Урок-конференции по окружающему миру "Экология Волгоградской области", 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Все мы жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша планета, единственная на которой есть жизнь. Она очень хрупкая и в то же время очень красивая. Всё на нашей планете: от мельчайшего организма и до самого человека живёт в постоянной гармонии. Но в настоящее время на Земле исчезает очень много растений, животных… Окружающая среда в опасности! Мы должны приложить все усилия, чтобы спасти свою планету, свой край от экологической катастрофы. Данная конференция посвящена охране природы родного края! Ведь спасая природу родного края, мы вносим свой вклад в спасение всей планеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 2.76 МБ |
urok-konferentsiya_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Колокола тревоги Острейшими проблемами современности являются: охрана окружающей среды и экологическая норма. Вот почему данная тема является очень актуальной и привлекает внимание миллионов людей.
Охрана вод
Дефицит пресной воды. Воды на Земле кажется много. Пресная же вода , которая интересует человека в первую очередь, составляет менее 3% от объёма земной гидросферы.
В Волгоградской области насчитывается более 190 рек. Среди них великая русская река-Волга.
Богатства Волги Долгое время Волга славилась рыбным промыслом. Но к концу 20 века положение начало стремительно меняться.
Промышленные и бытовые отходы, выбрасываемые в Волгу и др. реки нашей области, представляют огромную опасность для водной среды.
Отходы выбрасываемые в Волгу
Охрана атмосферы.
К источникам загрязнения воздуха относятся промышленные, транспортные и бытовые выбросы.
Загрязнение атмосферы в промышленных городах и городских агломерациях, какими являются Волгоград и Волжский, значительно выше, чем в атмосфере в целом.
Мероприятия, проводимые для охраны атмосферы. Охрана атмосферы. Строительство очистных сооружений. Безотходная технология производства. Защита воздуха от выхлопных газов. Озеленение городов. Прекращение сжигания бытовых отходов в черте города.
Загрязнение воздуха вызывает глубокие изменения в биосфере, наносит ущерб народному хозяйству, оказывает вредное влияние на организм человека, животных и растений.
Охрана растительности.
Степная растительность. Большая часть Волгоградской области представлена степной растительностью (96%). Особой охране подлежат лекарственные травы, редкие и исчезающие растения.
Леса Волгоградской области. На долю леса приходится около 4% всей территории. Все леса Волгоградской области относятся к первой группе. Это- зелёные зоны вокруг городов и посёлков, леса вдоль рек, лесопосадки вдоль дорог и полей.
Охрана лесов Волгоградской области. Важное место в охране лесов принадлежит борьбе с пожарами. Серьёзный ущерб лесам также наносят вредные насекомые .
Охрана животных.
Редкие и исчезающие животные Волгоградской области. Фауна животных Волгоградской области очень разнообразна. На суше и водоёмах области постоянно или временно обитает свыше 370 видов животных. Из них каждый десятый числится в официальных списках редких и исчезающих животных. Они занесены в Красную книгу Волгоградской области.
Красная книга России 1974 год
Экология – наше будущее! Экологические проблемы – это проблемы , связанные с нашим будущим. Особая роль в их решении принадлежит молодёжи. Важно нести экологические знания молодому поколению, формируя новое экологическое мышление.
Во имя будущего! Уникальность природы Волгоградской области в значительной степени нарушена. Воздействие на природу со стороны человека продолжается и дальше. Но только разумное, бережное отношение ко всему живому поможет нам сосуществовать без особого беспокойства, сохранить ценные виды не в вольерах и на грядках ботанических садов, а в природе. Сберечь как памятники природы. А сохранить их – наш долг перед настоящим и будущим!
Предварительный просмотр:
Тема урока: Экология Волгоградской области. (Слайд 1 - Тема) Цели урока: - углубление и активизация экологических знаний обучающихся; - воспитание гуманного отношения к природе родного края, чувства ответственности за всё живое на Земле; - развитие экологической этики обучающихся. (мероприятие сопровождается показом презентации «Экология Волгоградской области») Тип урока: обобщение знаний Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация на тему: «Экология Волгоградской области»; Красная книга России, Красная книга Волгоградской области. Ход урока: (2 слайд – Колокола тревоги) На фоне лирической музыки звучит стихотворение С. Смирнова «Есть просто храм…» 1-й ученик. Есть просто храм, есть храм науки, (3 слайд – А есть ещё природы храм - Храм природы) С лесами, тянущими руки. Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, (4 слайд – лес) Открыт для всех в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь! Учитель: Все мы жители одного большого дома под названием планета Земля. (Слайд 5- Земля - наш дом.) Наша планета, единственная на которой есть жизнь. Она очень хрупкая и в то же время очень красивая. Всё на нашей планете: от мельчайшего организма и до самого человека живёт в постоянной гармонии. Но в настоящее время на Земле исчезает очень много растений, животных… Окружающая среда в опасности! Мы должны приложить все усилия, чтобы спасти свою планету, свой край от экологической катастрофы. И наша сегодняшняя конференция посвящена охране природы родного края! Ведь спасая природу родного края, мы вносим свой вклад в спасение всей планеты. 2-й ученик. Я – природа! Я – великий мастер! Слайд 6 Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастье подарить -
В моей всё это власти! -
Слайд 7,8 Гриб в лесу; ромашку на лугу;
9, 10 Небо в час восхода и заката, иву над рекой .
