Исследовательский проект для начальной школы. " В чем особенности строения почвы"
проект по окружающему миру (3 класс)

Ярославна Эдуардовна Яковлева

Данный методический продукт подойдет как для учителей, так и для ученика и его родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Компоненты паспорта

Описание исследовательского проекта

1

ФИО участника

Пасторова Ярославна

Класс

3

2

Тема проекта

«В чем особенности строения почвы»

3

Актуальность проекта

Почва–это верхний плодородный слой Земли. По статистическим данным она занимает всего 1/10 от всей суши, остальное занимают ледники, озера, горы. Отсюда появляется вопрос, что особенного в такой маленькой частички суши. Данная тема будет актуальна не только для учащихся, но и для взрослых людей.

4

Проблема исследования

Какие есть особенности строения почвы

5

Объект исследования

почва

6

Цель проекта

Выявление особенностей строения почвы

7

Задачи проекта

1.Проанализировать информацию в литературе по теме «Почва»

2. Определить особенности строения почвы

(как появилась, какова ее роль в природе)

3. Провести опыты, доказывающие наличие воздуха в почве; показывающие, из каких частей она состоит; определить наличие воды и соли в ее составе.

8

Гипотеза

Если провести опыт, показывающий из каких частей состоит почва, то можно убедиться в правильности информации, предлагаемой в различных источниках.

9

Методы исследования

Теоретический (изучение необходимой литературы и других дополнительных источников информации)

Эмпирический/практический  (наблюдение, описание, эксперимент и сравнение)

10

Тип проекта

Краткосрочный

11

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный

-постановка учебной проблемы (проблемная ситуация: учащимся предлагается просмотреть ряд картинок и подумать из скольких слоев состоит почва, что она в себе содержит, и почему она имеет такую структуру. У учащихся возникнут противоречия-это и будет проблемой исследования).

- Подбор необходимой научной литературы вместе с учащимися.

Предлагаемый результат: У учащихся будет сформирована мотивация к изучению строения и особенностей почвы.

2. Поисково-информационный этап.

– найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования (какое строение имеет почва и какими особенностями обладает);

–подготовка необходимого оборудования для проведения опыта.

Предполагаемый результат: понимание последовательности выполнения действий, предъявляемых к проведению подготовленных опытов.

3.Опытно-экспериментальный этап:

проведение опыта (учащиеся совместно с учителем пользуются необходимым оборудованием)

Опыт№1 «Из каких частей состоит почва»

Положим кусочек почвы на тарелку и будем ее нагревать. После непродолжительного времени мы можем почувствовать неприятный запах- это перегной.

Вывод: Из данного опыта мы видим, что почва состоит из перегноя. Перегной- это вещество, используемое в сельскохозяйственной деятельности.

Опыт №2 Раскаленный кусок почвы бросаем в стакан с водой и размешиваем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: Мы видим, что помимо перегноя почва состоит из глины и песка.

Опыт №3 Профильтруем воду, в которой некоторое  время находилась почва. Затем нагреем эту воду и испарим ее. На месте воды остается белый налет, это минеральные соли.

Вывод: Помимо перегноя, глины и песка в почве находятся минеральные соли, которые влияют на кислотность почвы, а значит и на ее структуру.

4. Завершающий:

1. Продукт проекта (разработка плаката «Строение почвы»)

- вывод (представление своих рекомендаций в классе; обобщить какими особенностями обладает почва)

2. У нас сформировались знания и представления   о почве и ее свойствах.

3. Реализация данного проекта научила нас сравнивать, анализировать, делать выводы. Мы приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом мы проводили опыт с использование почвы, выявили особенности почвы.

4. Благодаря проведенной работе, мы осознанно можем ответить на вопрос какими особенностями обладает почва и каково ее строения?

Предполагаемый результат: получение детьми продукта по данному проекту.

12

Оборудование

Кусочек почвы, 2 стакана, скатерть, фильтр и спиртовка

13

Продукт  проекта

Плакат « Строение почвы»

14

Перспектива проекта

Использование проекта на конкурсе проектов, проведение опыта в домашних условиях.

15

Используемые источники

1. Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение. Изд. центр «МарТ» Москва – Ростов-на-Дону, 2004.

2. Ковриго В.П. , Кауричев И.С., Бурлакова Л.М. Почвоведение с основами геологии М.: Колос, 2000.

3. Новицкий М.В., Донских И.Н., Чернов Д.В. Лабораторно-практические занятия по почвоведению: учебное пособие. – СПб.: Проспект Науки, 2009. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы над групповым исследовательским проектом в начальной школе

В статье описана методика работы над групповым междисциплинарным исследовательским проектом в начальной школе. Рассказывается об опыте работы над проектом "У природы нет плохой погоды". В этом проекте...

Статья "Реализация исследовательских проектов в начальной школе на основе интегративного подхода"

В статье представлен опыт организации исследовательской и проектной деятельности на интегративной основе. Согласно теории обучения, информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с ...

Темы исследовательских проектов в начальной школе

В помощь  учителю начальных классов предлагаю  ряд  тем  исследовательских  проектов. ...

Гуманитарные технологии реализации исследовательских проектов учащихся начальной школы

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен  на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не...

Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

Темы исследовательских проектов в начальной школе

В документе представлен список тем для работы над исследовательскими проектами в начальной школе....

Методика работы над исследовательским проектом в начальной школе

В качестве примера рассматривается работа по исследованию микроклимата классного помещения учащимися и влияние данного микроклимата на процесс обучения....