План-коспект по окружающему миру на тему: "Тела, вещества, частицы".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Материалы для урока по окружающему миру на тему: "Тела, вещества, частицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tela.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока окружающий мира

УМК: «Школа России» 3 класс

(Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс 1 ч. стр. 43-47)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:30.09.2020 г.

Время:14:30-15:05.

Место: МАОУ Гимназия №2, кабинет № 22.

Класс: 3 «А».

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Тела, вещества, частицы».

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний о телах и об их составе.

Задачи:

Образовательные: познакомить с понятиями «тело», «вещество», «частицы»; формировать представление о искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, учить проводить опыты и делать выводы.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать, группировать.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиНов, проведение физминуток, осуществление смены деятельности на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к предмету «Окружающий мир», уметь проводить опыты и делать выводы.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознанно и правильно понимать сведения о телах, веществах и частицах, развивают устную речь;

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: уметь контролировать свою готовность к уроку; уметь ставить цель урока; уметь проводить самоанализ и самооценку.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь формировать и пояснять своё мнение.

Предметные: проводить несложные наблюдения; следовать инструкциям по технике безопасности при проведении наблюдений.

Тип урока: предметный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах и парах.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, презентация «Тела, вещества, частицы», конспект урока, раздаточный материал (конверт со слогами для открытия темы), распечатанный кроссворд, листочки  для рефлексии, лабораторное оборудование (прозрачный стакан с водой, рафинированный сахар, ложка), керамическая и бумажная тарелки.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие.

У: Встанем, поприветствуем друг друга, улыбнёмся, ведь сегодня прекрасный день для новых свершений. Добрый день, ребята! Садитесь! Помним, спина у нас прямая, руки сложены на парте. Меня зовут Виктория Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

2) Проверка готовности к уроку.

У: Поверьте всё ли лишнее у вас убрано с парт. Вижу всех всё в порядке! Приступим к работе.

3) Мотивация к обучению и познанию.

У: Сегодня вы будете не просто обучающимися 3 «А» класса, а настоящими учёными, мы создадим в нашем классе настоящую лабораторию. Там работают очень ответственные и трудолюбивые люди, и мы с вами будем, так же как и они работать добросовестно. Поднимите руки, кто будет активно работать? Кто будет внимательно слушать? Кто будет самым наблюдательным?

II. Актуализация умений и знаний.

Фронтальный вопрос. Индивидуальные задания.

У: Для начала проверим, на сколько вы усвоили материал с прошлого урока. Некоторым ученикам я дам индивидуальные задания. Когда выполните отложите их в сторону, и в конце урока мне их сдадите.

Индивидуальные задания для актуализации знаний.

Укажите радом с утверждениями «+», если оно верное, и «-» , если нет.

  1. Можно бросать мусор в неположенных местах (в лесу, в парке). -
  2. Красная книга – это книга, в которую занесены редкие животные и растения. +
  3. Автомобиль – один из источников загрязнения воздуха. +
  4. Нельзя бросать мусор в водоёмы. +
  5. Нельзя уничтожать ядовитые грибы. +
  6. Высадка новых лесов – является главным источником загрязнения воздуха.-
  7. Переработка отходов – действенный способ по уменьшению мусора. +

У: Остальные отвечают на мои вопросы. Ребята, как происходит загрязнение воздуха, почвы и воды? Чем оно опасно? Ответы принимаются по поднятой руке.

        Д: Воздух загрязняется от выхлопных газов от автомобилей, автобусов, мотоциклов, от дыма промышленных предприятий, от пожаров, пыли. Из-за грязного воздуха людям тяжело дышать и появляются различные заболевания. Вода и почва загрязняется от различных отходов предприятий, мусора людей.

        У: Почему многие растения и животные стали редкими?

        Д: Люди часто рвут красивые растения, а животных порой истребляют ради меха или мяса.

        У: Как люди охраняют природу?

        Д: Была создана Красная книга, в которую занесены редкие животные, растения. Даются штрафы за нарушение порядков. Организуются различные акции, митинги. Открывают заповедники.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Хорошо, вы большие молодцы. Чтобы узнать тему нашего урока, я попрошу первые парты повернуться ко вторым, третьи к четвертым, пятые к шестым. У вас на партах лежат карточки со слогами. Из этих слогов вы должны составить слова. Из получившихся слов вы узнаете тему занятия.

У: Какие слова у вас получились?

Д: Тела, вещества, частицы.

У: Молодцы, вы справились с заданием. Тема нашего урока: «Тела, вещества, частицы». Теперь поставим цель нашего занятия, в этом нам помогут слова-помощники, написанные на доске: познакомимся (с новыми понятиями), узнаем (что такое «тело», «вещество», частицы»), будем учиться (их различать). Ответ принимается по поднятой руке.

IV. Открытие новых умений, знаний.

  1. Знакомство с новыми понятиями «тело»

        У: Хорошо. Посмотрим вокруг себя, и назовём предметы окружающие нас.

        Д: Парта, стул, доска, дневник, пенал.

        У: Правильно, каким одним словом из нашей темы можно назвать все эти предметы?

        Д: Все предметы вокруг нас можно назвать словом «тело».

У: Вы правильно думаете! Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

        У: Замечательно. На доске изображены различные тела (ноутбук, дом, кресло, одуванчик, дерево, солнце, картина, облако), вам необходимо разделить на две разные группы и объяснить, по какому принципу вы их делили.

        Д: Первая группа - тела, которые создала природа, и которые создал человек.

