Урок окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" по теме "Что такое деньги?"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Щербакова Анжелика Станиславовна

Урок  знакомит с денежными единицами  России с древних времен до настоящего времени. Расширяет кругозор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shcherbakova_a.s.urok_om_.rar13.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

урока окружающего мира в 3 классе с аспектным анализом  и с использованием   информационных технологий.

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»

Тема урока: «Что такое деньги?»

Тип урока: объяснение нового материала

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Формы организации урока: групповая, фронтальная.

Тема: «Что такое деньги?»

Цель урока: ознакомить с монетами, денежными единицами, развивать кругозор и речь учащихся, учить работать с дополнительным материалом, воспитывать бережливость.

Оборудование:

  1. Монеты различного достоинства ( металлические, бумажные)
  2. Сообщение учащихся о деньгах различного периода.
  3. Кроссворд.
  4. Презентация.
  5. Интерактивная доска.
  6. Выставка книг по данной тематике.
  7. Толковый словарь Ожегова.
  8. Коллекция монет учащего 6  класса Асатряна  Гагика.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II       Проверка домашнего задания.

III        Работа по теме урока. (Слайд 1)

Учитель: 
Нашу землю в древности называли Русь. В ней, как и повсюду, вначале деньгами при обмене служили скот или шкуры животных.    Знакомы были Руси и раковины каури.
(Слайд 2)

  1. Сообщение учащегося о древних деньгах на Руси.

Их завезли к нам заморские купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом. А потом уже сами новгородцы распространили каури по всей русской земле вплоть до Сибири. В Сибири раковины каури использовались в качестве денег до XIX века. Там каури называли «змеиной головкой»... Как и везде, с развитием торговли на Руси появились металлические деньги. Правда, сначала это были крупные серебряные арабские дирхемы (Слайд 3).   Их у нас называли кунами. Слово это нумизматы производят от латинского сипаз, что значит кованый, сделанный из металла.

Учитель:

С древности использовали не только ракушки, но и гривны. А что такое гривна?

2) Сообщение учащегося о гривне. (Слайд 4)

       В старину славянки носили на шее ожерелье из драгоценного металла - гривну ("грива" - шея). Украшения всегда были ходовым товаром. За гривну давали кусок серебра определенного веса. Этот вес назвали гривной. Он равнялся 0,5 фунта (200 г).В древнеславянском языке так называли шею, загривок. Потом гривной назвали и шейное украшение — ожерелье. Когда появились монеты, ожерелье стали делать из них.

Учитель:

       В конце X в. в Киевской Руси начинается чеканка собственных монет из золота и серебра. Первые русские монеты так и назывались златниками и сребрениками. (Слайд 5) На монетах изображался великий князь киевский и своеобразный государственный герб в форме трезубца – так называемый знак Рюриковичей. Надпись на монетах князя Владимира (980 – 1015) гласила: "Владимир на столе, а се его сребро", что значит: «Владимир на престоле, а это его деньги». Долгое время на Руси слово «сребро» – «серебро» было равнозначно понятию денег.

  1. Сообщение учащегося о рубле. (Слайд 6)

       Первый русский рубль - удлиненный брусок серебра весом приблизительно в 200 граммов, грубо обрубленный по концам. Появился он на свет в XIII веке. В то время рубль равнялся 10 гривнам кун. Отсюда и пошла русская десятичная монетная система, которая существует и сейчас: 1 рубль = 10 гривенникам; 1 гривенник = 10 копейкам.  Только в середине XIV века, когда русский народ добился ослабления монгольского ига, вновь появились русские монеты. Деля рублевую гривенку на две части, получили полтины, на четыре - четвертаки. Из рубля делали мелкие монеты - денги. Для этого рублевую гривенку вытягивали в проволоку, рубили на мелкие куски, каждый из них расплющивали и чеканили монету. В Москве из рубля изготовляли 200 денег, в Новгороде - 216. В каждом княжестве были свои монеты.

Учитель:       При Иване III Русь стала единым государством. Теперь уже каждый князь не мог самостоятельно чеканить свои монеты. Во главе государства стоял монарх, только он имел на это право.

В 1534 году в правление Елены Глинской, матери Ивана Грозного, была создана единая для всего государства денежная система. Были установлены строгие правила чеканки монет, созданы образцы. До царя Федора Ивановича на русских монетах не ставился год выпуска. Этот царь впервые стал выбивать на копейках дату. (Слайд 7)

В марте 1704 года по указу Петра I впервые в России начали делать серебряные рублевые монеты.

