Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "У Черного моря"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Котлова Татьяна Александровна

Конспект урока с использованием кейс- технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okr._mira.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 94

Конспект урока  окружающего мира в 4-м классе с использованием кейс-технологий

на тему " У Чёрного моря "

Учитель начальных классов Котлова Татьяна Александровна

г. Краснодар

Цель урока: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Предметные УУД: получить представление осубтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны субтропиков, хозяйственной деятельности населения.

Оборудование: электронное приложение к учебнику,  карта природных зон, карточка «Исправь ошибки в тексте», иллюстрации с изображением   субтропической зоны Черноморского побережья Кавказа, кейсы с материалами и заданиями, энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», «Зелёные страницы», атласы-определители «От земли до неба», гербарий.

Ход урока:

  1. Организационный момент.


Слова учителя:
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

-Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, гостям, улыбнитесь. С хорошим настроением  мы начинаем урок «Окружающий мир».

2.Актуализация опорных знаний

Игра «Узнай меня»

1.Что за чудо!

Сверху-блюдо, снизу-блюдо.

Ходит чудо по дороге-

Голова торчит да ноги. ( Черепаха)

Вьется веревка,

На конце-головка ( змея)

Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие. (Лисичка- фенек)

Я – песчаный холм, и зовут меня … ( бархан)

  1. Работа с тестами (на листочках со стр. 118  «Поурочные разработки»)
  2. Индивидуальное задание на карточке  «Исправь ошибки в тексте»

 ( «Поурочные разработки»).

 

  1. Самоопределение к деятельности

-Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода,

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

(Учитель записывает  вопросы  на доске).

  1. Открытие нового знания

- В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями. Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.

1. Работа с картой.

- Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет?

Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережье зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

Что обозначает слово “субтропики”?

В переводе с латинского приставка «суб-» значит «под». Это территория под тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на черноморском побережье, - лишь её маленькая часть.

2. Организация работы в группах с кейсами.

- А теперь продолжим изучать природную зону.  В работу включаются  все научные группы:  ботаники, зоологи, экологи.

Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа – «Ботаники» Они, пользуясь учебником (с. 127, 130), энциклопедиями «Я познаю мир. Растения», «Зелёные страницы», атласами-определителями «От земли до неба», гербариями расскажут нам о растениях субтропиков по плану:

         А) Отличительные особенности растений субтропиков.

Б) Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран.

2 группа – «Зоологи» Эта группа, пользуясь учебником (с. 128-130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», «Животный мир России», атласами-определителями расскажут нам о животном мире субтропиков по плану:

А) Обитатели суши.

Б) Обитатели мира.

3 группа – «Экологи» Эта группа, пользуясь учебником (с.132-133), печатной информацией, расскажет об экологии зоны по плану:

А) Экологические проблемы Черноморского побережья.

Б) Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 10 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

2-я группа

3-я группа

3.Кейсы

Кейс №1.

Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир, 4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.127, 130.

Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.

Для естественного растительного покрова субтропиков характерно то, что зимой некоторые растения стоят зелеными и активно растут, другие в это время даже цветут. Зимнее цветение растений никогда не наблюдается в средней полосе. Другая особенность субтропиков – присутствие в естественном растительном покрове крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Особенно хорошо заметны они зимой, когда другие деревья и кустарники сбросили листву.

Здесь выращивают лимоны, апельсины, мандарины, виноград. Поздней осенью деревья покрываются золотыми и оранжевыми плодами. С одного мандаринового дерева собирают до тысячи плодов в год, отдельные апельсиновые деревья дают по 5 центнеров фруктов.)

В наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, (то есть растут только здесь), сохранившихся с древних времён. Среди них можно назвать земляничное дерево, железное дерево, шёлковую акацию. Сохранились они только в субтропиках, где климат на протяжении длительного времени оставался сравнительно тёплым.

Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков- чайный куст и мандарины.

Чайные плантации состоят из множество невысоких кустов ,почти вплотную примыкающих один к другому. Эти плантации похожи на тёмно-зелёное море со многими округлыми волнами. Внешний вид плантаций не меняется в течение года, так как чайный куст- вечнозелёное растение. Мандарины – ценная плодовая культура, но довольно чувствительная к холоду. Мандариновые сады распространены в самых теплых районах кавказских субтропиков. Деревца в таких садах невысокие, с широкими, всегда широкими кронами. Плоды созревают поздней осенью.

Источник №2: Энциклопедия «Я познаю мир. Растения».

Источник №3: «Зелёные страницы».

Источник №4: Карта природных зон.

Источник №5: Красная книга России. Растения.

Источник №6: гербарий;

Источник №7: карточки с изображением растений;

Источник №8:

Загадки.

Плод этот сладкий
И круглый, и гладкий.
Внутри он душистый
Снаружи пушистый.
А серёдка плода,
Словно камень, тверда. ( Персик)

Чтобы фрукту уродиться,
Надо много потрудиться.
Этот плод растёт на ветке,
Весь в янтарной он расцветке.
Сочен, вкусен он и мягок,
А на вкус – душист и сладок.
Кто такой? - Созрел вопрос.
Ну, конечно... (абрикос)

Круглый, зрелый, загорелый,
Попался на зубок,
Расколоться все не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (Грецкий орех).