И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый Слайд 11 Хлебный колос! Как всему венец… Только ты мой дар, моё уменье,
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – моё творенье!
И у нас с тобой – одна судьба!
Да ты вырос. Ты простился с детством.
Шире, что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
Слайд 12 И былинку даже, что в наследство Я тебе вручила, береги
Учитель: Посмотрите вокруг: какой прекрасный удивительный мир нас окружает. (Слайды 13-23). Леса, луга, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это Природа! Она нас кормит. Поит, одевает, даёт нам всё необходимое для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней.
Посмотрите на глобус. (Слайд 24- Глобус). Землю иногда называют «Голубая планета». Как вы думаете почему? (Потому что большую часть нашей планеты занимает вода). Воды на Земле очень много, гораздо больше, чем суши, Вода занимает свыше 2/3 поверхности нашей планеты. Воды на Земле много, но мы испытываем дефицит воды. Почему? (Слайд 25- Дефицит пресной воды). Пресная вода, которая необходима человеку составляет менее 3% от объёма земной гидросферы. Поэтому пресную воду нужно беречь.
(Слайд 26 «Охрана вод»)
Сообщение № 1. Охрана вод. (Все сообщения – это дополнительный материал, который подготовили и рассказывают сами обучающиеся))
Говорят, что вода – кровь Земли. Вода живая, она движется и даёт жизнь и движение всему её окружающему. Но в настоящее время многие реки и красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы. Учённые подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы поступает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
(Слайд 27 – Реки Волгоградской области) В Волгоградской области насчитывается более 190 рек, Среди них великая русская река – Волга. (Слайд 28 – Река Волга). Долгое время Волга славилась рыбным промыслом. Но к концу 20 века положение начало стремительно меняться. (Слайд 29). Промышленные отходы, выбрасываемые в Волгу и другие реки нашей области, представляют собой огромную опасность для водной среды.
(Слайд 30- Отходы, сбрасываемые в реки) Каждый год в Волгу сбрасываются отходы из ответных сооружений, нефтепродукты, металлы, лакокрасочные материалы, отходы пищевой промышленности, бытовые отходы. (Слайд 31 – Берегите воду!) Учитель: Во многих реках нашей области из-за большого загрязнения даже нельзя купаться. А виноваты в этом сами люди. Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Прогулка», которое послужит примером , того, как не следует вести себя по отношению к природе.
3-й ученик. Мы приехали на реку воскресенье провести,
Слайд 32 - пляж А свободного местечка не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке, тут и там пустые банки
И как будто нам назло, даже битое стекло.
Слайд 33 - мусор Мы по бережку прошли, место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята, - крикнул Дима, -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж.
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли.
Веселились, как могли: хороводом песни пели…
Отдохнули и ушли.
И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки.
Словом, мусора гора…
Слайд 34 - мусор Мы приехали на реку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не нашли.
Учитель: Что же мальчики сделали не так, отдыхая на природе? А как поступаете вы в таких случаях?
Мы должны с вами беречь воду, не загрязнять реки, моря и океаны! Потому что беречь воду – это, значит беречь жизнь, своё здоровье, красоту окружающей природы.
На нашей планете 4 океана. Но кроме этих четырёх есть ещё один океан – самый большой из всех. Океан этот не солёный и не пресный и к тому же без берегов и без воды. Как вы думаете, что это за океан? (Это воздушный океан над Землёй) Сообщение № 2. Охрана атмосферы. (Слайд 35 «Охрана атмосферы»)
Гудят заводы, всюду пыль.
Бежит, дымит автомобиль.
А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут.
Только за год в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов промышленных отходов. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода.
(Слайд 36- Источники загрязнения воздуха) К источникам загрязнения воздуха относятся промышленные отходы, транспортные и бытовые выбросы. (Слайд 37) Загрязнение атмосферы в промышленных городах и городских агломерациях, какими являются Волгоград и Волжский значительно выше, чем в атмосфере в целом. (Слайд 38- Мероприятия для охраны атмосферы) В нашем городе и области разработаны и внедряются различные мероприятия для охраны атмосферы. Это: строительство очистных сооружений, безотходная технология производства, защита воздуха и атмосферы от выхлопных газов, прекращение сжигания бытовых отходов в черте города, озеленение улиц.
