Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (авторы учебника: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова), УМК "Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир». На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 ч, 34 недели по 2 ч в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт учащемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока, оно продолжается постоянно в школе, во внеурочной деятельности, и за пределами школы.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно-нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 ч, 34 недели по 2 ч в неделю. Для реализации программного содержания используются: 1. А.А. Плешаков. Окружающий мир: учебник для 4 класса. 2. А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса.
4. Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение результатов начального образования, а именно:
Личностных
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметных
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметных
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения предмета учащиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
-что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
-основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
-основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
-группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
-группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
-взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
-взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
-правила гигиены; основы здорового образа жизни;
-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
-потребности людей; товары и услуги;
-роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
-некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
-выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
-выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
-владеть элементарными приемами чтения карты;
-приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Формирование ИКТ- компетентности учащихся.
Учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Учатся создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их.
Учатся готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
5. Содержание учебного предмета, курса.
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9ч + 2 ч резерв)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов (всего) | из них (количество часов) | |||||
уроки | проверочные работы | тестовые работы | работы по развитию речи | Лабораторные, практические работы | экскурсии | |||
1 | Земля и человечество. | 9 | 8 | 1 | ||||
2 | Природа России. | 10 | 9 | 1 | ||||
3 | Родной край – часть большой страны. | 13 | 8 | 1 | 1 | 1презентация | 1проект | 1 |
4 | Страницы всемирной истории. | 5 | 4 | 1 | ||||
5 | Страницы истории России. | 20 | 18 | 1 | 1проект | |||
6 | Современная Россия. | 9+2 резерв | 6+2 | 1 | 1 | 1презентация | ||
ИТОГО: | 68 | 53+2 | 2 | 6 | 2 | 2 | 1 |
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
Дата проведения | Название раздела, № и тема урока | Планируемые результаты | Корректировка | |||
личностные УУД | Метапредметные УУД | предметные УУД | ||||
Земля и человечество (9 ч) | ||||||
02.09 | 1. Мир глазами астронома. | Оценивать жизненные ситуации | П: определять причины явлений, событий. Р: Принимать и сохранять учебную задачу. К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; | Познакомить уч-ся с наукой, изучающей Вселенную. Сформировать представления о Вселенной, о размерах и природе Солнца; о планете Земля, о форме и размерах Земли. | ||
07.09 | 2. Планеты Солнечной системы. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её природе. | П: выявление существенных признаков объектов. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: делать выводы на основе обобщённых знаний. | Познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них; о смене на Земле дня и ночи, времен года. | ||
09.09 | 3. Звёздное небо – великая книга Природы. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. | П: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать. | Дать представление о звёздах, учить находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе. | ||
14.09 | 4. Мир глазами географа. | Оценивать жизненные ситуации | П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной за дачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Сформировать представления о глобусе как моде ли Земли. Учить элементарным приёмам чтения плана, карты. Знать материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. | ||
16.09 | 5. Мир глазами историка. | Осознание себя членом общества и государства, чувство гордости и любви к родной стране. | Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К: Задавать вопросы, высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать. | Дать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | ||
21.09 | 6. Когда и где? | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, на родам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К: высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать. | Познакомить детей с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление». | ||
23.09 | 7. Мир глазами эколога. | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. П: Формировать собственное мнение и позицию. К: активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. | Познакомить уч-ся с последствиями влияния чело века на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. | ||
28.09 | 8. Сокровища Земли под охраной человечества. | Установка на безопасный здоровый образ жизни. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | П: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К: Использовать речь для регуляции своего действия. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации. | Познакомить с объектами Всемирного наследия, правилами поведения в природе. | ||
30.09 | 9. Международная Красная книга. Обобщение по разделу «Земля и человечество». | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К: Адекватно использовать речевые средства. | Познакомить с Международной Красной книгой. Формировать убеждение о личной ответственности за состояние природы. | ||
Природа России (10 ч) | ||||||
05.10 | 10. Равнины и горы России. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. | Р: Принимать и сохранять учебную за дачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России. | ||
07.10 | 11. Моря, озёра и реки России. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном мате риале в сотрудничестве с учителем. П: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у уч-ся представление о водоёмах, их разнообразии, использовании человеком. | ||
12.10 | 12. Природные зоны России. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нор мах, социальной справедливости и свободе. | Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. К: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Сформировать у уч-ся представление о природных зонах, дать понятие поясности. | ||