До конца XIX века денежная система России почти не изменялась. К концу XIX века Россия, как и другие страны, ввела в обращение золотые деньги. Основной денежной единицей считался рубль. Он содержал 17,424 доли чистого золота. Но это был "условный рубль", золотой рублевой монеты не существовало. Чеканились империал, десятирублевая монета и пятирублевая. Из серебра делали рублевую монету, 50, 25, 20, 15, 10 и 5 копеек.

  1. Сообщение учащегося о появлении бумажного рубля.

 При Елизавете Петровне генерал-директор Миних предлагал план улучшения финансового положения государства. Проект Миниха пошел в сенат и был там отвергнут.

 Но Екатерина II этот проект осуществила: взамен громоздких медных денег в 1769 году выпустила бумажные ассигнации достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. Ассигнации Екатерины II были первыми русскими бумажными деньгами. (Слайд 8)

Учитель:  В августе 1914 года началась мировая война.

Финансовое состояние царской России сразу же резко ухудшилось. В 1915 году исчезла даже медная монета. В обращении остались только бумажные деньги. В том же году был отчеканен последний царский рубль.

       В середине 1917 года появились новые деньги. Это были керенки, сделанные на плохой бумаге, без номеров и подписей, достоинством в 20 и 40 рублей
(Слайд 9). Чтобы иметь  хорошую бумагу, пришлось открыть в Петрограде специальную фабрику, создать организацию по заготовке тряпья - сырья, из которого делается бумага. Открыли производство красок. Некоторые краски пришлось за золото покупать за границей.

       В 1921 году за месяц в среднем выпускалось денег на 188,5 миллиарда рублей. Чтобы уменьшить спрос на денежные знаки, выпустили купюры по 5 и 10 тысяч рублей. (Слайд 10/1)        В 1922 году советское правительство выпустило особые банковские билеты - "червонцы". Это была твердая, устойчивая валюта, обеспеченная золотом и другими государственными ценностями. Червонец уверенно и быстро делал свое дело - укреплял денежную систему.(Слайд 10/2)

  "Один червонец" был крупной купюрой.  Были еще крупнее - 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев. Это причиняло большие неудобства.

В 1923 году сделан был еще шаг к укреплению денежной системы: выпущены денежные знаки только что созданного Союза Советских Социалистических Республик. (Слайд 11/1) 1 рубль в этих знаках приравнивался к 1 миллиону рублей, выпущенных до 1922 года, и к 100 рублям в деньгах 1922 года.

       В 1924 году вышли государственные казначейские билеты достоинством в 1, 3 и 5 рублей. (Слайд 11/2)  Это были деньги, единые для всего СССР.

С 1 января 1961 года правительство  выпускает новые деньги.                   (Слайд 12)      

Кроме билета в 1 рубль, выпустили купюры достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Но рубль теперь был не только бумажный. У него появился еще костюм - металлический. Это звонкий, блестящий рубль!

    Учитель:

   В 1991-1993 гг. в связи с политическими и инфляционными процессами, распадом СССР и образованием СНГ были заменены отдельные купюры банковских билетов СССР, (Слайд 13/1)  выпущены в обращение купюры более высокого достоинства, появились национальные бумажные денежные знаки в некоторых государствах (больших союзных республиках СССР

 1-го января 1998 в Российской Федерации началась денежная реформа замена денежных знаков осуществлялась до 31 декабря 1998 года. (Слайд 13/2)

       В 2001-м году в обращение выпущены модифицированные банкноты (Билеты Банка России) образца 1997 года, достоинством 10, 50, 100, 500 рублей. Тоже самое повторилось в 2004 году, когда в обращение вышли купюры модификации 2004 года.  В данный момент в обращении купюры образца 2004 года и модифицированные купюры образца 2008 года.

IV  Физминутка. (Под музыку «Деньги»  Лайзы Минелли)

    Старинные и современные монеты могут многое рассказать о нашей истории. Есть люди, которые  собирают  монеты и купюры. Они называются нумизматы      ( от латинского слова «нумисма» - монета).

 Обратимся к  словарю Ожегова

       Нумизмат – человек,  собирающий  и  производящий обмен денежных знаков различных времен.

Сегодня у нас есть коллекция одного из начинающих нумизматов нашей школы ученика 6 класса Асатряна Гагика.

V.  Работа по учебнику. (страница 68 – 70)

Словарная работа. (Слайд 14)

Бартер – прямой обмен одних товаров на другие.

