Конспект урока окружающего мира в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Тема: Чрезвычайные ситуации. Сильный мороз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- Систематизировать знания о безопасных действиях при сильных морозах.
- Формировать умения действовать в случае пребывания на морозе.
- Учить оказывать первую помощь пострадавшему при обморожении.
- Воспитывать культуру безопасной жизнедеятельности.
Оборудование: аудиозапись для начала урока, рисунки убежищ (снежная нора, иглу, яма, пещера, заслон от снега), сюжеты из видеофильма «Два Мороза».
Ход урока
1.Организация.
2.Мотивационное начало.
(Звучит запись на магнитофоне)
Я мог умереть, когда перевернуло мой плот.
Я мог задохнуться от дыма во время пожара.
Я мог замерзнуть во время сильного мороза,
Но однажды, увидев смерть в лицо,
Я стал внимателен и очень осторожен.
Давайте не отдавать жизнь дешево!
Давайте учиться выживать!
Жизнь стоит того, чтобы бороться за каждую её минуту.
Учитель:
- Никто из нас, к сожалению, не застрахован от несчастного случая, аварии, трагической случайности, словом каждый из нас может оказаться в чрезвычайной ситуации.
- Давайте, ребята, вспомним, что такое чрезвычайная ситуация?
- Какие чрезвычайные ситуации вы знаете?
( пожары, землетрясения, цунами, лавины, кораблекрушения, авиакатастрофы, и т. д.)
3. Определение чрезвычайной ситуации. Работа в группах.
(Класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточку с заданием)
Задание: Определите произведение и какая ЧС описывается в нём.
1 группа.
« Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукать, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются»
(Русская народная сказка «Маша и медведь», Маша заблудилась в лесу)
2 группа.
«…Хозяйка и Василий,
Усатый старый кот,
Не скоро проводили
Соседей до ворот.
Словечко за словечком –
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожег ковер.
Еще одно мгновенье –
И легкий огонек
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол,
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел.
Вернулся кот Василий
И кошка вслед за ним,
И вдруг заголосили:
- Пожар! Горим! Горим!
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом».
(С.Я.Маршак «Кошкин дом», пожар в помещении)
3 группа.
«Итак, я больше не думал ни о корабле, ни о вещах, которые на нём остались. Правда, после бури могло прибить к берегу кое-какие обломки. Так оно потом и случилось. Мои мысли теперь были всецело поглощены вопросам, как мне обезопасить себя от дикарей, если таковые окажутся, от зверей, если они водятся на острове. Я долго думал, каким способом достигнуть того и какое мне лучше использовать жильё: выкопать ли пещеру или поставить палатку и хорошенько ее укрепить. В конце концов, я решил сделать и то и другое»
(Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», кораблекрушение)
4 группа.
Всё быстрей порошу кружит
Карусель поющей вьюги.
В норы снежные от стужи
Позапрятались зверюги.
Наш Эдейка безутешный
Тоже юркнул в снег глубокий
И уснул во тьме кромешной,
Как волчонок одинокий,
И над ним все выше, выше
Наметала холмик вьюга….
(Л. Лапцуй «Эдейка», вьюга)
- Кто поможет человеку, оказавшемуся в чрезвычайной ситуации? (Прежде всего он сам)
4.Выход на тему.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной ЧС, а с какой именно вы должны догадаться сами, посмотрев сценку из русской народной сказки « Морозко».
(Заранее подготовленные дети инсценируют отрывок из этой сказки)
Автор: Сидит девушка под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает.
Морозко: Тепло ли тебе, девица?
Падчерица: Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Автор: Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощёлкивает.
Морозко: Тепло ли тебе, девица? Тепло тебе, красная?
Автор: Она чуть дух переводит:
Падчерица: Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Автор: Морозко ещё ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защёлкал.
Морозко: Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Автор: Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
Падчерица: Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Автор: Тут Морозко сжалился над девицей, окутал её тёплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.
- Догадались о какой ЧС говорится в этом отрывке? (о сильном морозе)
5. Новая тема.
- Иногда случается, что человек оказывается на морозе вдали от жилища. Это может произойти по разным причинам.
-Как вы думаете по каким? (сломали лыжу, далеко зашли от дома, заблудились и т. д.)
- А у нас бывают сильные морозы? (Да, у нас морозы - частые гости. Зима продолжительная и суровая.)
- Как же нам поступать и как выжить, если мы вдруг оказались на сильном морозе и до жилища далеко? (ответы детей)
- Сегодня на уроке мы будем учиться выживать в природных условиях наедине с сильным морозом.
- Как вы думаете, что происходит с человеком, когда он начинает замерзать?
(появляется чувство страха и особенно оно проявляется, если человек один)
- Как преодолеть эту главную опасность? (надо успокоиться)
-Для того, чтобы успокоиться, достаточно, прикрыть глаза и медленно досчитать до 20.
-Далее необходимо провести аутотренинг.
(Аутотренинг показывает подготовленный ученик)
Я спокоен. Я смогу преодолеть холод. Мне уже становиться тепло. Я сильный у меня всё получится.
6. Мобилизация на активную деятельность.
- Страх, панику преодолели, а что же делать потом? Подскажет нам русская народная сказка «Два мороза». Давайте посмотрим отрывки из этого видеофильма.
( В первом отрывке учитель показывает как Мороз – Красный нос забрался в шубу, шапку, сапоги барину и чуть живого в городе из повозки отпустил.
Во втором отрывке - как Мороз - Синий нос не мог справиться с мужиком потому, что он бежал за повозкой, дрова рубил, много работал.)
