Конспект урока по окружающему миру "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)
материал по окружающему миру (2 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование представлений о формах земной поверхности.

Планируемые результаты:

Предметные: знать офрмы земной поверхности (холм, гора, равнина); уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке;оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: учебник УМК «Школа России» 2 часть(Плешаков А.А), рабочая тетрадь2 часть, раздаточный материал для работы в группе, ПК, проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

-Добрый день ребята. Мы начинаем урок окружающего мира.

1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!

1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!

1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!

Окружающий нас мир интересно познавать

Его тайны и загадки мы готовы разгадать?! (Готовы!)

Присаживайтесь!

- Приветствуют учителя

Регулятивные: самостоятельно организовать свое
рабочее место, определить цель учебной
деятельности.

Познавательные: умение определять свой кругозор.

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

- Сегодня у нас с вами будет новая тема урока, но для начала давайте проверим то, что вы проходили на прошлом уроке.

- Сейчас я выдам карточки для самостоятельной работы ученикам. Кому выдам карточки, вы на этих карточках выполняете задание. А затем, мы проверим ответы у доски.

- А мы ребята давайте с вами выполним маршрут путешественника. У вас на партах лежат листочки в клеточку, возьмите в руки простой карандаш, и внимательно послушайте задание:

Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка - это путь, который путешественник проходит за 1 час, всем понятно задание?

- Я сейчас буду вам этот путь озвучивать.

- "Путешественник вышел из точки А и 2 часа шел на север, затем 2 часа - на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка D). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час - на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад... И вернулся домой.

- А теперь проверьте правильный ли вы маршрут построили?

- Обменяйтесь листочками, посмотрите правильный ли ваш сосед по парте выполнил маршрут? Если правильно поставьте 5, если нет ничего не ставим.

- А теперь давайте проверим задания, которые выполнялись на карточках.

Слушают учительницу.

- выполняют маршрут

Горизонт – это, видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей.

- Прибор для определения стран света.

Коммуникативные: участвовать в диалоге. Грамотно формулировать устные ответы

Познавательные:

Регулятивные: планирование своей
работы.
Контроль, коррекция, оценка своей работы.

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

Мой край - моя земля,

Родимые просторы!

Мой край, как ты велик!

С границы до границы.

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

- Перед вами физическая карта, что на физической карте обозначено коричневым и зеленым цветом?

- Как вы думаете, какая будет тема урока? Горы и равнины?

- А как думаете, чем же заниматься будем на сегодняшнем уроке? Давайте поставим задачи на урок.

-Слушают стихотворение

(Синим показаны – океаны, моря, реки, озера)

- коричневым и зеленым обозначены горы, равнины

- Тема урока- основные формы земли.

- План урока:

1. узнаем, какие формы земной поверхности бывают

2. научимся их сравнивать

3. будем учиться замечать и ценить красоту природы

Коммуникативные: участвовать в диалоге.
Высказывать свою точку зрения, оформлять свои
мысли в устной речи.

Познавательные: анализирование заданий

Регулятивные: планирование своей
работы.
Контроль, коррекция, оценка своей работы.

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

- Давайте откроем учебники на странице 78 и рассмотрим иллюстрации. Что на них изображено?

- И на той, и на другой иллюстрации у нас показаны формы земной поверхности

- Слева какая поверхность?

- Справа какая поверхность?

- Прочитайте на странице 78 как правильно называются эти формы земной поверхности.

Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной?

- А что такое равнина?

- А какие еще неровности мы можем встретить на поверхности земли?

- А теперь давайте обратим внимание на слайд (На слайде изображение "Холмистой и плоской равнины")

- Вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются?

- Равнины бывают плоские и холмистые

- Что вы видите на первой иллюстрации?

- А на второй?

-А кто может объяснить, почему равнины получили именно такие названия?

- горы высокие лежит снег на верху. равнины ровные.

- Ровная

- неровная

- читают по одному, все остальные следят.

- Ровный участок поверхности называется равниной

- Равнина - ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.

- холм, овраг, горный хреб

- холмистая равнина

- плоская равнина

- Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.

Коммуникативные: участвовать в диалоге.
Высказывать свою точку зрения, оформлять свои
мысли в устной речи.

Познавательные:

Регулятивные: планирование своей
работы.
Контроль, коррекция, оценка своей работы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

До горы сейчас дойдём.

Вот - подошва, вот – вершина,

Левый склон и правый склон.

Мы взберёмся на вершину

И осмотрим всё кругом!

- Представьте, что вы – гора.

- Покажите вершину, подошву, склоны.

