Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

 Александрова Светлана Сергеевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебником «Н. Я Дмитриева, А. Н Казаков . Окружающий мир: учебник. 3 класс. Часть 1, 2.  – Издательский дом «Федоров»  Издательство «Учебная литература»:  2013г.

 

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

 

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

           - формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

-на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой,   обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

-в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

            -формировать общеучебные  умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

-освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением              информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

 

   В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

         Программа  предусматривает обучение в объёме 68 часов в год, по 2 часа в неделю.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx64.56 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебником «Н. Я Дмитриева, А. Н Казаков . Окружающий мир: учебник. 3 класс. Часть 1, 2.  – Издательский дом «Федоров»  Издательство «Учебная литература»:  2013г.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

           - формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

-на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой,   обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

-в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

            -формировать общеучебные  умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

-освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением              информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

   В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

         Программа  предусматривает обучение в объёме 68 часов в год, по 2 часа в неделю.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

– использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных

высказываний;

– использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

– использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных

природных объектов на физической карте России;

– проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);

– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу    изучаемых зон, охрана природы);

– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.)

как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;

– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

– узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

– соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;

– узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.

Обучающийся получит возможность научиться:

– узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники,

хвойные, цветковые;

– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает

существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;

– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах  (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Обучающийся получит возможность научиться:

– оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

– ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

– наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное

поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

– о древнейшей истории человека, о первых государствах;

– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

– об истории и выдающихся людях родного края.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою

Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– реализации основ гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– пользоваться  знаками, символами, таблицами,  диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с

учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании

и без указания количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– находить разнообразные способы решения учебной задачи;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным  основаниям (критериям);

– строить логическое  рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой

коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч.

не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что

партнер знает и видит, а что нет;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач;

– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– использовать речь для планирования своей деятельности.

Учебно-тематический план курса

3класс

2 часа в неделю, всего – 68 часов

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Природные условия Земли.

11 ч

Человек  в далёком прошлом

9 ч

Земли восточных славян.

22 ч

Московское государство

12ч

Путь от Руси к России

14 ч

Итого

68 ч

Содержание программы

Название раздела

Кол-во часов

Содержание.

Предметные результаты.

Личностные

результаты

Метапредметные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.

Природные условия Земли.

11 ч

   Человек и природа

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).

   Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края.

     Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.

    Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.

  Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

Человек и природа

Обучающийся научится:

– использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных

природных объектов на физической карте России;

– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.

Обучающийся получит возможность научиться:

– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

У обучающегося будут сформированы:

-ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной

учебной задачи;

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Обучающийся научится:

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной

задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации  об

окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами,         таблицами, диаграммами, моделями,

схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

Обучающийся получит возможность научиться:

-– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

Обучающийся научится:

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию

Обучающийся получит возможность научиться:

-–строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

;

2.

Человек  в

далёком прошлом

9 ч

Человек и общество.

   Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.

  Лента времени (год, век, тысячелетие).

Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие.

Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы и т. д.) в жизни человека.

Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей).

- Практическая работа «Ориентирование на физической карте и карте природных зон»

- Экскурсия в краеведческий музей (основные достопримечательности)

Человек и общество

Обучающийся научится:

– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Обучающийся получит возможность

научиться :

оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие

обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

–оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

У обучающегося будут сформированы:

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей

деятельности на основе предложенных критериев;

Обучающийся получит возможность для формирования:

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Обучающийся научится:

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность

научиться :

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о

свойствах изучаемых природных объектов

Обучающийся научится:

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы

решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять

информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с

учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов

по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании

и без указания количества групп;

Обучающийся получит возможность научиться ::

– находить разнообразные способы решения учебной задачи;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

Обучающийся научится:

-умению   договариваться,  приходить к общему решению (при работе в

группе, в паре);

Обучающийся получит возможность научиться :

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что

партнер знает и видит, а что нет;

3.

Земли восточных славян.

22 ч

Человек и природа.

   Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.

   Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Человек и общество.

