Статья Приёмы работы с историческим материалом на уроках Окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России».
статья по окружающему миру (4 класс)

Статья предназначена для учителей , работающих по программе УМК "Школа России". В ней описаны приёмы работы с историческим материалом на уроках Окружающего мира в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Приёмы работы с историческим материалом

на уроках Окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России».

                                      Лучшее, что может дать история, это возбуждаемый ею энтузиазм.

Иоганн Гете

     В современном мире  количество получаемой  информации в жизни обучающегося  без его особого желания увеличивается с каждым днём. Умение работать с этим потоком особенно важно для учащихся начальной школы.

     Информационная грамотность  формируется не только на  уроках информатики, а в процессе всего начального обучения, когда педагог учит работать ребёнка с этой информацией.

    Исторический  материал в курсе 4 класса предмета «Окружающий мир»  играет особую роль  в  начальном обучении обучающихся, т.к. закладывает:

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни и др.

     К сожалению той информации, которая дана в учебнике,  не всегда достаточно для понимания целостной картины мира учащимися, поэтому учителю необходимо прибегать к дополнительным источникам информации: образовательным интернет-ресурсам, энциклопедиям, справочникам, художественной литературе и др.

     При отборе исторической информации для уроков необходимо  учитывать следующее:

-факты и события истории и культуры должны быть важными для данного региона, доступными для понимания и соответствовать возрасту учащихся;

- исторические события должны «подаваться» ярко, эмоционально;

- обучающиеся  могут сами совершить виртуальные исторические  «открытия»;

- постараться увлечь не только учащихся, но и родителей данной темой, желательно опираясь на знакомый материал;

-постараться найти  известное в неизвестном, незнакомое в знакомом;

-мотивировать  интерес к родным местам, содействовать формированию патриотических чувств;

-каждый материал должен быть максимально личностно значим для него.

    Желательно исторический  материал в дальнейшем  использовать фрагментарно и в других предметах: русский язык, математика, литература, технология, ИЗО.

Приемы работы с историческим материалом:

1. «Виртуальная экскурсия». 

По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:

– фотопутешествие  (знакомство с историческим  вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;

– видеоэкскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.

Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата.

Наиболее важными этапами при создании виртуальной экскурсии являются:

– постановка цели и задач экскурсии;

– выбор темы;

– изучение литературы по данному вопросу;

– отбор и изучение экскурсионных объектов;

– оцифровка фото и иллюстраций,

– составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

– подготовка речи экскурсовода;

– составление плана ведения экскурсии;

– показ экскурсии.

2. «Письмо из прошлого потомкам».

     После прохождения темы учащимся предлагается написать от имени исторической личности письмо своим потомкам, которое они прочтут через 300-400 лет.  В этом письме важно указать все свои достижения и проблемы при осуществлении своей деятельности, как исторической личности, дать совет или наставление будущим поколениям.

      Например, этот приём хорошо подходит в подведении итогов по темам: «Иван III», «Иван Грозный», «Пётр Великий», «Екатерина Великая», «Великая отечественная война 1812 года» и др.

3. «Займи позицию»  или учебная  дискуссия.

    Часто ученикам сложно высказать своё мнение. Они не всегда уверены в своей правоте, не могут отстаивать свою позицию. Необходимо им помочь, важно продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме. Педагог  демонстрирует ученикам разные, порой полярные, позиции учёных, общественных деятелей.

     Например, тема «Патриоты России. Освоение Сибири». (4 класс)

Проблемный вопрос: Нужно ли было осваивать Сибирь в XVII веке?

Ученикам даётся время на размышление. На доске или экране размещается  Шкала мнений. В данном случае такая:

  • Нужно…
  • Нужна, но не так, как это было сделано…
  • Не нужна, но были на это причины…
  • Не нужно..

Ученикам предлагается выбрать одну из позиций, раздаются распечатанные материалы с разными позициями учёных - историков, общественных деятелей, биологов, публицистов и др.) Ученики рассаживаются  по группам единомышленников, придерживающихся данной позиции.

