Открытый урок "Откуда берутся снег и лёд?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (1 класс)

Урок- иследования "Откуда берутся снег и лед?".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Пезентация2.63 МБ
Файл тезхнологическая карта29.11 КБ
Файл Опыт14.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое снег?

Слайд 2

Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие .

Слайд 3

Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Тайна рождения снежинок была разгадана совсем не так давно. Снег никогда не образуется из капелек воды. Капли воды могут стать градом, который иногда идет летом вместе с дождем.

Слайд 4

Капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки .

Слайд 5

Как же образуются снежинки?

Слайд 6

Водяные пары поднимаются высоко над землей, где из них образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю. Снежинки еще очень малы, но шестиугольный кристаллик все время растет и становится удивительной красы звездочкой.

Слайд 7

Все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.

Слайд 8

Что можно сделать из снега?

Слайд 9

Скульпторы могут лепить из снега фантастические вещи.

Слайд 10

Попробуйте, может и у вас так получится!

Слайд 11

Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Класс: 1

УМК «Школа России»

Предмет: окружающий мир

Развитие исследовательских умений младших школьников          

Тема: Откуда берутся снег и лёд?

Цель: формирование представлений о свойствах снега и льда, обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.

Задачи:

  • познакомить учащихся с двумя состояниями воды: жидкое и твёрдое (снег и лёд);
  • учить проводить опыты, используя инструкцию

Тип: изучение нового материала 

Планируемые результаты урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • понимать происхождение снега и льда;
  • знать форму снежинок и отображать её в рисунках

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения; целеполагание, умение оценивать правильность выполнения действий, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: проводить по инструкции опыты по исследованию свойств снега и льда;

Коммуникативные: распределять роли в группе и следовать им планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение путей достижения общей цели, готовность признать возможность существования различных точек зрения, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Личностные:

Бережно относиться к ценностям природы;

понимать свою ответственность за состояние природы

Ход урок

1.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к ученой деятельности

Встали ребята. Поздороваемся с нашими гостями.

Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу,

я рада видеть ваши лица,

ваши улыбки и думаю,

что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом.

Здравствуйте!

Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.

Актуализация знаний  фиксация индивидуального затруднения в проблемной действии.

Ребята посмотрите внимательно на картинку. Слайд 1.

Скажите,  какое время года на ней изображено?

По каким признакам вы определили, что на рисунке изображена зима?

К нам на урок пришел гость, а кто он вы узнаете отгадав загадку:

В голове снег,

В животе снег,

В ногах снег,

Что за чудо человек?

( Появляется   Снеговика с конвертом со снежинками.

А в конверте – загадки.)

«…….» 

Он (Снег)

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша — толстое стекло.

(Лед)

Давайте определим тему урока.

Для этого мы должны составить вопросы

Вот слова помощники.

1. Что?

2. Откуда?

3. Какой?

4. Почему?

Сначала ответим на вопрос:

Первый вопрос:

Что такое снег? и Что такое лед?

ЧТО  такое снег?

А теперь слушаем внимательно. Слайд 2-7.

 Объясняю с презентации

Значит снег не замершая вода, а водяные пары.

Что можно сделать из снега?  Слайд 8.

Ребята, а что такое лед? Как вы думаете, Где вы встречали лед?

На улице, именно где?

Мы уже знаем, что такое снег и лед?

А теперь составьте предложение со вторым вопросом. ОТКУДА? И Сформулируйте тему урока.

 «Откуда берутся снег и лед?»

Давайте разделимся на 2 команды. Выбираем командира:

1 команда Эртине

2 команда Айрат

Как, можете назвать свою команду.

СНЕГОВИК

(снег)

(лёд)

Снег- это замершая вода

Лед- это тоже замершая вода

Сделать снеговика

В холодильнике- форма для льда

Речка

Сосульки

Лужа

 

Снежинки

Сосульки

Выявления места и причины затруднения

Раздаю таблицу  :

Чтобы определить свойства снега и льда нам надо проводить опыт.

Команда: сосульки

снег

лед

рыхлый

хрупкий

белый

бесцветный

прозрачный

непрозрачный

  • Для определения рыхлости предмета делаем ямку.
  • Для определения хрупкости используем молоток.
  • Для определения цвета берем белую бумагу.
  • Для определения бесцветности сравниваем белу. Бумагу с льдом.
  • Для определения прозрачности берем бумагу.

Организует практическую работу по изучению свойств снега и льда.(учебник с. 68, 69; Р.т. с.45)

Практическая работа 

- Представьте, что наш класс научно – исследовательская лаборатория, чтобы доказать свойства снега и льда нам нужно их исследовать, провести опыты.

