Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 2 «Б» класса
Составитель:
учитель начальных классов
МОУ «Большеелховская СОШ»
Бойко Е.Г.
2020
Программа по окружающему миру создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
УМК:
Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2015
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса.- Просвещение, 2017
Плешаков А.А Тесты для учащихся 2 класса.- Просвещение, 2017.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками второго класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
– объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
– самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
– средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
– Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
– Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
– Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
– Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
– Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
– Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
– Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
– Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
– Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
– Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
– Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
– Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
– Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
– Слушать и понимать речь других.
– Выразительно читать и пересказывать текст.
– Вступать в беседу на уроке и в жизни.
– Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
– Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
– Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
– Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
– объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
– объяснять влияние притяжения Земли;
– связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
– наблюдать за погодой и описывать её;
– уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
– пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
– называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
– оценивать правильность поведения людей в природе;
– уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Количество учебных часов на изучение предмета
На изучение курса «Окружающий мир» во втором классе согласно учебному плану МОУ «Большеелховская СОШ» отводится 68 ч (2 часа в неделю, 34 учебные недели)
Содержание учебного предмета
Где мы живём (4 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные - всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: знакомство с достопримечательностями села.
Природа(20 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (Сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников). Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села(10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсия: наблюдение зимних явлений природе.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей(терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах ( в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествие (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование темы | Количество часов | Практические работы | Экскурсии | Проверочные работы |
1 | Где мы живём | 4 | 1 | 1 | |
2 | Природа | 20 | 2 | 1 | 1 |
3 | Жизнь города и села | 10 | 1 | 1 | |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | 0,5 | 1 | |
5 | Общение | 7 | 0,5 | 1 | |
6 | Путешествия | 18 | 1,5 | 1 | 1 |
Итого часов | 68 | 4,5 | 4 | 6 |
Календарно-тематический план
учебного предмета
«Окружающий мир»
(2 часа в неделю, 34 учебные недели – 68 ч )
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
I четверть - 18 часов Раздел 1: «Где мы живем» - 4 часа | ||||
1 | Родная страна | 1 | ||
2 | Город и село. Проект «Родное село» | 1 | ||
3 | Природа и рукотворный мир | 1 | ||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 | ||
Раздел 2: «Природа»: - 20 часов | ||||
5 | Неживая и живая природа | 1 | ||
6 | Явления природы | 1 | ||
7 | Что такое погода | 1 | ||
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | ||
9 | В гости к осени | 1 | ||
10 | Звездное небо | 1 | ||
11 | Заглянем в кладовые Земли | 1 | ||
12 | Про воздух… | 1 | ||
13 | …И про воду | 1 | ||
14 | Какие бывают растения | 1 | ||
15 | Какие бывают животные | 1 | ||
16 | Невидимые нити | 1 | ||
17 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | ||
18 | Дикие и домашние животные | 1 | ||
II четверть - 14 часов | ||||
1/19 | Комнатные растения | 1 | ||
2/20 | Животные живого уголка | 1 | ||
3/21 | Про кошек и собак | 1 | ||
4/22 | Красная книга | 1 | ||
5/23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». | 1 | ||
6/24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | ||
Раздел 3: «Жизнь города и села» - 10 часов | ||||
7/25 | Что такое экономика | 1 | ||
8/26 | Из чего что сделано | 1 | ||
9/27 | Как построить дом | 1 | ||
10/28 | Какой бывает транспорт | 1 | ||
11/29 | Культура и образование | 1 | ||
12/30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | ||
13/31 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | ||
14/32 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | ||
III четверть - 20 часов | ||||
1/33 | В гости к зиме | 1 | ||
2/34 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 | ||
Раздел 4: «Здоровье и безопасность» - 9 часов | ||||
3/35 | Строение тела человека | 1 | ||
4/36 | Если хочешь быть здоровым | 1 | ||
5/37 | Берегись автомобиля! | 1 | ||
6/38 | Школа пешехода | 1 | ||
7/39 | Домашние опасности | 1 | ||
8/40 | Пожар! | 1 | ||
9/41 | На воде и в лесу | 1 | ||
10/42 | Опасные незнакомцы | 1 | ||
11/43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | ||
Раздел 5: «Общение» - 7 часов | ||||
12/44 | Наша дружная семья | 1 | ||
13/45 | Проект «Родословная» | 1 | ||
14/46 | В школе | 1 | ||
15/47 | Правила вежливости | 1 | ||
16/48 | Ты и твои друзья | 1 | ||
17/49 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | ||
18/50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | ||
Раздел 6: «Путешествия» - 18 часов | ||||
19/51 | Посмотри вокруг… | 1 | ||
20/52 | Ориентирование на местности | 1 | ||
IV четверть - 16 часов | ||||
1/53 | Ориентирование на местности | 1 | ||
2/54 | Формы земной поверхности | 1 | ||
3/55 | Водные богатства | 1 | ||
4/56 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | ||
5/57 | В гости к весне | 1 | ||
6/58 | Россия на карте | 1 | ||
7/59 | Проект «Города России» | 1 | ||
8/60 | Путешествие по Москве | 1 | ||
9/61 | Московский Кремль | 1 | ||
10/62 | Город на Неве | 1 | ||
11/63 | Путешествие по планете | 1 | ||
12/64 | Путешествие по материкам | 1 | ||
13/65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | ||
14/66 | Впереди лето | 1 | ||
15/67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | ||
16/68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)
Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...
Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)
Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...