Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир "
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка представлений об окружающем природном мире, на формирование основ социальной адаптации.
Цель обучения – формировать представления о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
· формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы; о взаимосвязи живой и неживой природы, о человеке и обществе;
· вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
· создавать условия для возникновения речевой активности обучающегося и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
· обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
· воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
· формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
· учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
· знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
· формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
· формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пробуждение»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО /Л. В. Полякова/ Протокол № 1 от «__» ________ 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ "СОШ п. Пробуждение " __________ /И.Н. Куличкова/ « » _______________ 2019 г. | «Утверждаю» Директор МОУ "СОШ п. Пробуждение " _______ /Ю.Г. Кузнецова/ Приказ № ____ от «__» ____________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
для учащегося 3 а класса надомного обучения
Яненко Ивана
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель:
Головко Оксана Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Адаптированная индивидуальная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для учащегося 3а класса надомного обучения Яненко Ивана составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Программа представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой: - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010, и следующих нормативно - правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. No1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО и ООО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП НОО обучающихся с УО В.2.
- Образовательная программа МОУ «СОШ п. Пробуждение».
Индивидуальная рабочая программа составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого Яненко Ивана.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка представлений об окружающем природном мире, на формирование основ социальной адаптации.
Цель обучения – формировать представления о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы; о взаимосвязи живой и неживой природы, о человеке и обществе;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности обучающегося и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий природный мир» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-адаптационной работы и входит в образовательную область, является частью учебного плана.
Количество часов: в неделю -0,5 ч, в год - 17 ч. (для обучающихся на дому).
Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 3 класса "Мир природы и человека»" Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2019 г.
Форма организации образовательного процесса.
Основной формой организации учебных занятий является индивидуальная работа по формированию представлений об окружающем природном мире.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений об окружающем мире.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития и речи ребенка.
В процессе обучения целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
- практический метод (упражнения, практическая работа);
- репродуктивный метод (работа по алгоритму);
- индивидуальный;
- совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
- рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
- наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Учебно-тематический план
по предмету «Окружающий природный мир»
0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№ п/п | Тематический блок (модуль) | Количество часов |
1 | Сезонные изменения в природе. | 8 ч |
2 | Неживая природа. | 2 ч |
3 | Живая природа. | 6 ч |
4 | Безопасное поведение. | 1 ч |
Всего: | 17 ч |
Содержание курса
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
№ | Тема | Количество часов |
1 | Сезонные изменения в природе. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. | 8 2 2 2 2 |
2 | Неживая природа. | 2 |
3 | Живая природа. Растения. Животные. Человек. Безопасное поведение. | 7 2 2 2 1 |
Всего | 17 |
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Возможные планируемые результаты:
Личностные планируемые результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы на иллюстрациях, фотографиях, в природе на экскурсиях;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осознавать свою неразрывную связь с природой;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
- адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации
Достаточный уровень
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
- адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм
Возможные результаты
Учащийся должен знать:
- Название домашних и диких животных, звукоподражание и пантомимические движения различных животных.
- Название времён года с картинками.
- Название частей суток. Соотнесение частей суток с картинками.
- Одежда, занятия детей в разное время года.
- относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
- знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
- знать основные правила личной гигиены;
- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Учащийся должен уметь:
- Выполнять действия по образцу, по словесной инструкции.
- Уметь правильно называть изученные объекты.
- Различать объекты живой и неживой природы.
- Называть свое имя и фамилию.
Приложение
Календарно-тематический план
по предмету «Окружающий природный мир»
0,5 часа в неделю, 18 часов в год
№ урока | Наименование тем уроков | Дата проведения | |
по плану | корректировка | ||
1 триместр | |||
1. | Экскурсия в природу. Осень. Осенние месяцы. | 06.09 | |
2. | Растения и животные осенью. Занятия людей осенью. | 20.09 | |
3. | Зима . Зимние месяцы. Календарь. | 04.10 | |
4. | Растения и животные зимой. Занятия людей зимой. | 18.10 | |
5. | Весна. Весенние месяцы. Календарь. | 15.11 | |
6. | Растения и животные весной. Занятия людей весной. | 29.11 | |
2 триместр | |||
7. | Лето. Летние месяцы. Календарь. | 06.12 | |
8. | Растения и животные летом. Занятия людей летом | 20.12 | |
9. | Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. Календарь. | 10.01 | |
10. | Воздух. Значение воздуха. Термометр. Направление ветра. Компас. | 31.01 | |
11. | Растения. Сравнение растений. Части растений. | 14.02 | |
12. | Растения сада. Плоды и семена. Грибы. Травы. | 28.02 | |
3 триместр | |||
13. | Животные. Домашние животные. | 13.03 | |
14. | Птицы. | 03.04 | |
15. | Человек. Профилактика простудных заболеваний. | 10.04 | |
16. | Кровь, сердце, пульс. Окружающая среда и здоровье человека. | 24.04 | |
17. | Питание человека. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений. | 15.05 |
Приложение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение", 2019 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010
4. Наглядные пособия –
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные"
Демонстрационные карточки "Дикие» животные"
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень":
Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)
Мозаика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир"
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми ...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающ...
Рабочая программа по курсу Окружающий природный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образовани
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природн...
Рабочая программа по учебным предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деят
Рабочая программа по учебным предметам:«Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий соц...
Рабочая программа по учебным предметам на 2022 -2023 уч.г. «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деятельность», «Музыка и д
Рабочая программа по учебным предметам на 2022 -2023 уч.г. «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир»
Рабочая программа...