- Что же подсказала вам эта сказка?
- Что надо обязательно делать на морозе?
(двигаться, играть в подвижные игры, выполнять какую-нибудь физическую работу)
7. Физминутка.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мною несколько упражнений, которые помогут вам усилить кровообращение на замерзающем участке тела и тем самым согреться. Мы с вами живём в суровых климатических условиях, поэтому эти упражнения нам надо знать обязательно.
- Если мерзнут ноги, делайте широкие махи вперёд - назад ногами.
- Если замерзают руки, выполняйте энергичные махи руками от плеча, а также сжимайте и разжимайте пальцы рук.
- При обмерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого пройдите, сильно согнувшись вперед, или сделайте 10-15 глубоких наклонов.
8. Роль одежды при пребывании на морозе.
- Отчего же ещё зависит выживание при низких температурах?
- Отгадайте эти загадки, а их отгадки будут вам подсказкой.
Сижу верхом,
Не ведаю, на ком.
(шапка)
Чтоб не мёрзнуть пять ребят
В печке вязанной сидят.
(варежка)
Весь в шерсти, а кожи нет.
(валенок)
Два брата не могут расстаться:
Утром – в дорогу, ночью – к порогу. (сапоги)
Зимой протянулся, а летом свернулся.
(шарф)
-Как это всё называется? (одежда и обувь)
- Да, действительно, от одежды и обуви зависит многое.
Сейчас я предлагаю вам блиц - турнир.
1.Какая ткань лучше всего сохраняет тепло? (шерстяная)
2.Что лучше греет: комбинезон или 2-3 свитера? (свитера т. к. многослойная одежда лучше удерживает тепло)
3. Сколько времени может удерживать тепло даже самая теплая одежда? (полчаса)
4. 90% всех обморожений приходиться на нижние конечности, ноги. Почему?
(слишком тесная обувь, её следует одевать большего размера, чтобы она налезала на 2 пары носков)
5.Какая одежда ведёт к сильному охлаждению? (влажная)
9. Роль убежища при пребывании на морозе.
- Если вы остались в лесу в холодное время года, вам необходимо устроить убежище. Ночлегом или убежищем могут быть: (показ рисунков)
- Иглу – это убежище, построенное из кирпичей, нарезанных из снега.
- Заслон из снега.
- Яма, пещера в снегу
- Снежная нора.
- «Охотничий способ» - развести костёр, прогреть землю, сдвинуть в сторону костёр и, подстелив подручный материал, лечь.
- Если ничего не можете сделать, тогда сядьте на что-нибудь, повернувшись спиной к ветру.
Помните: в любом укрытие закрытого типа не забудьте сделать небольшое отверстие!
10. Последствия пребывания на сильном морозе.
- Частые последствия длительного пребывания на сильном морозе – это обморожения.
Обморожения не вызывает боли, поэтому можно обморозиться не заметив этого. В нашей местности морозы бывают достаточно сильные, поэтому случаи обморожения встречаются часто, особенно у детей. Поэтому надо, прежде всего, знать признаки обморожения. Давайте их назовём.
- Потеря чувствительности кожи.
- Появление на участке тела беловатого или сероватого оттенка.
- Мышечная слабость.
- Повышенная сонливость.
11.Действия при обморожении. Работа в группах.
(Ребята показывают и рассказывают, что они будут предпринимать при обморожении, информацию находят в учебнике)
1 группа – обморожение лица: приложить тёплую ладонь на обмороженное место, нельзя растирать и массировать, прикладывать снег и лёд, напоить горячим чаем.
2 группа - замерзли ноги: выполнить ранее разученные упражнения, поместить в тёплое помещение, освободить ноги от обуви, чтобы поступало тепло.
3 группа – тяжёлый случай холодовых поражений: изолировать от воздействия холода, снять с пострадавшего одежду, одев тёплую или сухую, обогреть в ванной с температурой воды не более + 40 С, нельзя замёрзшего человека усаживать близко к огню или отопительным приборам, обогрев должен быть постепенным и равномерным.
4 группа – замёрзли руки: выполнить упражнения, которые усилят кровообращение рук, укутать руки тёплым мягким бельём.
12. Работа с пословицами.
- В давние времена люди не изучали разные ситуации, но используя свой жизненный опыт неплохо их преодолевали и в виде пословиц, поговорок, сказок передавали это всё следующему поколению.
-На доске записаны пословицы, но слова в них перепутаны. Вам нужно составить пословицу и определить чему она учит. (да не велит стоять Мороз невелик)
Мороз невелик, да стоять не велит.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет
Два друга – мороз да вьюга.
13. Подведение итогов.
- С какой ЧС мы познакомились сегодня на уроке?
- Может ли возникнуть данная ситуация в нашей местности?
- Назовите способы, которые помогут преодолеть эту ситуацию.
- Закончите предложения:
Если человек ещё дрожит от холода, значит, дело …….(не так уж плохо).
Нельзя замёрзшего человека усаживать……(близко к огню).
Выживание при низких температурах зависит от состояния…(одежды и обуви).
14. Выставление оценок с учётом работы в группах.
15. Домашнее задание. Дифференцированное.
Нарисовать убежище или сочинить сказку, описав в ней способы выживания при сильных морозах.
Человек способен выжить в любых самых трудных условиях, если он умеет грамотно и решительно действовать, быть спокойным и уравновешенным, и если он обладает достаточными знаниями. Вот почему надо знать ЧС и способы их преодоления. А я желаю вам, чтобы вы никогда в жизни не подвергались этим ситуациям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"
Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель 2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...
Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.
Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....
Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)
Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»
План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...
Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...