        У: Вы правильно думаете. Молодцы! Тела, которые создала природа, называются естественными, тела, созданные человеком – искусственные.

2. Знакомство с понятием «вещество»

У: Теперь я покажу вам две разные тарелки. Скажите, чем они отличаются.  (Показывает бумажную и керамическую тарелку).

Д: Они отличаются материалом, из которого они сделаны. Первая из бумаги, другая из керамики.

У: Вы всё правильно сказали. Их главное отличие в том, что они сделаны из разных материалов. По-научному, то из чего состоят тела, называется веществом. Как вы думаете, тела могут состоять только из одного вещества или могут состоять из нескольких. Приведите примеры.

Д: Тела могут состоять из разных веществ, например сковородка: сама ёмкость чугунная, ручка – деревянная, карандаш: стержень из графита, сам карандаш из дерева.

У: Верно. В науке различаются три агрегатных состояния вещества. Давайте прочитаем на странице 44 предложение, выделенное жирным шрифтом, и выясним, какие бывают вещества.

Д: Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.

У: Действительно. Давайте придумаем примеры для каждого состояния.

Д: Твёрдое: вилка, кружка, бревно. Жидкие: сок, вода, дождь. Газообразные: воздух, кислород, углекислый газ.

  1. Работа со схемами

У: Давайте рассмотрим схемы строения веществ на станице 44 в учебнике. На первой картинке мы видим состав твёрдых веществ, что их составляющие плотно прижаты друг к другу, поэтому твёрдые вещества не меняют свою форму. Посмотрим на вторую картинку. Какое вещество мы видим и, что происходит с его составляющими.

Д: Мы видим жидкое вещество. Частицы разъединены. Находятся в движение. Что позволяет жидкостям менять и принимать любую форму.

У: Верно, посмотрим третью картинку.

Д: Это газообразное вещество, частицы находятся далеко друг от друга и двигаются в любом направлении.

У: Хорошо, мы с вами хорошо потрудились и давайте теперь все хорошо разомнёмся.

V. Физминутка.

Я привстану на носочки.

Хорошенько потянусь.

Раз — наклон, два — наклон,

И попрыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

И головкой поверчу.

Тихо сяду, улыбнусь

И работою займусь.

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

4. Знакомство с понятием «частица». Проведение опыта.

У: В нашей теме есть ещё одно слово, которое мы не разобрали, это слово «частица». Вещество можно тоже разделить на очень маленькие, невидимые невооружённым глазом части, которые имеют свойства этих веществ. Теперь давайте проведем некоторые опыты в нашей «научной лаборатории». Прошу выйти ко мне одного ученика. Наше оборудование прозрачный стакан с пресной водой, кубик сахара и ложка. Кубик сахара – это тело. Сахар – это вещество. Опусти сахар в воду. И размешай ложкой.

У: Что вы видите?

Д: Сахар растворяется.

У: До, проведения опыта вода была пресной, как вы думаете после того, как мы опустили сахар, вода поменяла свой вкус.

Д: Да, она стала сладкой.

У: Значит сахар не исчез?

Д: Да.

У: Действительно, сахар не исчез, он распался на мельчайшие невидимые человеческому глазу частицы и перемешался с частицами воды, и создали новое вещество сладкую воду.

VII. Закрепление изученного материала.  Разгадывание кроссворда.

У: Вы хорошо работали, теперь проверим, как вы усвоили изученный материал. На партах у вас лежит кроссворд по теме. Ваша задача его разгадать.

  1. Тела, созданные руками человека. (Искусственные).
  2. То, из чего созданы тела. (Вещества).
  3. Тела, созданные природой.  (Естественные).
  4. Из чего состоят вещества. (Частицы).
  5. Как называются любой предмет, любое живое существо. (Тело).

И

В

Е

Щ

Е

С

Т

В

А

К

У

Е

С

Т

Е

С

Т

В

Е

Н

Н

Ы

Е

С

Т

В

Е

Н

Н

Ч

А

С

Т

И

Ц

Ы

Е

Е

Л

О

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: Хорошо. У вас на столах лежат чистые листы. Вам необходимо обвести свою ладонь и на каждом пальчике написать короткие ответы на вопросы:

  1. Мизинец – какие получили знания.
  2. Безымянный – достигли поставленной цели?
  3. Средний – какое преобладало настроение?
  4. Указательный – в какой помощи нуждаешься?
  5. Большой -  какое было физическое состояние?

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание:

1. Учебник: ответить устно на вопросы раздела «Проверь себя» на странице 46.

У: Спасибо большое за вашу активность и положительный настрой. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру по теме "Тела и вещества" (3 класс) по ОС "Школа 2100"

Окружающий мир Тема: Тела и вещества. Цели: 1. Познакомить с понятием «тело», рассмотреть схему деления тел на группы.            2. Научиться ра...

Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Тела. Вещества. Частицы"

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: "Тела, вещества, частицы"...

Презентация по окружающему миру на тему: "Тела, вещества, частицы" 3 класс

Презентация по окружающему миру на тему: "Тела, вещества, частицы" 3 класс...

Проверочная работа по окружающему миру по теме: «Тела и вещества»

Проверочная работа для учеников 3 класса УМК "Гармония"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Тела, вещества, частицы"

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Тела, вещества, частицы"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Тела, вещества, частицы" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме "Тела, вещества, частицы" 3 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме «Тела, вещества, частицы» (3 класс), УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о телах, веществах и частицах Задачи урокаДидактические:1.  Дать представление о том, что каждое ...