Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России. Арктика. Тундра" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_prirodnye_zony_v_sravnenii.arktika_i_tundra_1.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
4 класс «Начальная школа XXI века»
«Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра».
Учитель: Васильева Марина Ивановна
Цели и задачи:
- формировать у учащихся универсальные учебные действия:
- личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
- познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
- регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
- коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
- формировать представление о природной зоне Арктики тундры;
- познакомить с географическим положением природных зон,
климатическими условиями, растительным и животным миром и
деятельностью человека;
- развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Ход урока
Орг. Момент.
Всё на свете узнать невозможно,
Но стремиться узнать что-то новое,
И открыть для себя неизвестное,
Несомненно, друзья мои, можно.
Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать большую тему «Природные зоны России». Слайд 2
- От чего же зависят особенности каждой природной зоны? (От получаемого солнечного тепла и влаги, а так же и от почвенного покрова; в каждой из них свой животный и растительный мир). Слайд 3
- Давайте обобщим: что же такое природная зона? («Природная зона – это огромная территория, отличающаяся климатическими особенностями, почвенным покровом, растительным и животным миром»). Слайд 4
- Сегодня мы будем изучать отдельные природные зоны.
- А сейчас, я вам предлагаю просмотреть отрывок из мультфильма, и ответить на мои вопросы.
Демонстрация отрывка из мультфильма «Умка» Слайд 5
- Назовите героев, из какого они мультфильма? (Умка и его мама, мультфильм «Умка»)
- Где живут белые медведи? (В Арктике, на севере)
- Как думаете, почему мы просмотрели отрывок этого мультфильма? (Будем изучать зону арктических пустынь)
- Молодцы. Арктика - это природная зона России. Слайд 6 Обратите внимание на карту.
- Какую природную зону, схожую с Арктикой, вы можете назвать? (Тундра) Слайд 6
- Арктика, тундра… Слайд 7 зачем нужны эти понятия сегодня на уроке? (Подводим учащихся к теме урока).
- Попробуйте назвать тему урока («Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра»). Слайд 7
- Давайте поставим цель урока (изучить подробно Арктику и Тундру; сравнить природные зоны). Слайд 7
Работа по теме урока.
- Приступаем к изучению нашей темы.
- Изучать Арктику и тундру, а также сравнивать эти две природные зоны, вы будете, работая в группах, которые мы сформировали на прошлом уроке.
- На уроке будут работать 4 группы: географы, ботаники, зоологи и экологи. План работы и задания лежат у вас на столах (учащиеся будут пользоваться учебниками и дополнительной информацией, которую подготовили каждый для своей группы). Группы работают по своему плану 10 минут. Затем предоставляете отчет о проделанной работе. + план каждой группы размещается на доске.
- Каждый из вас помнит правила работы в группе (есть ответственный ученик, работаете сообща, прислушиваетесь к мнению других, отстаиваете и свою точку зрения. Главное правило – в группе работают все учащиеся).
- Напоминаю вам и про оценочные листы, которые находятся у вас на рабочих местах; их нужно будет подписать и заполнить в конце урока.
- Приступаем…
- Ребята, вы выполнили задания, указали особенности двух природных зон Арктики и Тундры.
- А вот если бы нам сейчас предложили отправиться туда в путешествие, какая одежда нам подошла бы?
Учащиеся выбирают необходимую одежду.
- А вот так выглядит одежда коренного населения Тундры (+ песня Увезу тебя я в тундру)
- Почему так одеты люди? С чем это связано? (это очень холодные природные зоны) исполнитель песни хотел увезти нас в тундру, а мы сейчас немного отдохнем, побывав в Арктике. Физминутка. (слайды из презентации) (Далее выступление каждой группы.)
- А теперь мы предоставляем слово для отчета географам.
Географы:
- Арктика и Тундра – это очень холодные, суровые зоны. В них много общего, но есть и различия. В тундре немного теплее, почва летом оттаивает лишь до одного метра, много болот и мелких озер. В Арктике почва почти не образуется. Полярная ночь и полярный день.