Гроздья крупные висят,
Как янтарь они горят.
Сок из ягодок приятный:
Вкусный, сладкий, ароматный.
Этой ягоде я рад,
Обожаю...(
виноград).

Источник №9:

Пословицы:

Всем древам древо – кипарис.

Береги в доме добро, в чае — тепло.

Выпьешь чай — прибавятся силы.

Чай пьёшь — до ста лет проживёшь.

Кейс №2.

Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир,4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.128-130.

Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень; мелкими – барсук, куница, лиса, заяц. Многих животных мы встречаем очень редко, потому что они живут в малодоступных для прогулок местах, в густом лесу. Но есть в природе животные, которые встречаются крайне редко, потому что их остаётся очень мало, поэтому их охраняет государство. На склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Он был создан в 1924 году, чтобы взять под охрану природу горной части Западного Кавказа, восстановить численность ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя.

Много интересных насекомых можно увидеть на Черноморском побережье: ос, комаров, стрекоз, бабочек, жуков и много других.

Насекомые.

Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? ( это притаилась на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью цикада питается соком растений. Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.

Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и подняв к небу передние ноги, он как бы молится.

Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Речь идет о кузнечике. Родственники кузнечиков – саранча и сверчки. Саранча питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает опустошения, нанося большой урон посевам. А знаете ли вы , что слуховой аппарат, то есть его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах.

В начале июня, когда становятся ночи теплыми и влажными, на большей части Черноморского побережья появляются светлячки. Днем – это маленький неприметный жучок, но ночью они поднимаются в воздух и устраивают хоровод, который мерцает теплым желтым светом среди деревьев. Ночной танец светлячков завораживает. Описать его невозможно, нужно это увидеть.

Птицы

Домом для многих птиц стало побережье Чёрного моря. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей. Птицы побережья питаются, в основном, рыбой.

В лесах и лугах насчитывается до 200 видов пернатых. В непреступных скалах гнездится горная индейка – улар, а в горных лугах – кавказский тетерев. Многочисленны жаворонки, дрозды, альпийские галки.

Очень интересна птица – оляпка – водяной воробей. Оляпка свободно ныряет в воду и разгуливает по дну, отыскивая себе пищу среди камней. Она выходит из воды всегда сухой, потому что ее перья смазаны особым жиром.

Морские обитатели

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат — хвостокол, камбала, и.т.д. А дельфины – это млекопитающие, иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

В Чёрном море обитает черноморская акула –катран. Самая маленькая по размерам среди своего вида. Её длина от 1 – 2 метров. Питается она мелкой рыбой и для людей безопасна.

Источник №2: Энциклопедия «Я познаю мир. Животные».

Источник №3: «Животный мир России».

Источник №4: Красная книга России. Животные.

Источник №5 Карточки с изображением зверей и птиц;

Источник №6:

 Загадки.

Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх  взлетают...
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
"Разговаривать" умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим …(дельфины).

Что за зонтики смешные?
И ряды из них сплошные?
Они плавают в воде,
Тронешь их и быть беде.
Кроткий вид их - лишь обман.
Ядовитый в них дурман.
Любоваться ими можно,
Только будьте осторожны. (Медузы)

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской... (конек)

Кейс №3.

Источник №1: Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир,4 класс. 1 часть. Издательство Просвещение 2013г., стр.132-133.

Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Н, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими: жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.

Источник №2: Красная книга России. Животные.

Источник №3: «Зелёные страницы».

5.Физкультминутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.

Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

  1. Первичное закрепление.

Работа в группах. Учитель выполняет роль консультанта.

Сообщения учащихся.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы.

  1. Включение нового знания  в систему знаний.
  1. Выполнение заданий 1,3,4  в рабочей тетради -  работа в парах. Проверка по учебнику.
  2. Работа с СД.
  3. Работа в группах – выполнение задания 7 на с. 63 в рабочей тетради, используя учебник и опыт тех ребят, которые побывали на море.

  1. Подведение итогов урока.

Наш урок подошел к концу.

- Какова была цель урока? Достигли ее?

- Какие знания мы открыли?

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

8.Рефлексия . Оценивание.

-А сейчас я предлагаю вам закончить предложение, выбрав один из вариантов ответов. (Самооценка.  Комментарий учителя.)

Своей работой на уроке я доволен / недоволен

За урок я не устал / устал

Моё настроение стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

Подсчитываются баллы каждой группы. Выявляется группа победительница (или группы)

9. Домашнее задание

1. Прочитать тект на стр.126-134, ответить на вопросы.

2. Выполнить задания 2, 8,9  в рабочей тетради.

3. Подготовить сообщение о понравившемся растении  или животном побережья Чёрного моря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...