Конспект урока: "События и интересные факты о Великой Отечественной войне".
план-конспект урока по окружающему миру

Побережная Милена Владимировна

Материал позволяет ознакомить с основными битвами войны, великими полководцами того времени, с тем, как была развязана вторая мировая война, с итогами и значениями второй мировой войны, осуществлять самопроверку, отвечать на итоговые вопросы урока, продолжать учить получать историческую информацию из разных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

        
Тема урока:

События и интересные факты

о Великой Отечественной войне

Цель урока

Сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа; расширить мировозрение школьников на основе изучаемого материала.

Задачи урока

Познакомить с основными битвами войны, великими полководцами того времени, как была развязана вторая мировая война, итогами и историческими значениями второй мировой войны, осуществлять самопроверку, отвечать на итоговые вопросы урока, продолжать учить получать историческую информацию из разных источников;

развивать речь, мышление, расширение кругозора, обогащение словарного запаса на историческую тематику, умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, развивать критическое мышление;

пробудить интерес к предмету, воспитывать патриотизм на примере героизма Советских солдат и полководцев в годы второй мировой войны.

Планируемые результаты

личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

предметные: научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы, работать с текстом, самостоятельно добывать информацию.

метапредметные

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и материал учебника;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности;

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, участвовать в  беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения;

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.

Ход урока

1. Организация класса.

  - Начнем урок.

2. Изучение нового материала.

- Прежде чем перейти к теме сегодняшнего урока, послушайте запись и подумайте, чему будет посвящен сегодняшний урок.
Песня «Вставай, страна огромная!»

- Тема нашего урока «Великая Отечественная война» 

Какую цель поставим перед собой на урок? ( Расширить знания о Вов)

-Определим задачи урока. (узнавать новые факты о Вов, развивать речь, расширять кругозор, сохранять в памяти подвиг народа)

Работа с учебником. (стр. 140-145)

Видеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=OM7o11JT8j0

- Вы много слышали о Великой Отечественной войне, читали, смотрели фильмы. Как вы думаете, почему эту войну называют великой войной?

 (Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии)

-Почему отечественная война?

  (Весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети)

- Почему победу в этой войне называют великой?

  ( Несмотря на все трудности, советский народ выстоял в этой страшной войне и победил)

- Сколько лет длилась?

- 4 долгих страшных года.

- С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?

3. Работа со слайдами в программе Padlet

https://padlet.com/yamilena2015/Bookmarks

Но что предшествовало этой войне? Послушайте меня.

(Слайд 1, 2)

Почти 76 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.

– Никогда не забудет советский народ те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года.

    190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны.  

Враг рассчитывал на молниеносную войну. Германия направляла главные удары на самые крупные города Советского Союза. Через полгода от Советского Союза должны были остаться только воспоминания. Но планам фашистов не суждено было сбыться.

(Слайд 3)

С первого дня войны на борьбу с врагом  поднялся весь народ. Во всех уголках нашей большой страны появились плакаты «Родина- мать зовет». Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории: партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым. Люди трудились без устали, чтобы фронт получал новейшее оружие: автоматы, самолеты, танки. У каждой войны есть свои герои. В истории ВОв остались имена тысячи героев, многие из которых отдали свою жизнь за наше Отечество. Российские города тоже получили высокое звание город-герой.

(Слайд 4)

Как вы думаете, за что городу давали такое высокое звание - герой?

(Высшая степень отличия — звание «город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг)

Ленинград, Волгоград, Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула.

- Сегодня мы пролистаем героическую летопись Великой Отечественной войны.

(Слайд 5)

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

  Одной из основных задач, которые стояли перед немецкими войсками в начале Великой Отечественной войны, была задача  захватить Ленинград. В процессе наступления на Ленинград немцы 30 августа 1941 г. перерезали последнюю связь города с остальной страной. Казалось, падение Ленинграда предрешено. Однако героическое сопротивление войск Ленинградского фронта и самоотверженная работа ленинградцев заставили врага в конце сентября 1941 г. остановиться на окраине города.

