Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir_2_g_klass_ras.docx | 270.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы Казённого общеобразовательного учреждения ХМАО – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, вариант 8.4.
3. Учебного плана Казённого общеобразовательного учреждения ХМАО – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» на 2020-2021 уч.г. ;
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2020-2021 уч.год приказ № 254 от 20.05.2020
5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».
6. Постановления главного санитарного врача Российской федерации № 16 от 30.06.2020 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19)».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В связи с особенностями психического развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития практическая направленность реализуется через наглядно – практический характер, т.е. представление об окружающем социальном мире усваиваются в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, реализуется через решение соответствующих возрасту житейских задач.
Коррекционная направленность обеспечивается введением коррекционных, сюжетно – ролевых игр, упражнений. Социальное развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Содержание программы построена с учётом особых образовательных потребностей обучающихся, развитие их жизненной компетенции в разных социальных сферах, а также решение у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Помещение должно быть оборудовано разными инструментами, материалами, предметами, стимулирующими индивидуальную деятельность.
Игры и упражнения, в которых дети действуют методом проб, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, формируют целостное восприятие. Для коррекции важно развитие тактильно-двигательного восприятия, которое также начинается с узнавания, а заканчивается формированием представлений. Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает умственно отсталому ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.д.
Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей, что создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме и отработки необходимых умений.
В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, практические работы, создание ситуации успеха, дидактические игры и упражнения.
Основное содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир» включает 5 направлений:
- «Труд людей»;
- «Учреждения культурно-бытового назначения»;
- «Азбука дорожного движения»;
- «Праздники»;
- «Совместные дела».
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Образовательная область: «Окружающий мир».
Предмет «Окружающий социальный мир» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 1 час в неделю, общее количество часов за год - 34.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Указанные в содержании программы результаты могу быть не достигнуты в течение даже нескольких уроков. Но педагог создает специальные условия, дает обучающимся возможность для выполнения определенных действий, для формирования новых умений, осуществляя деятельностный подход. Планируемые личностные и предметные результаты не являются приоритетными (поэтому в некоторых темах предметные результаты не определены), а основное внимание уделяется формированию базовых учебных действий.
Личностные
- Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.
Предметные результаты
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и д.р.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 10-15 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АОП для обучающихся с РАС и умеренной, и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 26 от 10.07.2015 года.
Технические средства обучения
- Компьютер
- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:
- предметные и сюжетные картинки по темам;
- опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
Труд людей. | 11 | Узнавание (различение) помещений школы (кабинеты, спортзал, туалет, столовая). Нахождение помещений школы. Соотнесение работника школы с его профессией, именем и отчеством, родом деятельности (учителя - предметники). Определение своей социальной роли в школе. Различение хорошего и плохого поведения на территории школы. Узнавание (различение) наземного транспорта. Узнавание (различение) основной части наземного транспортного средства (колеса). Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь). Ориентирование в назначении специального транспорта. Различение людей различных профессий: водителя, дворника; их профессиональных действий; инструментов (атрибуты 1-2), необходимых в профессии. Выполнение доступных трудовых действий на пришкольном участке. |
Учреждения культурно-бытового назначения. | 5 | Узнавание (различение), называние учреждений: школа, больница (поликлиника), театр, цирк. Соотнесение учреждения с характерной деятельностью. Узнавание (различение) помещений школы, больницы, театра. Знание назначения помещений. Представление о профессии людей, работающих в учреждениях культурно-бытового назначения (артист, кассир, гардеробщик, костюмер, музыканты). Представление о досуговой деятельности. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах («можно» - «нельзя»). |