14.10 | 13. Зона Арктических пустынь. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Р: Осознание и принятие базовых обще человеческих ценностей. П: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. | Сформировать у уч-ся представление о природ ной зоне арктических пустынь; особенностями природы, значении природы данной зоны для чело века, её использование. | ||
19.10 | 14. Тундра. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Р: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. | Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ее географическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности человека. | ||
21.10 | 15. Леса России. | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | Р: Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у учащих ся представление о лес ной зоне; географическом положении зоны лесов, растительном и животном мире. | ||
02.11 | 16. Лес и человек. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. | Р: Различать способ и результат действия. П: Делать выводы на основе обобщения знаний. К: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Сформировать у уч-ся представление о роли леса в жизни человека и природы; эко логических проблемах леса, возникших по вине человека, о бережном отношении человека к природе. | ||
09.11 | 17. Зона степей. | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | Р: Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; ее географическом положении особенностях, животном и растительном мире, об охране природы. | ||
11.11 | 18. Пустыни. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её при роде, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Р: Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П: Добывать но вые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у учащихся представление о при родной зоне пустыни; географическом положении, её особенностях. | ||
16.11 | 19. У Черного моря. | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | П: Добывать новые знания: извлекать информацию. Р: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. К: готовность слушать собеседника и вести диалог. | Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черно морского побережья Кавказа; географическом положении, особенностях и деятельности людей. | ||
Родной край – часть большой страны (13 ч.) | ||||||
18.11 | 20. Наш край. Поверхность нашего края. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. | Учить вести наблюдение в природе, сравнивать свойства наблюдаемых объектов, расширять знания о родном городе, селе. Представление о поверхности родного края; работа с картой. | ||
23.11 | 21. Водные богатства нашего края. | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | Р: Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Расширять представления уч-ся о водоёмах нашего края; естественных и искусственных водоёмах, о их значении и охране. | ||
25.11 | 22. Наши подземные богатства. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Р: овладение начальными сведения ми о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности. П: освоение способов решения проблем творческого и по искового характера. К: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Практическое знакомство с полезными ископаемы ми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения. | ||
30.11 | 23. Земля – кормилица. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Р: Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Познакомить детей с раз личными видами почв и их составом. Развивать умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов. | ||
02.12 | 24. Жизнь леса. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. | Р: овладение базовыми предметны ми и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. П: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К: Адекватно использовать речевые средства. | Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса. | ||
07.12 | 25. Жизнь луга. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | П: способность осознавать и оценивать свои мысли и действия. К: использование различных способов поиска, обработки и интерпретации информации. Р: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Дать представление о луге, как природном сообществе. | ||
09.12 | 26. Жизнь в пресных водах. | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: контроль, коррекция действий партнера. Р: определение промежуточных целей с учетом конечно го результата. | Сформировать представление о жизни пресного водоёма, растительном и животном мире, о роли человека. | ||
14.12 | 27. Экскурсия в природные сообщества родного края. | Формирование целостно го, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответствии с нормами языка. Р: сличение способа действия и его результата. | Развивать умение наблюдать за природой, познакомить с особенностями при родных сообществ края. | ||
16.12 | 28. Наши проекты. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | П: самостоятельное определение познавательной цели. К: использование речевых форм для решения коммуникативных и познавательных задач. Р: использование различных способов по и интерпретации информации. | Развивать навыки работы с информацией. | ||
21.12 | 29. Растениеводство в нашем крае. | Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение. | П: соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. К: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Р: использовать речь для регуляции своего действия. | Сформировать представление уч-ся об отрасли с/х, роли растений в при роде и жизни людей, бережном отношении человека к растениям. | ||
23.12 | 30. Животноводство в нашем крае. | Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение. | П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р: формирование умения планировать, контролировать и К: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Сформировать представление уч-ся об отрасли с/х. Раскрыть роль животных в жизни людей; бережное отношение к животным. | ||
31. Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: умение владеть диалогической речью. Р: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Контроль усвоения и владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | |||
32. Презентация проектов. | Развитие самостоятельности и личной ответственности. | П: поиск и выделение необходимой информации. К: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: само и взаимооценка деятельности. | Развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения; умение пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни. | |||
Страницы всемирной истории (5 ч) | ||||||
33. Начало истории человечества. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | П: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. К: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Р: Формирование уважительного отношения к иному мнению. | Дать уч-ся представление о первобытных людях. | |||
