2 класс Что такое экономика?
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
конспект урока Что такое экономика? 2 класс Окружающий мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметы «Окружающий мир» и математика
Конспект интегрированного урока по теме «Что такое экономика?» 2 класс
ФГОС, УМК «ШКОЛА РОССИИ» ИШМУХАМЕТОВА Р.З.
Цели деятельности учителя | Цель. Сформировать понятие «экономика». Задачи. Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»; - создать условия для формирования знаний об экономике; -обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики; - сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики; - обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации и решение задач. Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; - развивать умение работать в группе. Воспитательные: - воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики. -воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость. |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: различать отрасли экономики; получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Метапредметные: познавательные –-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, -ставить проблему поискового характера; -проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики; -применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств); -проводить рефлексию результатов деятельности; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные –-слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем; - управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия; уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение; регулятивные -ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала; -корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата; организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Личностные: -ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе; - принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование личностного смысла учения |
Методы и формы обучения | Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | УМК «ШКОЛА РОССИИ»: - Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. Ч.1. М.И.Моро. «Математика». Учебник для 2 класса.Ч .1. -Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2015., -Тетрадь тестов для 2 класса М.. Просвещение, 2015. - Презентация; -карточки – тесты для индивидуального опроса; |
Ход урока
Название этапа, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
1.Орг. этап. | - Добрый день ребята! Мы- умные! Мы- дружные! Мы- внимательные! Мы-старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! (слайд 1) Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости. Урок у нас необычный – интегрированный. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Приветствуют друг друга. Слушают синоптика. | Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
2. Самоопределение к деятельности | Сегодня мы начнём изучать новый раздел окружающего мира и повторим решение задач и примеров по математике. Откройте учебник на с. 103 и прочитайте название. (слайд 2) «Жизнь города и села» (слайд 3) -Прочитайте, что мы узнаем, чему научимся изучая этот раздел? - Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? - Что кажется трудным и пока непонятным? - А как мы справимся с трудностями? | -С помощью учебника, дополнительной литературы, интернета, взрослых. | Регулятивные: волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов Личностные : П редвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Введение в тему урока | У. – К нам в гости попала семья инопланетян. Она решила поселиться на новом месте, только не могут решить, где же выбрать место жительства: в городе или в селе. (слайд 4) - Давайте вспомним, что такое город и село( слайд 5) Чем же они отличаются. ( слайд 6) (Решить примеры на повторение и распределить понятия по двум колонкам : Город, село – работа в группе) Давайте вспомним признаки города и села (слайд3) Молодцы! Эти знания нам помогут изучать темы этого раздела. -Куда же решила переехать семья? | Дают характеристику, анализируют положительные и отрицательные условия жизни в городе и селе. Село: мало многоэтажных домов, хорошие дороги, чистый воздух, речка, все в селе знают друг друга, помогают соседям, можно вырастить «чистые» овощи, фрукты и другие продукты питания. Город. Многоэтажные дома, не надо топить печь – есть центральное отопление, газовая плита, работает общественный транспорт, есть театры, музеи, но большое количество транспорта загрязняет воздух | Регулятивные: волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов ЛИЧНОСТНЫЕ : П редвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
3.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | –Где бы ни жил человек, что бы он не делал, и взрослый, и ребёнок: идя в школу, покупая хлеб, читая книгу или отправляясь в гости на автобусе – всюду рядом находится… У. –Это слово известно всем. Даже не зная его определения, все сталкиваются с его содержанием | Высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других. Осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
4.Актуализация знаний, 1)постановка проблемы. 2) Определение темы и целей урока.
