Окружающий мир 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что мы знаем о народах России?20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Что мы знаем о народах России?

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях.

Задачи:

- показать многонациональный характер населения России, раскрыть особенности национальностей;

- способствовать пониманию единства народов России;

- учить вступать в учебный диалог.

Планируемые результаты

Предметные:

- осваивать представление о многонациональном характере населения России  особенностях некоторых национальностей;

- рассказывать о национальных праздниках.

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу урока;

- анализировать иллюстрации учебника: выделять общее и особенное;

- вступать в учебный диалог в паре;

- находить новую информацию в диалоге со взрослыми;

- оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:

- понимать свою принадлежность к многонациональному народу России;

- интересоваться культурой, обычаями других народов, уважительно относиться к ним.

Ресурсы урока: Плешаков А.А. окружающий мир 1класс 1часть стр12-13, рабочая тетрадь окружающий мир 1кл, 1ч стр. 5-6, карточки с заданиями, карта России, презентация.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация познавательной деятельности

-

- Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с нашей Родиной .

- Как называется страна, в которой мы живем?

- А как называется Столица нашего государства?

- Отвечают на вопросы

2.Актуализация необходимых знаний

- Каждый из нас принадлежи к какому-то народу, национальности. Некоторые из вас уже побывали в других местах нашей страны. Какие народы, кроме русских вы знаете?

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

- Отвечают на вопросы, выдвигают предложения.

3.Организация познавательной деятельности

- Откройте учебник на стр.12

Ребята, давайте с вами рассмотрим представителей некоторых народов России и сравним их лица и костюмы.

Национальный костюм- это костюм характерный для определенной нации, свойственный только ей.

Русский народ: девушки носили длинные рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан, на голове заплетали одну косу и украшали голову лентой или венцом.

Парни носили рубахи, которые подпоясывали узким поясом и были порты, это так назывались штаны. Из обуви носили лапти.

Татарский народ: в татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом.

Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани.

Еврейский народ: единственным предметом одежды, традиционным для еврея в любом конце света является талит – четырехугольная материя, на углах которой прикреплены плетеные кисти .

Карельский народ: Дамы дополняли традиционную рубаху либо юбкой, либо сарафаном. Если надевался сарафан, пояс прятался под него. Отказываться от этого элемента гардероба считалось дурным знаком - пояса для женщин служили своеобразными оберегами, спасающими от демонов. Сарафан принято было сочетать с передником, отличавшимся от него по цвету.

Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка или длинная рубашка, которая доставала до колен. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками. –

Бурятский народ: Мужская одежда- летний и зимний халат, который обязательно опоясывался. Шапки.

Женская одежда- Девочки носили длинные платья, которые подпоясывались ,чтобы подчеркнуть тонкую, гибкую талию. На голове девушки носили кушаки.

Осетинский народ: Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения. Мужчины на голове носят папахи с 3х лет, значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет.

Чукотский народ: Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты.

Башкирский народ: Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась верхней: два, три и больше толстых халата и, наконец, расшитый елян – пальто. Чем больше одежды - тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей Обувь была чаще всего кожаная.

- Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз.

Только ли внешне отличаются друг от друга представители разных народов?

- Все народы живут в одной стране, единой семьей. Вместе трудятся, отдыхают, решат проблемы, но у каждого народа есть свои традиции.

Традиция- это то, что перешло от одного поколения к другому. Например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)

- А еще все народы отмечают праздники, какие праздники вы знаете?.....

- Кроме этих праздников народы России отмечают и национальные праздники. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Русский народный праздник- Масленица (связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и  рыбы)

Пасха- (Светлое Христово Воскресение (воскресение Иисуса Христа). Сегодня этот важнейший христианский праздник отмечается в России очень широко.  Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей

Праздник Курбан – байрам отмечается в Башкирии, Татарстане, Чечне и других исламских государствах. В этот день принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню (делиться угощением из баранины). Праздник показывает милосердие, величие Бога и то, что люди должны исполнять повеление Бога, каким бы трудным оно не было.

Новруз – религиозный праздник начала нового года у татар и башкир. На праздничный стол складывают круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.

Важную роль в жизни народов России играет религия.

Религия- совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поколения.

 Особенно распространены в нашей стране такие религии как христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Творческая работа.

- Детям раздается картинка с одним из народов России, которую нужно раскрасить.

- Назовите название национальностей, которые изображены на рисунке.

Анализируют иллюстрации в учебнике, делятся наблюдениями.

4. Подведение итогов.

Рефлексия

- Ребята, кто назовет, какие народы проживают в России?

- Чем различаются представители разных народов?

- А какие народы населяют наш край, Новосибирскую область.

- Какие русские народные праздники вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...