Конспект урока по окр.миру. Природные зоны России
план-конспект урока по окружающему миру

Казьмина Анна Алексеевна

Тема: «Природные зоны России»

Тип урока:урок открытия новых знаний

Вид урока: путешествие

Цели:

1.  Формирование новых понятий о природных зонах России.

2.  Развитие умения работать с учебным текстом.

Задачи:

1.  Организовать пространство поиска, диалога.

2.  Организовать  обмен  содержанием  субъектного  опыта  между обучающимися,выстроив на его основе изучение нового учебного материала.

3.  Организовать  атмосферу  включенности  каждого  ученика  в  работу класса.

4.  Помочь детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

5.  Поощрять детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

Универсальные учебные действия:

Личностные

1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

2.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Познавательные

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

3. Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения новой темы.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные

1.Учиться отличать верное выполненное задание от неверного;

2. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

3. Корректировать выполнение задания.

Коммуникативные

1. Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

2. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okr.miru_._prirodnye_zony_rossii.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока по окружающему миру

«Природные зоны Росии»

Тема: «Природные зоны России»

Тип урока:урок открытия новых знаний

Вид урока: путешествие

Цели:

1.  Формирование новых понятий о природных зонах России.

2.  Развитие умения работать с учебным текстом.

Задачи:

1.  Организовать пространство поиска, диалога.

2.  Организовать  обмен  содержанием  субъектного  опыта  между обучающимися,выстроив на его основе изучение нового учебного материала.

3.  Организовать  атмосферу  включенности  каждого  ученика  в  работу класса.

4.  Помочь детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

5.  Поощрять детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

Универсальные учебные действия:

Личностные

1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

2.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Познавательные

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

3. Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения новой темы.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные

1.Учиться отличать верное выполненное задание от неверного;

2. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

3. Корректировать выполнение задания.

Коммуникативные

1. Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

2. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Ι. Мотивацияк коррекционной деятельности.

- Здравствуйте!

- Проверьте, все ли готовы? Всё на месте, всё в порядке, ручки и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку «пять».

Сегодня замечательный зимний день! Я рада видеть ваш любознательный взгляд, ваши жизнерадостные лица и хочу поделиться вместе с вами энергией, которая поможет нам сегодня на уроке открыть новое знание.

ΙΙ. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Сегодня нам предстоит одно увлекательное путешествие. Это путешествие в природные зоны нашей страны. Во время путешествия мы с вами увидим и услышим много интересного о природе, растительном,  животном мире нашей страны.

Отправляемся в самую холодную природную зону. К бескрайним просторам       Северного Ледовитого океана.

ΙΙΙ. Локализация индивидуальных затруднений.

Арктика – это зона островов лежащих около Северного полюса. Здесь долгая, холодная зима короткое холодное лето, поэтому и растительность скудная – мхи, да лишайники.

В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день.   Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше 0. Зимой наступает  полярная ночь.  Темным темно и совсем холодно.  Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние.

Ребята, давайте с вами откроем тетради и заполним таблицу:

Географическое положение

Освещение

Растительный и животный мир.

Это  очень холодная зона. Но это не значит, что на ней нет животных и растений.

-  Арктика - царство белого медведя. Отсутствие суши его не смущает, основное местообитание - льдины Северного Ледовитого океана.  Белый медведь питается рыбой, охотится на нерпу, тюленей, детёнышей моржей.

    Обитают в Арктике и многочисленные ластоногие — тюлени, нерпы, моржи, морские слоны. Перемещаться в воде с огромной скоростью им помогает вытянутая обтекаемая форма тела.

На прибрежных скалах находят приют и гнездятся летом многочисленные птицы, устраивающие на скалах «птичьи базары» — гуси, чайки, гаги, крачки, кулики. В трещинах скал, где скапливается небольшое количество грунта, на оттаявших участках ледниковых отложений — морен, вблизи снежников селятся мхи, лишайники, некоторые виды водорослей и даже злаки и цветковые растения. Среди них мятлик, пушица, полярный мак, осока, карликовые ивы, березки.  За холодное полярное лето они успевают зацвести и даже дать плоды.

Ребята, давайте с вами посмотрим видеофрагмент.

Ребята о чем этот видеофрагмент?

Вам было интересно?

ΙV. Построение проекта выхода из затруднений.

(Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)  

 Цель нашего путешествия  - тундра.  Что означает Тундра в переводе с финского?

Карта «Природные зоны России»

Ребята, давайте посмотрим еще один видеофрагмент.

 (Видеофрагмент сопровождает рассказ учителя.)

- Суров климаттундры – зима продолжается дольше, чем учебный год в школе. Круглый год дуют свирепые ветры, а зимой свирепствует пурга. Даже летом земля практически не оттаивает (лишь на 10 – 25 см), а ниже сохраняется вечная мерзлота.

- Какое дерево является символом России?

