Урок-путешествие по окружающему миру "Москва златоглавая"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающего мира "Москва златоглавая" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moskva_1.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
История 3 класс
Тема урока: «Москва златоглавая»
Урок – путешествие.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: создавать условия для развития представления о Москве как столице России, образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства, показать взаимосвязь Москвы древней и современной;
- познакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.
Метапредметные УУД:
Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, иметь способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач.
Средства обучения: компьютер, презентация, учебник, планшеты , тексты, конверты со звездочками, конверты с пословицами, отдельно картинки с изображениями соборов, магниты с изображением Москвы, колокольчики.
Ход урока.
Психологический настрой
-Положите ладонь на левую сторону груди. Что вы чувствуете (биение сердца)
-Как оно бьется (часто, волнуется, наверное нас ждет необычный урок)
-А зачем нам сердце (орган для перекачки крови, разносящий питательные вещества по всему организму)
-Может ли человек жить без сердца ( я думаю нет, так как это главный орган человека)
Актуализация знаний
Словарная работа
-Что такое столица (главный город страны)
- Как вы думаете какое отношение имеют эти два слова к друг другу (главные, без них не может существовать человек)
-назовите столицу нашей родины (Москва)
Сообщение темы урока
- Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке (Предположу, что о Москве, как о сердце России)
- Тема урока Москва златоглавая .
- Как вы понимаете это слово (золотая голова, слово сложное, соединительная гласная О)
--А почему ее так назвали, узнаем в течение урока
-Ребята, я недавно получила видеописьмо, давайте посмотрим (…, ребята. Меня зовут Джон, Я живу в Америке. Я начинающий корреспондент. Очень часто слышу слово «Москва» но пока ничего о нем не знаю. Помогите, пожалуйста узнать об этом городе)
- Так как мы сегодня будем говорить о Москве, я пригласила к нам в гости Джона. Встречайте! (заходит гость)
- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно сегодня побывать у вас в гостях. Я надеюсь, что после вашего урока я узнаю много интересного о Москве, соберу информацию для моей статьи.
Проблема урока
- Как же мы поможем, если мы не знаем ничего о Москве?
- Сформулируйте цели урока (узнать больше о Москве, узнать то, чего не знали, помочь нашему гостю, почему Москва называется златоглавой)
- Ребята, но сначала помогите мне собрать и объяснить рассыпанные предложения в этих конвертах. (раздает конверты командам)
1. Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.
2. Москва – мать городам русским.
3. Кремль – сердце Москвы.
- И так мы отправляемся на экскурсию по Москве. Город очень большой и мы можем заблудиться, что может нам помочь? (карта, навигатор, путеводитель, экскурсовод)
-Наш «путеводитель по Москве» перед нами, на нем отмечены места, которые мы сегодня покажем нашему гостю.
- Давайте вспомним правила поведения на экскурсии:
-не выкрикивать, не отставать
Физминутка.
Работа в группах
- Чтобы рассказать о тех местах, где мы сегодня побываем, мы разделились на группы, у каждой группы свое задание.
1гр. -работает с учебником на стр. 58-61
2гр. – работает с дополнительной информацией, которую я предоставила
3гр. – работает с интернет-ресурсами
- Вы должны найти информацию о тех предметах, которые находятся у вас на столах.
- А в нашей редакции будет работать редактор, который к концу экскурсии оформит по нашей теме книгу, которую подарим нашему гостю на память.
-Пока группы будут готовиться, мы с Джоном пройдемся по Арбату
-Кто знает, что такое Арбат? (Полина Б. )
Арбат-самая знаменитая улица Москвы, Все туристы обязательно приходят сюда. Это пешеходная улица. Здесь когда то жили знаменитые люди. Сейчас на Арбате находится множество сувенирных лавок, магазинов, кафе. Это главное место торговли сувенирами: матрешками, самоварами. Художники выставляют свои картины. Очень много уличных музыкантов.
-Группы готовы. (Джон берет интервью)
Москва стала столицей русского государства в 15 веке при Иване 3.Чтобы город был самым неприступным, Иван 3 пригласил итальянских мастеров, которые строили Кремль более 10 лет. В это время были возведены красные зубчатые стены, стройные башни и знаменитые кремлевские соборы, которые дошли до наших дней. (Гладченко )
Физминутка. Релаксация.- Возьмите в руки колокольчики, закройте глаза, отправляемся на территорию Кремля, на Соборную площадь (звон колоколов)
- Перед нами Московский Кремль (Хрисанфова)
1 группа
Московский Кремль — главная достопримечательность города — расположен в самом центре столицы России. Его мощные стены и башни, златоверхие храмы, древние терема и дворцы возвышаются над Москвой-рекой и образуют неповторимый по красоте и величию архитектурно-художественный ансамбль. Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 80 м. Спа́сская башня — главные ворота Кремля — в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты, по которым сверяет время вся страна.
Успенский собор - главный собор Москвы. Здесь проходило венчание на царство всех русских царей. Первым был Иван 4.(Легашова)
- А кто такой Иване IV?