    Зависимость  жизни и занятий  населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».

  Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представление о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.

  Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.

   Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.

 Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).

Человек и природа

Обучающийся научится:

– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

– сравнивать изучаемые  природные зоны  России (климат,  растительный

и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на

природу изучаемых зон, охрана природы);

– узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

– соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу

и при отдыхе у водоема;

– узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

Человек и природа

обучающийся научится:

узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники,

хвойные, цветковые; 

– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

Человек и общество

Обучающийся научится:

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;

– используя дополнительные источники информации, находить факты,

относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

Обучающийся получит возможность

научиться :

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

– о древнейшей истории человека, о первых государствах;

– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

У обучающегося будут сформированы:

– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

– принятие ценности природного мира, природоохраны,  здоровьесберегающего поведения;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им. 

Обучающийся научится:

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

Обучающийся получит возможность научиться :

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о

свойствах изучаемых природных объектов.

Обучающийся научится:

– строить сообщения в устной и письменной форме;

Обучающийся получит возможность  научиться :

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным  основаниям (критериям);

Обучающийся научится:

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных

коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться :

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч.

не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

4.

Московское государство

12ч

Человек и природа.

  Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

Человек и общество.

   Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.

Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов.

Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей).

Человек и природа

Обучающийся научится:

-проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере

одного из сообществ);

- сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.)

как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;

Обучающийся получит возможность научиться:

-оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

-моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает

существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

- Человек и общество

Обучающийся научится:

 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных

группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

Обучающийся получит возможность научиться:

-– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

– ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

– наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

У обучающегося будут сформированы:

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание

своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как

гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою

Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

Обучающийся получит возможность для формирования:

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Обучающийся получит возможность научиться :

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом

Обучающийся научится:

подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);

Обучающийся получит возможность научиться :

:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

Обучающийся научится:

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных

коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться :

– использовать речь для планирования своей деятельности.

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач;

5.

Путь от Руси к России

14 ч.

Человек и общество.

Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири.

   Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.

  Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.

Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

  Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.

Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

Человек и общество

Обучающийся научится:

- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период):  Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

– об истории и выдающихся людях родного края.

Обучающийся получит возможность научиться :

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные

договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

У обучающегося будут сформированы:

-ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

Обучающийся получит возможность для формирования:

– реализации основ реализация гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Обучающийся научится:

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться :

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной

задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

Обучающийся научится:

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться :

- строить логическое  рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Обучающийся научится:

 - контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться :

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных

коммуникативных задач.

Календарно-тематический план

Окружающий мир 3 класс

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Тип урока

(ПоТ.И. Шамовой)

Форма урока

Информацион.

сопровождение

Дата

По плану

Факт

1.Природные условия  Земли.

11

1.

Приглашение к путешествию.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Урок-экскурсия.

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

05.09.

2.

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет)

Обобщение и систематизация

знаний и умений.

 Практическая работа «Нахождение на глобусе, карте мира материков, океанов.

Интернет-ресурс;

Сайт-zavush.ru

Р.т.с. 2-3 №1,2

07.09

3.

Родной край и его местонахождение на карте. Киров - административный центр Кировской области. Карты.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Практическая работа  «Ориентирование на физической карте России, Кировской области»

Р.т.с. 4-5 №3-5

12.09

4.

Погода, ее составляющие ( температура воздуха, облачность, осадки, ветер)

Изучение нового материала и первичное закрепление

Р.т. с.10 №10-12

14.09

5.

Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Народные приметы погоды.

Осенняя экскурсия.

Изучение нового материала и первичное закрепления

Урок-экскурсия.

Р.т.с.11№13

19.09.

6.

Представление о климате, климат родного края.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Р.т.с.12№15, 16

21.09

7.

Наблюдение за погодой в г. Уржуме. Осенняя экскурсия.

Комбиниро-

ванный.

Урок-экскурсия

Практическая работа «Фиксации показателей погоды»

26.09

8.

Почва, ее состав почвы. Значение для живой природы. Практическая работа «Состав почвы»

(практическая работа)

Комбиниро-

ванный

Практическая работа «Состав почвы»

Р.т.с.13№18,19

27.09

9.