| НО ЭКО КА МИ ( слайд 7) У. –Какое слово зашифровано? Сформулируйте тему. У. –Правильно, тема нашего урока "Что такое экономика?" ( слайд 8) – Определите, пожалуйста, цели нашего урока, используя фразу: ( слайд 9) – Я думаю, что узнаю… - Давайте откроем учебник на стр.104 и еще раз прочитаем, о чем же мы узнаем на уроке. ( слайд 10) - Итак, мы познакомимся с понятием «экономика» и узнаем её составные части. | - Экономика - Что такое экономика? - Я думаю, что узнаю про экономику - Мне хотелось бы узнать про отрасли в экономике. | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критерии ям; действовать по намечен ному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник. Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассника ми, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям |
5.Новый материал. 1)Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: Подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение. 3)Выявление места и причины затруднения. Цель: Восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение. 4)Построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка цели урока и выбор способа решения учебной проблемы, 5)Реализация построенного проекта. Цель: учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. | 2. Знакомство со значением слова «экономика». У. Где можно найти значение незнакомого слова? (слайд 11) У. – Можно обратиться к словарю, зайти в Интернет, в поисковой системе задаём слово «экономика». - А сейчас сами узнаем, что же такое экономика. Рабочая тетрадь стр.67.Разгадать кроссворд. (Работают в группах) Что же это такое? ( слайд 12) (проверяем слайд 13) -Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». ( слайд 14) - Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным законам и правилам. - Наша страна – это тоже наш дом. Поэтому мы поговорим с вами об экономике страны. -Экономика – это хозяйственная деятельность людей в стране или– хозяйство. -В экономике страны все четко распределено. Вся экономика поделена на части, которые называют отрасли. ( слайд 15) - Каждый день мы сталкиваемся с разными предметами экономики. - Давайте попробуем определить название разных отраслей экономики по группам товара. 1.Итак, наша экономика начинается каждый день с того, что каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят? (фабрики, заводы) Это отрасль называется промышленность. ( слайд 16-17) 2. Хлеб, молоко, овощи, мясо? Это к нам приходит откуда? … Да, из сельского хозяйства. ( слайд 18-19) 3. Еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности, так как станки не смогли бы работать круглый год под открытым небом. Это – строительство. ( слайд 20-21) 4. Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазины, рынки, торговые точки и др. Нам помогла, какая отрасль экономики? Это – торговля. ( слайд 22-23) 5. Мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём, тоже помогла отрасль экономики. С помощью чего мы можем добраться до работы? Это транспорт( слайд 24-25) -Итог: Я представила экономику (хозяйство) нашей страны в виде дерева. Вот самые основные отрасли экономики. ( слайд 26) -Посмотрите на них внимательно и ответьте на такой вопрос: связаны ли между собой части экономики?(слайд 26) Давайте поразмышляем. Скажите, какие отрасли нам помогли, чтобы мы могли утром выпить стакан молока? ( слайд 27) Кто изображен? ( слайд 28) -А как называется человек, который их пасет? -А что будет, когда корова поест траву? Значит, настала пора корову…(доить). -Кто доит коров? - Ребята, вся эта деятельность, которую мы с вами рассмотрели, называется животноводством – это часть одной из отраслей экономики, которая называется – сельское хозяйство. Посмотрите, сколько видов деятельности, профессий занято только для того, что бы получить молоко. Но на этом её путь не заканчивается. -Подумайте, что люди будут делать с молоком, которое они получили от коров? -А как оно может туда попасть? А кто управляет машиной? -А как называется автомобиль с кузовом- цистерной для перевозки молока? Ребята, мы с вами столкнулись с еще одной отраслью экономики – какой? Транспорт. Какое значение он имеет? А как вы думаете, сельское хозяйство как-то связано с транспортом? -Куда мы с вами приехали? -А что такое молокозавод? -А что происходит с молоком после того, как его переработали? Что с ним делают? -Вот мы и встретили еще одну отрасль экономики – пищевую промышленность. Пищевая промышленность перерабатывает продукты, которые поступают к ней из сельского хозяйства, и производит из них продукты, которые мы с вами используем в пищу. Пищевая промышленность – это часть большой отрасли экономики, которая называется – промышленность. -На заводе приготовили множество молочных продуктов. Куда их повезут? Заводим моторы, едем в магазин. Кто работает в магазинах? А кто-нибудь знает, как называется эта отрасль экономики? Да, именно торговля помогает нам приобретать те товары и продукты, которые нам необходимы. А куда же потом попадает молоко? Посмотрите, какой длинный путь проделало наше молоко прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных людей трудилось, сколько времени прошло с момента его рождения. И, посмотрите, мы на этом примере убедились, что ВСЕ отрасли ВЗАИМОСВЯЗАНЫ. ( слайд 29) | Д. Экономика – от др.- греч. Слов ЭКОС – дом и НОМОС – закон, буквально – правила ведения хозяйства. Вывод. Экономика это ХОЗЯЙСТВО или ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -фабрики, заводы -Из сельского хозяйства -Строительство - Торговля - Транспорт
- коровы - пастух -у неё в вымени появится молоко -их надо подоить -доярки -молоко отвезут в город на молокозавод. -Его повезут на машине. Водитель -молоковоз -Перевозит грузы, доставляет что-либо. -Транспорт перевозит грузы, которые дает сельское хозяйство -на молокозавод -завод, на котором молоко перерабатывают, делают из молока различные молочные продукты разливают их в красивые бутылки, коробочки, пакеты -в молочный магазин - продавцы - торговля -к нам домой | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
