят новый гимн России. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М.И. Глинки. В 2001 г. принят обновленный текст гимна (ел. СВ. Михалкова, муз. А.В. Александрова).

Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, вручении наград, на церемонии официальных встреч и проводов представителей других государств. Гимн слушают стоя.

(Слушание аудиозаписи Государственного гимна России.)

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Выполните задания 1-3 на с. 62—64.

2. Конкурс «Верный ответ»

(Вопросы задают каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.)

—  Какой смысл имеет изображение на гербе? {Россия расположена в двух частях света — Европе и Азии, поэтому головы орла повернуты в разные стороны. Короны говорят о большой власти и единстве государства. Всадник, поражающий дракона, — готовность народа встать на защиту родной земли.)

—  Когда появились флаги? (В глубокой древности.)

—  Какое старинное русское название флага? (Стяг.)

—  Когда можно увидеть на улицах флаги? (В праздничные дни.)

—  Опишите флаг России. (Флаг состоит из горизонтальных полос трех цветов — белого, синего, красного.)

—  Кто ввел такой порядок расположения цветов? (Петр I.)

—  Как можно объяснить символику цветов российского флага?

—  Когда Россия вновь обрела свой исторический флаг? (В 1991 г.)

—  Когда мы отмечаем День Государственного флага Российской Федерации? (22 августа.)

3. Работа с загадками

На свете много песен разных,

Но эта нам важней всего,

Она, как символ государства,

Известна всем до одного. (Гимн.)

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (Герб.)

У него названий много:

Триколор, трехцветный стяг —

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный... (флаг).

VIII. Подведение итогов урока

—  Какова была цель урока? Достигли мы ее? (Высказывания детей.)

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

—  Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

—  Кого из вашей группы можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 168—174 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Окружающий мир 4 класс "путешествие по природным зонам России"

Материалы к уроку окружающего мира: конспект. презентация, материалы, зоологическое лото....

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.

Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....

Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".

Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...