34. Мир древности: далекий и близкий. | Оценивать жизненные ситуации. | П: самостоятельное определение и формулирование цели, умение владеть диалогической речью. К: строить речевое высказывание в устной и письменной речи. Р: приходить к общему решению в совместной деятельности. | Познакомить уч-ся с древ ним Египтом, Грецией, Римом. | |||
35. Средние века: время рыцарей и замков. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор. | П:. самостоятельное определение и формулирование цели. К: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью. Р: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формировать представление о Средневековье. | |||
36. Новое время: встреча Европы и Америки. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | П: классификация объектов по выделенным признакам. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: оценивание качества и уровня усвоения знаний. | Познакомить уч-ся с выдающимися людьми Нового времени, их изобретения ми, географическими открытиями. | |||
37. Новейшее время: история продолжается сегодня. | Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников. | П:. самостоятельное определение и формулирование цели. К: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью. Р: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Познакомить уч-ся с открытиями ученых, знаменитыми людьми XX века. | |||
Страницы истории России (20 ч) | ||||||
38. Жизнь древних славян. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | П: соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. К: строить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной задачей. Р: использовать речь для регуляции своего действия. | Представление о жизни древних славян | |||
39. Во времена Древней Руси. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | П: построение логической цепи рас суждений. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. К: владение формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | Представление о Древней Руси, русских князьях | |||
40. Страна городов. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | П: самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого и поискового характера. К: инициативное сотрудничество с учителем и классом. Р: составление плана и последовательности действий. | Представление о городах X-XI века Киеве и Новгороде | |||
41. Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответствии с нормами языка. Р: сличение способа действия и его результата. | Представление о возникновении славянской аз буки, появлении письменности на Руси; | |||
42. Трудные времена на Русской земле. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | П: смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия. К:владение формами речи в соответствии с норма ми языка. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры. | |||
43. Русь расправляет крылья.
| Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников. | П:подведение под понятие, анализ, сравнение, синтез. К: построение и применение высказываний для решения постав ленной задачи. Р:взаимооценка деятельности. | Сформировать представления уч-ся о возрождении Руси. | |||
44. Куликовская битва. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | Р: Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. П: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Сформировать представления уч-ся о подвигах защитников Руси. | |||
45. Иван Третий. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравствен ной отзывчивости. | П:моделирование.К: построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей. Р: самооценка деятельности. | Сформировать представления уч-ся о Москве времен Ивана III, сравнить ее со временем правления Ивана Ка литы и Дмитрия Донского. | |||
46. Мастера печатных дел. | Формирование установки к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Р:Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П: Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Сформировать представления уч-ся о появлении первой печатной книги н а Руси, книгопечатанья. | |||
47. Патриоты России. | Осознание своей гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважение к культурному наследию России. | П:выдвижение гипотез и их обоснование. К: признавать возможность существования раз личных точек зрения и права каждого иметь свою. Р: умение работать в материальной и ин формационной среде. | Сформировать представления уч-ся о патриотизме. | |||
48. Петр Великий. | Развитие самостоятельности, самооценки. | Р: Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале П: Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. К: Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. | Сформировать представления уч-ся о времени правления Петра I , его реформах. | |||
49. Михаил Васильевич Ломоносов. | Развитие этических чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:контроль, коррекция действий партнера. Р:определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. | Сформировать представления уч-ся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. | |||
50. Екатерина Великая. | Принятие и освоение социальной роли учащегося. | П:поиск и выделение необходимой информации. К:умение с достаточной полнотой выражать свои мыс ли. Р: постановка учеб ной задачи. | Сформировать представления уч-ся о жизни в Рос сии во времена правления Екатерины Великой. | |||
51. Отечественная война 1812 года. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | П:выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К:сотрудничество с классом. Р: сличение способа действия и его результата с данным эталоном. | Сформировать представления уч-ся о войне 1812 го да. | |||
52. Страницы истории XIX века. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства со причастности, гордости за свою Родину, народ и историю. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: владение монологической и диалоги ческой речью. Р:составление плана и последовательности действий. | Сформировать представления уч-ся о жизни в XIX веке, о технических изобретениях того времени. | |||
53. Россия вступает в XX век. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи. | Сформировать представления уч-ся о важнейших событиях в России в начале XX века. | |||
54. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | П:структуирование знаний. К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Р:оценивание качества и уровня усвоения материала. | Сформировать представления уч-ся о жизни страны в 20-30-е годы. | |||
55. Великая Отечественная война и Великая Победа. | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | Р: Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П:Строить сообщения в устной и письменной форме. К: Делать выводы на основе обобщённых знаний. | Сформировать представления уч-ся о Великой Отечественной войне. | |||
56. Великая Отечественная война и Великая Победа. Курская дуга. | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К: владение формами речи в соответствии с нормами языка. Р: постановка учебной задачи. | Сформировать представления уч-ся о Великой Отечественной войне, ее героях, о битве на Курской дуге. | |||
