Технологическая карта урока Окружающий мир в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе «В царстве грибов». УМК  "Школа России" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе «В царстве грибов»

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

УМК, автор программы

«Школа России», А.А. Плешаков

Тема урока, номер урока в рабочей программе

В царстве грибов

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Формирование представлений обучающихся о грибах как об отдельном царстве природы

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

Способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; расширению кругозора учащихся и развитию информационно-поисковых умений, умения устанавливать причинно-следственные связи

Способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез); формированию представления о роли грибов в жизни леса, умения распознавать съедобные и ядовитые грибы

Содействовать воспитанию бережного отношения к объектам окружающего мира, осознанного понимания ценности всех жвых существ в природе

Планируемые результаты

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Предметные: научатся характеризовать строение шляпочных грибов, с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы, изучат правила сбора грибов

Личностные: Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе.

Метапредметные

Регулятивные: Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: анализировать объекты с выделением

Методическое обоснование урока

В основе методики проведения урока лежит технология развития критического мышления через чтение и письмо, обеспечивающая «открытие» детьми нового знания и активное освоение новых умений. При этом используются разнообразные методы и формы проблемного обучения с применением системы средств ИКТ, составляющих единую информационно-образовательную среду урока. Учащиеся сами открывают тему урока, это происходит в процессе диалога по обсуждению созданной учителем проблемной ситуации (ситуация затруднения создается в процессе выполнения заданий). Принятие учебной задачи происходит в процессе обсуждения основной проблемы урока «Почему грибы ученые определили в отдельное царство?» Учащиеся выполняют практические групповые

задания по заданному алгоритму действий, затем индивидуально применяют освоенный способ деятельности.

ИОС урока

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Плешаков А. А. Окружающий мир : учебник. 3 кл. : в 2 ч. Ч. 1. М. : Просвещение, 2016. 175 с. С. 112—117.

Воронина Ю. В. Современный урок в начальной школе в вопросах и ответах. «Окружающий мир» (методическое пособие). М. : АРКТИ, 2013. 152 с.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: универсальные, ресурсы сети Интернет

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства

Организационная структура урока

Этап

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Создание эмоционального настроя на урок

Учитель читает стихотворение:

     Начинается урок,

     Он пойдет ребятам впрок.

     Постарайтесь все понять,

     Много нового узнать!

Постараемся внимательно слушать друг друга, активно работать на уроке.

Для чего?

Участвуют в диалоге.

Получить новые знания

Проверка домашнего задания

- Откройте КИМы, с. 34—35. Самостоятельно выполните тест «Охрана животных».

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа

Выполняют задания.

Осуществляют взаимопроверку.

Актуализация знаний

У учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

- Предлагаю вашему вниманию послушать звуки.

- Что это за звуки?

- А что такое природа?

- Какая бывает природа?

- Что относится к живой природе?

- Назовите признаки живых существ.

Проверим, как хорошо вы различаете группы живой природы. На столе у вас в конвертах картинки, распределите их по группам.

На какие две группы вы их распределили?

Как называются эти две большие группы?

Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты.

Звуки природы.

Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.

Живая и неживая.

Животные, растения, грибы, бактерии.

Питаются, двигаются, растут, развиваются, умирают.

Работа в парах. Вспоминают правила работы в паре.

Растения и животные.

Царство растений, царство животных.

Создание проблемной ситуации, формулирование темы урока

Прием: таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» («ЗХУ»)

Прием ТРКМ «Верю – не верю»

Какие карточки вы не отнесли к этим царствам? Назовите предполагаемую тему урока.

Тема урока «В царстве грибов»

Перед вами на столах лежат таблицы «ЗХУ» Вспомните все, что вам уже известно о грибах и запишите кратко в первую колонку таблицы. Обменяйтесь в парах таблицами и допишите то, чего нет у соседа.

Проверим, что у вас получилось.

Оказывается, вы много знаете о грибах.

А верите ли вы, что грибы могут передвигаться? (Слизевики в виде лепешек — желтого, белого и оранжевого цвета могут передвигаться и даже забираться на пни.)

А верите ли вы, что бледная поганка — самый ядовитый гриб?

А верите ли вы, что есть грибы «подснежники», которые можно собирать в апреле-мае? (Сморчки.)