  Немцы перешли к уничтожению Ленинграда путем бомбежек и артобстрелов, рассчитывая на то, что голод и холода приведут защитников города к  смерти. Невозможно описать всех ужасов и лишений, которые пришлось пережить оставшимся в городе жителям. Но это не сломило их духа и воли отстоять родной город.

   Прекратив активные наступательные действия, немцы приступили к укреплению своих позиций.

  Наступление советских войск началось 12 января 1943 г. и проходило в чрезвычайно трудных условиях. Буквально каждый метр земли приходилось брать с напряженным боем. Наконец, 18 января войска очистили от немцев узкую полосу вдоль берега Ладожского озера.

    Вдоль освобожденного прохода были проложены шоссейная и железная дороги, которые позволили существенно улучшить снабжение города продовольствием и боеприпасами. Работа этих дорог было крайне напряженным из-за постоянных бомбардировок и артобстрелов со стороны немецких позиций. И хотя в блокадном кольце появилось окно, положение города, фактически окруженного врагом, оставалось очень сложным.

   Основное наступление советских войск началось 14 января 1944 г. Несмотря на сильноукрепленные позиции, немцы не выдержали натиска наших танковых и пехотных соединений, горевших желанием освободить Ленинград от блокады. За семь дней боев враг был отброшен от Ленинграда на 220-280 км. Наступил конец блокады легендарного города.

27 января 1944 г. считается днем снятия блокады. Именно в этот день в честь славной победы небо Ленинграда озарили огни салюта.

Подвиг защитников и жителей Ленинграда, отстоявших свой город, их мужество и самоотверженность вызвали восхищение во всем мире. Наша страна увековечила подвиг ленинградцев: 1 мая 1945 г. Ленинграду было присвоено звание города-героя.

(Слайд 6)

Самое знаменитое сооружение – монумент героическим защитникам Ленинграда, расположенный на площади Победы.

(Слайд 7)

Следующая страница летописи 

БИТВА ЗА МОСКВУ

   Приближалась зима, а к ведению боевых действий в зимних условиях немецкие войска не были готовы. Гитлер поставил перед своими генералами новую задачу – все силы сосредоточить на захвате столицы СССР – Москвы и занять ее до наступления холодов.

   Немецкое командование срочно разработало план под названием «Тайфун». В соответствии с этим планом предполагалось окружить Москву и блокировать ее. Для выполнения этого плана немецко-фашистское командование сосредоточило большие силы. В войска поступали военная техника и боеприпасы. Преимущество немецких войск было существенным, как в личном составе, так и в вооружении.

   Генеральное наступление гитлеровцев на Москву началось 30 сентября 1941 года. Ударные танковые группы немецких войск быстро прорвали наши оборонительные позиции и стали продвигаться вперед.

   Москва активно готовилась отразить наступление немецких войск. На подходе к городу были построены оборонительные рубежи. В самом городе строились баррикады, устанавливались противотанковые ежи, население вышло на строительство оборонительных сооружений, формировались добровольческие отряды. Основные удары противника отражали воины трех фронтов: Калининского, Западного и Брянского.

   Генералу армии Жукову поручалось организовать оборону столицы. Немецкие войска, как правило, наступали вдоль больших дорог, поэтому именно здесь Георгий Константинович сосредоточил свои войска. Здесь произошли наиболее крупные сражения. Стойкая оборона советских войск на этих направлениях позволила значительно задержать продвижение немцев к Москве.

   В тыл наступающего врага советское командование забрасывало диверсионные группы. Они нападали на немецких солдат, взрывали мосты и дороги в тылу врага, сжигали дома и укрытия, где прятались от мороза немецкие солдаты. 15 октября Москва была объявлена на осадном положении, оборонительные сооружения строились прямо на улицах города.

