Свойства льда и снега
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Кирилкина Елена Владимировна

Методическая разработка урока по изучение свойств льда и снега

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_snega.docx63.85 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА.  Свойства снега и льда

ЦЕЛЬ УРОКА: изучить свойства снега и льда

КЛАСС: 2

ОС: Гармония

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Дети учатся: 

  • проводить простейшие опыты и вести наблюдения с целью поиска ответов на поставленные исследовательские вопросы;
  • сравнивать свойства снега и льда, формулировать их;
  • систематизировать полученные в ходе проведении опытов сведения в сводной таблице;
  • определять значение снега для живой и неживой природы, а также для жизни человека.

УМЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЭТОГО РЕЗУЛЬТАТА:

  • владеть простейшими навыками проведения опыта и ведения наблюдения за его результатом;
  • фиксировать данные, полученные в ходе проведения опыта;
  • сравнивать и формулировать выводы.

ХОД УРОКАЗнак вопроса

  1. Мотивация

На доске  - вопросительный знак с записью вопроса.

- Какими свойствами обладает снег и лёд?

- Как можно найти ответ на этот вопрос?

Можно, например, прочитать в книге, посмотреть в интернете, поставить опыт, узнать из научно-познавательного фильма, у кого-либо спросить.

- Ребята, а какой способ  поиска информации вам кажется интереснее, чтобы ответить на вопрос урока?

Обсуждая, дети под руководством учителя приходят к заключению, что оптимальный источник информации о свойствах выделенных объектов – проведение опытов со снегом и льдом.

- В связи с этим, какую поставим цель нашего исследования?

В ходе проведения практической работы  (постановки опытов со снегом и льдом) необходимо изучить свойства снега и льда.

На основе анализа содержания темы учитель формулирует основные задачи проблемы и предлагает группам осуществить их выбор.

  1. Исследование в малых группах. Практическая работа. Обмен информацией.

Каждая группа получает соответствующий рабочий лист и необходимое оборудование. Задания поочерёдно зачитываются, а затем выполняются в каждой малой исследовательской группе. После каждого опыта дети коллективно обсуждают полученные результаты. Кроме того, дети делают зарисовки на рабочих листах.

Каждая группа самостоятельно планирует свою стратегию учебной работы, анализирует материал, определяет способы его освоения.

Практическая работа Изучение свойств льда и снега»

Опыт

Проведение опыта

Результат

Вывод

Зарисовки

Опыт №1.

Оборудование: снег, кусочки льда, карандаш или веточка

Погрузить снег и лёд в разные стаканчики.

Воткнуть веточку или карандаш в каждый стаканчик

Веточка свободно погружается………….

Веточка не может погрузиться в ……….

Снег…………

Лёд……………

Опыт№2

Оборудование:

Снег, лёд, 4 листа разного цвета бумаги

Положить снег на 2 листа цветной бумаги.

Положить лёд на 2 листа разного цвета бумаги

Лист под снегом……виден.

Снег…….меняет свой цвет.

Лист подо льдом……виден.

Лёд ……меняет свой цвет

Снег………

Лёд……………

Опыт №3

Оборудование: снег, кусочек льда

Посмотреть сквозь слой снега на любую поверхность.

Посмотреть сквозь кусочек льда на любую поверхность.

Снег ….. позволяет разглядеть поверхность сквозь него.

Лёд…..….. позволяет разглядеть поверхность сквозь него.

Снег………

Лёд……………

Опыт №4

Оборудование:

2 стаканчика, снег, лёд

Поместить снег в стаканчик и поставить в тёплое место.

Поместить лёд в стаканчик и поставить в тёплое место.

Снег………………………..

Лёд………………………….

Снег и лёд при высокой температуре превращается в………….., а затем…………

  1. Организация информации. Обобщение.

Составляется кластер

бесцветный                             скользкий                         белый                                 мягкий

прозрачный          ЛЁД          твёрдый                        рыхлый        СНЕГ       непрозрачный

гладкий                                         хрупкий                     сыпучий                         пушистый

Оба вещества при нагревании превращаются в воду

  1. Применение

-Вот сколько мы теперь знаем о снеге, о снежинках, о льде. Сейчас посмотрим, сможете ли вы решить одну проблему: на наш телефон поступило несколько сообщений о снеге, но вот кто звонил, слышно не было. Попробуйте узнать, кто это был.