(Слайд 39)
Учитель: Загрязнения воздуха вызывает глубокие изменения в биосфере, наносит ущерб народному хозяйству, оказывает вредное влияние на организм человека, животных и растений. Многие растения и животные находятся на грани исчезновения. (Слайд 40 – Красная книга ) Они занесены в Красную книгу Волгоградской области. Ребята, кто из вас знает, что такое Красная книга природы. ( Это книга, в которую занесены редкие виды животных и растений; представителей природы, занесенных в эту книгу нужно охранять особенно бережно; красный цвет книги предупреждает нас – стой! Остановись! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно).
4-й ученик. На земле исчезают цветы,
(Слайды С каждым годом заметнее это.
41, 42, 43, 44) Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой»!
Нам казалось всё мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели как из под ног
Молчаливо, дыша еле-еле.
Слайды 45,46 Обречёно глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели!
(Слайд 47 «Охрана растительности»)
Учитель: Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Сорванные растения быстро вянут, а, оставаясь в природе, они ещё долго могли бы радовать людей.
Сообщение № 3. Охраняемые растения Волгоградской области. (Слайд 48 – Фауна Волгоградской области). Богата и разнообразна фауна Волгоградской области. Это разнообразие определилось сложной историей формирования растительного покрова, разнообразием климатических и экологических условий на её территории, особенностями географического положения.
Всего в пределах области произрастает около 1700 высших растений. В связи с усиливающимися неблагоприятными воздействиями человека на естественный растительный покров отдельные виды растений оказались на грани исчезновения. Среди них имеются как редкие, так и бывшие до недавнего времени вполне обычные виды (ковыли, тюльпаны, хохлатки и другие), которые по разным причинам в последние годы резко сократили свою численность и оказались под угрозой исчезновения.
Список охраняемых растений Волгоградской области включает 130 видов. Вот некоторые из них: можжевельник, ковыль меловой, осока низкая, валериана, колокольчик, тюльпан, ландыш, ирис, пион, кувшинка, фиалка, полынь, василёк., девясил.
Учитель: Когда ты входишь в лес -
(Слайд 49 - Лес) Душистый и прохладный
Средь пятен солнечных
И строгой тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.
Лес – чудесное творение природы. Без него бы давно прекратилась жизнь. Он даёт нам самое дорогое – кислород.
(Слайд 50 «Леса Волгоградской области»)
На долю леса приходится 4% всей территории Волгоградской области. Все леса относятся к первой группе. Это – зелёные зоны вокруг городов и посёлков, леса вдоль рек, лесопосадки вдоль полей и дорог.
А какие правила поведения в лесу вы знаете? (не шуметь, не разжигать костров, не ломать веток, не разорять птичьих гнёзд).
(Слайд 51 «Лесные пожары)
Важное место в охране лесов принадлежит борьбе с пожарами. В результате лесных пожаров погибает огромное количество животных, многие из которых также занесены в Красную книгу.
(Слайд 52 «Охрана животных»)
Сообщение № 4. Редкие исчезающие животные Волгоградской области.
(Слайд 53) Фауна животных Волгоградской области отличается рядом особенностей и характеризуется, прежде всего, значительным видовым разнообразием. На суше и в водоёмах области постоянно или временно обитает свыше 370 зверей, птиц, рептилий, амфибий и рыб. Только птиц известно более 230 видов; из них каждый десятый числится в официальных списках редких находящихся под угрозой исчезновения: 16 – во всесоюзной и 5 республиканской красной книге. Три вида обитающих в области млекопитающих попали на страницы национальной Красной книги.
Редкие птицы Волгоградской области: чёрный аист, савка, степной орёл, журавль-красавка, дрофа, большая белая цапля и другие.
Редкие млекопитающие: выхухоль, перевязка. Летучая мышь – гигантская вечерница.
Редкие и ценные осетровые рыбы: белуга, осётр русский озимый, персидский осётр, севрюга, стерлядь. Редкие насекомые: кузнечик тёмнокрылый, жужелица венгерская, красотел пахучий, жук-олень, шмель, пчела-плотник и другие. 6-й ученик. Мы безумно богаты.
(Слайд 54, 55, 56 В наших чащах и рощах
Птицы) Столько всяких пернатых
Просто диву даёшься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится.
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство -
На полях в перелесках,
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство, и только? Ну, дрозды, ну синички…
Слайды 57, 58. Где запомнить все клички,
Просто птички – и только!
7-й ученик. А цветы разве знаем на лугах?
(Слайд 59 – Луг) Разве ценим? Всё травой называем,
60 -ель А покошены – сеном.
И с деревьями тоже:
Роща в общем и целом…
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем Не щадим, не жалеем.
