Конспект урока с презентацией "Путешествие по природным зонам России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Цыбырнак Светлана Анатольевна
Конспект урока с презентацией для интерактивной доски по окружающему миру 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx48.93 КБ
Файл puteshestvie_po_prirodnym_zonam_rossii.pptx2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Природные зоны России. Обобщение.»

Цели урока.

  • Обобщить знания учащихся по теме “Природа России”. Проверить знания, умения и навыки учащихся.
  • Развивать умения раскрывать природные и экологические взаимосвязи, умения сравнивать и делать выводы.
  • Развивать познавательный интерес и творческую активность.

Оборудование: 

  • Презентация;
  • Презентация для интерактивной доски
  • два пустых игровых поля (на доске);
  • карточки “Х”, “О”;
  • конверты с заданиями;
  • тесты (по количеству участников).

   

Ход урока

Организационный момент   (Слайд 1)

 Начинается наше занятие.

       Будет, думаю, оно увлекательным.

       По природе родной будем шагать

       Наблюдать, анализировать, рассуждать.

 - Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие по родной природе.

Правила игры

В игре участвуют 2 команды: одна – “Крестики”, вторая – “Нолики”. Задача команд – набрать наибольшее количество баллов. Каждой ячейке игрового поля соответствует определенное задание. Первой выбирает ячейку команда “Крестиков”. В дальнейшем ходы чередуются. Ведущий дает разные задания (но по одной теме) обеим командам. После выполнения задания отвечают обе команды. При правильном ответе каждая команда ставит значок в эту ячейку на своем поле и зарабатывает озвученное в задании количество баллов.

Команде добавляется 1 балл, если ей удается поставить свои значки так, чтобы их можно было перечеркнуть прямой линией.

Игра окончена, когда все ячейки игрового поля закрыты.

Дети разбиваются на две команды. Выбирают командира, который будет отвечать за организацию работы в команде. Командиры получают карточки со знаком команды (Х, О).

Разминка.(Слайды 2-14)

На игровом поле ребята выбирают солнышко за которым спрятано задание. Каждой команде по 3 текста с описанием природной зоны. Ребята должны узнать о какой природной зоне идет речь. И показать её расположение на карте.

Задание 1.

До самого горизонта расстилается холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустарника. Тишина и безлюдье вокруг. Лишь вдали виднелось стадо оленей да снег скрипел под  полозьями нарт. (Тундра)

Задание 2.

Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается невысоко. (Арктика)

Задание 3.

Здесь хорошей погодой считаются дожди и пасмурное небо. Растения почти не имеют листьев. Животные днем спасаются от жары в глубине песка. А охотятся ночью. Ветры наметают дюны и барханы из песка, а иногда засыпают оазисы.

(пустыня)

Задание 4

Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое,  с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов.(степь)

Задание 5.

Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов.  Летом  у людей одна забота – сохранить это богатство от огня.” (Лес)

Задание 6

Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду.

На интерактивной доске основное игровое поле. < Слайд 15> Первую ячейку открывает команда крестиков.

  1. Основная часть

Ячейка “Изобретательские задачи” [<Слайд 16>

Капитаны выбирают конверты с задачами. Каждая команда зачитывает задачи (2), обсуждает, принимает решение, определяет кто будет отвечать. Первой отвечает команда крестиков. За каждую задачу начисляется 1 балл.

Задача 1 (“Х”)

Бывает, хозяин ледяных пустынь, белый медведь, приходит к людям в гости; вокруг человеческих жилищ круглый год аппетитный запах. Но не всегда этот гость для человека безопасен. Не убивать же белого медведя только за то, что он в гости без приглашения ходит. Что же делать людям, если он забредет к ним в гости?

(Ружья заряжают сонными пулями
и через 5 минут медведь засыпает,
а просыпается уже среди родных льдов)

Задача 2 (“Х”)

Провели в степи широкие каналы. Пустили по ним воду на поля. Поплыли по ним пароходы с грузами. Но вот незадача, стали каналы зарастать водными растениями. Кто поможет справиться с водными растениями, кто отрегулирует их численность?