Определяется план выполнения задания: выбрать любое сообщение, прочитать, определить, кто оставил такое сообщение.

Учитель демонстрирует телефон и бумажные «облачка» с репликами.

«Я очень расстроен.                                                                           « Сегодня шёл снег.          

Мне всегда удавалось с точностью                              Это замечательно! Воздух становится

до одной минуты выполнять график.                          чистым, ведь снежинки очищают его от

А сегодня из-за снежных завалов мой поезд,              пыли и грязи. Очень полезно, особенно

который никогда не опаздывал,                                    городским жителям, дышать чистым

остановился в пути!»                                                      воздухом. Надеюсь, снизится число

                                                          заболеваний»       зимовщик

« Я рад снежной зиме! Если зима                           «Мои товарищи, и я получили задание:

снежная – весной земля досыта                                расстрелять снежную лавину. Она нависла

напьётся влаги. Снег обещает нам                            над горным селением, и надо обрушить

урожай. Недаром говорят: «Много                           лавину в пропасть, пока не засыпало дома.

снега – много хлеба»»                                                 Скорее в путь!»     лавинщик

«Мы изучаем происхождение льдов,

Их развитие и распространение.

Наша профессия очень редкая.

Мы работаем в самых суровых

областях Земли.      учёный-гляциолог

Далее идёт работа в группах, после чего ребята знакомят с выводами.

Приём «Синквейн»

  1. Лёд                                                                                         1. Снег
  2. Холодный, твёрдый                                                             2. Белый, пушистый
  3. Тает, превращается, раскалывается                                   3.Летит, падает, кружится
  4. Вода в твёрдом состоянии                                                  4.Красивый снег падает.
  5. Опасность                                                                             5.Осадок.

  1. Подведение итогов

Цель: проверка сформированности умения формулировать исследовательские вопросы с помощью ключевых слов.

- На уроке ты вместе с одноклассниками изучал снег, снежинки. Вы узнали о формах снежинок, о свойствах снега и льда. А что ещё о снеге и льде вы хотели бы узнать? Используя ключевые слова, сформулируй исследовательские вопросы и запиши их.

Ключевые слова даны на ключах: «особенности», «влияние», «изменение», «использование», «что было бы, если…..»

Критерии оценивания

5 баллов – сформулировать не менее пяти вопросов, носящих глубокий исследовательский характер с элементами творчества. Например:

  • Как изменится жизнь животных и растений, если толщина снежного покрова будет незначительной?
  • Существует ли связь между свойствами снега и особенностями строения снежинок? Если да, то, каким образом особенности строения снежинок отражаются на свойствах снега?
  • Как человек научился использовать свойства льда?
  • Что было бы, если зимой перестал выпадать снег? К каким изменениям это привело бы? На что повлияло бы?

           4 балла – сформулированы 3-4 вопроса подобного рода или в вопросах отсутствует элемент творчества, глубина.

            3 балла – приведены 2-3 подобного рода вопроса.

            2 балла – сформулированы 1-2 вопроса исследовательского характера.

            1балл – приведены 1-2 вопроса поверхностного характера. Например: Есть ли у снега (льда) какие-нибудь особенности? Как изменяется лёд?

            0 баллов – вопросы отсутствуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арктика - царство льда и снега.

Наглядно проиллюстрирует учащимся природу Арктики...

Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...

Конспект урока "Царства льда и снега" с презентацией

Конспект урока "Царства льда и снега", к учебнику Плешакова, 4 класс...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)"   3 классс.  УМК " Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...

Конспект урока по окружающему миру \'\' Свойства воды в твёрдом состоянии ( свойства льда) \'\' УМК \'\'ПНШ\'\' 3 класс

Конспект урока  по окружающему миру '' Свойства воды в твёрдом состоянии ( свойства льда) ''  УМК ''ПНШ'' 3 класс...