А верите ли вы, что есть грибы, которые с помощью запаха привлекают животных? (Трюфели.)

Подумайте, что бы вы еще хотели узнать, и запишите это во вторую колонку. (Работа в парах.)

Из ваших высказываний я поняла, что вы хотите узнать как можно больше о грибах. Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Цель нашего урока: формирование представления

о грибах как об отдельном царстве природы, о разнообразии грибов; ознакомление с особенностями строения грибов.

Грибы.

Дети заполняют первую колонку таблицы «Знаю».

Дети заполняют вторую колонку

«Хочу узнать».

Высказывания детей.

Предполагаемый ответ детей:

Выяснить, почему столь непохожие  организмы объединены в одно

царство, чем грибы отличаются от всех и как они устроены.

Изучение нового материала

Помощь в активном восприятии изучаемого материала и соотнесении старых знаний с новыми. Прием «Инсерт». На данном этапе происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Долгое время грибы считали растениями. А теперь пришли к мнению, что грибы — это особое царство живой природы.

А почему нельзя отнести грибы ни к царству животных, ни к царству растений?

Рассмотрим строение гриба. Для этого прочитаем текст на с. 112—115 и сделаем карандашом следующие пометы:

V — уже знал

+ — новое

– думал иначе

? — есть вопросы

Какие новые сведения для себя вы отметили?

Чем же грибы похожи на растения? Для ответа на вопрос можно пользоваться учебником и своими записями, сделанными в начале урока.

Чем еще похожи грибы и растения?

Чем грибы отличаются от растений?

Вспомните правила, как нужно собирать грибы.

Мнения детей

Ответы детей:

Грибница похожа на корень растения: всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными

солями. Не могут двигаться, как животные.

Грибы не производят питательные вещества, а поглощают их из находящихся в почве отмерших остатков растений и животных.

Рассказывают правила сбора грибов.

Физкультминутка

А теперь немного отдохнем:

 Свежий воздух мы вдохнем—

 За грибами все пойдем:

Друг за другом по тропинке,

А в руках у нас корзинки.

Вот болотце впереди,

Как же нам его пройти?

Встанем на носочки,

Прыгнем мы на кочку.

   На полянке у реки

   Мы увидели грибы.

   Их в корзинку соберем

  И в обратный путь пойдем

Дети повторяют движения за учителем.

Организация деятельности на применение полученных знаний и умений

Создание условий для индивидуального применения полученных знаний и умений в новой ситуации

Все ли грибы можно собирать? Почему?

Игра «Съедобные – несъедобные»

Распределите имеющиеся на столе изображений грибов на две группы.

Викторина  «На полянке» https://learningapps.org/1479644

Викторина «Ты знаешь грибы?» https://learningapps.org/1756318

Найди пару «Собери грибы в корзинку» https://learningapps.org/2523314

Найди пару «Грибы» https://learningapps.org/402424 

Работают в группах, в парах, индивидуально.

Проверяют.

Рефлексия

На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное пере- осмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Прием «Синквейн».

А сейчас мы с вами заполним синквейн по нашей теме.

1 строка – 1 существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза из 4-х слов

5 строка – синоним к теме

Предполагаемый синквейн детей:

  1. Грибы
  2. Съедобные, несъедобные
  3. Ищем, опознаем, срезаем
  4. Гриб – шляпка, ножка, грибница
  5. Царство

Подведение итогов

Заполните 3-й столбик нашей таблицы «ЗХУ» – Узнал.

Оценивание работы на уроке детей.

На какие вопросы вы не получили ответ?

Выполняют задание

Информация о домашнем задании

Нарисовать и описать грибы, которые тебе приходилось собирать.

Записывают информацию о домашнем задании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема урока: "Кладовые земли"

Класс: 3                                          УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешак...

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Перспективная начальная школа. Тема урока: "Человек - защитник природы".

Духовно-нравственное воспитание учащихся, как средство формирования мировоззренческой культуры обучающихся в свете требований ФГОС второго поколения.Технологическая карта урока.Класс: 3 "Б".Учитель: К...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока "Я, ты, он, она...Все мы люди..."

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока "Я, ты, он, она...Все мы люди..."...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...