(По совету ученых, в каналы переселили речных рыб,
которые питаются водными растениями.
Прижились там белый амур и толстолобик.
И сами всегда сыты, и каналы теперь чистые.)

Задача 1 (“О”)

Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха – только колючки. Малышам холодно в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Как защитить ежат от переохлаждения?

(Уходя, ежиха заворачивает детишек
в сухие листья – для сохранения тепла)

Задача 2 (“О”)

Медведь, увидев тюленя, старается подползти незаметно, чтобы поймать свою добычу. Ему помогает быть незамеченным его белая теплая шкура, но выдает черный нос. Как белые медведи могут замаскировать нос во время охоты?

(Белые медведи прикрывают свой черный нос белой лапой
и приближаются к своей добыче)

Ячейка “Зоологическая” <Слайд 17 + смарт «Природные зоны 1»>

- Расселите животных по природным зонам.

Каждая команда подбирает животных в свои природные зоны.

Команда “Х”: Арктика, тундра, лесная полоса.

Команда “О”: степь, пустыня, субтропики. За правильно выполненное задание – 1 балл.

Список животных:

  • Белый медведь
  • Дрофа
  • Косуля
  • Лось
  • Лемминг
  • Кобылка
  • Северный олень
  • Тупик
  • Рысь
  • Черепаха
  • Дельфин
  • Корсак
  • Глухарь
  • Ящерица  
  • Жук-скарабей
  • Тюлень
  • Утка – мандаринка
  • Двугорбый верблюд
  • Мышь
  • Амурский тигр

Ячейка “Экологическая” <Слайд 18 – 21> 

- Восстанови цепь питания, восполнив звенья.

Каждой команде дается по 2 цепи питания. За правильно восстановленную цепь – 1 балл.

Ячейка “Загадочная” <Слайд 22+ смарт «Загадочная»>

Команды отгадывают загадки по очереди. [6] Каждая загадка – 0,5 балла

Команда “Х”

Команда “О”

Мой брат в лесу глухом живет.
Он – сладкоежка неуклюжий.
А я в глаза не видел мед.
Живу где ветер, снег и стужа.

(Белый медведь)

Деток очень я люблю,
Но не всегда сама кормлю.
Чужим мамам доверяю,
Когда по лесу гуляю.

(Зайчиха)

Снега копытами касаясь,
Ходит по тундре красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

(Северный олень)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах!

Удрала, а хвост в руках

(ящерица )

Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага -

Есть копыта и рога! (Лось)

Весной лесной петух начинает токовать.

Ходит по земле, распустив хвост веером.

Когда поёт, то ничего не слышит.

(глухарь)

Родственник домашней киске,

Этот зверь не робкий.

Бродит хищник уссурийский

По таежной тропке. (Тигр)

Посмотрите, он каков!

Ходит посреди песков,

Бережет в горбах водицу -

В Каракумах пригодится. (Верблюд)

Ячейка “Поисковая”  <Слайд >23

Капитаны выбирают конверт с текстом. Команды читают текст, отмечают места с допущенными ошибками. Каждая команда получает 2 текста. За каждый текст присуждается 1 балл.

Текст 1 (“Х”)

Тундра

…Мы идем день, другой, идем много дней. Кругом холмы, болота, озера и всегда светлый горизонт, ночей нет.

Болота и болота… В эти ранние июльские дни тундра обряжается травой и цветами. Под жарким солнцем тундровые просторы зеленеют на глазах. Трава растет так быстро, что изменения ее роста можно отмечать через каждые два – три часа. Причиной необычайно быстрого развития растений является беспрерывный свет. В теплые летние дни солнечные лучи, как хлысты, все время подстерегают растения: “Расти, скорей расти!”.

Я остановился и начал копать лопатой яму: нужно узнать, какая здесь почва. Ниже десяти сантиметров лопата зазвенела – там начинается вечная мерзлота.

…Мы шли без дорог – их не было – по холмам, по кустарникам, огибали озера, переходили ручьи, мелкие речки, пресекали огромные болота.

Мы расставляем палатки, натягиваем марлевые пологи от комаров. Кто-нибудь отправляется в кедровник за ветками. Если веток нет, то выдергиваем полярную березку. Она даже зеленая горит неплохо. Разжигаем костер, и к небу поднимается голубой столб дыма.

