Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Бойко Екатерина Геннадьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена

 на заседании кафедры

начального образования и

воспитателей ГПД

Протокол №1 от 25.08.2020 г.

Руководитель кафедры

_______ Н.А.Бухарова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Большеелховская

средняя общеобразовательная школа»

_________А.М. Афроськин

Приказ № 37 -Д от 31.08.2020 г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Окружающий мир»

для 2 «Б»  класса

                                             Составитель: 

                                                                  учитель начальных классов    

                                                                         МОУ «Большеелховская СОШ»

       Бойко Е.Г.

2020

Программа по окружающему миру создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

УМК:

Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2015

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь  для учащихся 2 класса.- Просвещение, 2017

Плешаков А.А  Тесты  для учащихся 2 класса.- Просвещение, 2017.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками второго класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

– оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

– объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

– самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

– средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

– Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

– Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

– Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

– Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

– Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

– Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

– Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

– Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

– Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

– Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

– Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

– Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

– Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

– Слушать и понимать речь других.

– Выразительно читать и пересказывать текст.

 Вступать в беседу на уроке и в жизни.

– Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

– Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

– Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

– Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

– объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

– объяснять влияние притяжения Земли;

– связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

– наблюдать за погодой и описывать её;

– уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

– пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

– называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

– оценивать правильность поведения людей в природе;

– уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Количество учебных часов на изучение предмета

На изучение курса «Окружающий мир» во втором классе согласно учебному плану МОУ «Большеелховская СОШ» отводится 68 ч (2 часа в неделю, 34 учебные недели)

Содержание учебного предмета

 Где мы живём (4 часа)

Где мы живём. Наш «адрес»  в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные - всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: знакомство с достопримечательностями села.

Природа(20 час)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе (осенние явления).  Кошки и собаки различных пород. Уход  за домашними питомцами. Животные живого уголка.

Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.  

Отрицательное влияние людей на растения и животных (Сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников). Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села(10 часов)

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины  посёлка.

Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры,  их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсия: наблюдение зимних явлений  природе.

Здоровье и безопасность (9 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей(терапевт, стоматолог, отоларинголог)

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем,  не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая  работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах ( в магазине, кинотеатре, транспорте)

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествие (18 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

Тематическое планирование

№ п\п

Наименование темы

Количество часов

Практические работы

Экскурсии

Проверочные

работы

1

Где мы живём

4

1

1

2

Природа

20

2

1

1

3

Жизнь города и села

10

1

1

4

Здоровье и безопасность

9

0,5

1

5

Общение

7

0,5

1

6

Путешествия

18

1,5

1

1

Итого часов

68

4,5

4

6

Календарно-тематический план

 учебного предмета

«Окружающий мир»

(2 часа в неделю, 34 учебные недели – 68 ч )

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

I четверть - 18 часов

Раздел 1: «Где мы живем» - 4 часа

1

Родная страна

1

2

Город и село. Проект «Родное село»

1

3

Природа и рукотворный мир

1

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

1

Раздел 2: «Природа»: - 20 часов

5

Неживая и живая природа

1

6

Явления природы

1

7

Что такое погода

1

8

В гости к осени (экскурсия)

1

9

В гости к осени

1

10

Звездное небо

1

11

Заглянем в кладовые Земли

1

12

Про воздух…

1

13

…И про воду

1

14

Какие бывают растения

1

15

Какие бывают животные

1

16

Невидимые нити

1

17

Дикорастущие и культурные растения

1

18

Дикие и домашние животные

1

II четверть - 14 часов

1/19

Комнатные растения

1

2/20

Животные живого уголка

1

3/21

Про кошек и собак

1

4/22

Красная книга

1

5/23

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

1

6/24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

1

Раздел 3: «Жизнь города и села» - 10 часов

7/25

Что такое экономика

1

8/26

Из чего что сделано

1

9/27

Как построить дом

1

10/28

Какой бывает транспорт

1

11/29

Культура и образование

1

12/30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

1

13/31

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

1

14/32

В гости к зиме (экскурсия)

1

III четверть - 20 часов

1/33

В гости к зиме

1

2/34

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

1

Раздел 4: «Здоровье и безопасность» - 9 часов

3/35

Строение тела человека

1

4/36

Если хочешь быть здоровым

1

5/37

Берегись автомобиля!

1

6/38

Школа пешехода

1

7/39

Домашние опасности

1

8/40

Пожар!

1

9/41

На воде и в лесу

1

10/42

Опасные незнакомцы

1

11/43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

1

Раздел 5: «Общение» - 7 часов

12/44

Наша дружная семья

1

13/45

Проект «Родословная»

1

14/46

В школе

1

15/47

Правила вежливости

1

16/48

Ты и твои друзья

1

17/49

Мы – зрители и пассажиры

1

18/50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1

Раздел 6: «Путешествия» - 18 часов

19/51

Посмотри вокруг…

1

20/52

Ориентирование на местности

1

IV четверть - 16 часов

1/53

Ориентирование на местности

1

2/54

Формы земной поверхности

1

3/55

Водные богатства

1

4/56

В гости к весне (экскурсия)

1

5/57

В гости к весне

1

6/58

Россия на карте

1

7/59

Проект «Города России»

1

8/60

Путешествие по Москве

1

9/61

Московский Кремль

1

10/62

Город на Неве

1

11/63

Путешествие по планете

1

12/64

Путешествие по материкам

1

13/65

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

14/66

Впереди лето

1

15/67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1

16/68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...