Открытый урок. Окружающий мир 4 класс "путешествие по природным зонам России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Материалы к уроку окружающего мира: конспект. презентация, материалы, зоологическое лото.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА

«Путешествие по природным зонам России»

Тип урока: нетрадиционный - обобщение изученного материала.

Форма урока: Урок-путешествие.

Цели урока:

-обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

- закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,  

  взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

-проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

Развивать:

-познавательный интерес;

-творческую активность;

-умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

-умение работать с картой.

Воспитывать:

 -бережное отношение к природе;

-взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий.;

-повысить интерес к предмету через игровую форму урока.

Оборудование:

Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники А. Плешакова «Окружающий мир»  4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России»?  листы контроля для каждого ученика.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.

Планируемый результат:

Развитие интереса к изучению природы России.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.

Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

Ход урока.

1. Организационный момент.

 Учитель: Интересная игра сегодня у нас

                    К ней готовился каждый из вас.

                    Чтоб победить, надо много знать,

                    Уметь думать, логически рассуждать.

                    Вам, я думаю, всё по плечу,

                    Ведь я вас четвёртый год учу.

                    И верю, что каждого ждет свой успех,

                    Душою болею за вас за всех.

                                                                                                                                   (Презентация. Слайд 1)

2. Вхождение в тему урока

Учитель: - Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много  интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. Наша задача –проверить и обобщить знания по этой теме. Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний.

- Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.

 Для удачного путешествия  я предлагаю   вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны. Отправляемся  на сайт под названием «Природные зоны России»                                                                                                                     

           Просмотр сайта «Природные зоны России»

3. Актуализация знаний.

«Разминка» С  условиями  разминки познакомьтесь на экране .            (Презентация. Слайд 2)

(За каждый правильный ответ с места ученик получает картинку с изображением животного) (приложение 1)

(Фронтальная работа по вопросам учителя)

Вопросы учителя:    

Предполагаемые ответы учащихся

1. Какими океанами омывается Россия

 а) с запада?      

 б) с севера?              

 в) с востока?

Атлантический

Северный-Ледовитый

Тихий

2. На территории России располагаются равнины…

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье.

3. Каменным поясом России называют

Уральские горы

4.  Самое глубокое озеро России

Байкал

5.  Река, несущая свои воды в Каспийское море

Волга

6. Сколько природных зон на территории России

6

7. Самая северная природная зона

Арктика

8. Самая большая природная зона по территории

Лесная

9. Самая жаркая природная зона

Пустынь и полупустынь

10. Зона субтропиков на территории России

Черноморское побережье Кавказа.

Учитель:  Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на дорожке, сколько есть у вас картинок животных.

4.  Обобщение знаний о положении ,  особенностях неживой природы  и занятиях населения природных зон.

 Работа в группах.

Учитель:

-Мы находимся на станции  «Географическая»                                           (Презентация. Слайд 3)

-Разделитесь на группы по 4 человека, сидящих по соседству. Каждая группа выбирает   руководителя, и получат конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача отобрать и поместить на доску правильные ответы.

( Ученики  работают в группах, находят 3 соответствующих карточки, прикрепляют их на доску, один из группы  кратко рассказывают по карточкам о природной зоне при желании добавляя сведения с просмотренного сайта)

Доска:

Черноморс.

Тундра

Арктика

Пустыня

Лесная

Степь

Природная  зона

                                                                                                                                 

Положение зоны

                                             

климат

                                       

Занятие населения

                                     

Примерный ответ учащегося: «Зона Арктики находится на Северном Ледовитом океане и островах, расположенных в нем. Климат в зоне Арктики характеризуется коротким прохладным летом и длительной морозной зимой. В зоне Арктики многолетняя мерзлота, глубокие снега и сильная метель. Малочисленное население занимается рыболовством, научными исследованиями, перевозкой грузов на кораблях».

(аналогично о других природных зонах). 

Проверка и подведение итогов этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов группы.

(Если группа не допустила ошибок, все её члены закрашивают по 3 клеточки, каждая ошибка -1 балл)

5.Физминутка.  По родному краю дружно мы шагаем.  (марш на месте)

                              Справа от нас – зелёный луг.  (поворот)

                                Слева от нас находится лес       (поворот)

                                В таком лесу полно чудес.

