Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Разработка урока-исследования по теме "Органы чувств"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир 3 класс по теме "Органы чувств" | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: «Окружающий мир»
Класс: 3 «Б»
Тема урока: «Органы чувств»
Программа: «Школа России»
Тип урока: урок-исследование
Учитель: Бикшанова Галия Шарифовна
Оборудование: ПК, проектор, презентация к уроку; таблица «Органы чувств», предметы для проведения опытов: карандаши разных цветов; апельсин, яблоко, мяч; стаканы с водой разного вкуса; чудесные мешочки; с кофе, мятой и чаем.
Учебно-методическое обеспечение: А.А. Плешаков. Окружающий мир// Учебник. 3 класс. 1-я часть. – М., Просвещение, 2013; А.А. Плешаков. Окружающий мир// Рабочая тетрадь. 3 класс. 1-я часть. – М., Просвещение, 2013
Методы, применяемые на уроке:
- Словесные (рассказ, беседа, объяснение);
- Наглядные (презентация учителя, наблюдения учащихся);
- Исследования;
Формы организации работы на уроке:
- Фронтальная;
- Групповая.
Педагогические технологии:
- Использование ИКТ (слайдовая презентация);
- Здоровьесберегающие;
- Игровые.
Цель: сформировать у учащихся целостное представление об органах чувств; познакомить со значением органов чувств в нашей жизни и гигиеническими нормами ухода за органами чувств.
Задачи:
- Научить различать органы чувств, знать их характерные особенности и роль в жизни человека;
- Познакомить с правилами охраны органов чувств;
- Развивать логическое мышление, речь, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы, познавательную активность детей, познавательный интерес к предмету, обогащать словарный запас;
- Воспитывать бережное отношение к своему организму и здоровью;
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- перечисляют, характеризуют органы чувств и их значение в жизни человека, ставят опыты с помощью учителя и формулируют результаты опыта;
- составляют правила ухода за органами чувств.
Метапредметные:
- умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;
- умеют слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- умеют сотрудничать с учителем и товарищами;
- оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делают выбор.
Регулятивные:
- определяют, формулируют тему и цель урока с помощью учителя;
- совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему;
- составляют план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- планируют, контролируют и оценивают свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учатся высказывать свое предположение;
- учатся совместно с учителем и учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
Познавательные:
- умеют осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- строят монологическую речь в устной форме;
- делают предварительный отбор источников информации;
- добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема ); находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывают полученную информацию: сравнивают, группируют предметы, делают выводы в результате совместной работы всего класса на основе обобщения знаний;
Коммуникативные:
- слушают и понимают речь других, совместно договариваются о правилах общения, следуют им;
- вступают в диалог;
- работают в группе, в паре;
- доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи;
- высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновывать, приводя аргументы.
Предмет: «Окружающий мир», Класс: 3, Тема урока: «Органы чувств»,Программа: «Школа России»,Тип урока: урок-исследование.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент | Психологический настрой. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность). (Слайд 1) Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Улыбнитесь друг другу. Дружба начинается с улыбки. Именно сотрудничество друг с другом, учителем и хорошее настроение необходимы для работы на уроке. Тихо-тихо входит в класс тишина, Говорит нам, что урок начать пора. Наши ушки на макушке, Глазки зоркие глядят, В путь за новыми открытиями Приглашают всех ребят. Итак, в путь за новыми открытиями и знаниями. | Включаются в учебную деятельность | Личностные: самоопределение |
II.Актуализация знаний | Учитель ведет подводящий диалог. Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память. - Какой раздел мы изучаем на уроках окружающего мира? (Как устроен организм человека) Проверка домашнего задания - А сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал, с помощью теста. Тест по теме: «Организм человека» (Слайд 2)
