План-конспект урока окружающий мир по теме: "ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ " 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Пахомова Валентина Васильевна

Цели
деятельности
учителя

способствовать формированию представления о праздниках в России, их различиях и особенностях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к традициям своего народа, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.eorhelp.ru/node/84644 http://www.bisound.com/down2.php?code=5mjV8wsMJoJm....

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; разные виды календарей; иллюстрации с изображением, как люди отмечают различные праздники

Основные
понятия

Семейные праздники, народные праздники, государственные праздники, профессиональные праздники

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_64.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 64. ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Цели
деятельности
учителя

Способствовать формированию представления о праздниках в России, их различиях и особенностях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к традициям своего народа, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

Построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru                      

http://www.eorhelp.ru/node/84644 http://www.bisound.com/down2.php?code=5mjV8wsMJoJmWk8pghbmkUwwuspzZhZM5Q6zAvQQQNg.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; разные виды календарей; иллюстрации с изображением, как люди отмечают различные праздники

Основные
понятия

Семейные праздники, народные праздники, государственные праздники, профессиональные праздники


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

– Чтобы узнать тему урока, отгадайте загадки:

Годовой кусточек

Каждый день

Роняет листочек.

Год пройдет –

Весь лист опадет.  

(Отрывной календарь.)

Сам дней не знает,

А другим называет

(Календарь.)

– Послушайте стихотворение:

Открываем календарь –

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Дуют ветры в феврале.

Рыхлый снег темнеет

в марте.

А в апреле на дорогах лужи.

Распустился ландыш в мае.

Одуванчики в июне –

                         только дунь.

Сенокос идет в июле.

Собираем в августе

урожай плодов.

В сентябре хлеб молотят

села.

Частый дождик в октябре

и ноябре.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Кто ввел на Руси новый календарь?

Какие дни календаря показаны красным цветом?

Слушают учителя, принимают участие в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку.
Отгадывают загадки.

Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:

высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Сегодня на уроке мы вспомним, какие бывают праздники.

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка домашнего задания: фронтальный опрос

– Когда появились символы?

– Что изображено на Государственном гербе России?

– Как выглядит Государственный флаг Российской Федерации?

– Что тебе известно о Красном знамени Победы?

– Что вы знаете о Государственном гимне России?

– Что же такое праздник?

 Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас-

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Проектирование
и фиксация новых знаний

Работа
по учебнику:

первичное чтение учащимися
по цепочке

– Прочитайте статью в учебнике (с. 175) о праздниках в России, их особенностях и различиях.

– Какие еще есть группы праздников?

– Почему они так называются?

– Ответы я предлагаю вам приготовить красочные –
создать свои странички по каждой группе праздников. У меня уже есть начало, а вы сделаете продолжение. Все необходимое есть у вас в конвертах и даже «лишнее». Будьте внимательны. Приготовьте защиту своей странички

Читают текст.

Отвечают
на вопросы

Индивидуальная, фронтальная

Устные ответы

IV. Самостоятельная работа

Работа
в группах
над проектами

Предлагает выполнить самостоятельно работу по группам:

1-я группа «Семейные праздники».

2-я группа «Народные праздники».

3-я группа «Профессиональные праздники».

4-я группа «Государственные праздники»

Делятся
на группы.
Выполняют задания: подбирают для проектов

Групповая

Устные ответы,

записи
в тетради


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

(поздравительные от-

крытки, календари) материал о праздниках

суждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении

V. Включение
в систему знаний
и повторение

Защита детских работ.

Работа
по учебнику
(с. 176).

Беседа о Новом годе.

Контролирует, при необходимости дополняет, добавляет, корректирует.

Мы в проекте упустили один очень любимый детьми праздник. Какой?

Звучит новогодняя песенка из мультфильма «Маша
и
Медведь».

– К какой группе можно отнести Новый год?