                                Белки с ветки на ветку скок,    (прыжки)

                                Филин крыльями машет. Ух!

                                Аж захватывает дух!    (махи руками)

                                Солнце над берёзами светит нам.   (повороты головы)

                                Мы рады ягодам, грибам!    (наклоны)

6. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.

Учитель:  Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую»

Игра «Рассели животных по природным зонам»                                        (Презентация. Слайд 4)

(Учащиеся , получившие карточки «Зоологического лото» с изображениями животных расселяют (прикрепляют к карте) их по соответствующим зонам.)

Проверка:

Учитель:  Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики  (тундры, лесов и т.д.)

                    - Кто не согласен ?  Объясните свой ответ.

Подведение итогов по этапу. Если вы поселили своего животного правильно, закрасьте  1 клеточку

Учитель:  Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию  «Ботаническая»

                                                                                                                                  (Презентация. Слайд 5)

7. Обобщение знаний о растениях природных зон.

 

Учитель: Ребята! Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и  выполнить  тест. На индивидуальных листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием.

Индивидуальный лист:  

лишайник

 

дуб

ягель

лиственница

каштан

Учитель читает поочередно вопросы по слайду. Дети проставляют номера угаданных растений

(Презентация. Слайд 6)

Самопроверка. Проверьте свои достижения на экране.    

                                            (Презентация. Слайд 7)

Правильный  ответ: 1-лишайник

                                       2-дуб

                                       3-лиственница

                                       4-каштан

                                       5-ягель.        

Учитель:  По  числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний».

Учитель:  Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую»

8. Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.

  Формирование умения работать с таблицами, самостоятельно используя материал учебника.

(Презентация. Слайд 8)

Учитель:  Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России.  Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, какие заповедники  и национальные парки созданы в России в каждой природной зоне.

В тетрадях на печатной основе найдите задание на стр. 46

Используя  материал  учебника,  заполните таблицу

«Заповедники и национальные парки России».

название

Где находится

Когда создан

1.

Остров Врангеля

Зона Арктики

(Между Восточно-Сибирским и чукотским морями)

2.

Таймырский заповедник

Зона Тундры

(Таймырский полуостров)

3.

Приокско-террасный

Зона лесов

(На юге Московской  области  по берегу Оки)

1945 год

4.

Дрофиный питомник

Зона степей

5.

Заповедник «Черные земли»

Зона пустынь

(республика Калмыкия)

1990 г.

6.

Сочинский национальный парк

Черноморское побережье

Работа в парах по проверке заполненной таблицы по слайду на экране.  

 (Презентация. Слайд 8)

Учитель: За каждый правильно указанный заповедник  закрашивается одна клетка.  Суммируйте количество правильных ответов и закрасьте соответствующее количество клеток.

Учитель:

- Какой вывод по получившейся таблице можно сделать?

Предполагаемый ответ учащегося : Государство заботится о природных ресурсах страны. Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной.

9.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:  Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка – 1 км)

Оцените свои достижения на дорожке знаний и запишите сколько километров вы прошли .                                                                                                                                                              

                                                                                                   (методика оценивания в приложении 6)

-Что  полезного вы нашли в сегодняшнем уроке?        

-На какой из станций Вам особенно было интересно?

Что удалось на уроке?

Что не получилось, над чем нужно поработать?

Учитель: Мне особенно хочется отметить  ребят,

которые активно работали на уроке...

10. Домашнее задание:                                                                                   (Презентация. Слайд 9)

Вам предоставляется задание по выбору:

 А)   «Я эколог-исследователь» .Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;

Б)    « Охраняй природу!» Выполнить задание в тетради с печатной основой стр. 47-48 «Красная книга России»

В)   «Сам себе художник” Дополните дорожку своим рисунком по теме “Природные зоны России»                  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природные зоны РОССИИ путешествие

Слайд 2

Условия разминки: За свой правильный ответ возьми картинку в изображением животного. По количеству полученных картинок закрась на «Дорожке знаний» столько же клеточек. Разминка

Слайд 3

Станция ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

Слайд 4

Игра: «Рассели животных по природным зонам» СТАНЦИЯ ЗООЛОГИЧЕСКАЯ

Слайд 5

Узнай описание растения Станция «Ботаническая»

Слайд 6

Вопросы: Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластины, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. Это таежное дерево имеет негниющую древесину, в отличие от своих хвойных сородичей полностью раздевается на зиму Высокое растение, достигает 35 метров в высоту. Долгожитель - живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.