а) анатомия б) зоология в) ботаника 2. Кровь движется в нашем теле благодаря работе: а) лёгких б) сердца в) желудка 3. Что относится к дыхательной системе? а) сердце б) лёгкие в) желудок 4. Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья? а) анатомия б) археология в) гигиена 5. Какая еда полезна для здоровья? а) фрукты б) газированные напитки в) овощи - Проверьте свои ответы. (Слайд 3) | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Выполняют самостоятельную работу Проверяют ответы и оценивают результаты своей работы | Личностные: оценивание усваиваемого материала |
III.Постановка проблемы | - Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте проведем мини-исследования. -А что такое исследование? -Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова (Слайд 4) В толковом словаре Ожегова говорится так: «Исследование – научный труд». Как вы понимаете, что значит «исследовать»? (Исследовать – это значит подвергнуть научному изучению, осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового). А кто же такой исследователь? Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием, то есть, получает новые знания, добывает их сам. Мы тоже можем назвать себя исследователями. Кто же будет предметом нашего исследования? (Предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм, органы чувств) Пять закрытых коробок с предметами (Слайд 5 кроссворд) Коробка 1. Определить по звуку предмет Вывод.- Какой орган помог выполнить задание? Коробка 2. Выбрать ручку синего цвета Вывод.- Какой орган помогал? (ручки разного цвета) Задание 3. Не заглядывая в коробку, достать яблоко. Вывод - Какой орган позволило справиться с заданием? (яблоко, апельсин, мяч, кубик) Коробка 4 - В каком из мешочков кофе? (мешочки с чаем, кофе и мятой) Вывод. - При помощи чего узнал? Опиши ощущения. Коробка 5 - В каком стакане сладкая вода? Вывод. – Как определили вкус воды? При помощи чего узнали? Какое получилось слово. ОРГАНЫ ЧУВСТВ (Слайд 6) - Это и будет нашей темой урока. -Какую роль играют эти органы в познании окружающего мира? - Назовите синонимы к слову распознавать. ( Узнавать, различать чувствовать…) | Решают поставленную проблему. Участвуют в диалоге Разгадывание кроссворда. | Познавательные: самостоятельный поиск способов решения проблемы Познавательные: построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами Коммуникативные: высказывают и доказывают свое мнение |
IV.Формулирование темы и цели урока | - Какие вопросы, задачи мы поставим для изучения темы? (Слайд 7)
Организует деятельность учащихся | Предлагают и согласовывают тему урока Участвуют в диалоге | |
V.Открытие детьми новых знаний и составление плана ответа | Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Правила работы в группе.
1.Исследование органов слуха («Окружающий мир» 3класс) ОРГАН СЛУХА. (Слайд 8) Ухо – орган слуха. Наружное ухо – это ушная раковина. Сама она ничего не слышит, а только улавливает звук. Посреди ушной раковины есть маленькое отверстие, откуда начинается слуховой проход, который заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Мы начинаем слушать в тот момент, когда звуковые волны достигают уха и начинают давить на барабанную перепонку. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, и затем в третье ухо – внутреннее и далее в мозг. Мозг за долю секунды переводит полученный сигнал и мы говорим то, что слышим. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств. Если закроем глаза, мы все равно будем чувствовать, где верх, где низ. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Чтобы сохранить хороший слух, уши надо беречь. - Уши нужны для того чтобы слушать или слышать. Потеря слуха – большая беда. Помогите подобрать научное определение: уши – это орган… (слуха) Нужно ли заботиться об ушах? Как беречь слух? «Берегите слух»! (Слайд 9)
| Исследуют органы слуха. Дети составляют правила охраны слуха | |
2. Исследование органа зрения (Слайд 10) Вывод. Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, различаем их цвет, форму, величину; можем читать, смотреть телевизор, наблюдать за движущимися предметами. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего мира. ОРГАН ЗРЕНИЯ Орган зрения – глаз – один из важнейших органов чувств. Благодаря зрению мы получаем 90% информации об окружающем мире. Глаз человека устроен очень сложно. Он очень похож на маленький фотоаппарат. Форма глаза - круглая, как яблоко, поэтому так и говорят: «Глазное яблоко». Снаружи глаз прикрыт роговицей – прозрачной оболочкой. Глазное яблоко имеет впереди отверстие. Черный кружок в центре глаза называется зрачком. Он черный потому, что внутри глаза темнота. В темноте глазок расширяется, чтобы впустить в глаз больше света, а на ярком свету уменьшается. Расширение и сужение зрачка происходи благодаря мышце, которая находится в радужке. Радужка – это цветное колечко вокруг зрачка. Именно ее цвет определяет цвет глаз. Через зрачок в глаз попадает свет, отраженный от предметов. Он достигает задней стенки глазного яблока, где расположен слой светочувствительных клеток. Этот слой, как сеть, вылавливает световые лучи. Он называется сетчатка. От сетчатки сигналы по зрительному нерву поступают в головной мозг. Мозг обрабатывает сигнал, и только тогда мы осознаем, что же собственно, видим. За четкость полученного изображения отвечает хрусталик, прозрачный и чистый как хрусталь, напоминающий двояковыпуклую линзу. Слезы, которые текут из наших глаз, полезны. Они убивают микробов и вымывают соринки. С помощью органа зрения мы больше всего получаем информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Береги зрение! (Слайд 11, 12, 13)