- Какие берёзки в тундре и какая  у них наземная часть?

Какие  животные могут здесь жить?

- Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, кречет, северный олень, волки, летом прилетают гуси и журавли.

- Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ёще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы:

- нарушение почвы от гусениц тракторов, вездеходов – гибнут растения.

- местность загрязняется  нефтью во время её добычи.

- незаконная охота – браконьерство.

- оленьи пастбища вытаптывают, потому что оленей не всегда перегоняют на другие места.

- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушение экологических связей в тундре?

V. Реализация проекта выхода из затруднений.

Продолжаем наше путешествие, мы попадаем в зону лесов.

Карта «Природные зоны России

Стихотворение

- Здравствуй, лес, дремучий лес,  полон сказок и чудес!

Ты о чем шуршишь листвою ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре, весь в росе как в серебре?

Что за зверь? Какая птица? Всё открой не утаи: Ты же видишь – мы свои.

- В какую природную зону мы отправляемся дальше?

-Лесная зона южнее тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно – Европейской и Западно-Сибирской равнинах. Эта природная зона самая большая. В этой природной зоне три части. Какие?

Посмотрим  видео фрагмент

- Тайга – хвойный лес, он занимает большую часть зоны. Какие деревья здесь растут?

-Смешанный лес – в нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче.  У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

- Широколиственный лес -  сменяет дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые растения, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Физкультминутка

VΙ. Обобщение во внешней речи.

Продолжаем путешествие по природным зонам России.

 Карта «Природные зоны России

Солнечный жаркий желтый поток,

Льется в пустыне на желтый песок,

В воздухе желтом и плотном как лед,

Желтая птица неслышно плывет.

- Пустыня – это желтое и голубое.  Желтое -  пески под ногами. Голубое  - это небо.

- Каким цветом обозначена пустыня на карте?

В Росси пустыня занимает небольшую площадь – по берегам Красного моря. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркмении, Узбекистане. В пустыне очень жарко.

Посмотрим видео фрагмент

- Какие растения могут расти в пустыне?

Большинство животных в пустыне не крупные, потому что им негде спрятаться от хищников.

Верблюд – у него много приспособлений, чтобы жить в пустыне. Длинные густые ресницы защищают глаза от песка. Оба пальца на каждой ноге соединены мозолистой подушкой. Благодаря ей он не проваливается в песок.

Люди построили каналы, чтобы орошать землю. Это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, ч то в почвах стало много соли. Проблемой является и браконьерство.

VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята, давайте теперь проверим, что вы усвоили.

Разделимся на варианты 1 и 2.

1 вариант от окна,2 вариант от двери.

1 вариант:

Основная пища животных и птиц ….    

На скалистых берегах собираются ….

Птиц с необычными клювами называют ….

2 вариант:

Подписать деревья, которые произрастают в этих лесах.

Тайга. Смешанный лес.    Широколиственный лес.

VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение.

Загадки о животных лесной зоны.

Блицтурнир:

1.Какой лес мы называем тайгой?

2.Плодами, какого дерева являются желуди?

3.Это животное умеет не только прыгать, но и летать?

4. Какое особое отличие у лиственницы?

ΙХ. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня мы побывали в четырех природных зонах.

Ребята, какие зоны мы узнали?

Домашнее задание.

Подготовить сообщение о степной зоне.

- Здравствуйте!

Дети проверяют, все ли лежит у них на парте.

В тетради дети  заполняют таблицу:

Географическое положение

Арктика  занимает самый север нашей страны – Острова Северного Ледовитого океана. В зоне арктических пустынь лежат острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и  Остров Врангеля.

Освещение

Полярный день, полярная ночь, северное сияние.

Растительный и животный мир.

Лишайники, мхи, рыба, белые медведи, чайки, моржи.

Дети смотрят.

О «Северном Сияние»

Да

«Тундра» впереводесфинского значит «бесплодная» или «враждебная» земля.

Береза

Стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках.

Белая сова, кречет, северный олень, волки, летом прилетают гуси и журавли.

Дети внимательно слушают.

Смотрят видео фрагмент.

Дети смотрят видео фрагмент.

Чайки, кайры, гагарки, тукан.

Тукан.

Тайга- хвойный лес.

Смешанный лес-березы, осины, ольха.

Широколиственный лес-дуб, липа, клен, ясень, вяз.

Тундра, пустыня, лесные зоны и т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков по окружающему миру "Природные зоны России"

Это серия уроков по теме "Природные зоны России". Здесь представлены планы- конспекты, презентации, используемые дидактический,методические материалы, информационные ресурсы к урокам "Степи", "А...

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс разработан по учебнику Плешакова А.А. Цели: формировать представление о природной зоне тундраЗадачи: познакомить с геогр...

Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»

Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе  «Перспектива».  Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России" 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России"

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России". Урок обобщения и систематизации знаний по изученным природным зонам России....