Иван IV-государь, великий князь московский, первый царь всея Руси. Народ считал его своим защитником, «царем-батюшкой». Грозным его прозвали так, потому что он был «грозой» для соседей Руси. Разорял, сжигал города, которые выражали хоть малейшее недовольство. Но позднее он стал грозой и для своих подданных, бросал их в темницы, казнил невинных людей. (Тищенко)
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, (разговорное название Собор Василия Блаженного) — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы и России. Собор был построен в 16 веке по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани. Согласно легенде, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. (Колтун)
Благове́щенский собо́р — православный храм в честь Благовещения Богородицы. Собор был построен при Иване III в 15 веке. Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий. (Вартанян)
История Архангельского собора началась еще в начале 14 века, когда Иван Калита в память об избавлении города от эпидемии чумы заложил небольшую церковь. Кремлевский Архангельский собор посвящен Архангелу Михаилу, предводителю небесных войск. Здесь хоронили всех правителей московского государства. (Романенко)
Колокольня Ивана Великого – самое высокое здание Москвы. В далекие времена с колокольни читали царские указы – именно тогда возникло выражение «во всю Ивановскую». На колокольне Ивана Великого находится 34 колокола. Все они имеют имена. (Погрошев)
2 группа
Шапка Мономаха — главная символ самодержавия в России. Представляет собой золотой головной убор, с соболиной опушкой, украшенный жемчугом, рубинами, изумрудами и увенчанный крестом.(Бондаренко)
Шапка Мономаха известна многим. Она имеет большую историческую ценность, являясь атрибутом царской России и украшением русских царей. Но мало кто знает, что таких шапок две, и вторая находится также в России.
История шапки Мономаха начинается с того момента, когда она была подарена князю Владимиру императором из Византии Константином Мономахом. (Гаджиева)
Всех новых преемников венчали на царство шапкой Мономаха. При венчании на престол двух братьев – Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, для младшего брата пришлось сделать вторую шапку Мономаха. Ее изготовили уже русские ювелиры. (Павлова)
Шапка Мономаха уникальна по количеству и качеству камней. Она превосходит все царские и королевские головные уборы не только России, но и Европы. (Филатов)
Стоимость этого произведения искусства, ни историческую, ни ювелирную, определить невозможно. (Фролов)
Шапка Мономаха хранится в Оружейной палате Московского Кремля. (Ярыгина)
3 группа
У подножия колокольни Ивана Великого на деревянном постаменте покоится колокол гигантских размеров. Это Царь-колокол — самый большой в мире. Его высота превышает 6 метров, а весит он 200 тонн. (Саввин)
По легенде, во время пожара сгорели деревянные балки, на которых держался колокол. Чтобы он не расплавился, Царь-колокол начали заливать водой, и из-за перепада температур от него откололся кусок, весом 11,5 тонны. (Егенеева)
Царь-колокол в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Никогда не звонивший, он поражает туристов своими гигантскими размерами. Расположен на Ивановской площади, является памятником литейного искусства 18 века. (Петряник)
- Ну вот и подошла к концу наша экскурсия. Предлагаю вам и нашему гостю проверить ваши знания через тест: (проверьте с доски, оцените себя, я соберу работы и проверю)
Со времен Московского государства самым высоким зданием Московского Кремля является ________________________. Главный собор московского Кремля ___________________.
Начиная с Ивана Грозного, великих государей стали называть _____. Рядом с Кремлем на Красной площади со времен Ивана Грозного стоит один из самых красивых храмов России ________________. В ____________________________ соборе хоронили всех правителей Московского государства.
Итог урока
Давайте подведем итоги и ответим на вопросы, которые возникли в начале урока:
-Почему Москву называют Златоглавою? (очень много храмов, соборов, их купола позолочены, А может потому, что здесь жили цари, а они носили золотые головные уборы)
-Какое значение имеет Кремль для Москвы? (Кремль со времен Московского государства является центром столицы России. Здесь строили самые красивые храмы, отсюда великие государи управляли страной)
-Какие чувства вызывает у вас слово Москва? (гордость, величие)
-Наша книга готова, мы дарим ее на память нашему гостю
Домашнее задание
-А дома из различных источников информации узнайте о том, чем еще были знамениты соборы Московского Кремля.
Рефлексия
-Так, как наше путешествие подходит к концу, давайте выразим свое настроение в виде фейерверка эмоций: большая звезда - означает, что очень довольны уроком, а маленькая - означает, что вам нужно еще раз изучить эту тему.
Джон: – Я столько много узнал о Москве, спасибо вам, ребята! Я хочу всем подарить небольшие сувениры на память, которые я приобрел на Арбате (раздает магнитики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. «ПУСТЫНИ»
Основной метод обучения: дидактическая игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игров...
Урок-путешествие по окружающему миру "В пустыне Африки"
Конспект урока по окружающему миру 4 класс....
Урок-путешествие по окружающему миру.Тема : "Съедобные и несъедобные грибы."
Урок-путешествие проводится в 3 классе. Материал урока очень насыщенный и интересный. Дети попадают в сказочныйлес, где их встречает Хозяйка леса.Она и знакомит ребят со съедобными и несъедобными гриб...
Урок – путешествие по окружающему миру во 2 классе на тему «Знакомство с городом – героем Тулой»
Презентация к уроку – путешествию по окружающему миру во 2 классе на тему «Знакомство с городом – героем Тулой»...
Конспект урока-путешествия по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс
Урок по окружающему миру для 3 класс, обучающегося по программе "Перспективная начальная школа". Конспект составлен с учетом современных требований к органиации и проведению урока.Урок закрепления по ...
Мы живём в России (урок - путешествие по окружающему миру)
Большое воспитательное значение несут традиционные уроки города. Тема урока "Мы живём в России" раскрыта на заочном путешествии по нашей стране. Заранее обучающиеся находили интересный для них материа...
Урок-путешествие по окружающему миру. 3-й класс (1–4). Путешествие по Великобритании.
Целью урока является знакомство детей с Великобританией, её историей и культурой, формирование представления о стране, её месторасположении, общественном строе, воспитание толерантного отношения к люд...