Плодородие  как главное свойство почвы.  Охрана почв.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Исследовательская работа «Влияние живых организмов на плодородие почв»

Р.т. с.14 № 20,

02.10

10.

Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой.  Природные зоны суши.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Практическая работа «Ориентирование на карте природных зон России»

04.10.

11

Родной край. Форма земной поверхности. Народы, населяющие регион. Культура народов мари.

Обобщение и систематизация

знаний и умений

Образовательное путешествие в с. Лопьял

08.10

2. Человек в далёком прошлом

9

12.

 Природные условия, в которых появился человек.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

16.10.

13.

Климат и природные зоны

Изучение нового материала и первичное закрепление.

18.10..

14.

Представления о природных зонах Африки.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Практическая работа «Ориентирование на физической карте и карте природных зон Африки»

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

Р.т. с.21 № 35

23.10

15.

Родина человечества. Как появился человек.

Изучение нового материала и первичное закрепление

25.10.

16.

Жизнь древних людей.

Комбиниро-

ванный.

Урок- экскурсия в краеведческий музей «Следы далекой уржумской старины»

Р. т. с 22 №36,37.38

30.10.

17

Самые древние государства.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Соотнесение: год-век, век-тысячелетие»

Р. т. с 23 № 40,41

01.11

18

Расширение знаний о мире.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Р. т. с 24 № 44, 46

06.11

19

Первые шаги в изучении природы.

Изучение нового материала и первичное закрепление

08.11

20

Духовная жизнь древнего человека.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа  «Роль искусства (музыки, танца, скульптуры, литературы) в жизни человека»

Р. т. с 25 № 47

13.11.

3. Земли восточных славян.

22ч

21

Географическое положение Европы. Первые люди на нашей земле.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Практическая работа  «Ориентирование на физической карте мира, Европы»

15.11

22

Восточно- Европейская равнина.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Практическая работа «Ориентирование на физической карте России»

Р.т с.25 №49,

20.11

23

Степи. Растительность. Животный мир.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Практическая работа «Работа с гербарными экземплярами растений степной зоны»

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

Р.т. с.26 № 50, 51, 52.

22.11

24

Люди в степи.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Исследовательская работа «Занятия и быт современных людей в зоне степей»

27.11.

25

Обобщающий урок по теме.

Диагностическая работа. «Степь»

Обобщение и систематизация

Знаний и умений

Урок-зачёт.

Практическая работа «Составление кроссворда «Степь»

Р.т. с.27 № 55, с.28 № 57, 58.

11.12

26.

Лесная зона. Смешанные леса.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Урок-экскурсия в краеведческий музей.

Р. т. с.29 № 59.60

13.12.

27.

Животный мир леса.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа «Образ жизни и повадки животных нашего края»

Практическая работа «Составление цепи питания животных леса»

Р. т. с.30 № 61, с.31 № 64,65.

18.12

28.

Сезонные изменения в лесу. Осень.  Ядовитые растения. Знание ядовитых растений и грибов.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Работа с гербарными экземплярами растений лесной зоны. Ядовитые растения наших лесов.

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

Р.т.с.30№ 62, 63.

20.12.

29.

Сезонные изменения в лесу. Зима.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Урок – экскурсия в зимний парк.

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

25.12.

30

Весна. Лето.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа «Занятия и быт людей в лесной зоне. Изделия из дерева  в Вятском крае»

27.12.

31.

Обобщающий урок по теме.

Диагностическая работа. «Лесная зона»

Обобщение и систематизация

Знаний и умений.

Урок-зачёт.

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

10.01.

32.

Как жили наши далекие предки.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Урок экскурсия в краеведческий музей «Следы далекой старины»

Исследовательская работа «Народы нашего края»

Р.т. с.32 № 69,70

15.01

33.

Расселение славян.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коллективная работа «Создание макета славянского поселения»

http://nachalka

17.01.

34.

Путь «из  варяг в греки»

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Путь из «варяг в греки»

22.01

35.