Арктика | Тундра |
-Северная полярная область Земли. Острова покрыты льдом и снегом. Зимой – полярная ночь, летом- полярный день. Северное (полярное) сияние. Лето очень короткое, температура чуть выше 00 С, зимой до -600С. |
на глубину от 50 см до 1 метра
впитывается в мёрзлую землю |
Участие человека в жизни Арктики и Тундры | |
|
|
- Мы познакомились с климатическими условиями Арктики и Тундры. А сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.
Слово ботаникам:
Ботаники:
- Мы попытались сравнить растительный мир Арктики и Тундры. Так в Тундре растительный мир несколько богаче, чем в Арктике.
Особенности приспособлений растений Арктики и Тундры | |
Арктика | Тундра |
|
одеты волосяным покровом, имеют восковой налет;
подушки;
переносят заморозки;
насекомых;
|
- Спасибо группе ботаников за интересную работу.
- А теперь выслушаем зоологов.
Зоологи:
- Животный мир Тундры несколько разнообразнее Арктики, но у животных очень много сходных приспособлений к трудным условиям жизни.
- Мы попробуем ответить на самый важный вопрос, что помогает животным выжить в таких суровых условиях.
Это:
- Толстый слой жира,
- Густая теплая шерсть у зверей, пух у птиц,
- Широкие лапы у зверей,
- Окраска меха,
- Сезонные передвижения,
- Близость моря и пищи.
Особенности приспособлений животных Арктики и Тундры | |
Арктика | Тундра |
|
птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю;
– тёплые стельки, у птиц опушение ног;
(осенью покидают тундру). |
- И слово группе экологов.
Экологи:
- Природа Арктики и Тундры необыкновенно ранима и, чтобы сохранить ее, нужно запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.
- На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу, погодные условия Севера. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды.
- Для сохранения удивительной природы Крайнего Севера принимаются различные меры. В 1976 году был создан заповедник на острове Врангеля.
- Спасибо группе экологов за полезную информацию.
Обобщение
- На уроке мы попытались сравнить две природные зоны – Арктику и Тундру и убедились, что природа каждой зоны по-своему уникальна и требует бережного отношения.
- Я вам хочу показать интересный видеосюжет…(показ видео «Северное сияние)
- Кто сможет ответить, что же за волшебство происходило в этом видео… Об этом должны знать географы. (Северное сияние)
- Молодцы. Действительно, Северное сияние (полярное сияние или аврора) — свечение в верхних слоях атмосферы планеты Земля. Северное сияние – это тысячи разноцветных огоньков, зажигающихся на небе в темные ночи. Огни бывают самых разных форм и цветов: синие, желтые, красные, зеленые.
- Проверьте свои оценочные листы, вспомните все ваши дела во время урока, что вы сегодня успели сделать. Итоговую отметку вы получите в журнал.
- А сейчас мне бы хотелось услышать продолжение фразы - я сегодня удивился…
Домашнее задание.
- Заполнить аналитическую карту, выбрав одну из изученных природных зон.
- По желанию, подобрать материал о северном сиянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс
Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс разработан по учебнику Плешакова А.А. Цели: формировать представление о природной зоне тундраЗадачи: познакомить с геогр...
Природные зоны России. Арктика
Знакомство с Арктикой...
Тесты по темам: « Природные зоны России». Арктика.
Тесты по темам: « Природные зоны России». Арктика....
Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов.
Урок по окружающему миру. Открытие новых знаний. Дети самостоятельно исследуют, изучают Арктику при помощи географических карт. Сами делают выводы. В конце урока анализируют свою деятельность и свою р...
Конспект урока по теме «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов» окружающий мир 4 класс
Целью данного урока было создать условия для формирования у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить их находить и показывать её на карте. Познакомить детей с особенностями природной зо...
Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика. 4 класс
В презентации представлены основные положения , которые относятся к природной зоне Арктика....
Технологическая карта к открытому уроку окружающего мира "Природные зоны России. Пустыня" 4 класс
Технологическая карта разработана для учащихся 4 класса с ЗПР...