Окружающий мир 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тема"Экологическая безопасность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronina_a.a._konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx102.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Экологическая безопасность

http://www.eco-business.com/media/uploads/ebmedia/fileuploads/shutterstock_88550854_news_featured.jpg

План – конспект открытого урока по окружающему миру

Тема урока: Экологическая безопасность

Цель урока: знакомство с понятием «экологическая безопасность» и правилами личной экологической безопасности.

Учебные задачи, направленные на достижение:

1) личностных результатов обучения:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2) метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;

- формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формирование умения взаимодействия в статичных парах и группах – коммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

- познакомить с основными загрязнителями воздуха, воды, продуктов питания,

- выполнять правила личной экологической безопасности,

- обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,

- воспитывать экологическую культуру учащихся.

 Используемые учебники и учебные пособия: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2009. Г.Г. Ивченкова. Окружающий мир. 3 класс. Ч 1. – М.: Астрель, 2009.

Используемое оборудование: глобус, магнитная доска, учебник, раздаточный материал.

Основные понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «экология»

Организационный момент

Приветствие.

- Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока!

На каждом этапе нашей работы будем оценивать себя сигнальными карточками:

Зелёный- справился хорошо

Желтый- на мой взгляд я плохо справился с работой.

Красный- справился отлично

Дети приветствуют учителя, гостей и улыбаются друг другу.

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания»

- Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это-Земля…Жизнь начинается. Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно».

Дети открывают глаза и смотрят на доску.

- Какие царства живой природы Вы знаете? (-Растения, животные, грибы, бактерии.)( переворачиваю картинки).

- Как вы думаете, человек относится к живой природе? Докажите.( - Человек дышит, питается, развивается, растёт, у него рождаются дети, умирает.)

- Что может быть опасным для здоровья человека? (- Животные, ядовитые грибы, ядовитые растения, окно, балкон и др.)

  сегодня вы будем исследователями

- Вы сейчас будите работать в парах. Ваша задача: вспомнить, какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека.

«Рука помощи»: Работая в паре, вы обводите руку на листе бумаги, ногти и колечки прорисовывать не нужно. На каждом пальчике необходимо написать по одной опасности.

Оцените свою работу сигнальной карточкой.

Постановка цели урока

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? Бережём ли мы её?

– Ребята , у вас парте лежат конверты,  возьмите конверт №1,достаньте содержимое конверта на парту.  На листах, которые лежат перед вами, закрасьте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей.

– Давайте проверим. Покажите, что у вас получилось. Посмотрите, ребята, у вас и у меня получились одинаковые работы. Значит. Вы справились с заданием и верно закрасили источники загрязнения окружающей среды.

– Что же произойдёт с нами и нашей планетой, если её загрязнять? (- Всё живое погибнет, погибнет планета) .

-Сделайте вывод.

Вывод: Часто люди вредят окружающей среде. Необходимо беречь природу. По возможности сохранять чистый воздух, не засорять реки, не отравлять воду в морях и океанах.

Оцените свою работу сигнальной карточкой.

- К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности.

- Как называется наука, которая учит бережному отношению к окружающей среде? (-Экология_).

Ваше домашнее задание было поработать со словарем, и определить что же такое Экология?

 -В переводе с греческого «экос»-дом, «логос»-учение.

-Какой дом изучает экология?( -общий дом Земля.)

-Что такое « опасность»?( -Угроза чего – нибудь плохого, какого – нибудь несчастья) .

- Что такое безопасность?( - Состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита ).

-О какой безопасности пойдет речь?

Высказывания детей.

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель перед собой поставим?

– Сегодня мы постараемся понять, что же это такое – экологическая безопасность, исследуем причины загрязнения окружающей среды, негативное воздействие ее на человека и составим памятки по экологической безопасности.

-Проверим ваши предположения по учебнику (стр.32)

Я предлагаю вам такой план работы (на доске).

Чтение плана по пунктам.

Экологическая безопасность

1. Цепь загрязнения.

2. Как защититься от загрязнения воды.

3. Как защититься от загрязнения воздуха.

4. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

5. Решение ситуаций.

6. Тест.

7. Итоги.

Открытие нового знания (изучение нового материала)

- Человек иногда вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Таким образом, формируется цепь загрязнения, по которой в организм попадают загрязняющие вещества.

 - Попробуем проследить одну из таких цепей загрязнения.

-Сегодня вы ученые- исследователи.  Все вместе мы «Экологическая служба».

- ребята, работаем так же попарно. Возьмите, пожалуйста, конверт №2

– Возьмите домик. Положите перед собой. Разложите карточки со словами. Будьте внимательны, аккуратны и не торопитесь.

– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны найти карточку с ответом, показать, потом приклеить на домик.

– Что является источником загрязнения окружающей среды?( -Источником загрязнения окружающей среды являются: фабрики, транспорт, дома.)

– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на нижний ряд.

– Проверим.

– Куда попадают вредные вещества?( -Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву.)

– Что образуют воздух, вода и почва вместе?( -Всё это окружающая среда.)

– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на средний ряд.

– Проверим.

– Куда попадают вредные вещества из окружающей среды?( -Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек.)

– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на верхний ряд.

– Проверим.

Оцените свою работу сигнальной карточкой.

- В учебнике на с. 31 рассмотрите рисунки. Обсудите группами и расскажите, как движутся загрязненные вещества по цепочке.

-Укажите в группах пути поступления загрязняющих веществ в организм человека.

- В конвертах № 3 вам даны схемы. Ваша задача  совместно с группой составить проект цепь загрязнения.

- Составьте схему –рисунок

Рисуют детали и составляют схему – рисунок и представляют всем группам.

1.Грязная река- рыба-человек-больница

2.Автомобильные дороги- грибы и ягоды собранные у дороги – человек- больница

3.Огород возле завода – овощи –человек –больница

4.Заводы – грязный воздух- человек – больница

 Вывод: Мы доказали, что негативное воздействие человека на окружающую среду, возвращается к человеку, делая его слабым и больным.

-Оцените свою работу сигнальной карточкой.

ФИЗМИНУТКА.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ

- Теперь, зная об опасностях окружающей среды, давайте составим памятки нашей экологической безопасности. Поможет вам учебник и дополнительный источники.

-Одна группа будет работать над тем, как защитить себя от загрязненного воздуха. Это «Небесный патруль»

- Вторая группа поработает над правилами защиты от загрязненной воды. Вы группа «Чистая капля»

Оцените свою работу сигнальной карточкой.

Работа групп по учебнику.

Каждая группа составляет памятку о воде, воздухе, продуктах питания.

ПАМЯТКИ

Как защититься от загрязненного воздуха.

-Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.

-Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.

-Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.

-Попроси взрослых не курить в квартире.

-Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.

-Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.

Как защититься от загрязненной воды.

-Нельзя купаться возле промышленных стоков.

-Пей только кипяченую воду.

-Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Если человек будет соблюдать все эти правила, он будет здоровым и счастливым.

Решение ситуаций : индивидуальная работа каждого ученика. совместная взаимопроверка.

«Экологическая ярмарка»

Продавцы выкрикивают и зазывают покупателей.

- Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке!

- А моя большая рыбка плавала по тёплому каналу пруда-охладителя!

- Мои грибочки из берёзового лесочка!

- А я в лес не ходила, ноги не била, в посадке у дороги их находила!

- Я свои яблочки нарвала в деревне у бабушки!

- А мои красные яблочки привезены из-за границы, целый год могут храниться!

- Есть ли у нас ребята, которые сделали неправильный выбор? Объясним им опасность выбранных товаров.

Оцените свою работу сигнальной карточкой.

Молодцы. А теперь с вами проведем тест. На партах лежат тесты на каждого ученика. Ваша задача, выбрать правильные  варианты ответов. Если вы сделаете правильно, то вы в выбранных вариантах буквы можете прочитать слово.

Работаем.

Тест. экологическая безопасность

1.Что такое цепь загрязнения?

а) загрязняющие вещества попадают в реку;

п) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

в) через воздух, воду, почву;

р) через воздух, воду и продукты питания.

3. Что такое экологическая безопасность?

а) растения и животные ,люди живут вместе,влияют друг на друга и на окружающую среду;

о) экологическая безопасность- это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.

4. Как можно себя защитить от загрязнённого воздуха?

к) отойди в сторону;

г) не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.

5. Как защититься от загрязнённой воды?

м) не пей грязную воду;

н) научись пользоваться бытовым фильтром.

6. Какие правила личной экологической безопасности связаны продукты питания?

о) мой овощи и фрукты;

а) пользуйся экологически чистыми продуктами.

7. Цепь загрязнения

с) вытоптанные тропинки;

з) сжигание листвы, гибель насекомых, дым(ядовит).

Проверка теста. Ключевое слово "Прогноз".

обменяйтесь вашими работами и оцените своего соседа.

Рефлексия деятельности

Сформировать личную ответственность за результаты своего труда

- Подведем итог. Вспомните, какие цели мы ставили сегодня на урок. Достигли ли вы этих целей?

- Закончите свою самооценку. Поставьте себе отметку за урок.

- Что нового вы узнали об экологической безопасности?

- С какими новыми терминами и понятиями познакомились?

- Чему мы научились сегодня на уроке?

- Я сегодня узнал(а):

- Я даже не думал(а):

Дети отвечают на вопросы.

Узнали об экологическом состоянии города.

«экологическая безопасность», « цепь загрязнения», «эколог»

Нужно соблюдать правила.

Источником загрязнения воздуха в нашем городе является автотранспорт

-Что загрязнённая почва может стать источником загрязнения воздуха;

Домашнее задание.

- Наш урок окончен.  Давайте подведем итоги. Ребята перед вами на партах лежат картинки. (  рыбки, цветочки, птички).

Если вам урок понравился полностью, то вы берете все по одному объекту  и крепим на доску.

Если вам урок не очень, то берем два объекта природы.

Ну а если совсем не понравился, то возьми один объект природы.

Спасибо вам за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...