Обожествление природы. Защита славянами своих земель.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Подбор загадок, пословиц, поговорок природе о труде народа»

Р.т. с.33 № 72

24.01

36.

Первые русские князья и русские витязи.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа «История древнего города»

Интернет-ресурс; zavush.ru

29.01

37

Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаи зм.

Изучение нового материала и первичное закрепление

31.01.

38.

Расцвет Древнерусского государства.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Соотнесение год-век-событие»

Р.т. с .34 № 73,74,75.

05.02

39

Древнерусская культура.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа «Духовная и материальная культура древних русичей. Дымковская игрушка»

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

07.02

40.

Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие.

Изучение нового материала и первичное закрепление

http://nachalka

12.02

41.

Угроза с Запада.

Изучение нового материала и первичное закрепление

14.02

42.

Обобщающий урок по теме.

Диагностическая работа

Обобщение и систематизация

Знаний и умений.

Урок-зачет

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

19.02

Московское государство.

12ч

43.

Залесская земля.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи»

http://nachalka

26.02

44.

Что такое природное сообщество.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Р.т. с.36 № 79

28.02

45.

Законы лесной жизни.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия»

Р.т. с.36 № 80.

05.03

46.

Луг.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

07.03

47

Озеро. Правила поведения на воде.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Коллективная работа «Плакат «Осторожно водоем!»

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

Р.т. с.38 №84,85

12.03

48

Поле.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Коллекция зерновых культур нашего края»

14.03

49.

Обобщающий урок по теме.

Диагностическая работа «Природное сообщество: луг, озеро, поле.»

Обобщение и систематизация

знаний и умений

  Урок-зачет

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

Р.т. с.39 № 86.

19.03

50

Возвышение Москвы.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Ориентирование на физической карте России»

Интернет-ресурс;

Р.т. с 39 № 87,88

21.03

51.

Освобождение Руси. Куликовская битва.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Ориентирование на исторической карте»

26.03

52.

Стояние на Угре.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Р.т. с.40 № 89.

28.03

53.

Создание Московского государства. Грозный царь.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Ориентирование на физической карте России»

http://nachalka

02.04

54.

Развитие русской культуры Золотое кольцо Руси.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа «Золотое кольцо России»

Р.т. с.40 № 90

04.04

Путь от Руси к России.

14

55.

Русские первопроходцы.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Ориентирование на физической карте России»

Р.т. с.40 № 92

09.04

56

Сибирь. Природные условия Сибири.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Ориентирование на физической карте России»

Р.т. с.40 № 95

16.04

57.

Тайга.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа « Макет «Тайга»

Исследовательская работа «Жизнь людей в тайге в настоящее время»

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

Р.т. с.41 № 96

18.04

58.

Природное сообщество болото.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Составление цепи питания»

Р.т. с.43 № 100

23.04

59.

«Хождение за три моря»

Изучение нового материала и первичное закрепление

25.04

60.

Смутное время. Спасатели земли русской

Изучение нового материала и первичное закрепление

Исследовательская работа «Минин и Пожарский»

Р.т. с.45 № 105

30.04

61.

Сквозь сибирские дебри.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Ориентирование на физической карте России»

http://nachalka

02.05

62.

Природа тундры. Люди в тундре.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Практическая работа «Работа с гербарными экземплярами растений тундры.

Исследовательская работа «Жизнь людей в тундре»

07.05

63.

Арктическая пустыня.

Изучение нового материала и первичное закрепление

Интернет-ресурс;

Сайт- zavush.ru

14.05

64.

Народы Сибири.

Комбинированный

Исследовательская работа «Народы Сибири»

16.05

65.

Обобщающий урок по теме.

Диагностическая работа «Тайга. Тундра. Болото.»

Обобщение и систематизация

знаний и умений

Р.т. с.48 № 115

21.05

66.

Рудознатцы. Послы.

Изучение нового материала и первичное закрепление

http://nachalka

23.05

67.

Россия накануне реформ.

Изучение нового материала и первичное закрепление

28.05

68.

Итоговый урок «Мы и окружающий мир»

Обобщение и систематизация

знаний и умений

Р.т. с.49 «Задания на лето»

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...