В первых числах ноября продвижение немецко-фашистских войск прекратилось, силы у немецких солдат иссякли.

   Последнее наступление на Москву началось 16 ноября и продолжалось две недели. Советские воины показали всему миру свою несгибаемую стойкость и любовь к Родине.

В критический момент политрук В.Г. Клочков произнес слова, которым суждено было войти в боевую летопись Отечественной войны: «Велика Россия, а отступать некуда: позади– Москва!»(Слайд 7 )

В последней немецкой атаке было уничтожено18 танков. Почти все истребители танков погибли, однако враг не прошел. Всем воинам этого подразделения было присвоено звание Героя Советского Союза.

   6 декабря Красная Армия перешла в наступление, не давая немцам закрепиться на достигнутых рубежах. Затем началось общее наступление советских войск.

  Группировка немецких войск под Москвой была полностью разгромлена. Это было первое крупное поражение фашистской Германии во второй мировой войне. Москва получила звание города-героя.                         

(Слайд 8)

Следующая страница летописи   

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

           Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили ее перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника, окружила и ликвидировала группировку немецко-фашистских войск численностью в 300 тысяч.

    Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва стала переломной в ходе Великой Отечественной войны. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

    Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

    За мужество и героизм, проявленные в Сталинградской битве, более ста двадцати воинов удостоены звания Героя Советского Союза, около 760 тысяч участников битвы награждены медалью «За оборону Сталинграда».

-Как называется этот город теперь?

Городу Волгограду заслужено присвоено звание город — герой!

(Слайд 9)

- Летом 1943 года началось ключевое сражение в ВО войне. Догадались  какое?

   ( сражение на Курской дуге)

Победа под Курском стала началом массового изгнания фашистов, началом крупного наступления Советской Армии.

   

    Планируя летнее наступление 1943г., немецкое командование стремилось взять реванш за поражение под Сталинградом. В качестве основного направления удара был выбран Курск. Предполагалось окружить советские войска, нанеся два одновременных мощных танковых удара с севера и юга.

   Немцы сосредоточили на этом участке фронта группировку войск в составе 900 тыс. солдат, 10 тыс. орудий, 2700 танков, 2000 самолетов. Особую надежду они возлагали на новые типы танков «пантера» и «тигр», самоходных орудий и самолетов.

Благодаря данным разведки, советскому командованию задолго до начала операции стали ясны места основных ударов. Это дало возможность подготовить оборонительные рубежи и разработать военный план операции. Было принято решение измотать врага в оборонительном сражении и после этого перейти в контрнаступление на широком фронте.

    Для реализации этого была полоса обороны. Части сосредоточенных здесь фронтов были укомплектованы: участвовало 1300 солдат, 20 тыс. орудий, 3600 танков и 2800 самолетов. Кроме того, в ближайшем тылу был организован резервный фронт (командующий И.С. Конев), который в случае необходимости должен был поддержать оборонительные усилия наших войск, но основная его задача была включиться в контрнаступление, свежими силами придав ему стремительность (в состав фронта входили 570 тыс. солдат, 7500 орудий, 1500 танков).

    Таким образом, советская группировка войск, противостоящая немцам на Курском выступе, превосходила их группировку как по количеству личного состава, так и по количеству вооружения.

   Накануне начала сражения от пленных стало известно точное время начала немецкого наступления – 5 июля, 3 часа. В 2 часа 20 минут 5 июля шквал огня обрушился на немецкие позиции, где танкисты и пехотинцы проводили последние приготовления к наступлению. Только в 5 часов 30 минут немцы смогли ответить на наступление советских войск.

  Немцы же планировали на 12 июля мощный танковый удар в районе станции Прохоровка. Для этого на узком участке фронта они сосредоточили до 700 танков из отборных танковых частей. С нашей стороны в районе Прохоровки для контрудара было сосредоточено около 800 танков.

