Методическая разработка урока математики в 4 классе на тему: «Великая Отечественная война в фактах и цифрах»
методическая разработка по математике (4 класс)

Голондарева Ирина Владимировна

1. Ф. И. О:  Голондарева Ирина Владимировна

2. Место работы: МБОУ « СОШ №2 имени С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области»

3. Должность: учитель начальных классов

4. Предмет: математика

5. Класс: 4

6. Тема урока«Великая Отечественная война в фактах и цифрах».

7.Образовательная цель: продолжать развивать навыки устного счёта; учиться решать задачи; продолжать работу над алгоритмом умножения трёхзначных чисел; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее.  воспитывать интерес к математике.

8. Планируемые результаты:

Метапредметные:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

- умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

- овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные:

- активизация  познавательной деятельности, формирование навыков контроля, самоконтроля;

- формирование  коммуникативных навыков, умения находить выходы из спорных ситуаций, умения работать в паре;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Предметные:

-развитие навыков выполнения арифметических действий с многозначными числами и решать задачи;

- становление грамотной математической речи;  

- формирование навыков мышления,  самоконтроля;

- развитие умений обобщать, абстрагировать, конкретизировать свойства изучаемых, объектов и отношений;

- развитие умение использовать приобретенные знания на практике и в жизни;

- развитие самостоятельно искать необходимую информацию с использованием источников;

- воспитание уважительного отношения к истории  Отечества и родного края;

- создание условий для развития познавательной активности.

9.Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор; презентация к уроку, карточки для работы в парах.

10. Тип урока:   открытие новых знаний.

11.Формы работы с учащимися: фронтальная, работа в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Великая Отечественная война в фактах и цифрах».

Цель урока: развитие  навыков выполнения арифметических действий;  становление грамотной математической речи;  формирование навыков мышления,  самоконтроля; развитие умений обобщать, абстрагировать, конкретизировать свойства изучаемых, объектов и отношений;  воспитание уважительного отношения к истории  Отечества и родного края; создание условий для развития познавательной активности.

Задачи урока: развивать  навыки устного и письменного счета; мыслительной деятельности при решении задач; умения переносить имеющиеся знания в новую ситуацию; обеспечить формирование навыков мышления, самоконтроля; способствовать становлению грамотной математической речи; способствовать воспитанию уважительного отношения к истории страны, родного края.

Задачи ученика: понимать значимость Победы в Вов, значимость подвига народа в  годы войны; знать правила арифметических действий с многозначными числами и решать задачи; уметь использовать приобретенные знания на практике и в жизни

Форма организации: фрагмент урока  по образовательным областям "математика, краеведение".

Оборудование: презентация Microsoft Office PowerPoint 2010;интерактивная доска; справочные материалы.

Педагогические технологии:

Информационно-коммуникативные технологии  (ИКТ).

Технология уровневой дифференциации.

Технология деятельностного метода обучения.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним.

2.Нацеливание на продуктивную работу.

- О чем вам говорит эта дата? (Слайд 1.  9 мая 2020 года)

- Как связаны тема войны и математики?

 -  Какую задачу мы поставим перед собой? (Слайд 2)

- В канун такой знаменательной даты  - 75 -лет со дня Победы в ВОВ, через математические навыки на уроке попытаемся восстановить календарь памятных дат для нашего народа в ходе этой кровопролитной войны.

- Итак, сегодня мы даем старт нашему новому проекту… по страницам  Воинской Славы России. 

3. Актуализация знаний, повторение раннее  изученного. (Просмотр ролика «Священная война»).

а) работа с магическим квадратом (слайд 4);

- 22 июня в 4 часа утра, без объявления воины гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Социалистических Республик. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой, кровопролитной воины.

- Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос. (Работа в парах).

413

218

474

567

569

374

630

979

195

0

256

349

221

26

282

375

-4 года воины, 1418 дней беспрерывного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России. (слайд 5)

б) чтение многозначных чисел (слайд 6);

11 944 100 (безвозвратные потери Советской Армии составили)

6 885 000 ( на полях сражений)

4 559 000 ( в плену и без вести пропавших)

26 600 000 ( общая сложность потерь граждан Советского Союза за время ВОВ)

1 710 (разрушено городов)

70 000 ( деревень)

32000 (фабрик и заводов)

98 000 ( колхозов)

4. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

20 января 2019 года исполнилось 75 лет со дня полного снятия блокады г. Ленинграда

 -В июле — сентябре 1941 войска немецкой группы армий «Север», имея превосходство в силах, преодолели сопротивление советских войск и вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от тыла страны.

- В 1941году город Ленинград был окружён и взят фашистами в блокадное кольцо. (слайд 7)

-Жители Ленинграда остались без продовольствия, электричества, не работал водопровод, не было отопления в холодную зиму 1942 года.