Ни за что ни в ответе,
Словно, самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
Учитель: Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле. Они договариваются о мерах по её сохранению: (Слайд 61- Меры по сохранению природы)
- была принята Конвенция (Международное соглашение) по ограничению торговли редкими исчезающими видами диких животных и растений;
- организован Всемирный фонд дикой природы, выделяются средства на охрану редких видов животных и растений и на проведение исследований по их сохранению;
- активно работает международная организация «Гринпис» («Зелёный мир»), которая борется за чистоту окружающей среды; - создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов, который в 1963 году учредил Международную Красную книгу. В нашей стране Красная книга появилась в 1974 году;
- в разных уголках мира образованы заповедники и национальные парки.
Все мы – дети Земли. Земля – наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведём экологическую викторину, чтобы посмотреть насколько хорошо вы знаете этот удивительный природный мир.
Экологическая викторина.
1) Какую пользу приносят лиственные и хвойные леса?
( 1 гектар дубового леса выделяет в год 830 кг кислорода, берёзового – 725 кг, соснового – 540 кг. 1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 тонн пыли, а лиственный – 50-70 тонн. Можжевельник в сутки выделяет 30 кг веществ, убивающих бактерии)
2) Какие правила поведения в лесу вы знаете?
( Не шуметь, не разжигать костров, не ломать веток, не разорять птичьих гнёзд)
3) Куда занесены редкие и исчезающие растения и животные? (В Красную книгу)
4) В каком году Красная книга появилась в России? ( В 1974 году)
8-й ученик. Мы любим лес в любое время года,
(Слайд 62- Мы слышим речек медленную речь…
Лес, река) Всё это называется – Природа!
Давайте же всегда её беречь!
(Слайд 63- В лугах ромашки солнечного света,
Ромашки) Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с Природою дружить!
(Слайд 64-дождь Летят, звеня, дождинки с небосвода.
65 - туман Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется – Природа!
Давайте же сердца ей отдадим!
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
66 – веч. звезда Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!
Учитель: (Слайд 67) Уникальность природы Волгоградской области в значительной степени нарушена. Воздействие на природу со стороны человека продолжается и дальше. Но только разумное, бережное отношение ко всему живому поможет нам, сосуществовать без особого беспокойства, сохранить ценные виды не в вольерах и на грядках ботанических садов, а в природе. Сберечь как памятники природы. А сохранить их – наш долг перед настоящим и будущим! (Слайд 68) Замечательный писатель и большой любитель природы, Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Двадцать второго апреля мы будем отмечать Всемирный день Земли. Этот праздник был основан в 1970 году. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды. И мне хочется закончить нашу конференцию прослушиванием песни «Двадцать первый век!», которая призывает беречь природу, беречь мир, беречь наш дом под названием – планета Земля!
Песня «21 век!» (слайды 69-95)
1. Каким ты будешь двадцать первый век?
Что принесёшь и что подаришь людям?
Каких высот достигнет человек?
Какими все мы в новом веке будем?
Пусть чище станут реки и моря!
Пусть звонче распевают песни птицы!
Подарит новых гениев Земля.
И к лучшему должно всё изменится! Припев:
В новый вступая век,
Взрослые все и дети.
Сделайте так, чтоб каждый человек
Счастливо жил на нашей планете.
От гибели природу защитим
И все в природе тайны разгадаем
Пусть будет в жизни то, чего хотим,
Всё лучшее о чём мы все мечтаем.
Пусть прекратятся войны на Земле
А люди полетят к другим планетам
Пусть будет меньше у людей проблем
А в жизни больше доброты и света!
Припев тот же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Презентация к уроку окружающего мира "Красная книга Волгоградской области"
Презентация к уроку окружающего мира "Красная книга Волгоградской области" поможет педагогу познакомить обучающихся начальной школы с редкими и исчезающими видами растений и животных Вогоградского рег...
Урок-конференция "Земля- наш дом" Литературное чтение, 3 класс. Школа России
Этот материал поможет учителю проводить разнообразные нестандартные уроки чтения. окружающего мира, ИЗО и во внеурочной деятельности....
Дидактический материал по окружающему миру на тему: "Охраняемые растения Волгоградской области". Страницы рабочей тетради 4 класс.
Каждый человек должен знать историю своего края, растительный и животный мир. Данный материал поможет учителю познакомить учащися с...
Дидактический материал по окружающему миру на тему: "Красная книга Волгоградской области". Страницы рабочей тетради для 2 класса.
Данный дидактический материал представлен творческими заданиями, интересными фактами, справочным материалом, загадками, сказкой, тестами по теме "Красная книга Волгоградс...
Дидактический материал по окружающему миру на тему: "Красная книга Волгоградской области". Страницы рабочей тетради для 1 класса.
Данный дидактический материал представлен творческими заданиями, интересными фактами, справочным материалом, загадками, мифом, легендой, тестами по теме "Красная книга Вол...