| |||
6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки. | Работа в парах. 1) – Вы получили новые знания, теперь надо применить их. Р. т. стр.68. ( слайд 30) Итог. У. – Какие отрасли экономики вы записали? 2) –Угадайте, о какой отрасли данная задача (с 67,68 учебник математики) и решите её (работа в группе) | Да. | Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план. Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме |
7.Работа над ключевыми словами урока: - Блага. Значение экономики. Части экономики. - Взаимосвязь - Деньги | У. Основой любой деятельности является ЧЕЛОВЕК. Он производит и потребляет различные предметы, товары – блага. У. - Блага – то, что необходимо человеку для жизни. ( слайд 31) 3. Значение экономики. -Давайте определим, важна ли экономика? -Что необходимо человеку для жизни, какие блага? – Откуда это появляется в вашей семье? –На что можно купить необходимые блага? – На деньги, которые зарабатывают родители. –Ваши родители работают в различных частях экономики: на железной дороге, есть мамы и папы продавцы, водители, инженеры, врачи, кинологи, учителя. Получив за свою работу деньги, родители в семье распределяют их. | Да. –Продукты питания, одежда, жильё. – Покупают родители. -Чтобы приобрести любой товар, нужно за него заплатить деньги | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план. |
8. Физкультурная пауза | Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни | ||
9.Из истории денег | Вы сейчас мне назвали ещё один элемент экономики, без которого она не может существовать. Я прочитаю определение этого слова, а вы попробуйте определить эту часть. - Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, или средством платежей и предметом накоплений. (слайд 32) -Узнать о том, как появились деньги вы сможете, прочитав текст учебника на стр.106 (Слайд 33) - Зачем нужны деньги? Итак, давайте потренируемся! Устный счёт. Преобразовать .записать в тетрадь. 8р.50к.=…..к. 315к.=…р. …к. 118к.=…р….к. 5р.21к.=…..к. Молодцы! Продолжаем дальше. Действия с величинами. Работать сейчас будете в парах. Каждая пара получит карточку ,в которой нужно будет выполнить действия с величинами. 1)5р.20к.+2р.02к.= 2)19р.-9р.= 3)3р.10к.-2р.05к.= 4)6р.13к.+3р.= 5)5р.50к.-2р.10к.= 6)6р.12к.=2р.14к.= | -Деньги Осмысленно читают текст. Анализируют Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме | Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи. Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник. |
9. Итог урока. | Теперь пришло время проверить себя по теме ЭКОНОМИКА. Что узнали и что запомнили. Найдите правильный ответ на вопрос.(тест) ( слайд 34) Так, почему важно изучать экономику? | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Потому что экономика окружает нас по всюду, мы с ней тесно связаны. | Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Рефлексия. Продолжите фразу:- Было интересно узнать, что… - Меня удивило …- Было трудно… - Теперь я знаю, что…( слайд 35) | Регулятивные: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения будущих задач. | |
11. Домашнее задание. | С. 106-107, рабочая тетрадь стр.69 №4, №5,№6. ( слайд 36) С 74 задача 17,18 | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям. |
Дополнительная информация: История денег
Мы пользуемся бумажными или металлическим деньгами. Но так было не всегда. Люди не сразу придумали удобные деньги, которые можно носить с собой, которые занимают мало места и которые можно легко обменять на любой товар: на хлеб, на кувшин, на лодку и др.
Как же люди в древности обходились без денег? Они обменивались друг с другом различными предметами. Охотник менял добытые соболиные шкурки на нож или наконечник стрелы. Земледелец сеял пшеницу, растил ее, а лишнее зерно менял на глиняный горшок или железный топор. Но такой обмен не всегда был удобным. Случалось так, что гончар хотел за свой горшок получить не зерно, а красивые бусы из раковин. Но бусы из раковин отдавали за трёх быков или горсть соли, а у гончара не было ни быков, ни соли. Как быть?
Постепенно люди поняли, что должен быть какой-то один предмет, на который можно выменять всё, что нужно! Этим предметом стали красивые благородные металлы – серебро и золото.
Сначала, рассчитываясь друг с другом за товар, люди взвешивали на весах куски золота и серебра, тут же отрубали от дорогого слитка часть и отдавали его за товар – быка, хлеб или бусы. Потом стали заранее приготовлять кусочки и тонкие пластинки, разные по весу и форме, и ставили на них клеймо, какой у кусочка вес.
Так появились монеты из драгоценных металлов, похожие на те, которыми пользуемся мы с вами.
Сейчас люди платят за товар не золотыми и серебряными, а бумажными деньгами и разменными монетами, которые сделаны из дешевых металлов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 2 класса«Что такое орфограмма? Орфографическое правило»
Конспект урока по русскому языку для 2 класса в технологии деятельностного метода....
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....
Конспект к уроку литературного чтения 2 класс "Что такое хорошо и что такое плохо"
Литературное чтение 2 классТема: "Что такое хорошо, и что такое плохо"Цель урока: -формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; Предполагае...
Сценарий часа общения для 3 класса "Что такое "хорошо" , и что такое "плохо"?"
Сценарий часа общения для 3 класса "Что такое "хорошо" , и что такое "плохо"?"...
Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"
Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....
Классный час для инклюзивного класса (2 класс) "Что такое дружный класс"
Классный час "Что такое дружный класс" разработан дефектологом (учителем ресурсного класса) для проведения во 2-м инклюзивном классе, где обучается ребенок с расстройством аутистического спе...