(По Шахову)

(Вечная мерзлота не начинается от 10 см; кедровник не произрастает в тундре)

Текст 2 (“Х”)

Тайга.

…Тихо зимой в тайге. Только иногда упадет снежный ком с ветки, закричит дрофа да ворон пролетит высоко над лесом. Тайга никогда не бывает мертвой. Падают на снег чешуйки из кедровых шишек. Это соловей на вершине кедра их шелушит. Неслышно пробегает заяц. Глухарь клюет хвою на пихте и отыскивает мерзлую бруснику под снегом. На снегу видны следы. Тонкая цепочка – след от барсука, он ищет мышей под снегом и охотится на рябчиков. Звери протоптали в снегу глубокие тропы. Олени ходят своей тропой, зайцы – своей. А вот следы глухаря, а между ними соболиный след. Следы оборвались – и вдалеке на снегу кучка глухариных перьев.

(По Г. Снегиреву)

(Дрофы живут в степях, соловьи на кедровой сосне не питаются орехами; барсук зимой впадает в спячку)

Текст 1 (“О”)

Пустыня

Горячим дыханием встречает пустыня вступающего в нее путника. Зноем пышет на него с песчаных бугров. Синим становится небо, а вокруг песок, песок и песок. ..Желтый, чуть красноватый, бугры из песка.

…Пробежит среди безмолвия ветерок по буграм, и слышно вокруг шипение, похожее на змеиное: то шумит полярная ива и саксаул. Пустыня, несмотря на безжизненность, вовсе не лишена животного мира. Он лишь относительно беден по сравнению с богатством животного мира озер, лесов, альпийских лугов. Его нужно научиться видеть, к нему надо приглядеться… Животные ведут здесь скрытую жизнь. Песчаная пустыня прежде всего богата земноводными. Нигде не найдете вы их в таком количестве.

…Время от времени видишь шевелящийся песок и выглядывающую из него голову степного удава. На втором месте по численности стоят грызуны: суслик, песчаники, тушканчики, джейраны.

(По Д. Кашкарову)

(Полярная ива не встречается в пустыне,
земноводных там очень мало, а джейран – не грызун)

Текст 2 (“О”)

Степь

…Какая ширь, раздолье! Ни холмов, ни леса. Куда не глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется, нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону… да что иди! Скачи верхом, мчись в автомобиле, на самолете – и все будет приподниматься перед тобой край высокого неба, открывая новые и новые просторы.

Густой травой покрыта степь. А в траве – цветы. Сколько их! И какие разнообразные: и алые гвоздики, и лиловые метелки шалфея, и золотые подмаренники и много, много других.ягоды морошки встречаются тут и там среди травы.

А вот сочная трава, но цветков в ней почему-то не видно. Да ведь это не просто трава, а пшеница! Ровная, высокая, густая. Она уже колосья выкидывает. А земля здесь под цвет золы, поэтому и называют ее подзолистой почвой. Самая плодородная почва!

(По К.Меркуловой)

(Морошка растёт в тундре; почвы черноземные – самые плодородные)

Ячейка “Красная книга” <Слайд 24 + смарт «Красная книга»> Каждый из нас живёт в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим

    за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень

    давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел

    строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения.

    Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живём в современных

    многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а всё равно нашим настоящим домом

    остаётся природа.

    Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал:

   «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими

    сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку

    нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

    Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники,

    сохранены от полного уничтожения многие виды животных. Человек многим обязан

    природе. Не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные

    сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых её обитателей.

    Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша

    задача и долг.

А сейчас узнаем, как наши игроки знают редких животных и растения.

- Назови животное (растение) и зону их обитания.

По одному участнику от команды выходят к доске. Испытание проходит с помощью смарт занятия «Выбор изображения» в форме видео викторине.