Азбука дорожного движения. | 4 | Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход» «Движение пешеходов запрещено"), разметка («зебра»), светофор). Правила перехода улицы (атрибутика, символы и знаки: светофор, пешеходный переход, знак - стоп). |
Праздники. | 9 | Знакомство с традициями, с символикой и атрибутами праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта). Знакомство со школьными традициями (линейка, первый звонок, перемена, классный час). Знакомство с традицией празднования Дня рождения. |
Совместные дела. | 5 | Представление о себе как члене коллектива класса. Соотнесение себя с возрастной группой (дети, ученики). Полоролевая идентификация: мальчики и девочки. Выполнение посильных поручений по помощи (одеться, помыть руки, убрать рабочее место) одноклассникам. Способы проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку. Элементарные способы общения, умения обращаться с просьбой, обмениваться игрушкой с другим ребенком. Включение в совместную с другими детьми деятельность. |
Итого: | 34 |
Календарно-урочное планирование
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
План. | Факт. | ||||
1 четверть (9 часов). | |||||
Труд людей. | |||||
1 | 1 | Школа. Исследование помещений школы, знакомство с назначением (кабинеты, спортзал, туалет, столовая). | 01.09 | ||
2 | 2 | Мои учителя. Узнавание учителя на фотографии. | 08.09 | ||
3 | 3 | Упражнения с пиктограммами: «туалет», «столовая», «школа», «учитель». | 15.09 | ||
4 | 4 | Дидактическая игра: «Подбери то, что тебе нужно для занятия» (предметы, игрушки, необходимые для разных видов детской деятельности). | 22.09 | ||
5 | 5 | Везет меня машина (наземный транспорт). | 29.09 | ||
6 | 6 | Автобус (части, назначение). Автобусная остановка. | 06.10 | ||
7 | 7 | Правила пользования общественным транспортом – воспроизведение цепочки игровых действий (посадка в автобус, покупка билета и др.) | 13.10 | ||
8 | 8 | Почему они спешат? (специальный транспорт). | 20.10 | ||
9 | 9 | Игровые ситуации (в пиктограммах) - назначение специального транспорта. | 27.10 | ||
За четверть | 9 | ||||
2 четверть (8 часов) | |||||
10 | 10 | Все профессии важны. Водитель. | 10.11 | ||
11 | 11 | Все профессии важны. Дворник. | 17.11 | ||
Представления об учреждениях культурного и бытового назначения. | |||||
12 | 1 | Больница. Изготовление градусников (аппликация). | 24.11 | ||
13 | 2 | Больница. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме. | 01.12 | ||
14 | 3 | Больница. Предметно-игровые действия по теме «На приеме у врача». | 08.12 | ||
15 | 4 | Театр (кинотеатр). Предметно-игровые действия по теме «В театре». | 15.12 | ||
Представления о праздниках. | |||||
16 | 1 | Праздничные традиции. Новый год у ворот. Узнавание праздника на сюжетных картинах, в видеороликах, песнях. | 22.12 | ||
17 | 2 | Праздничные традиции. Новогодний подарок. | 29.12 | ||
За четверть | 8 | ||||
За I полугодие | 17 | ||||
3 четверть (9 часов) | |||||
Представления об учреждениях культурного и бытового назначения. | |||||
18 | 5 | Театр. Инсценировка сказки «Репка» с использованием различных театральных атрибутов. | 12.01 | ||
Азбука дорожного движения. | |||||
1920 | 1 2 | Уличное движение. Проигрывание игрового сюжета «Найдем пешеходный переход и перейдем улицу». | 19.01 26.01 | ||
21 | 3 | Твой друг – светофор. Дидактическая игра «Сложи светофор». | 02.02 | ||
Представления о праздниках. | |||||
22 | 3 | Праздничные традиции. 23 февраля – День защитников отечества. (Узнавание праздника на сюжетных картинах, в видеороликах, песнях). | 09.02 | ||
23 | 4 | Праздничные традиции. Подарок папе. | 16.02 | ||
24 | 5 | Праздничные традиции. Мамин (женский) день. (Узнавание праздника на сюжетных картинах, в видеороликах, песнях). | 02.03 | ||
25 | 6 | Праздничные традиции. Подарок маме. | 09.03 | ||
Азбука дорожного движения. | |||||
26 | 4 | Дорожные знаки. Лото «Дорожные знаки». | 16.03 | ||
За четверть | 9 | ||||
4 четверть (8) | |||||
Представления о праздниках. | |||||
27 | 7 | Мой день. День рождения. (Узнавание праздника на сюжетных картинах, в видеороликах, песнях). | 06.04 | ||
28 | 8 | Игровая ситуация «У куклы Маши день рождения». | 13.04 | ||
Совместные дела. | |||||
29 | 1 | Вместе весело шагать! Учимся дружить. | 20.04 | ||
30 | 2 | Вместе весело шагать! Давайте поиграем (сюжетные, подвижные игры). | 27.04 | ||
Представления о праздниках. | |||||
31 | 9 | Праздничные традиции. Что такое День Победы? (Узнавание праздника на сюжетных картинах, в видеороликах, песнях). | 04.05 | ||
Совместные дела. | |||||
32 | 3 | Развлечения. К нам приехал цирк. | 11.05 | ||
33 | 4 | Развлечения. Кукольный театр. Инсценировка сказки «Теремок». | 18.05 | ||
34 | 5 | Развлечения. Детская площадка. | 25.05 | ||
За четверть | 8 | ||||
За II полугодие | 17 | ||||
За год | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...