12 июля началось контрнаступление наших войск на Курской дуге. Основные события этого дня развернулись на Прохоровском поле, где во встречном бою столкнулись около полутора тысяч танков.

Началось самое крупное в истории войн танковое сражение.

Для того, чтобы представить себе напряжение Прохоровского сражения, достаточно оценить плотность танков: в среднем по каждой полосе шириной 10 м навстречу друг другу двигалось по одному танку противников. Одновременно развернулись ожесточенные бои в воздухе.

В результате умелых действий, мужества и геройства наших танкистов враг был разгромлен, потеряв около 350 танков и 10 тыс. солдат убитыми.    Измотав врага в тяжелейших оборонительных боях, советские войска перешли в мощное и стремительное контрнаступление. Оценивая Курскую битву, И.В. Сталин сказал: «Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой».

   Говоря о сражении на Курской дуге, надо помнить, что прекрасная боевая техника, с лучшей стороны зарекомендовавшая себя там, обслуживалась и приводилась в действие советскими солдатами, которые сумели выстоять и победить в этом жесточайшем сражении. Мир стал свидетелем небывалой стойкости, мужества и массового героизма советских воинов. 180-ти из них было присвоено звание «Герой Советского Союза». Русский солдат вновь удивил мир и покрыл себя неувядаемой славой.

   Стремясь изменить ход войны в свою пользу, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной армии.

4. Работа с презентацией «События и интересные факты о Вов»

https://docs.google.com/presentation/d/1eHWq5rXPrCIviIrenqu6Q-hyFry3U97RJZfyi_mAbE8/edit?usp=sharing

Слайд 2

1. Путаница в определениях. Между Второй Мировой войной и Великой Отечественной есть разница. Да, это одна и та же война, но Вторая Мировая началась в 1939 году, когда фашистская Германия проявила агрессию по отношению к европейским странам. Великая Отечественная же началась в 1941 году, когда немцы напали на Советский Союз. К тому времени, существенная часть территории европейских государств была оккупирована.

Слайд 3

Как все начиналось. В начале осени 1939 года нацистская Германия выступила на соседние государства, за 2 года захватив большую часть Европы. Целью нацистов было абсолютное завоевание не только этого материка, но и всех земель, до которых только можно дотянуться. Горячие точки находились в Африке, Тихом океане, Средиземноморье и др.

Статистика. В войне участвовало более 60 государств с населением 1,7 млрд. человек. Всего во Второй Мировой войне погибло около 50 млн. человек. Это в 5 раз больше, чем погибло в Первой Мировой.

Слайд 4

Почему Барбаросса?Операция «Барбаросса» — план нападения Германии на СССР. Такое название она получила в честь немецкого завоевателя Фридриха I, который в 1192 году был во главе Третьего крестового похода к Святой земле. «Барбаросса» в переводе с итальянского означает «Рыжая борода». Так называли Фридриха I, когда он вел захватнические войны.

Слайд 5

Самое долгое сражение. Самым продолжительным сражением между фашистами и советскими солдатами оказалась битва за Ленинград — 1126 дней, а блокада заняла 871 день. Почти 2 года голода, притеснений и жестокости со стороны немцев.

Великая Отечественная война длилась 3 года, 10 месяцев и 18 дней.

Слайд 6

Маскировали трактора под танки и брали на испуг. Недостаток техники чувствовался и в боях близ Одессы. Чтобы это компенсировать, командование использовало обычные сельскохозяйственные трактора. Их обшивали листами железа и раскрашивали в защитные цвета. Рассчитывали на эффект неожиданности и психологическое давление. Атаки в основном происходили ночью, ведь импровизированные танки могли только светить фарами и поражать выстрелами из обычных винтовок и ружей. С этой задачей машины неплохо справились — противник боялся и сбегал. Солдаты называли камуфляжные трактора НИ-1, то есть «На испуг».