Прострел –степь. Краснозобая казарка – тундра, японский журавль – степь. Тюльпан Шренка – степь, розовая чайка – арктика, дрофа – степь, пеликан – степь. Сайгак – степь, пион узколистный – степь, утка – мандаринка – лес. Овцебык – арктика, амурский лотос- лес(тайга)

Ячейка “Проверь себя” <Слайд 13>

Обе команды получают тест (у каждой команды свой), выполняют самостоятельно, затем дается 7 минут на обсуждение спорных вопросов, после чего происходит отчет команд о проделанной работе. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов.

Тест 1

  1. В какой природной зоне длинная полярная ночь и короткий полярный день, много воды, вечная мерзлота, сильные ветры, метели?

а) в Арктике б) в пустыне в) в тундре г) в степи

  1. В какой зоне живут следующие животные: песчаная эфа, варан, тушканчик, вьюрки, джейраны?

а) в зоне лесов б) в пустыне в) на побережье Черного моря г) в степи

  1. К какой природной зоне можно отнести следующую группу растений: лебеда, саксаул, верблюжья колючка

а) к степи б) к пустыне в) к тундре г) к зоне лесов

  1. Какой заповедник называют «родильным домом» белых медведей?

а) Остров Врангеля б) Беловежская пуща в) Таймырский

  1. К какой природной зоне можно отнести группу растений: мхи, лишайники, багульник, полярная ива, камнеломка, морошка?

а) к Арктике б) к тундре в) к степи г) к зоне лесов

  1. К какой природной зоне можно отнести группу животных: медведь, барсук, лось, волк, лиса, крот, дрозд, пеночка, гадюка, жаба?

а) к зоне лесов б) к степям в)к тундре г) к пустыне

  1. В каком заповеднике находятся под охраной белый гусь, белый медведь, моржи, овцебыки?

а)на острове Врангеля б)в Таймырском в) в Нижне-Свирском г) в Печорском

  1. Какая природная зона больше всего страдает от чрезмерной распашки?

а) пустыня б) зона лесов в) степи г) тундра

  1. В состав какой природной зоны входят широколиственные и смешанные леса, тайга?

а) зона лесов б) тундра в) зона степей г) побережье Черного моря

Тест 2

  1. Какой природной зоне свойственны такие признаки: низкие температуры, сильные ветры, полярная ночь и полярный день, заболоченная местность?

а) тундре б) Арктике в) лесной полосе г) пустыне

  1. Найди лишний пункт в перечне климатических условий песчаной пустыни?

а) небольшое количество осадков б) почвы засолены в) знойное лето сменяется нехолодной зимой г) жаркий летний день продолжается знойной жаркой ночью

  1. Какое хвойное дерево сбрасывает осенью иголки и зиму стоит голое?

а) ель б) сосна в) лиственница г) кедр д) пихта

  1. Какие растения свойственны Арктике?

а) низкие деревья и кустарники б) мхи и лишайники в) травы и кустарники

  1. Как называются горячие иссушающие ветры зоны степей?

а) пыльные бури б) вьюги в) суховей г) торнадо

          6.  Огромное количество грызунов в зоне:

               а) степей б) Арктики в) лесов г) пустынь

         7. Места с довольно пышной растительностью в пустыне – это:

             а) оазисы б) миражи

  1. Что делают земноводные летом в степи?

а) размножаются б) впадают в оцепенение в) ведут активный образ жизни

  1. В каком заповеднике удалось сохранить ценного пушного зверя - соболя?

а) Нижне-Свирский б) Беловежская пуща в) Таймырский г) Баргузинский

Ячейка “Ботаническая” <Слайд 26+ смарт Вихрь>

- Посади растения в их природной зоне. Участники команд выполняют задание цепочкой

Каждая команда подбирает растения в свои природные зоны. За правильно выполненное задание – 1 балл.

Команда “Х”:степь, пустыня, субтропики

Команда “О”: Арктика , тундра, лесная полоса

  • Морошка
  • Верблюжья колючка
  • Ягель
  • Липа
  • Магнолия
  • Клён
  • Ковыль
  • Ель
  • Тюльпан
  • Карликовая ива
  • Пихта
  • Пушица
  • Голубика
  • Полярный мак
  • Мятлик
  • Кермек
  • Терновник
  • Осока
  • Прострел
  • Копытень
  • Можжевельник

Ячейка “Физминутка” <Слайд 27>

Каждая команда просматривает 5 слайдов с изображением природных зон. После окончания просмотра игроки должны назвать природные зоны в порядке показа. За правильно выполненное задание команда получает – 5 баллов.