 Работать вы будете в группах, 2 группы Снежинки и Сосульки.

- Какие правила нужно соблюдать, работая в группе?

(  Уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно быть очень быть внимательными)  

- Чтобы проводить исследования у каждой группы на парте имеется оборудование для практической работы.

Цель нашего исследования: изучение  свойств снега и льда.

Проверим это опытным путем.

Практическая работа.

На каждую парту кладутся листы с цветной бумагой. На блюдца кладётся снег и кусочки льда.

Опыт № 1. 

1 команда Снежинки:

Попробуйте из снега сделать горку, ямку.

2 команда Сосульки:

А теперь то же самое сделайте со льдом.

- Получилось? Почему? А теперь посмотрите: Командир команды ударит молоточком по кусочку льда.

 Что произошло?

Какой вывод можно сделать. (Лёд хрупкий, а снег рыхлый.) 

 

Опыт №2. Положите на листы цветной бумаги снег и лёд.

Какого цвета снег?А что можете сказать о цвете льда?

Сравните его с листом цветной бумаги. Что вы заметили?

Сделайте вывод: (Снег - белый. Лёд – бесцветный.)

Опыт №3. Положим снег и лед на лист цветной бумаги. Можем ли мы под снегом определить цвет этой бумаги? А под льдом?

Какой сделаем вывод? ( Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.)

 

Из чего же состоят снег и лёд? (Из воды.)

Сделайте вывод:

У вас на столе лежит 6 слов, уберите лишние слова и мне отдаете.

Оставшиеся слова прикрепите на доске.

Лед- хрупкий, бесцветный и прозрачный.

Снег-  рыхлый, белый и непрозрачный.

Работают в группе.

В группах выполняют практическую работу:

-формулируют цель опытов;

-называют предметы оборудования;

-распределяют роли в группе(организатор читает инструкцию, описание опытов в учебнике; практик выполняет опыт; аналитик описывает наблюдения, делает выводы; оратор представляет итоги работы группы)

По ходу  проведения опытов  результаты опытов записывают в таблиц

Вывод:. (Лёд хрупкий, а снег рыхлый.)

Вывод: (Снег - белый. Лёд – бесцветный.)

Вывод: ( Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.)

что снег и лед – это не одно и то же.

 У разные свойства, снег это водяные пары, а лед – это замерзшая вода.

Физминутка

Гимнастика для глаз Снежинки

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Рабочая тетрадь С. 46 №3

-Посмотрите, какие красивые снежинки нарисовал Снеговик в ваших рабочих тетрадях на странице 46 в задании №3. Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются.

- Снеговик не успел дорисовать снежинки. Помогите ему и дорисуйте. Первая группа – первую снежинку, вторая группа - вторую снежинку, а третья группа - третью снежинку.

Рисуют

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Эталон проверки. После заполнения таблицы.

Смотрим и проверяем.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам  сделать вывод:

Безопасность «Гололед»

Команда «Сосульки»: Мы узнали, что СНЕГ-БЕЛЫЙ,РЫХЛЫЙ И НЕПРОЗРЧНЫЙ.

Команда «Сежинки»: Мы узнали, что ЛЕД-

БЕСЦВЕТНЫЙ, ХРУПКИЙ И ПРЗРАЧНЫЙ.

Домашнее задание

 А на 3  вопрос Почему? Узнаем на следующем уроке.

Почему используют лед дома?

Принести ледяные бусинки.

Принести фото «Ледяные скульптуры»(можно фотографию, который вы рядом с родителями ).



Предварительный просмотр:

 Команда: снежинки

снег

лед

рыхлый

+

-

хрупкий

-

+

белый

+

-

бесцветный

-

+

прозрачный

-

+

непрозрачный

+

-

Команда: сосульки

снег

лед

рыхлый

хрупкий

белый

бесцветный

прозрачный

непрозрачный

  • Для определения рыхлости предмета делаем ямку.
  • Для определения хрупкости используем молоток.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда берутся снег и лёд

Урок-исследование рассчитан на учеников 1 класса. Дети приобретают первоначальные навыки исследовательской деятельности, учатся видеть проблему, находить пути её решения, делать элементарные выводы....

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

Урок окр.мира "Откуда берутся снег и лед?"

Урок окружающего мира в 1 классе...

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?"

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?" в 1 - м классе. Главной целью данного урока является создание содержательных и организационных условий для самостоятельн...

Откуда берутся снег и лед.

-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;-развивать творческие способности учащихся....

Открытый урок 1 класс "Откуда берутся снег и лед?"

Открытый урок в 1 классе по окружающему миру  "Откуда берутся снег и лед?"...

Открытый урок по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс по ФГОС

Открытый урок по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс по ФГОС УМК "Школа России"...