Слайд 7

Знаменитая победа в Сталинграде. Одна из главных побед — победа в битве за Сталинград — принесла городу всемирную славу. Король Великобритании Георг VI отправил в Советский Союз меч в подарок, назвав граждан Сталинграда крепкими, как сталь. Европейские страны назвали в честь Сталинградской битвы центральные улицы своих городов, площади и скверы. Бельгия, Италия и Франция увековечили эту победу в своих городах. Только в Париже в честь Сталинграда названы площадь, одна станция метро и небольшой бульвар.

Слайд 8

Про награды солдатам. За подвиги на фронте и в тылу солдат награждали медалями за отвагу, мужество и героизм. Наивысшую награду — звание Героя Советского Союза — получило более 11 000 человек. Однако множество медалей вручили посмертно — родным остались только фронтовые письма и медаль в небольшой коробочке. Больше 400 000 орденов так и не были вручены героям.

Слайд 9

Вернулись к вере. В 1943 году началось постепенное восстановление церквей и монастырей. С 1944 по 1948 года на всей территории Советского Союза реставрировались и открывались сотни храмов. Представителей духовенства освобождали из лагерей. Некоторые храмы официально открывались государством, а на оккупированных территориях этим занимались сами верующие. Всего восстановили около 22 000 православных общин. В том числе восстановили работу Троице-Сергиевой лавры.

Слайд 10

С 1948 года День Победы считали главным праздником в СССР, но начали отмечать его лишь в 1962 году — через 17 лет. До этого День Победы был обычным рабочим днем.

5.ИТОГ УРОКА.

- Давайте посмотрим, достигнуты ли цели, выполнены ли задачи урока?

- Какая была та война?

- Скажите, а надо ли помнить о ней, если столько горя и разрушений она оставила после себя?

- Почему?

- Я надеюсь, что вы будете всегда помнить об этом и с уважением и благодарность относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей.

Сегодня на уроке:

  • Я узнал …
  • Мне понравилось …
  • Я бы хотел …
  •  Новые знания мне пригодятся

 

6. Домашнее задание

Подготовить рассказ о городе-герое.

7. Оценивание.

8. Музыка «День Победы»

 

 На этом наш урок закончен. Всем спасибо.

Ссылки

https://moesoznanye.ru/hystory/interesnye-fakty-o-vojne-1941-1945.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/12/01/urok-okruzhayushchego-mira-v-4-klasse-velikaya

https://docs.google.com/presentation/d/1eHWq5rXPrCIviIrenqu6Q-hyFry3U97RJZfyi_mAbE8/edit?usp=sharing

https://www.youtube.com/watch?v=OM7o11JT8j0

https://padlet.com/yamilena2015/Bookmarks


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока кубановедения "Наши земляки в годы Великой Отечественной войны"

Разработка урока с использованием мультимедийной презентации...

100 интересных фактов о Великой Отечественной Войне

1. Потери после войны Вермахта составили около шести миллионов человек. По статистике, соотношение общего числа погибших и умерших людей между СССР и Германией составляет 7,3:1. Из этого делаем вывод ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему  "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс...

Методическая разработка урока математики в 4 классе на тему: «Великая Отечественная война в фактах и цифрах»

1. Ф. И. О:  Голондарева Ирина Владимировна2. Место работы: МБОУ « СОШ №2 имени С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области»3. Должность: учитель начальных классов4. Предмет: м...

Конспект классного часа "Памятники города Челябинска посвящённые Великой Отечественной войны" (2 класс)

Цели: формирование патриотического воспитания молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной войны. ...

«Закрепление изученного. Умножение и деление многозначных чисел. Решение задач.» Тема урока: «Великая Отечественная война в фактах и цифрах»

Создавая условия для развития навыков выполнения арифметических действий, способствовать становлению грамотной математической речи,  формированию навыков мышления,  самоконтроля, развитие ум...