- А теперь, давайте поработаем немного в рабочей тетради. Откройте рабочие тетради на стр. 49 и подпишите части холма и горы

- Вы подписали части горы и холма, а в какой местности живем мы?

- Мы живем среди Уральских гор

- Это самые старые горы на планете Земля, со временем они разрушаются, поэтому они становятся не очень высокие.

- Давайте снова вернемся к физической карте и рассмотрим какие горы есть на территории нашей страны:

- Уральские горы

- Кавказские горы (а в Кавказских горах есть самая большая гора России.

Эльбрус - бесценная гордость и достояние России.)

- Алтайские горы (на алтайские горы ребята ездить очень большое колличество туристов, красоту этих гор не предать)

- Саяны (тоже очень замечательные и очень красивые горы)

- Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? Как вы думаете почему она окрашена в такие цвета?

- Почему такое название плоскогорье?

- Потому что это и горы, но они плоские похожи на равнины

- Сегодня мы познакомились с формами земной поверхности

- Как называются ровные части земной поверхности?

- Какие две большие равнины расположены на территории нашей страны? Кто сможет назвать и показать на карте?

- Какие горы расположены на нашей территории? Кто может горы показать?

- Но формы земной поверхности изменяются, горы разрушаются, становятся ниже. И равнины тоже разрушаются, на месте равнин появляются овраги.

- Сейчас мы посмотрим с вами что такое овраги и как они образуются.

- А как вы поняли, что же такое овраги и откуда они берутся?

- читают, все остальные следят

- они отличаются высотой, у холма высота до 200 метров, а вот у горы высота может быть более 200 метров

- мы живем на Урале

- Слушают учителя, рассматривают иллюстрации гор на слайдах

- что такая форма земной поверхности называется плоскогорье

- равнины

- Восточно-Европейская, Западно - Сибирская равнина

- Уральские горы, Алтайские горы, Саяны, Кавказские горы

- Просматривают видео сюжет

- овраги — это углубления с крутыми склонами. Образуются они от временных водотоков.

Коммуникативные: участвовать в диалоге,
высказывать свою точку зрения.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

- Мы с вами изучили основные формы земной поверхности. И я предлагаю выполнить вам задания на карточках в парах Решение кроссворда

«Формы земной поверхности»

По горизонтали:

2. Равнины, которые имеют ровную поверхность, это … равнины. (плоские)

4. Возвышенности на равнинах называются…(холмы)

6. Ровные или почти ровные участки земной поверхности. (равнины)

8. Горы, расположенные рядами. (горные хребты)

По вертикали:

Равнины, имеющие на поверхности возвышенности. (холмистые)

3. Эти чудо-великаны

Носят каменные кафтаны.

Белые шапки на макушках,

До облаков достают верхушкой. (горы)

5.Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. (овраг)

7. Самая высокая часть холма или горы. (вершина)

-Разгадываю кроссорды

Коммуникативные: участвовать в
коллективном обсуждении, осуществлять
контроль.

Познавательные: Построение логической
цепи рассуждения, выбор оснований и
критериев для сравнения.

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

- Перед нами физическая карта нашей страны, на территории нашей страны находятся две большие равнины - Восточно-Европейская, Западно - Сибирская равнина

- А возвышения на равнине, это холмы

- На стр.79 в учебнике рассмотрите схему горы и холма.

- Какие части выделяются у горы и у холма?

- Вы рассмотрели из каких частей состоит холм и гора, теперь давайте прочитаем

- Что такое вершина, подошва и склон.

- Между горой и холмом много общего, а чем же они отличаются?

- находят ответы

- вершина, склон, подошва

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

Подумайте и определите качество своей работы на уроке. На доске висят иллюстрации равнина и гора

Те, кто считают:

- «Я внимательно слушал, но понял не всё; знания, полученные на уроке, не смогу использовать в жизни», прикрепите стикер к равнине.

Те ученики, кто уверен, что «- Я внимательно слушал. Я всё понял. Я могу воспользоваться полученными на уроке знаниями», прикрепите стикер к «Горе».

- Почти все флажки оказались на горе, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.

- оценивают свою работу, клеят стикеры к иллюстрациям.

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация "Формы земной поверхности" во 2 классе по программе Школа России

Конспект урока и презентация по окружающему миру "Формы земной поверхности" 2 класс Школа России....

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс.)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Проект "Города России" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся огородах России.Планируемые результаты:Предметные:-знать особенности городов России; -уметь анализировать и делать выводы.Личностные:-при...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 1 часть.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 2 часть.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.П...