Слайд 7

Проверь себя 1 - лишайник 2 - дуб 3 - лиственница 4 - каштан 5 - ягель За каждый правильный ответ – 1 балл ( 1 клеточка на «Дорожке знаний»)

Слайд 8

станция Экологическая № название Где находится Когда создан 1. Остров Врангеля Зона Арктики (Между Восточно-Сибирским и чукотским морями) 2. Таймырский заповедник Зона Тундры (Таймырский полуостров) 3. Приокско-террасный Зона лесов (На юге Моск. обл. по берегу Оки) 1945 год 4. Дрофиный питомник Зона степей 5. Заповедник «Черные земли» Зона пустынь ( республика Калмыкия) 1990 г. 6. Сочинский национальный парк Черноморское побережье

Слайд 9

Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка – 1 км) Оцените свои достижения на дорожке знаний и запишите сколько километров вы прошли . Желаю вам успеха в дальнейшей трудной дороге знаний! Подведем итоги

Слайд 10

Домашнее задание



Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

КАРТОЧКИ ДЛЯ НАБОРОВ В КОНВЕРТЫ «Природные зоны»

АРКТИКА

ТУНДРА

ЗОНА ЛЕСОВ

СТЕПЬ

ПУСТЫНИ

ЧЕРНОМОРСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ

АРКТИКА

Северный ледовитый океан и острова, расположенные в нём

Короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокие снега и сильная метель

Охота, рыболовство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях

тундра

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана

Лето короткое холодное.

Зима длинная, полгода – полярный день, полгода – полярная ночь

Оленеводство, охота.

Добыча полезных ископаемых.

Зона лесов

К югу от зоны

ТУНДРЫ

Лето теплое, зима короче и мягче, чем в тундре

Охота, лесозаготовка, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление изделий на заводах и фабриках.

        

Степь

Южнее зоны лесов.

Теплое продолжительное засушливое лето.

Часто дуют суховеи. Дожди здесь редкие.

Обширное полеводство

 в связи с плодородием почвы, охота, животноводство.

        

Пустыня

Небольшая площадь по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от  низовьев Волги.

Лето очень жаркое

до + 70 градусов,

Ночи прохладные.

Осадков очень мало.

Животноводство

(овцеводство и разведение верблюдов).

На орошаемых землях – садоводство и виноградорство

Черноморское побережье

На юго-востоке страны по берегам Черного моря

Умеренно жаркое лето и теплая зима.

Зимой идут дожди. Горы не пропускают северных ветров

Место отдыха и лечения.

Обширное садоводство и виноградорство.

Карточки на доску

Положение зоны

Климат

Занятия населения

Индивидуальная карточка для теста

ЛИШАЙНИК

ДУБ

ЯГЕЛЬ

ЛИСТВЕННИЦА

        

КАШТАН

Дорожка знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Природные зоны России" 4 класс

Урок разработан с целью закрепить знания по первым 4 зонам России, проводился в форме групповой работы с использованием презентационного материала....

Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.

Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....

Урок окружающего мира по теме "Природные зоны России"

Данная разработка  поможет учителю провести урок в интересной, занимательной форме....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...

Презентация к уроку окружающий мир 4 класс "Природные зоны России"

В данной презентации предоставлен материал по всем природным зонам, с кратким содержанием....


 

Комментарии

Безумова Ольга Борисовна

Уважаемая, Елена Васильевна!
В 2009 году на сайте Фестиваля педагогических идей я опубликовала урок "Путешествие по природным зонам России. Дорожка знаний". Урок был полностью мною разработан.
Некоторые этапы Вашего урока, задания взяты из моего урока, также оформление "дорожки знаний",карту рисовали мои ученики, да и сама идея путешествовать по "дорожке знаний". Почему на всё это нет ссылки, откуда взят материал?
С уважением, Безумова Ольга Борисовна.