Вывод. Зрение надо беречь. Потерянный глаз ничем не заменишь. По глазам человека можно узнать, правду ли он говорит или нет. Физкультминутка для глаз (Слайд 14) 3. Исследование органа обоняния Береги орган обоняния! (Слайд 15, 16)
Вывод. Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.(нос) 4. Исследование органа вкуса (Слайд 17) Вывод. Язык – это орган, который помогает нам отличить горькое от сладкого, кислое от соленого. При помощи языка люди могут общаться. ОРГАН ВКУСА Язык – орган вкуса. Без языка невозможна человеческая речь. Язык помогает различать вкусовые ощущения. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Они передают информацию через нервную систему в головной мозг. Все сладкое и соленое мы ощущаем кончиком языка. Кислое - его боками, а горькое – задней частью языка (его основанием). На языке также имеются рецепторы тепла и холода, боли и реагирующие на острую пищу. Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмете в рот что-нибудь несвежее, то язык тотчас донесет об этом мозгу. Тот поймет пошлет приказ мышце рта и вы, не задумываясь, выплюнете то, что вредно организму. Орган вкуса играет большую роль в жизни людей. Как вы думаете, какую? Для чего он нужен? (С помощью этого органа мы можем определить несъедобную пищу, испорченные продукты)
Берегите орган вкуса! (Слайд 18)
5. Исследование органа осязания (Слайд 19)
Правила ухода за кожей! (Слайд 20)
Пять органов чувств, пять помощников, которые связывают человека с окружающим миром, помогают нам видеть, слышать, чувствовать, ощущать. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться, восхищаться красотой окружающего мира. |
Составляют правила по охране зрения Дети наблюдают глазами за движущимися предметами. Исследуют орган обоняния Составляют памятку по охране обоняния Исследуют орган вкуса. Составляют правила по гигиене органа вкуса Составляют правила по уходу за кожей Дети делают вывод по результатам исследования | Коммуникативные: выражение своих мыслей Регулятивные: обладание новыми понятиями, умением анализировать | |
VI.Закрепление нового материала |
| Самостоятельная работа Оценивают выполнение задания смайликами. Самостоятельная работа. анализируют | Коммуникатив-ные: учебное сотрудничество, используя прием классификации. Регулятивные: умение самостоятельно анализировать |
VII.Рефлексия. Итог урока | Организует анализ полученных результатов урока.
Оценивание своей работы и урока с помощью звездочек
| Вступают в диалог. проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке | |
VIII.Домашнее задание | Объяснение домашнего задания: рабочая тетрадь.(Слайд 23) Вам надо подобрать интересные факты об одном из органов чувств, используя разные источники информации.
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».
Раздаются памятки с упражнениями для глаз. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс
Технологическая карта урока "Органы чувств. 3 класс Программа Гармония...
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Твои помощники - органы чувств"
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Твои помощники - органы чувств"...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус»
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус», УМК «Школа России»...
Технологическая карта урока окружающий мир по теме «Органы чувств»
Цель урока: формирование представления об органах чувств и их функцияхЗадачи урокаДидактические:- формировать у учащихся знания об органах чувств- формировать у учащихся знания о необходимости органов...
Технологическая карта урока окружающего мира «Органы чувств» 3 класс УМК «Школа России»
Цель урока: формирование представления о роли органов чувств и их значением для человекаЗадачи урокаДидактические:Познакомить учеников с органами чувств и их значением для человека;Расширить зна...
Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Органы чувств", 3 класс, УМК Школа России
Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Органы чувств", 3 класс, УМК Школа России...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС "НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ"
Учитель: Левицкая Татьяна ФёдоровнаУМК ПерспективаПредмет: Окружающий мир (автор: А.А.Плешаков, Новицкая)Тема: «Наши органы чувств»Класс: 3 бТип урока: Урок «открытия» нового з...