57. Страна, открывшая путь в космос. Наши проекты. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П:Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в слова рях и энциклопедиях. К:Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | Сформировать представления уч-ся о жизни страны в послевоенное время. | |||
Современная Россия (9+2ч) | ||||||
58. Основной закон России и права человека. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах. | Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве П: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники ин формации. К:Оформлять свои мыс ли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | Дать представление о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека. | |||
59. Мы - граждане России. | Формирование целостно го, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. К: инициативное сотрудничество с учителем и классом. Р:постановка учебной задачи. | Формировать представление о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе. | |||
60. Славные символы России. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культу ре других народов. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. Р:оценивание качества и уровня усвоения материала. | Формировать представление о государственных символах России. | |||
61. Такие разные праздники. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К:владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с поставленной задачей. Р: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. | Сформировать представление о праздника в России, их различиях и особенностях. | |||
62. Путешествие по России, по Дальнему Востоку и Сибири. | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | П: осознанное и произвольное пост роение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. К: контроль и оценка действий партнера. | Дать представление, на сколько наша страна велика, познакомить с народами, населяющими Россию, их обычаями. | |||
63. По северу европейской части России. | Осознание своей этнической и национальной принадлежности. | П: самостоятельное определение познавательной цели. К: использование речевых форм для решения коммуникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. | Познакомить с городами европейской части Рос сии, их народами, образом жизни. | |||
64. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. | Формирование ценностей многонационального российского общества | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:активное использование знаково-символических средств представления информации. К:использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. | Познакомить с достопримечательностями старинных русских городов. | |||
65. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | П: самостоятельное выделение и формулирование цели, К: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Р: оценивание качества и уровня усвоения материала. | Проверить знания по изученным разделам. | |||
66. Презентация проектов. | Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации. К: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: составление плана и последовательности действий. | Формировать умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку зрения. | |||
67. Обобщающая игра «Крестики – нолики». | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи. | Проверить знания уч-ся по разделам « Современная Россия», «Страницы истории России», «Страницы всемирной истории». | |||
68. Обобщающий урок–игра. КВН. | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | П:анализ объектов с целью выделения их признаков. К:сотрудничест во со сверстниками .Р: самооценка деятельности. | Обобщение и повторение знаний по разделам «Сов ременная Россия», «Страницы истории России». |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. А.А. Плешаков. Окружающий мир: Рабочие программы. 1-4 классы.-М.: Просвещение, 2011г.
2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение,2013 г.
3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс.- М.: Просвещение 2014 г.
4. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей,
общественных явлениях).
5. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
6. А.А. Плешаков. Атлас - определитель «От земли до неба»
7. О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. Москва. «ВАКО» 2013 г.
8. Сборник рабочих программ для начальных классов «Школа России» Москва, «Просвещение», 2011г
9. Окружающий мир. КИМы 4 класс. И.Ф.Яценко. ООО «ВАКО»,2014 г.
10. Н. Т. Брыкин, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004 г.
11. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004 г.
12. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
13. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
14. Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокамhttp://svetly5school.narod.ru/metod1.html
15.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
16. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся.
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
- различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные
растения, а также сельскохозяйственных животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде
сообщения, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости,
- определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных
последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении
природного окружения;
- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране
природы;
- называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);
- называть океаны и материки;
- называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;
- рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;
- объяснять, что такое Конституция;
- характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.
Четвероклассники получат возможность научиться:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;
- работать с учебными и научно-познавательными текстами;
- составлять план учебной статьи;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- работать с различными картами;
- готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- работать в паре, группе, индивидуально;
- оценивать себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России;
- описывать отдельные (изученные) события истории Отечества;
- пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска
дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента г...
Рабочая программа по "Окружающему миру" 1 класс автор А.А.Плешаков 2011г.
Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 1 класс автор А.А Плешаков по новым ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс автор А.А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс автор А.А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по окружающему миру,3 класс, автор А.А.Плешаков
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс автор А.Плешаков
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс...