Урок окружающего мира по теме "Мы в семье" Перспектива 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Зайченко Наталья Витальевна

технологическая карта урока окружающего мира для 1 класса по теме "Мы в семье" УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающий мир

Учитель  Зайченко Наталья Витальевна

Класс: 1 

УМК: «Перспектива»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Тема урока. МЫ В СЕМЬЕ.

Цель урока: познакомить детей с терминами ближайшего родства (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, брат, сестра, внук, внучка); представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.

Задачи урока:

1. Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.

Учить называть с опорой на собственный опыт термины родства, определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи, характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи.

2. Развивать речь, мышление.

3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким, воспитывать коммуникативную культуру.

Планируемые результаты:

предметные:

сформированность уважительного отношения к своей семье, истории, культуре, освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде;

метапредметные:

личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);

регулятивные – организация обучающимся своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя);

познавательные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя); определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы;

структурирование знаний;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).

Межпредметные связи: история, литературное чтение.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, метод информационного поиска; метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Ресурсы:

информационные: учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру; словарь русского языка Ожегова Сергея Ивановича;

технические: фонограмма произведения классической музыки, музыкальный центр;

демонстрационные: индивидуальный раздаточный материал, презентация к уроку.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности.

1-2мин

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль  на месте?

Всё ль  в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

-Скажите, какими качествами нужно обладать , чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

Проверяют, садятся.

-Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.

Регулятивные: самоопределение; целеполагание.

Создание эмоциональной ситуации

Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

Тепло.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Эвристическая беседа

5-6мин

Анализ известных фактов, эвристическая беседа

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.

2 слайд - 7Я

 Я хочу начать сегодня наш урок с загадки, прочитайте:

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У меня есть брат,

Есть у меня сестра

А у них есть я. Что это?           (СЕМЬЯ)

Кто догадался?

Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние. Давайте поговорим о ближних. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?(Родителей — маму, папу.) А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.) Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми. Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.) А если у ваших мамы и папы есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)

Мы начинаем новый раздел в открытии окружающего мира «Наш дом и семья». Это очень важный раздел. Итак, тема урока «Мы в семье».

3 слайд.

Прочитайте пословицу

Как ее понимать?

А что такое в вашем понимании семья?

Где мы можем посмотреть точное определение слова?

Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.

Сегодня мы поговорим о семье.

Вся семья вместе, так и душа на месте

Ответы детей.

Ответы детей.

В словаре русского языка Ожегова Сергея Ивановича

Личностные: освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде;

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия;

Познавательные: анализ, синтез, обобщение; подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Выявление места и причины затруднения.

2-3мин

Сравнение, рассуждение

4 слайд.

Словарь Ожегова С.И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?

Дети высказывают свое мнение.

Познавательные: определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний

Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Построение проекта выхода из затруднения.

5-6мин

О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Правильно, сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

Сначала я приглашаю вас прогуляться по саду

Приблизительные ответы детей:

сегодня на уроке мы должны узнать: что такое семья, как называют членов семьи и т.д.

Что такое семья?

Что объединяет членов семьи?

Как называют членов семьи?

Физминутка

2мин

5 слайд. 

Вы рассмотрели изображение яблони с плодами и назовите части дерева.

Возможна ли жизнь дерева без этих частей, что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы?

Почему?

Вот как дерево не может обойтись без корней, листвы, плодов, так и семья не может без бабушек и дедушек, мам и пап, братьев и сестер.

Отдохнули?

Что такое семья, мы с вами уже ответили. Как зовут членов семьи, знаете? 

Работа в парах. (правила) Игра «Найди пару»

БАБУШКА

ВНУЧКА

ОТЕЦ

ДОЧЬ

БРАТ

СЕСТРА

ТЕТЯ

ПЛЕМЯННИЦА

Проверка работы. Итог.

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи?

Если сравнивать дерево с семьей, то какие отношения должны быть в семье, чтобы мы так же чувствовали защищенность, теплоту, покой и любовь?

Корни, ствол, ветви, плоды.

Папа.мама,….

Задание на карточках

Работают эксперты у доски

Нет, невозможна.

Потому что они взаимосвязаны и, обходиться друг без друга не могут.

Благодарность, чувство покоя, отдыха, защищенность.

В семье должны быть хорошие, доверительные отношения. Должны царить любовь, доброта.

Личностные: самоопределение; смыслообразование

Реализация построенного проекта.

5-6мин

Звучит запись классической умиротворяющей музыки.

6 слайд.

А сейчас я расскажу вам еще об одном дереве, которое есть в жизни каждого человека и частью которого является каждый из нас: и ты, и ты, и ты, и я, и каждый не только в нашем классе, но и во всем мире. Давайте раскроем наши рабочие тетради на с. 39 и посмотрим на это дерево. Вот это дерево.

Знаете ли вы, как оно называется?

Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо – что это значит?

Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи. Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки?

Как называются люди, объединенные одной семьей?

7 слайд.

Родственники бывают ближние и дальние. Давайте поговорим о ближних. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?

А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют?

Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми. Кем они приходятся вам?

А если у ваших мамы и папы есть братья или сестры, кем они приходятся вам?

Теперь подумайте, почему окошко для вашего имени отведено на самом верху дерева.

Потому что дерево продолжает расти вверх, дети вырастают, и у них появляются свои дети — свежие веточки на родословном дереве. Но пока вы еще дети, и самые новые побеги на семейном дереве — это вы, ваши братья и сестры».

Ребята, если вы самая свежая поросль, то где должны находиться ваши родители? А родители ваших родителей? А для кого оставлено место еще ниже? Что это за родственники?

Их имена у самого основания дерева, в самой крепкой его части, питающей и удерживающей весь ствол.

8 слайд.

Рассмотрите фотографию в учебнике на с. 52. Представляете, сколько ветвей у родословного дерева этой семьи! Попробуйте найти на фотографии Ивана Андреевича и Матрену Васильевну, основателей этой большой семьи.

Как вы думаете, интересно жить в такой большой семье? Какая она, эта семья?

Не зря ведь такая ласковая, добрая, нежная фамилия у ее родоначальников — Тюточкины.

9 слайд.

Учитель: А теперь соберите пословицу. Работать можно в паре.

На что         клад,        когда        в семье лад.

Как вы ее понимаете? Что такое «лад»?

Работа в парах:   Объясните смысл пословиц на с. 52

В семье лад – не надобен и клад.  Любовь да совет, так и горя в семье нет.

Предположения детей.

Это дерево о целом роде семьи.

В эти окошки должны быть вписаны имена членов семьи

Родственники, родные.

Родителей — маму, папу.

Дети, ребенок, сын, дочь.

Бабушками и дедушками.

Дядями и тетями.

Ответы детей.

Каждый ученик с помощью счетной палочки показывает окошки, в которые следует вписать свое имя и имена братьев и сестер.

Родители бабушки и дедушки — прабабушка и прадедушка.

Дети кладут счетную палочку или выделяют фишками из счетного набора родоначальников семьи Тюточкиных.

Дружная, добрая, чадолюбивая.

Дети собирают пословицу.

Лад – согласие.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: извлечение из текстов необходимой информации, самостоятельное заполнение таблиц, обобщение, аналогия.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

5-6мин

Теперь послушайте одну легенду.

Учитель: Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно. Работа в группе. Слова в пословицах рассыпались – соберите)

(Семья крепка ладом. В родной семье и каша гуще. Вся семья вместе, так и душа на месте. Русский человек без родни не живет. Моя семья - моё   богатство. Когда семья в куче, то не страшны и тучи.)

У: - Что значит слово «лад» и происходящий от него глагол «ладить»?      (дружить, жить в согласии, договариваться, уметь уступать).  (Оценка деятельности)

Вывод.  Семья – наш дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

На листе было написано слово «понимание».

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Поощрение

10 слайд.

За что вы можете сегодня похвалить себя?

В чем вы были успешны?

Что получилось?

Что не получилось?

Чем интересен был урок?

Я благодарю всех тех, кто хорошо работал сегодня на уроке, был активен и не боялся отвечать.

Регулятивные: контроль и оценка результатов своей деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку"Окружающего мира" Плешаков А.А.2 класс

Урок "Окружающего мира",2 класс,Плешаков А.А.Тема: "Звездное небо" (презентация к уроку)...

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Урок окружающего мира "Наша планета - Земля" 2 класс

Урок окружающего мира с использованием ИКТ. В конце урока дети выполняют тест на персональных нетбуках....

Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс

В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....

Урок окружающего мира по системе Занкова 3 класс" Наследие древнего мира"

Урок развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде,воспитывает толерантность, уважение к историческому и культурному наследию народов мира...

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...