Урок по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Симонина Наталья Викторовна

Урок по окружающему миру 3 класс. Тема "Экосистема-болото" ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekosistema_bolota_otkrytyy_urok.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3-й класс)

Урок 14.

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема: Экосистема болота.

Цели:

 – Ознакомить учащихся с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека.

 – Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

– Приводить примеры организмов разных «профессий».

 – Называть, из чего состоит экосистема.

Оборудование: сухой сфагнум, коллекция «Торф и продукты его переработки», электронная  презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 3 3

 – Ребята, с какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? (С экосистемой озера.)

 – А что с ней происходит спустя определённое время? (Так как в озере круговорот замкнут не полностью, экосистема со временем превращается в другую.)

– Конечно же, экосистема не разрушается полностью, а превращается в другую. Вот в какую экосистему превратилось озеро, вы узнаете, послушав песенку. (определение темы)

( Смотрим фрагмент песенки Водяного из м/ф « Летучий корабль») ( слайд №2)

- Куда мы попали?

- Конечно же, вы догадались, мы сегодня будем говорить о болоте, и не просто о нём, а о том, что …(Болото – это экосистема.)

- Какие вопросы о болоте вы бы хотели задать Водяному?

-  Как вы думаете, какая тема нашего урока?

– Какие знания нам сегодня понадобятся на уроке? Прочитайте вопросы на с. 50 учебника.

– Расскажите, какой круговорот веществ в экосистеме озера? Что в результате произойдёт с озером? (В экосистеме озеро круговорот веществ незамкнут, и поэтому озеро со временем превращается в болото.) ( Слайд №3)

- Прочитайте слова и скажите для определения, какого понятия они являются опорными:

Единство, живая и неживая природа, сообщество, разные профессии, совместные усилия, поддержка, круговорот веществ.

- Какая же  проблема возникает перед нами? Что мы должны доказать?

 ( Доказать, что болото – это экосистема) (Слайд №4)

- Что бы доказать, что болото – это экосистема, что нам необходимо сделать  первую очередь? ( Составить план)

- Рассмотрите параграф учебник и предположите план нашего урока. (Слайд №5)

1. Как появились болота?

2. Растительный мир болот. ( Производители болота)

3. Животный мир болот. ( Потребители болота)

4.Загадочные превращения.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4 5 4 2 3

Самостоятельная работа по учебнику.

- Что же такое болото? Выскажите свои предположения.

- Чтобы проверить свои предположения, прочитайте текст и рассмотрите рисунки на с. 50. (слайд №6)

- Расскажите, как появилось болото? Дети представляют свои рассказы.

( В озёрах течения нет, поэтому все попадающие в них твердые частицы оседают на дно и заполняют озёрную котловину. В результате разрушителям приходится выполнять двойную работу. Они должны перерабатывать не только отходы озерной экосистемы, но и соседних с ней экосистем суши. С этой двойной работой разрушители обычно не справляются полностью. Отходы накапливаются в виде ила. Озеро зарастает и со временем превращается в болото.)

  – Мы знаем, что озёра бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них неизбежно превратится со временем в болото? Почему?

(Бессточное озеро со временем неизбежно превратится в болото, потому что в нём накапливаются вещества, не используемые организмами озера и принесённые водами рек.)

-Рассмотрите слайд и скажите, какая цепь приведет к тому, что озеро превратиться в болото и почему? (Слайд №7)

-На какую часть нашего плана мы плана мы получили ответ?

-Что нужно узнать дальше? (об обитателях болот)

Работа в парах. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

-Ребята, у вас на партах есть таблицы. Эти таблицы нужно заполнять при помощи рисунка на стр. 52.

-Распределите обитателей болота на группы по «профессиям».

КЛЮКВА, БАГУЛЬНИК, КУРОПАТКА, ЖУРАВЛЬ, ГОЛУБИКА, ГОЛУБИКА, ЛОСЬ, МОРОШКА, ЛЯГУШКА, БЕКАС, КРОНШТЕП

Производители

Потребители

Разрушители

Экосистема болота

— Давайте проверим, по эталону, как вы справились с заданием. (Слайд №8)

- Оцените себя по алгоритму:

Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

- Назовите основных «производителей».  (Слайд №9)

- Что общего во внешнем виде производителей болота? ( Невысокие, стелятся по земле, низкорослые)

- Какой группы производителей не встретишь на болоте? ( Деревьев)

- Как вы думаете почему?