Команда “Х”: Арктика, пустыня, степи, лес, тундра.

Команда “О”: лесная зона (тайга), субтропики, тундра, Арктика, степи.

  1. Итог урока

Урок заканчивается подведением итогов работы, подсчетом баллов и выставлением отметок за работу каждой команде и (или) отдельно каждому ученику.

  Приложение

                              КАРТОЧКА - «ПОМОГАЙКА»  1.

           Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звёзды и Северное сияние.

Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до  - 60. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

         Растения.  На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений водорослей. Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются «зелёные льдины»

        Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери – прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу.

         Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных (белый медведь, морж, промысловые рыбы), ограничили рыбную ловлю, создали заповедники. На острове Врангеля расположен заповедник «Остров Врангеля». На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной можно встретить редкую птицу – розовую чайку. На острове обитает овцебык, завезённый из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

                                     КАРТОЧКА – «ПОМОГАЙКА»  2.

        Тундра  находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе. Туда попадают косые солнечные лучи. Суров климат: зима продолжается дольше, чем учебный год

 в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Снег и лёд, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остаётся. Поэтому в тундре много болот и озёр, почва влажная или просто мокрая. 

               Растения.Растут: мох ягель – похож на маленькие деревца или кустики (пища северных оленей); морошка, голубика, брусника; карликовая берёза, карликовая ива – растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. Все растения низкорослые.

               Животные. Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, лебеди, кулики, много комаров, мошек. У птиц густое оперенье и защитная белая окраска, у зверей – густой мех.

               Человек.  Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ещё ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа. Экологические проблемы: 1) нарушается поверхность почвы от тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время её добычи; 3) незаконная охота – браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места. Под особую охрану взяты: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

                                   КАРТОЧКА – «ПОМОГАЙКА»   3.

           Леса России – зона находится южнее зоны тундры, расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года. Холодная зима и тёплое лето. Это самая большая природная зона. В ней три части: самая большая часть – тайга, вторая – смешанные леса, третья – широколиственные леса.

                   Тайга – это хвойный лес. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

                   Смешанный лес к югу от тайги. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

                   Широколиственные леса ближе к югу зоны лесов. Здесь растут дубы, липы, клёны, ясени, вязы. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

                   Животный мир лесной зоны разнообразен. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

        Значение леса: место отдыха; аптека; источник чистой воды и пищи; источник древесины; источник топлива; дом для растений, животных, грибов; защитник воздуха, водоёмов, почв.

                  Проблемы леса: вырубка; пожары; незаконная охота (браконьерство)

                                       КАРТОЧКА – «ПОМОГАЙКА»  4.

                Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. Эта зона по площади небольшая, меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе. Здесь тёплое, продолжительное, засушливое лето. Горячие ветры (суховеи) иногда перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко.

                        Растения степи все травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному – корни- клубни, длинные корни, корни-пучки, узкие или мясистые листья

 ( чтобы сохранить питательные вещества, влагу) Это тюльпаны, ирисы, траволга, ковыль, типчак.

                        Животные. В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Гнёзда устраивают прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки, в норах они делают себе запасы на зиму. Хищники степи: степной орёл,  степной хорёк, степная гадюка. Окрас у степных животных часто под свет растительности.

                       Человек. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. На нераспаханных участках степей  пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. Ещё одна проблема – это браконьерство. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орёл, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный.

                                       КАРТОЧКА – «ПОМОГАЙКА» 5.

           Пустыни  расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые. Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днём до плюс 70, а в тени выше 40. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до  минус 12, и длится 2-3 месяца.

                  Растения. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространённое растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, который проникает на глубину 20м, а листья в виде колючек, что позволяет воде меньше испаряться. Растение невысокое. Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвтжений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк. В пустыне встречаются и деревья. Саксаул – это низкое дерево, не более 4-5м, и растут на небольшом расстоянии друг от друга (из-за недостатка влаги). В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами.

