Конспект занятия "Животные Крайнего Севера".
план-конспект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: Животные Крайнего Севера.
Цель: Расширить представления детей об образе жизни животных Крайнего Севера.
Задачи:
- познакомить детей с животными крайнего севера;
- расширить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных ;
- воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира;
- воспитывать бережное отношение к природе
Ход занятия. Введение
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас время года зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло.
Воспитатель: А какое время года вы еще знаете?
Дети: ответы
Воспитатель: А я хочу познакомить вас с таким местом на нашей планете, где почти всегда зима, а лето, весна и осень, очень короткие и холодные. Эта страна называется крайний север, хотите познакомиться с ней?
Дети: ответы
Воспитатель: тогда я приглашаю вас в экспедицию. Что такое экспедиция? (повторить слово)
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно, это группа ученых – исследователей (кто такие исследователи? повторить слово), которая отправляется куда-либо, чтобы изучить и исследовать природу и животный мир этого края. Вы хотите стать участниками экспедиции? (Ответы детей)
Я предлагаю вам стать исследователями, а я буду руководителем экспедиции.
Воспитатель: Ребята, какие правила нам понадобятся в экспедиции? нужно помогать друг другу, (чтобы никому ни потеряться?) идти вместе, (чтобы не испугать животных?) не шуметь.
Воспитатель: так куда же мы отравляемся?
Дети: на крайний север
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое север?
Дети: ответы
Воспитатель: Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.
Мы отправимся туда, где царство холода, снега и льда. А на чем мы доберемся до крайнего севера? (ответы детей)
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.
Дети закрывают глаза. Расставляю льдины. Открывают глаза.
Основная часть:
Ребята, вот мы и добрались. Куда же мы приземлились? Мы приземлились на льдину. Представьте , как красиво вокруг: кругом снег, лёд. Что это? Небо сверкает и переливается разными красками. (Северное сияние). Такое удивительное явление можно наблюдать в природе только на Севере.
Ребята кто это встречает нас на льдине? Белый медведь. Он хозяин северного края. Почему белый медведь не мерзнет? Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Ребята, на какое животное нашего края похож белый медведь? Чем питается бурый медведь? А чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. ( Ответы детей) Белый медведь - прекрасный пловец, он может плавать даже под водой и подо льдом. Что делает бурый медведь зимой? В отличие от лесных братьев белые медведи не впадают в спячку. Детеныши – медвежата их называют умкой
Ребята, давайте попрощаемся с белыми медведями и продолжим экспедицию. Вставайте на лыжи и двинемся в путь. (Напомнить, что соблюдаем правило – идти вместе)
Ребята, вы знаете это животное? Тюлени - морские животные. Где они живут? Что умеют делать? Они отлично плавают и ныряют, а на суше неуклюже передвигаются, ползая на брюхе (имитировать). Почему? На что похожи конечности тюленя? все четыре конечности превращены в ласты. Зачем? Их тело покрыто мехом, а кожа толстая. Как вы думаете, чем питаются тюлени? Ответы детей.
Тюлень питается рыбой. Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки. Почему детенышей называют бельки?
Ребята, Здесь на Крайнем Севере очень холодно, вы не замерзли? чтобы не замёрзнуть давайте подвигаемся.
Физкультминутка.
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Я вижу, что наш путь пролегает через высокие сугробы. Как мы пойдем по сугробам? Как надо поднимать ноги? Идем, перешагивая сугробы, напомнить о правиле помогать друг другу.
А кто это смотрит на нас? Да, морж – великан и очень тяжелый не боится даже белого медведя. На кого он похож? Да, на тюленя. Кожа у моржа тоже очень толстая, а под кожей прячется слой подкожного жира, для чего ребята? поэтому моржи не боятся холода. Ребята как вы думаете, морж хорошо плавает? А что ему помогает в этом? А на суше ему удобно? Имитация как моржи передвигаются. Как и у тюленей у моржей есть ласты и благодаря этому в воде они хорошо плавают, а на суше неуклюжи. А вы заметили, чем моржи отличаются от тюленей. Хотя у него острые, могучие клыки, он совсем безобидный. Клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое, цепляется за льдину, вылезая на поверхность, а еще клыки помогают моржам защищаться от врагов. Над верхней губой у моржей топорщатся пышные усы. Усы есть даже у маленьких моржат.
Все эти животные – белый медведь, морж и тюлень занесены в Красную книгу (как вы думаете зачем? Что запрещено?), на них запрещено охотиться.
Воспитатель: Ребята, мы очень далеко зашли с вами, пора возвращаться обратно. На чем же мы отправимся обратно?
Дети: на самолете
Полетели, полетели
Вперед руками завертели
А потом – наоборот
Назад помчался самолет. (Вращение руками вперед и назад)
Дети закрывают глаза и открывают (убираю льдины). Вот мы и вернулись в нашу группу.
Ребята, вам понравилась экспедиция? Где вы были? (ответы детей). А вот кого мы с вами видели сейчас вспомним и отгадаем загадки. Читаю загадки.
Головка и хвост, вместо лап – плавники,
Ленив он на льду и проворен в водице,
Детишек его называют – «бельки».
Кто это возле льдины резвится. (Тюлень).
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
У него есть клыки
У него есть усы.
А клыки – не коротки
А усы его густы. (Морж)
- Что нового вы узнали? (ответы детей)
- Какое необычное явление в небе мы увидели? (приклеивается фотография северного сияния)
- Каких животных мы встретили? (Белого медведя, тюленя, моржа) (Приклеиваются фотографии животных)
- Как называются детеныши северных животных? (приклеить фотографии под животными)
- Почему эти животные не мёрзнут? Чем покрыто тело медведя, тюленя, моржа?
- Чем питаются эти животные? (приклеить фотографии под животными)
- Почему мы не встретили на крайнем севере людей?
Ребята, вы сегодня совершили свою первую экспедицию, узнали много нового и интересного о крайнем севере, были наблюдательными и соблюдали все правила.
Я хочу наградить вас медалями.
Раздать медали в форме медвежонка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/16/picture-256757-1376660479.jpg)
Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Животные севера".
Данный материал может использоваться в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного и младшего школьного возраста. Основное внимание на уроке уделяется употреблению грамматических форм....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/03/picture-476229-1409763118.jpg)
конспект урока окружающего мира 4 класс На севере Европы
Данный конспект соответсует УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161421-1355125099.jpg)
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова" («Горные вершины….», «На севере диком стоит одиноко….»
Конспект урока отражает жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-183197-1387546840.jpg)
П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера«Тропинка в природу Севера»
Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-512622-1420283822.jpg)
Сценарий занятия "Сказки народов Севера". Презентация "Малые народы Севера"
Сценарий занятия внеурочной деятельности "Литературная гостиная" "Сказки народов Севера" в рамке областного конкурса "Содружество наций"...