Окружающий мир 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что мы знаем о народах России? | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Что мы знаем о народах России?
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях.
Задачи:
- показать многонациональный характер населения России, раскрыть особенности национальностей;
- способствовать пониманию единства народов России;
- учить вступать в учебный диалог.
Планируемые результаты
Предметные:
- осваивать представление о многонациональном характере населения России особенностях некоторых национальностей;
- рассказывать о национальных праздниках.
Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу урока;
- анализировать иллюстрации учебника: выделять общее и особенное;
- вступать в учебный диалог в паре;
- находить новую информацию в диалоге со взрослыми;
- оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
- понимать свою принадлежность к многонациональному народу России;
- интересоваться культурой, обычаями других народов, уважительно относиться к ним.
Ресурсы урока: Плешаков А.А. окружающий мир 1класс 1часть стр12-13, рабочая тетрадь окружающий мир 1кл, 1ч стр. 5-6, карточки с заданиями, карта России, презентация.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация познавательной деятельности | - - Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с нашей Родиной . - Как называется страна, в которой мы живем? - А как называется Столица нашего государства? | - Отвечают на вопросы |
2.Актуализация необходимых знаний | - Каждый из нас принадлежи к какому-то народу, национальности. Некоторые из вас уже побывали в других местах нашей страны. Какие народы, кроме русских вы знаете? - Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? | - Отвечают на вопросы, выдвигают предложения. |
3.Организация познавательной деятельности | - Откройте учебник на стр.12 Ребята, давайте с вами рассмотрим представителей некоторых народов России и сравним их лица и костюмы. Национальный костюм- это костюм характерный для определенной нации, свойственный только ей. Русский народ: девушки носили длинные рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан, на голове заплетали одну косу и украшали голову лентой или венцом. Парни носили рубахи, которые подпоясывали узким поясом и были порты, это так назывались штаны. Из обуви носили лапти. Татарский народ: в татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом. Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани. Еврейский народ: единственным предметом одежды, традиционным для еврея в любом конце света является талит – четырехугольная материя, на углах которой прикреплены плетеные кисти . Карельский народ: Дамы дополняли традиционную рубаху либо юбкой, либо сарафаном. Если надевался сарафан, пояс прятался под него. Отказываться от этого элемента гардероба считалось дурным знаком - пояса для женщин служили своеобразными оберегами, спасающими от демонов. Сарафан принято было сочетать с передником, отличавшимся от него по цвету. Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка или длинная рубашка, которая доставала до колен. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками. – Бурятский народ: Мужская одежда- летний и зимний халат, который обязательно опоясывался. Шапки. Женская одежда- Девочки носили длинные платья, которые подпоясывались ,чтобы подчеркнуть тонкую, гибкую талию. На голове девушки носили кушаки. Осетинский народ: Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения. Мужчины на голове носят папахи с 3х лет, значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет. Чукотский народ: Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты. Башкирский народ: Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась верхней: два, три и больше толстых халата и, наконец, расшитый елян – пальто. Чем больше одежды - тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей Обувь была чаще всего кожаная. - Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. Только ли внешне отличаются друг от друга представители разных народов? - Все народы живут в одной стране, единой семьей. Вместе трудятся, отдыхают, решат проблемы, но у каждого народа есть свои традиции. Традиция- это то, что перешло от одного поколения к другому. Например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи) - А еще все народы отмечают праздники, какие праздники вы знаете?..... - Кроме этих праздников народы России отмечают и национальные праздники. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Русский народный праздник- Масленица (связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы) Пасха- (Светлое Христово Воскресение (воскресение Иисуса Христа). Сегодня этот важнейший христианский праздник отмечается в России очень широко. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы). Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей Праздник Курбан – байрам отмечается в Башкирии, Татарстане, Чечне и других исламских государствах. В этот день принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню (делиться угощением из баранины). Праздник показывает милосердие, величие Бога и то, что люди должны исполнять повеление Бога, каким бы трудным оно не было. Новруз – религиозный праздник начала нового года у татар и башкир. На праздничный стол складывают круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. Важную роль в жизни народов России играет религия. Религия- совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поколения. Особенно распространены в нашей стране такие религии как христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Творческая работа. - Детям раздается картинка с одним из народов России, которую нужно раскрасить. - Назовите название национальностей, которые изображены на рисунке. | Анализируют иллюстрации в учебнике, делятся наблюдениями. |
4. Подведение итогов. Рефлексия | - Ребята, кто назовет, какие народы проживают в России? - Чем различаются представители разных народов? - А какие народы населяют наш край, Новосибирскую область. - Какие русские народные праздники вы запомнили? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...