Деньги – особый товар, который можно поменять на другие товары и услуги.

 Заработная плата – плата за работу.

VI. Рассказ учителя о  книге, представленной на выставке.

Авторы: С.В.Аксенова, А.В.Жилкин.

VII  Практическая работа.  (Слайд (Учащиеся работают с монетами и купюрами)

Аверс – сторона на которой изображен герб, портрет или другой рисунок.

Реверс – сторона, на котором указан номинал монеты.

Легенда – надпись на монете.

VIII. Закрепление.

Разгадывание кроссворда.   (Работа с интерактивной доской )

  1. Один из «китов» экономики. ( труд)
  2. Сторона,  на которой  изображен герб, портрет или другой рисунок. (аверс)
  3. Как назвать бартер одних товаров на другие. (обмен)
  4. удлиненный брусок серебра весом приблизительно в 200 граммов, грубо обрубленный по концам (рубль)
  5. Работа, которую выполняют люди, чтобы удовлетворить те или иные потребности. (услуги)
  6. Правила, законы ведения хозяйства (экономика)

IX. Итог урока.

Что нового узнали? Что понравилось?

X. Домашнее задание.

Страница 68  - 72 пересказ, рабочая тетрадь страница 38- 39

Аспектный анализ урока ООМ «Что такое деньги?»

Аспект « Формирование общеучебных умений и навыков школьников

Цель анализа:  проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Ф.И.О. учителя: Щербакова Анжелика Станиславовна

Класс: 3

Дата посещения: 14.03.2012 г.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока

Форма проведения: урок-путешествие

Межпредметные связи:

  1. География
  2. Русский язык
  3. История
  4. Математика

Цели урока: ознакомить с монетами, денежными единицами, развивать кругозор и речь учащихся, учить работать с дополнительным материалом, воспитывать бережливость.

Задачи урока

  1. Определить и понять, почему тема называется  «Что такое деньги?».
  1. Узнать об историческом происхождении денег.
  2. Познакомиться с вехами денег в России.
  3. Сделать вывод о необходимости денег.

Введение в анализ урока

  1. Урок дан в соответствии с тематическим планированием
  2. Тема «Что такое деньги?»   предполагает привлечение богатого иллюстративного материала
  3. Использование компьютерной презентации оправданно

Роль компьютера на уроке

  1. Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
  2. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
  3. Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
  4. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

 

1. Организационный момент.

+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

+ с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

3.Работа по группам

( поэтапное выполнение заданий)                            

+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ

Практическая работа

+ расширение и углубление знаний по предмету                                                       +реализация межпредметных                                                  связей

Чтение и маркировка текста

+развитие оперативной памяти                                                    + умение работать в паре                                                  +развитие зрительной памяти

Работа с кроссвордом

+умение выбрать правильный ответ

+закрепление полученных ранее знаний

Творческое дом. задание                      

+быстрота выполнения                                                                     задания                                                             + глубина знаний и  умений

+учащиеся приходят к                                                            выводу, как важно иметь                                                             прочные знания

Рефлексия урока: отзыв об уроке

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да - 100 % учащихся

-было ли тебе интересно?

Да - 95%

-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да - 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

 Да - 90%

   

Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, что говорит о его профессионализме и мастерстве.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Интегрированный урок окружающего мира и внеклассного чтения «Кто такие насекомые. В Бианки «Приключения Муравьишки».

Интегрированный урокОкружающего мира и внеклассного чтения Тема урока: «Кто такие насекомые». В.Бианки «Приключения Муравьишки». Тип урока: урок формирования первоначальных предметных ...

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка ""Что такое семья. My family"

Тип урока: урок применения предметных знаний, умений, навыков и УУД. проводится во 2 классе. На уроке используются разнообразные методы и приемы работы: работа с источниками информации (толковые слова...

Урок окружающего мира "Среда обитания - что это такое?"

Класс: 2Предмет: Окружающий мирУчебник, авторы: «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока: Среда обитания – что это такое?Тип урока: отк...

Конспект урока окружающего мира «Какие бывают водоемы? Что такое река?» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Какие бывают водоемы? Что такое река?»Цели деятельности учителя: формирование знаний о понятии «река»; формирование знаний о характеристике реки; формирование умения опр...

Конспект урока окружающего мира «Какие бывают водоемы? Что такое болото?» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Какие бывают водоемы? Что такое болото?» Цели деятельности учителя: знакомство с понятиями «водоём», «болото»; формирование знаний об особенностях растительн...