конспект урока 2 класс окружающий мир "Водные богатства. Водоемы. их использование человеком, охрана."
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
конспект урока 2 класс окружающий мир "Водные богатства. Водоемы. их использование человеком, охрана."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx | 71.72 КБ |
Предварительный просмотр:
К О Н С П Е К Т У Р О К А ДАТА:_______
О К Р У Ж А Ю Щ И Й М И Р 2 К Л А С С Урок № _____
ТЕМА: Водные богатства. Водоемы. их использование человеком, охрана.
ПР: Личностные : формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе
Метапредметные :
Познавательных УУД: освоение способов решения проблем исследовательского характера
-освоение основ познавательной рефлексии
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам
Регулятивных УУД: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативных УУД: формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные: Знать водные богатства нашей планеты; происхождение водоёмов; понятия: исток, устье, русло, приток.
Уметь самостоятельно анализировать содержание текста.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.
Оборудование: учебник.,рабочая тетрадь, компьютер
Ход урока:
Организационный момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Мир природы прекрасен, разнообразен и удивителен
Над какой темой вы работали на прошлом уроке?
- Какие основные формы земной поверхности вы знаете?
- Что такое равнины? (это ровные или почти ровные участки земной поверхности)
- Что такое горы? (это очень неровные участки земной поверхности, которые
возвышаются над окружающей местностью, высотой более 200метров)
— Какие формы земной поверхности есть в нашем крае?
Игра «Вопрос-ответ"
- У горы, у холма он бывает крутой или пологий. (Склон.)
- Возвышенности на равнинах. (Холмы.)
- Ровные или почти ровные участки земной поверхности. (Равнины.)
- Горы, расположенные рядами. (Горные хребты.)
- Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или... (подножием).
- Равнины, имеющие на поверхности возвышенности (холмы). (Холмистые.)
- Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. (Овраги.)
- Самая высокая часть холма или горы. (Вершина.)
Эти чудо-великаны
Носят каменные кафтаны.
Белые шапки на макушках
До облаков достают верхушкой. (Горы.)
Самоопределение к деятельности.
Если на карту земли посмотреть
Земли на земле всего одна треть...
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться…? -Вода
-- Почему поэт предложил переименовать планету?
_Правильно. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки:
. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона (море)
2. Молодые берёзки свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется? (озеро)
3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море (река)
- Море, озеро, река - как можно назвать одним словом?
-Какие водоёмы вы еще знаете? (пруд, ручей, родник, канал и т.д.)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (тема)
Наводящими вопросами помогает сформулировать цель урока:
- Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах.
- Ребята, что вы знаете о водных богатствах планеты?
- А что еще хотели бы узнать?
- Можно ли воду на земле назвать богатством и почему?
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- Прочитайте в учебнике на с. 82 задачи урока и выделите ключевые слова.
Открытие новых знаний.
1.Беседа
Моря, океаны, реки, озера, пруды, водохранилища, каналы- водные богатства нашей планеты.
Ребята, на глобусе (модель земли) синим, голубым цветом обозначена вода, водоемы, т.е. водные богатства нашей планеты. Большую часть занимает вода.
Все водоемы делиться на естественные и искусственные.
Искусственные – созданы руками человека.
Естественные – водоемы созданы природой.
Водоемы: искусственные естественные
водохранилища озеро канал река пруд болото море
2.Работа по учебнику (стр.82)
Загадки.
Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд)
Бежит без ног, не зная горя, И добирается до моря. (Река)
Беседа.
Реки бывают горные и равнинные. Если река течет спокойно, не спешит, хочет широко разлиться, то это – равнинная река.
Если река бежит быстро, крутит и клокочет, после дождей все затопить хочет, то это – горная река.
Где начинаются и где заканчиваются реки?
Куда они текут?
Почему вода в реке не заканчивается?
Сегодня мы с вами ответим на эти вопросы.
4.Работа по учебнику. (учебник на стр.83.)
Рассмотрите схему реки.
Расскажите по ней о частях реки.
Итак, исток – это начало реки.
Устье – место, где река впадает в другую реку, озеро или море.
У реки два берега (левый и правый).
Как определить левый и правый берег реки? (Если смотреть в сторону течения, то слева – левый берег, с права – правый берег.)
В реку обычно впадают ручейки или другие реки- притоки.
Русло – углубление, по которому течет река.
Самая длинная река Крыма – Салгир. Его протяженность 204 км. Это единственная река, которая впадает в озеро Сиваш. Приток Салгира река Биюк-Карасу (Большая Карасевка). Наша река Кучук–Карасу (Малая Карасевка) является притоком Биюк-Карасу.
Река Малая Карасевка (Кучук-Карасу) относится к маленьким и мелким рекам, течение медленное
Река впадает в озеро или море.
Что же такое озеро?
Как образуется озеро?
На прошлом уроке мы выяснили, что земная поверхность неровная.
В некоторых местах на поверхности земли образуются углубления, которые потом заполняются водой. Поэтому можно сказать, что озеро – это большое природное углубление на поверхности земли, заполненное водой.
У озера нет истока и устья. Вода в нем не течет, нет течения.
Что такое море?
Море – это очень большой природный водоем с соленой водой.
Какое оно море?
Кто из вас летом был на море?
Какие у вас впечатления, поделитесь?
V. Физминутка.
Море волнуется – раз! (шагаем на месте)
Море волнуется – два! (наклоны туловища в право, влево)
Море волнуется – три!
