Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир "
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Программа содержит материал, направленный  на формирование у ребенка представлений об окружающем  природном мире, на формирование основ социальной адаптации.

Цель обучения – формировать  представления о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, воспитывать бережное отношение к природе.

           Задачи:

         ·            формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы; о взаимосвязи живой и неживой природы, о человеке и обществе;

         ·            вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

         ·            создавать условия для возникновения речевой активности обучающегося и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

         ·            обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще­нию;

         ·            воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаи­модействия, развивать субъектно-объектные отношения;

         ·            формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

         ·           учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуни­кативных высказываний);

         ·           знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

         ·           формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

         ·           формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

развивать практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пробуждение»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 «Согласовано»

Руководитель МО

        /Л. В. Полякова/

Протокол  № 1

от «__»  ________    2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ "СОШ п. Пробуждение "

__________   /И.Н. Куличкова/

«        »  _______________  2019 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ

"СОШ п. Пробуждение "

_______       /Ю.Г. Кузнецова/

Приказ №  ____  

от  «__»  ____________   2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

        

по учебному предмету

«Окружающий природный мир»

для учащегося 3 а  класса надомного обучения

Яненко Ивана

на 2019 - 2020 учебный год

                                       

                                                                       Составитель:

                                                                Головко Оксана Николаевна,

                                                                учитель начальных классов

                                                                высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Адаптированная индивидуальная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для учащегося 3а класса надомного обучения Яненко Ивана составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Программа  представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программно-методических  материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой: - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010, и следующих  нормативно -  правовых документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. No1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО и ООО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  4. АООП НОО обучающихся с УО В.2.

  5.  Образовательная программа МОУ «СОШ п. Пробуждение».

Индивидуальная рабочая программа составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого Яненко Ивана.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

  • полисенсорности восприятия объектов;
  • практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
  • накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира  через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
  • закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
  • постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.  

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию  представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления  и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Программа содержит материал, направленный  на формирование у ребенка представлений об окружающем  природном мире, на формирование основ социальной адаптации.

Цель обучения – формировать  представления о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, воспитывать бережное отношение к природе.

           Задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы; о взаимосвязи живой и неживой природы, о человеке и обществе;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности обучающегося и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Место предмета в учебном плане 

Учебный предмет «Окружающий природный мир» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-адаптационной работы и входит в образовательную область, является частью учебного плана.

Количество часов: в неделю -0,5 ч, в год - 17 ч. (для обучающихся на дому).

Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для  3 класса "Мир природы и человека»" Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2019 г.

Форма организации образовательного процесса.

Основной формой организации учебных занятий является индивидуальная работа  по формированию представлений об окружающем  природном мире.

        В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений об окружающем мире.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития и речи ребенка.

В процессе обучения целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
  • практический метод (упражнения, практическая работа);
  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);
  • индивидуальный;
  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
  • рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  • наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия. 

Учебно-тематический план

по предмету «Окружающий природный мир»

0,5 часа в неделю, 17 часов в год

№ п/п

Тематический блок (модуль)

Количество

часов

1

Сезонные изменения в природе.

8 ч

2

Неживая природа.

2 ч

3

Живая природа.

6 ч

4

Безопасное поведение.

1 ч

Всего:

17 ч

Содержание курса

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

                                                  Тема

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Осень.

Зима.

Весна.

Лето.

8

2

2

2

2

2

Неживая природа.

2

3

Живая природа.

Растения.

Животные.

Человек.

Безопасное поведение.

7

2

2

2

1

Всего

17

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Возможные планируемые результаты:

Личностные планируемые результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы  включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Планируемые предметные результаты 

Минимальный уровень:

  • узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы на иллюстрациях, фотографиях, в природе на экскурсиях;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • использовать различные источники для получения разного рода  информации, опираясь на сохранные анализаторы;
  • представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осознавать свою неразрывную связь с природой;
  • знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
  • знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
  • ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
  • адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
  • адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации

    Достаточный уровень

  •  представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
  • знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств;
  • знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
  • адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм

Возможные результаты

Учащийся должен знать:

  • Название домашних и диких животных, звукоподражание и пантомимические движения различных животных.
  • Название времён года с картинками.
  • Название частей суток. Соотнесение частей суток с картинками.
  • Одежда, занятия детей в разное время года.
  • относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
  • называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой

группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

  • знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость

его выполнения;

  • знать основные правила личной гигиены;
  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

Учащийся должен уметь:

  • Выполнять действия по образцу, по словесной инструкции.
  • Уметь правильно называть изученные объекты.
  • Различать  объекты живой и неживой природы.
  • Называть свое имя и фамилию.

Приложение

Календарно-тематический план

по предмету «Окружающий природный мир»

0,5 часа в неделю, 18 часов в год

урока

Наименование тем  уроков

          Дата проведения

по плану

корректировка

1 триместр

1.

Экскурсия в природу. Осень. Осенние месяцы.

06.09

2.

Растения и животные осенью. Занятия людей осенью.

20.09

3.

Зима . Зимние месяцы. Календарь.

04.10

4.

Растения  и животные зимой. Занятия людей зимой.

18.10

5.

Весна. Весенние месяцы. Календарь.

15.11

6.

Растения и животные весной. Занятия людей весной.

29.11

2 триместр

7.

Лето. Летние месяцы. Календарь.

06.12

8.

Растения и животные летом. Занятия людей летом

20.12

9.

Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. Календарь.

10.01

10.

Воздух. Значение воздуха. Термометр. Направление ветра. Компас.

31.01

11.

Растения. Сравнение растений. Части растений.

14.02

12.

Растения сада. Плоды и семена. Грибы. Травы.

28.02

3 триместр

13.

Животные. Домашние животные.

13.03

14.

Птицы.

03.04

15.

Человек. Профилактика простудных заболеваний.

10.04

16.

Кровь, сердце, пульс. Окружающая среда и здоровье человека.

24.04

17.

Питание человека. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

15.05

Приложение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение",  2019                                                                      2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.                                                                                                                                                                                           3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010    

 4. Наглядные пособия –

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

Демонстрационные карточки "Птицы России" :

Демонстрационные карточки "Домашние животные"

Демонстрационные карточки "Дикие» животные"

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

Демонстрационные карточки "Овощи":

Демонстрационные карточки "Насекомые":

Демонстрационные карточки "Ягоды" :

Демонстрационные карточки "Цветы":

Демонстрационные карточки "Фрукты":

Демонстрационные карточки "Зима":

Демонстрационные карточки "Весна":

Демонстрационные карточки "Лето":

Демонстрационные карточки "Осень":

Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

Мозаика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"

Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми ...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающ...

Рабочая программа по курсу Окружающий природный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образовани

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природн...

Рабочая программа по учебным предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деят

Рабочая программа по учебным предметам:«Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий соц...