– Это праздник всенародный. Его празднуют все народы и в Африке, и в Америке, и в европейских странах. А как можете узнать дополнительно по желанию. Когда этот праздник наш народ стал отмечать 1 января? (В 1700 году, когда Петр I принял новый календарь.)

– А когда его отмечали до Петра I? (В Древней Руси –
1 марта, затем 1 сентября.)

 Новый год – это любимый праздник для всех.

Дарить друг другу подарки – такой обычай живет
с античных времен, с римских январских праздников.

В первый день января зеленое дерево обычно украшалось подарками. Все ходили в гости к родным и знакомым.

Презентуют свои работы.

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы.

Устные ответы,

записи
в тетради


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

Игра «Узнай праздник».

Задания из

электронного

приложения к учебнику

– Какие деревья мы украшаем на Новый год? Много елей и сосен погибает каждый год. Как, не нарушая традицию и указ Петра I, решить эту экологическую проблему?

Рассказывает историю празднования Нового года
во всём мире.

Проводит дидактическую игру «Узнай праздник» .

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Участвуют
в игре.

Выполняют
задания

Коллективная.

Индивидуальная

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа Выставление оценок

– Для чего нам в жизни нужны праздники?

– Как их нужно отмечать?

– А есть у вас семейные особые праздники?

– Что нужно делать, чтобы праздники запоминались?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VII. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 175–179. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач


Ресурсный материал

Игра «Узнай праздник»

1. Этот день

    Порохом пропах,

    Это праздник

    С сединою на висках.

    Это радость

    Со слезами на глазах.

    (9 мая – День Победы.)

2. Как по лесенке, по елке

    Огоньки взбегают ввысь.

    Блещут золотом хлопушки,

    Серебром звезду зажег

    Добежавший до верхушки

    Самый смелый огонек.

     (Новый год.)

3. Ничего он не боится,

    Надевает рукавицы,

    Смело лезет по стене,

    Каска светится в огне.

     (День пожарного.)

4. Я маму поздравляю

    С прекрасным днем на свете!

    Ей радости желаю

    И мира на планете.

    Пусть мама будет счастлива,

    Здоровием крепка,

    Пусть маме светит солнышко

    С улыбкой свысока.

     (8 Марта – Международный женский день.)

5. Горит на заставе

    Ночной огонек.

    Начальник не спит,

    Ни на час не прилег.

    Тревожно он смотрит

    В слепое окно.

    Ночь не проходит,

    Все так же темно.

     (23 февраля – День защитника Отечества.)

6. Об Октябре поет Москва,

    О празднике великом,

    И слышны ее слова

    И русским, и таджикам.

     (4 ноября – День согласия и примирения.)

7. В моем шкафу теснится к тому том,

    И каждый том на полке – словно дом,

    Обложку-дверь откроешь второпях,

    И ты вошел, и ты уже в гостях.

     (5 мая – День печати.)

8. А я не знал, что я расту

    Все время, каждый час.

    Я сел на стул –

    Но я расту,

    Расту, шагая в класс.

    В один и тот же день

    Я становлюсь на год взрослей.

     (День рождения.)

9. Не в граните вечном

    И не в смальте

    Этот детский штрих из-под руки.

    Девочка рисует на асфальте –

    Пляшут разноцветные мелки.

    За своей привычною работой

    Позабыла обо всем она.

    И не замечает пешеходов –

    Так она сейчас увлечена.

    Нет в ее рисунке краски черной,

    Солнце в ярком золоте встает.

    Мир ее, ничем не омраченный,

    Светится, играет и поет.

    Всё мелок послушный нацарапал –

    Вдруг не так что,

    Взрослые, поймем:

    Это солнце.

    Это мама с папой.

    Это я с подружкою вдвоем…

     (1 июня – Международный день защиты детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен  “Государственным символам России”, приурочен  к одному из  главных г...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...

План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс

План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс...

План-конспект открытого урока окружающий мир

Окружающий  мир 2 класс Тема: «Дикие животные»....