Морская фигура, замри! (присели)
Закрепление и осмысление знаний.
Самостоятельная работа с самопроверкой
- Как называют начало реки?
- Как называют место, где река впадает в другую реку, озеро или море?
- Как называют углубление, по которому течёт река?
- Как называют другие реки, которые впадают в главную реку.
- Как определить, где правый берег, а где левый?
- Совершенно верно. Течение обозначается стрелочкой. В какую сторону смотрит носик стрелки, в ту сторону и направлено течение. Течение реки считается по направлению: от истока к устью.
- Значит в какую сторону должна быть показана стрелочка на нашей схеме?
- А сейчас вы поработаете в парах. Возвращаемся на с.82 №2. Ваша задача догадаться, что пропущено в описании.
ДЛЯ РАБОТЫ НАМ НУЖНО РАЗДЕЛИТЬСЯ НА ГРУППЫ
Задание 1 «Виды водоемов» Работа в группах.
- Какие новые слова услышали из сообщения. (водохранилище).
- На голубых листочках дан текст. Необходимо в группе прочитать его и распределить слова море, океан, озеро, река, пруд, канал, водохранилище в таблице из рабочей тетради на с. 51:
Какие бывают водоёмы
Таблица из РТ:
Имеют естественное происхождение | Созданы искусственно |
Организует проверку выполненного задания по вопросам:
- Какие виды водоемов существуют?
Читает описание искусственных водоемов на с.82 в учебнике.
- Как появились и для чего нужны искусственные водоемы?
-Возьмите ваши кораблики и оцените свою работу.
Задание 2 «Части реки». Организует работу учащихся в группах с использованием информации из учебника.
- А знаете ли вы, как образуется река? Где она начинается? Куда течет?
- Чтобы река не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?
- Внимательно рассмотрите в учебнике на с.83. части реки.
- У к аждой группы на парте есть схема реки. Подпишите на ней исток и устье. Стрелкой обозначьте направление течения реки. На правом берегу нарисуйте человека, а на левом дерево.
Организовывает проверку задания. Задает каждой группе по одному вопросу: (слайд 10)
1 группа: Как называют начало реки? (исток)
2 группа: Как называют место, где река впадает в другую реку, озеро или море? (устье)
3 группа: Как называют углубление, по которому течет река? (русло)
4 группа: Как определить, где правый, а где левый берег?
5 группа: Как называют другие реки, которые впадают в главную реку? (притоки)
- Вот здесь и встретились нам слова, которые были неизвестны в начале урока.
-Возьмите ваши кораблики и оцените свою работу.
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Да-Нет». Если мое утверждение верное – поднимите зеленую карточку, если вы не согласны с утверждением –красную.
1. Озеро – это искусственный водоём (нет)
2. Начало реки – это исток (да)
3. Водохранилище – это естественный водоём (нет)
4. Место, где река впадает в море, называется руслом (нет)
5. Если смотреть в сторону течения реки, то слева будет левый берег реки (да)
6. Углубление, по которому течет река, называется руслом (да)
7. Река Кама самая крупная река в Удмуртии (да)
ОХРАНА ВОДОЕМОВ
Беседа
Предгорный Крым – это сельскохозяйственный район. По берегам рек высаживают сады и виноградники. Часть удобрений, которые вносят в почву, после выпадения осадков попадают в реку. Население выбрасывает в реки бытовой мусор.
Половина болезней в мире связана с хозяйственным и бытовым загрязнением рек и морей. Мозг человека «забирает» ¾ воды потребляемой организмом. Выходит, какова вода, таковы и …мысли. Хотим мыслить разумно – давайте пить чистую, здоровую воду.
Водоёмы должны быть чистыми!
В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, ферм, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и смазочное масло, различный мусор.
Школьники могут оказать большую помощь взрослым в охране водоёмов: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных. (Слайд 9).
3. Работа в парах. Составить правила поведения возле воды.
Рефлексия.
1. В течение урока вы знакомились с водоёмами нашей планеты. Давайте обобщим новые знания в виде схемы. Добавьте пропущенные слова.
Водоёмы
естественные |
искусственные |
1.____________ 1.______________
2____________ 2.______________
3____________ 3._______________
2.Объясни пословицу.
Где вода, там и жизнь.
Подведение итогов урока.
Закончите предложения.
- Сегодня я узнал…
- Я себя похвалю за…
- Для чего нужны в жизни знания, полученные на уроке?
-Возьмите ваши кораблики и оцените свою работу.
Домашнее задание
Для закрепления новых знаний выполните домашнее задание.
1.с. 82-84 читать, отвечать на вопросы
2.Кого заинтересовала тема урока, найдите материал о водных богатствах родного края
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Пресные водоемы"
Конспект урока по окружающему миру "Пресные водоемы"...
конспект урока по окружающему миру по теме "Лес и человек" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация
Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы. 2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью лю...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Строение тела человека"
Конспект урока по окружающему миру + презентация к уроку....
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Строение тела человека» 3 класс УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему мирупо теме: «Строение тела человека»3 класс УМК «Перспектива»...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Лес и человек"
Конспект урока по окружающему миру "Лес и человек"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Воздух и его охрана" (УМК "Школа России")
Цели: знакомство с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнений.Планируемые результа...
Конспект урока по окружающему миру. Тема:«Водоемы Челябинской области». (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: Предоставить для учащихся условия для ознакомления с разнообразием водоемов нашего края.Планируемые результатыПредметные: - Знать какие водоемы бывают, части реки- Уметь рас...