Обсуждение в микрогруппах поможет ученикам чётче формулировать свои мысли, дискутировать более аргументированно. Для того, чтобы полемика была более конструктивно, необходимо написать  на доске или раздать памятку:

  1. Выслушай альтернативную  позицию (мнение другой группы).
  2. Дай прогноз, какие последствия будет иметь позиция (мнение) твоих оппонентов.
  3. Обоснуй свою позицию.
  4. Если в конце дискуссии, ты решишь поменять свою позицию, объясни своё решение.

Этот приём учит культуре дискуссии, умению отстаивать своё мнение.

4. «Инсценирование текста»

     Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). Инсценировать можно тексты мифов, легенд, сказаний, притч.

 4 правила инсценирования текста:

1. Обучающиеся  должны точно представить и описать (на основе текста) время и место действия;

2. Авторский текст не должен потеряться

3. Обучающиеся имеют  право видоизменить текст, не искажая его смысла;

4.Право вводить новых персонажей или убирать кого-то из имеющихся.

5. «Оживи картину».

     Учащиеся озвучивают типичных персонажей эпох, которые изображены на картинах.

6.  Ролевая игра «Кто я?».

    Ученик в костюме какого-либо персонажа рассказывает о нѐм, обыгрывает какую - либо ситуацию. Задача учащегося представить себя в качестве предлагаемого персонажа, героя так, чтобы зрители узнали его по мимике, жестам, пантомиме, описанию. Такой элемент театрализации можно предложить учащимся на этапе введения в тему, либо при проверке домашнего задания. Важный элемент здесь - атрибуты, костюмы. Примером могут служить инсценировки к урокам по темам: «Трудные времена на Русской земле», «Михаил Васильевич Ломоносов», «Куликовская битва», «Великая Отечественная война и Великая Победа» и др. Ребятам могут  инсценировать сбор дани монгольским ханом. Монолог Дмитрия Донского или обращение Ю.Гагарина  к соотечественникам.

   Современный выпускник  начальной школы должен  не только обладать знаниями, уметь  адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,  но и  умело их применять для решения жизненных проблем, самостоятельно творчески мыслить, быть способным генерировать новые идеи. Грамотно работать с информацией, уметь собирать, необходимы факты, анализировать их, ставить проблему, анализировать факты, устанавливать закономерности, делать выводы, на их основе выявлять и решать проблемы.

    Главная  проблема используемых приёмов - они требуют большой подготовки , желательно привлекать родителей к проведению таких уроков, оформлению класса, подготовке костюмов, участию в конференциях.

    Следует  отметить положительные стороны этих приёмов, а именно:

-они прививают интерес к предмету,

-способствуют прочному усвоению материала;

-сближают коллектив учащихся с учителем, родителями;

-дают детям возможность  проявить себя в публичных выступлениях.

Литература:

1. Л.Н. Колобевцева Мастер-класс образовательные технологии на уроке истории. Из. Оренбург, 2012.

2. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.

3. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников. – М.: ВЛАДОС. – 2004.

4. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2005.

5. Савинков С. И. Школа юного краеведа // Кругозор. – 2017. – № 2. – с.17

6. Скиденко Н. А. Историческое краеведение в современной школе // История. – 2016. - № 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»Тема:«В царстве грибов»Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.Задачи: Обобщить признаки растений и животных, сформулироват...

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" "Формы земной поверхности"

Комбинированный урок с использованием  ИКТ  Цели урока.: - формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли,  дать понятия «холм», «овраг», «гора...

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

Урок окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" по теме "Что такое деньги?"

Урок  знакомит с денежными единицами  России с древних времен до настоящего времени. Расширяет кругозор учащихся....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»Тип: комбинированныйЗадачи урока:учащиеся  должны овладеть  понятием &laqu...

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока : Экологическая безопасность.

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России».Тема урока : Экологическая безопасность....