- На какой вопрос нашего плана мы сейчас ответил?

- Так какие производители встречаются на болтах?

- Что нужно узнать дальше? ( Животный мир Потребители)

-Назовите основных «потребителей». ( Слайд №10)

- Какая группа производителей представлена на болоте в большом количестве? ( Птицы)

-Учитывая окраска и размеры, расскажите, как птицы приспособились к жизни в болоте:

Окраска (неровная, полосатая, серая, коричневая) Почему? ( Чтобы маскироваться?)

Размер (небольшие)

- А какое животное вы назвали бы лишним? Почему?  ( Лось. Крупное, тяжёлое животное)

- Крупные животные на болотах не живут. Только в поисках пищи может забрести сюда лось.

-На какой вопрос нашего плана мы отвечали сейчас?

-Что вы можете сказать о потребителях болот?

Физ. минутка (Слайд№11)

- Как вы думаете, а можно ли услышать болото?

- Я предлагаю вам расслабить и послушать, как звучит болото.

- Кого вы услышали? ( лягушка), ( рев как у коровы)

- С лягушкой вы встречаетесь часто, а вот с другом обитателем, которого вы услышали, я вам сейчас расскажу. Это выпь. У него громкий крик, разносящийся на несколько км, напоминает рев быка, за это ее называют «водяной коровой» или «водяным быком». (Слайд №12)

 Мы сейчас познакомимся с самым интересным обитателем болота. Без него и болото не болото. Встречайте!

Показать гербарный образец мха-сфагнума, не называя.

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. Кто это? (Мох)

  1. Практическая работа.

- Просмотр фрагмент обучающего фильма о том, как мох впитывает влагу. Что, оказывается, умеет этот мох? (Сфагнум может впитывать и удерживать воду.)

 Но и это не все его достоинства. Вот послушайте, как о нём говорят поэты. (Раздать на столы распечатку стихотворения.)

Мох

Меж клюквы и морошки

Среди лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь – растёт.

Он снизу – беловатый, повыше – зеленей,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны,

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

В. Рождественский.

- Выделяют ключевые слова, которые характеризуют это растение.(Работают в парах) (Слова поместить на доске.)

Что вы отметите необычного в этом организме? Расскажите об этом организме, используя ключевые слова.

- На какой вопрос мы должны получить следующий ответ? (Загадочные превращения)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

2 1

1. Работа в учебнике. 

- Кто знает, что у меня в руках? ( Высказывания детей)

- Как связаны между собой мох сфагнум и торф? (высказывания детей)

- Чтобы узнать об этом, прочитайте текст на с. 52  и ответьте на этот вопрос.

- О каких загадочных превращениях вы прочитали? (О превращении мха – сфагнума в торф и о превращении болота в луг)

- Используя опорные слова, расскажите, как же происходит превращение мха –сфагнума в торф:

Трудно жить

Сыро, холодно, нет кислорода

Убивает микроорганизмы

Не разрушаются

горит

- Что вы можете сказать о разрушителя? (Жить им очень трудно в болоте, поэтому их очень мало)

- Так почему же торф накапливается в болоте? Прочитайте вывод в учебнике на с. 53 и сравните его со своим. (Слайд № 13)

-  О каком превращении вы еще прочитали? ( Слайд №14)

- На какой вопрос нашего плана мы сейчас отвечали? ( Загадочные превращения)

- Так что это за загадочные превращения?

2. Работа в рабочей тетради.

– Задания из рабочей тетради на выбор. С. 25 №1, №2 (с последующей проверкой)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

V. Итог урока. Рефлексия.

– Если разрушителей мало, то что будет происходить в экосистеме? (Условия будут меняться, экосистема постепенно превратиться в другую)

–Какую проблему мы сегодня пытались решить? (Доказать, что болото- это экосистема)

- Так можем мы назвать болото – экосистемой и почему. Посовещайтесь в четверках.

- Что бы узнать ваше настроение от урока, изобразим его с помощью картинок. Какая погода будет над нашим болотом. Солнышко – мне было интересно, все удалось; солнышко с тучкой – было интересно, но удалось не все; тучка – не интересно, многое не удалось.

 © ООО «Баласс», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...