- Давайте узнаем,  сколько дней длилась блокада, если известно, что 100  дней город жил без воздушной тревоги, что составляет   1/9     часть всего срока блокады. (слайд 8)

100*9=900

1.Решение задачи. (1 ученик у доски). (слайд 9)

-На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем опилок, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.

  1. 40:2=20
  2. 20-5=15
  3. 40+40+20+15=125

 - На сколько равных частей надо разделить буханку хлеба весом в 1 кг, чтобы каждая её часть весила 125 граммов?  Сколько раз по 125грамм содержится в 1 кг? (Буханку хлеба нужно разделить на 8 частей.)

- Этот кусочек хлеба так и  называли «восьмушка». Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. (слайд 10)

2. Работа с геометрическим материалом.

- Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 сантиметров. Разбейте на 8 частей и закрасьте 1/8 часть. Это доля хлеба ленинградского ребенка.– Да, действительно, такой кусочек спасал жизнь людям. Такая простая обыкновенная дробь, а какое имеет значение.

- Также нельзя забыть, что ваши сверстники, жившие в блокадном Ленинграде, несмотря на все жизненные трудности, голод и холод, учились в школе, ставили перед собой цели и считали, что этим они приблизят победу.

-  Ребята , а вы знаете , что  наши земляки  -  Давыдов Виктор Николаевич, Рысков Константин Григорьевич, Совин Николай Дмитриевич, Каковкин Иван Григорьевич – Герой Советского Союза , участвовали в обороне Ленинграда  на разных направлениях. (слайд 11)

- Совин Николай Дмитриевич после войны в обычной тетради напишет свои воспоминания о тех страшных событиях, которые происходили Ленинграде. Этот материал находиться в  Калининском историко-краеведческом музеи. А в книге Н. А. Пантелеева «Солдаты Победы» напечатано воспоминание

 Н. Д. Совина об освобождении Ленинграда, которое называется «Маленькое произведение о большом горе».

3. Работа с выражением (по цепочке).

5 декабря 1941 года - контрнаступление под Москвой

-Давайте решим выражение. (слайд 12)

  1. х 7 + 125 х 3) – 7500 : 6=35 км

- Так близко шли бои от главного города нашей страны. Что это за город? (Москва). (слайд 13)

-5 ДЕКАБРЯ 1941 ГОДА началось КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ АРМИИ ПОД МОСКВОЙ, был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии, противник был с большими потерями отброшен от столицы нашей Родины города Москва. Разгром  немецко-фашистких захватчиков под Москвой явился первым крупным поражением фашисткой Германии с начала второй мировой войны.

4. Решение задачи (самостоятельно).

- Всего фашистские самолёты сбросили на Москву 1610 фугасных и на 38640 больше зажигательных бом. Сколько было сброшено зажигательных бомб?(40250) Это почти по 2 «зажигалки» на каждый жилой дом Москвы.

- Вернемся к нашей дате 9 мая 2019 года – в этот день во многих городах нашей необъятной Родины праздник будет завершен  салютом. (слайд 14)

- 9 мая 1945года в честь народа-победителя в Москве был тоже  дан салют 30 залпами из 1000 орудий. Сколько всего залпов? /30000/

 -Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный, неустанный труд в тылу — вот чем была завоевана эта победа.

5.Рефлексия.

- Какие факты, события, цифры вы запомнили?

- Интересен ли вам был сегодняшний урок?

- Зачем нам нужен был этот урок?

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
(А. Твардовский) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОМ 4 класс по теме "Великая Отечественная война 1941-1945"

Урок  знакомства с героической историей нашей страны....

Методическая разработка исследовательского проекта по воспитательной работе "Дети Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма, любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Очень важно, чтобы герои бы...

Методическая разработка концерта, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Этих дней не смолкнет слава».

Ведущий: Сегодня мы приехали к вам в гости, что бы вместе со всей страной отметить самый великий праздник нашего народа – День Победы!    В этот день, 70 лет назад закончилась Великая Отечес...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему  "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики 4 класс на тему «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»

Методическая разработка урока математики на тему  «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»...

Методическая разработка по окружающему миру "Память о героях Великой отечественной войны 1941-1945 годов".

Содействует осознанию учащимися ценности изучаемого материала.Знакомит с героями Великой отечественной войны, достопримечательностями и памятными местами Москвы, связанными с этим событием....

«Закрепление изученного. Умножение и деление многозначных чисел. Решение задач.» Тема урока: «Великая Отечественная война в фактах и цифрах»

Создавая условия для развития навыков выполнения арифметических действий, способствовать становлению грамотной математической речи,  формированию навыков мышления,  самоконтроля, развитие ум...