                 Животные пустыни (большинство) некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-кругловка, лисичка-корсак, ушастый ёж, тушканчик, песчанка. Крупные животные – сайгаки и верблюды. Насекомые – скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи. В пустыне почти нет птиц, так как они плохо переносят жажду.

                  Человек. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах  стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. Для сохранения природы был создан заповедник «Чёрные земли»

                                   

                              КАРТОЧКА – «ПОМОГАЙКА» 6.

                       Субтропическая зона (Черноморское побережье Кавказа) занимает маленькую территорию. Эта удивительная зона расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море. В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Зона расположена в умеренном поясе, но ещё ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Это высокие молодые горы, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. Субтропики – «тропики» (это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора); «суб» ( в переводе с латинского значит «под») Субтропики – территория под тропиками.(точнее, вблизи тропической зоны)

                    Растения. Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан, кипарисы, магнолии, пальмы. Много фруктовых деревьев – персики, абрикос, инжир, грецкие орехи. Много растущих виноградников, плантаций чая.

                   Животные. Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Это косули, медведи, кабаны, барсы, шакалы, цикады, хищный богомол, олеандровый бражник (бабочка), ящерицы, змеи. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины.

                 Человек. Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникают экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. Занесены в Красную книгу: жужелица кавказская, тис ягодный, самшитовые рощи, дельфин, черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы создан Сочинский национальный парк.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путешествие по природным зонам России» Урок – обобщение . Окружающий мир. 4 класс Выполнила учитель МБОУ Головатовской СОШ Андрющенко Елена Владимировна

Слайд 2

Разминка

Слайд 3

До самого горизонта расстилается холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустарника. Тишина и безлюдье вокруг. Лишь вдали виднелось стадо оленей да снег скрипел под полозьями нарт. ОТВЕТ

Слайд 4

ТУНДРА

Слайд 5

Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается невысоко. ответ

Слайд 6

АРКТИКА

Слайд 7

Здесь хорошей погодой считаются дожди и пасмурное небо. Растения почти не имеют листьев. Животные днем спасаются от жары в глубине песка. А охотятся ночью. Ветры наметают дюны и барханы из песка , а иногда засыпают оазисы. ОТВЕТ

Слайд 8

Пустыня

Слайд 9

Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое, с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы . Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц , орлов. ОТВЕТ

Слайд 10

СТЕПЬ

Слайд 11

«Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у людей одна забота – сохранить это богатство от огня .» ОТВЕТ

Слайд 12

Лес

Слайд 13

Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. ОТВЕТ

Слайд 14

ТУНДРА

Слайд 16

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ ВЫБЕРИТЕ КОНВЕРТ С ЗАДАЧАМИ

Слайд 17

ПОСЕЛИ ЖИВОТНЫХ В ИХ ПРИРОДНУЮ ЗОНУ

Слайд 18

? Водоросли рачки кайры птицы бактерии гниения морские ежи рыба Заполни звенья в цепи питания

Слайд 19

Растения ? лиса волк белая куропатка песец

Слайд 20

? моллюски моржи мхи травы водоросли рыбы

Слайд 21

Растения грызуны ? ёж жабы гадюки соболь дятлы

Слайд 22

Отгадать загадку, рассказать об объекте: - природная зона, - особенности . «ЗАГАДОЧНАЯ»

Слайд 23

Найди ошибку Выберите конверт. Прочтите текст, найдите в текстах ошибки.

Слайд 24

К РАСНАЯ КНИГА Назови животное, растение и зону их обитания

Слайд 25

«ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

Слайд 26

«БОТАНИЧЕСКАЯ» Посади растения в Их природной зоне

Слайд 27

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс разработан по учебнику Плешакова А.А. Цели: формировать представление о природной зоне тундраЗадачи: познакомить с геогр...

Конспект урока. 4 класс.Тема: "Природные зоны России".

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Тема: "Природные зоны России"....

Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»

Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе  «Перспектива».  Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...

Конспект урока по окр.миру. Природные зоны России

Тема: «Природные зоны России»Тип урока:урок открытия новых знанийВид урока: путешествиеЦели:1.  Формирование новых понятий о природных зонах России.2.  Развитие умения работать с...

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России" 4 класс...